Тема: «Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья »
методическая разработка

Выродова Надежда Васильевна

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дополнительного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           МБУ ДО  « Дом детского творчества»

Тема:  «Условия организации  успешного  обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья »

                   (доклад-сообщение)

                                                        

                                                        Выполнена:                                                           Выродовой Надеждой Васильевной,

                                                            Педагогом дополнительного образования

                                 высшей  квалификационной категории

С.Кочубеевское, Ставропольский край

                                                       

                                   

             

                                 

                         С.Кочубеевское -2021г.

                                   

Дети с особенностями в развитии, с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Ребята  с различными заболеваниями уже несколько лет являются объектом особого внимания и работа моего объединения не исключение.

 В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на дополнительное образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области  дополнительного образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Уровень цивилизованного общества во многом определяется его отношением к детям с проблемами в развитии.

В современной педагогической психологии наметилась тенденция актуализации исследований, посвященных изучению влияния творческого процесса на интеграцию личности ребенка с ограниченными возможностями в социальную среду здоровых детей и разработке психокоррекционных программ, способствующих достижению полноценного развития и самореализации личности (А.Д. Виноградова, С.Д. Забрамная, А.Г. Литвак, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, И.А. Соколянский и др.

С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукотворных работ, созданных руками мам и бабушек. Изготовление поделок, оформление жилища издавна считалось важным и нужным делом.

На протяжении  нескольких лет в  «Доме детского творчества» на базе моего объединения  ведётся работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, где они   занимаются   разными прикладными техниками (в зависимости от заболевания).

Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.

  Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дополнительного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Уровень цивилизованного общества во многом определяется его отношением к детям с проблемами в развитии. В последнее время все больше внимания уделяется детям-инвалидам, идет поиск путей решения этой проблемы: как сделать так, чтобы неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Такие дети психологически «младше своего возраста». Мышление их более конкретно; им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблено. Им труднее осваивать учебный материал, и они быстро его забывают. Воспитанники быстро утомляются. Им надоедает слушать, играть, куда-то идти, делать любую монотонную работу. У них слабый самоконтроль, Данное обещание быстро забывается, запрет нарушается.

Но эти дети добры и отзывчивы, хотя могут быть агрессивны и упрямы. Они очень чувствительны и обидчивы. Очень подвержены влиянию: как хорошему, так и плохому.

Учитывая особенности этих детей, каждый ребенок требует индивидуального подхода. На занятиях необходимо повышенное внимание к выполнению правил техники безопасности. Воспитанник может заниматься по данной программе несколько лет, но педагог каждый учебный год в этом случае предлагает для изготовления другие изделия. На занятиях дается минимум теории, все сводится к практической деятельности, что обусловлено особенностями воспитанников этой категории.

Дополнительная  программа  «Росток» для детей с ОВЗ, создана мною и имеет художественно-эстетическую направленность, а по функциональному назначению прикладной, то есть создает условия для овладения детьми определенной совокупности умений и способов действия

        Возникновение данного  материала связано с потребностью создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимой для их дальнейшей  социализации в обществе.

Для  стимулирования мотивации у таких детей  с ОВЗ к занятиям декоративно прикладным творчеством ежегодно корректируется  программный материал, обновлено содержание теоретического материала, что позволило создать индивидуальный образовательный маршрут и  ввести  новые формы  учебных занятий.( экскурсии, поездки, выходы  в природу.) Разные способы проведения мониторинговой деятельности при подведении итоговых умений и навыков, как правило, проходят в непринужденной и комфортной обстановке для таких обучаемых. Я привлекаю детей в различные мероприятия. Где ребята могут показать свои наработанные знания в виде персональных выставок, а также фестивалях и аукционах. Ребята не только показывают свои изделия в различных техниках ДПИ, но и могут реализовать свои панно и изделия на праздниках, ярмарках, аукционах.  Ведь таким детям требуется особое внимание и психологический подход. Для таких детей, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательные учреждения органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают обучение на дому.  Курс индивидуального обучения на дому  для детей с ограниченными возможностями реализуется как отдельный курс в рамках комплексной программы  объединения декоративно-прикладного творчества «Мастерица». Программа имеет 4 основных раздела: «Рисунок, живопись», «Аппликация- изготовление изделий» , «Основы ковровой вышивки», «Бумагопластика, подарки, сувениры»

Образовательный процесс такой индивидуальной работы с  детьми  включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в этом курсе дополнительного обучения детей  стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!». Зачастую мы не думаем о том, кто же такие дети с ограниченными возможностями. Мы не часто встречаем их на улицах, детских площадках, они не ходят в обычные школы. Складывается впечатление, что таких детей не бывает. Дети с ограниченными возможностями зачастую изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, вышивают, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией. Очень часто в нашей повседневной  жизни  отражены пути решения противоречий между:

  • непониманием, отторжением обществом детей с ограниченными возможностями здоровья и их потребностью в общении, любви, внимании, возможности творчества;
  • достаточно высоким уровнем творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и невозможностью их развития в ограниченном рамками домашнего обучения пространстве.

 Эти противоречия я стараюсь пробовать решать через инд.  занятия , так. как зачастую это является единственной возможностью для продуктивной творческой деятельности и социального общения детей с ограниченными возможностями. Атмосфера занятий с такими воспитанниками позволяет раскрепоститься, ведь здесь ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей.

Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Изделие, выполненное ребенком-инвалидом, несет отпечаток его личности.

И очень правильно, что  особое внимание сейчас уделяется инклюзивному обучению в силу того, что детей- инвалидов-увы, сейчас не становится меньше, а по последним данным увеличивается . Это в какой- то мере позволяет решить проблему социализации детей, которые в силу особенностей своего здоровья не  имеют возможности приобретать жизненный опыт через общение в детском коллективе.

Обучение в объединении по инд. Программе для детей с ОВЗ имеет ряд особенностей, в связи с этим  соблюдает  определенные условия:

  • Равные, партнерские отношения, взаимодействие на горизонтальном уровне, на уровне глаз.
  • Исключается любая агрессивность по отношению к ребенку.
  • Не приемлемы указания, команды, требование, принуждение.
  • Работа должна проходить в комфортных для ребенка условиях, в основном, на дому.
  • Исключается любая критика и оценивание действий и поведения ребенка.
  • Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности и

работать в собственном темпе.

  • Ребенок вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытого

выражения чувств или коллективного обсуждения.

  • Каждое занятие планируется таким образом, чтобы в конце его ребенок увидел свой(хоть и частичный) результат.

В.А.Сухомлинский писал, что «…Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

                                                         

                 Список   литературы.

           Для педагогов

- Закон об образовании  и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

-Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.

-Устав МОУ ДОД ДДТ

- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми на оздоровительной площадке

    - Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учебно- методическое пособие /Под. ред. Т.Я.Шпикаловой - М., 2000.

- Выгонов В.В.Практикум по трудовому обучению: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. уч. зав. - М.: Академия, 2001. 

--        Высотами Г..С. Психология искусства - М.: Педагогика, 2007

-Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизан-образования: Учебное пособие для студентов пед. учеб. зав-ий – М.: Академия, 1999.

-Панорама педагогического опыта. Идей номинантов СКИПКРО. 8 Ставропольского краевого педагогического фестваля «Талант-2008 стр. 76- автор Старчунова М.А.- Ставрополь- СКИПКРО

Издательство «Учитель»-Волгоград-изд. 2009г. Третьякова Л.В. Коган М.С.Работа с семьей в УДОД

-Технология  (1-3 класс)

-  Лазарева А.Г. « Сборник авторских программ дополнительного образования детей» Москва «народное образование» 2002 г.

-.        Лазарева А.Г. «Дополнительное образование детей» –М.: Илекса; Ставрополь 2004 Планета знаний. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова-Москва-Астрель-2011г Белобрыкина -О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству.
- Новосибирск: Издательство НГПИ, 2003

-Укулова Е.И. «Русское ковроделие». М. Просвещение МРХУПИ  2002г

   Для родителей:

- Программа работы университета педагогических знаний для родителей- Ставрополь- министерство образования- СКИПКРО- 2010г.

- Работа с семьей в учреждениях ДОД. Издательство «Учитель»-Волгоград-изд. 2009г. Третьякова Л.В. Коган М.С

- Внеклассные мероприятия- Мозаика детского отдыха- Загуменова Л.Л.- М. ВАКО- 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Опыт работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей. В основе - использование песенного богатства русского народа с целью формирования у воспитанников уважения к истории, народному творчеству, с...

РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе....

Доклад: «Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»

Добро творить ,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога. Лучами сердца Мир отогревать, И отдавать, и не считать,Что отдал много…”...

«Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья детей». Реферат.

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов творческой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и наказани...