Самоанализ учебного занятия и массового мероприятия
методическая разработка

В документе представлена методическая разработка, которая была предложена слушателям курсов профессиональной переподготовки по специальности "Педагог дополнительного образования детей и взрослых". Автор предлагает варианты проведения самоанализа учебного занятия и массового мероприятия в системе ополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alieva_samoanaliz.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция с элементами практики в рамках курсов ПП,

10.11.2021, г. Нерюнгри, г. Якутск

Самоанализ учебного занятия и массового мероприятия

Алиева Ильмира Ильдаровна,
зав. отделом, старший методист МБУДО «ЦРТДиЮ» г. Нерюнгри

«…В самой своей основе педагогический труд — настоящий творческий труд — стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается прежде всего в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи».

В.А. Сухомлинский

Каждый педагог в своей практике сталкивается с необходимостью анализировать свою деятельность: один раз в пять лет – во время прохождения процедуры аттестации; в конце каждого учебного года – при анализе итогов освоения программы вашими учениками; ежемесячно - когда внедрялась система эффективных контрактов.

Каждый из этих анализов, безусловно, играет важную роль в методическом становлении педагога. Но, поскольку в нашей системе образования основной формой организации работы остается учебное занятие (урок), то именно самоанализ занятия может и должен быть важнейшим средством стимулирования самообразования педагога.

Качественно проведенный самоанализ занятия может свидетельствовать о методической грамотности педагога, об умении увидеть положительные моменты, а также вычленять ошибки и не допускать их появления в дальнейшем.

В каких случаях проводят самоанализ занятия (мероприятия)? Во-первых, как способ рефлексии после проведения образовательного события или в конце рабочего дня. Во-вторых, во время посещения ваших занятий, например, методиста. В-третьих, самоанализ требуется проводить в некоторых профессиональных конкурсах.

Самоанализ занятия можно проводить по следующей схеме.

  1. Если проводится открытое занятие, на котором присутствует несколько гостей, то целесообразно начать с приветствия присутствующих.
  2. Сообщается тема занятия.
  3. Характеристика общеобразовательной программы (название, направленность, специализация, срок реализации, место занятия в данной программе).
  4. Анализ контингента обучающихся (год обучения, возраст, гендерный состав, наличие детей с ОВЗ, детей девиантного поведения и т.д.).
  5. Тип занятия.
  • Занятие изучения нового материала.
  • Занятие закрепления и развития знаний и способов деятельности.
  • Занятие повторение.
  • Занятие применения знаний и способов деятельности.
  • Комбинированное занятие.
  • Контрольное занятие.
  1. Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные).
  2. Форма занятия (традиционное, нетрадиционное).
  3. Анализируются этапы занятия по следующему алгоритму: название этапа → содержание работы → результат [2] (таблица 1).

Таблица 1

Этап занятия*

Анализируемый параметр

Результат

Организационный момент

Приветствие педагога.

Проверка отсутствующих.

Проверка помещения.

Проверка учащихся и их рабочих мест.

Установка внимания.

Указывать на достижение какой задачи занятия было направлено содержание этапа.

Проверка домашнего задания

Методы проверки домашнего задания.

Количество опрошенных.

Анализ качества домашних заданий (сознательность и самостоятельность, проявленные учащимися, качество творческих работ и т.д.).

Подготовка учащихся к восприятию нового материала

Сообщение темы.

Целеполагание.

Актуализация знаний и мотивация (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание).

Изучение нового материала

Соответствие содержания КТП, программным требованиям.

Научность, доступность объясняемого материала.

Связь учебного материала с жизнью (воспитательная, развивающая ценность).

Адекватность подобранных методов.

Закрепление новых знаний и способов деятельности.

Обобщение и систематизация знаний

Используемые педагогом формы закрепления знаний, их разнообразие и действенность.

Работа педагога по устранению выявленных пробелов в понимании нового материала.

Дифференцированный подход.

Активность учащихся.

Адекватность подобранных методов.

Контрольный

Используемые педагогом формы контроля знаний, их действенность.

Дифференцированный подход.

Активность учащихся (если это позволяет выбранный способ контроля).

Информация о домашнем задании

Установка внимания.

Объем д/з.

Разъяснение содержания д/з и методики его выполнения.

Подведение итогов

Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

Рефлексия учащихся.

*Этапы анализируются те, что были в структуре занятия, в зависимости от его типа.

  1. Удалось ли осуществить намеченный план занятия? В какой мере? Были ли отступления от плана? Усвоили ли обучающиеся материал?
  2. Оцените эмоциональный фон, комфортность работы учащихся на занятии.
  3. Оцените, кто работал интенсивнее – педагог или учащиеся, свое отношение к неуспевающим.
  4. Что было явно неудачным на занятии, возможные причины? Что необходимо исправить и как (в организации занятия, в содержании и методах работы и т.д.)?
  5. Достижение цели, решение задач (цели достигнуты; частично достигнуты; не достигнуты).

Схема самоанализа массового мероприятия:

  1. Название.
  2. Цель, задачи.
  3. Системность. Место данного мероприятии в системе работы педагога: одноразовое, системное; стихийное, плановое; вводное, обобщающее, итоговое.
  4. Место проведения (указывается, если необходимо обосновать место проведения).
  5. Участники (количество, анализ состава).
  6. Форма проведения (викторина, конкурс, игра и т.д.).
  7. Оформление, наглядность, оборудование, технические средства, мультимедийное сопровождение.
  8. Показать взаимосвязь цели и содержания.
  9. Соотнести поставленные цели мероприятия с его результатом, выявить удачные и неудачные моменты.
  10. Отзывы участников (если проводилась рефлексия).

Практическая часть

Уважаемые педагоги, сейчас я вам предлагаю провести анализ конспекта занятия: вам надо будет найти 1 неудачный и 1 удачный момент в занятии (одно на выбор):

Для этого пройдите по ссылке, которая появится в чате.

Самостоятельная работа участников курсов.

Представление результатов.

Примерные варианты ответов (таблица 2).

Таблица 2

Положительные моменты

Отрицательные моменты

Конспект открытого занятия по бисероплетению «Дерево желаний».

Использованы ИКТ.

Формирование познавательных УУД (работа с технологической картой изделия, рефлексия), коммуникативных УУДД (групповая работа).

Здоровьесберегающие технологии.

Не отражено как формировались развивающие и воспитательные задачи.

Не реализован потенциал орг.момента.

Не обоснованы выводы по занятию.

Конспект занятия по шахматам «Шахматы – пробный камень ума».

Использованы ИКТ.

У подобранной легенды большой воспитательный потенциал.

Есть элемент загадочности (черный ящик).

Цель поставлена неверно.

Нет воспитательных задач.

Методы не соответствуют возрасту.

Нет д/з.

Конспект массового мероприятия «День матери».

Приобщение родителей к УВП.

Развитие творческих способностей у учащихся.

Укрепление детско-родительских отношений.

Цель, задачи поставлены неверно.

Содержание мероприятия не в полной мере способствует достижению задач.

Нет логики в мероприятии.

Заключение

Выстраивая свою педагогическую деятельность помните об эффекте Пигмалиона. 2 апреля 1968 года увидела свет книга Роберта Розенталя и Леноры Якобсон «Пигмалион в школьном классе», заставившая критически переосмыслить многие представления в области педагогики и психологии [3].

Название этому феномену было дано по имени мифического Пигмалиона – легендарного царя Кипра, который изваял статую прекрасной женщины и страстными мольбами убедил богов оживить её. С древних пор этот образ призван символизировать неожиданный животворящий эффект, вызванный настойчивым желанием и искренней верой.

Авторы книги психологи Розенталь и Якобсон в результате эксперимента доказали, что успехи обучающихся в большей мере отражают ожидания учителя, чем их истинные способности. Они провели среди учащихся начальной школы исследование, случайным образом отобрали 20 учеников и, убедили их учителей, что эти дети обладают большими способностями к развитию. К концу учебного года все эти ученики показали больший рост коэффициента умственных способностей, чем у сверстников. Почему это произошло?

Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся. По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности. Все это способствует улучшению учёбы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Сразу хочу оговориться, что данное исследование впоследствии было подвергнуто критике со стороны ряда исследователей, но, я думаю, что каждый из вас согласится, что может к области фундаментальных знаний этот эффект не может в полной мере применяться, а как воспитательный принцип имеет право на существование!

Поэтому, при планировании и проведении занятия, ведите себя по отношению к детям более дружелюбно, стремитесь воодушевить их, используйте несколько иные методы преподавания, допускайте большую степень свободы в их познавательной и творческой активности.

Закончить нашу встречу хотелось бы словами Василия Александровича Сухомлинского «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд…» [2].

Список литературы:

  1. Анализ и самоанализ учебного занятия. Электронный ресурс. URL: http://student39.ru/lector/analiz-i-samoanaliz/ (дата обращения 08.11.21).
  2. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  3. Степанов С.С. Пигмалион в школьном классе. Портал психологических новостей. Электронный ресурс. URL: https://psypress.ru/columns/daybyday/26250.shtml (дата обращения 01.11.2021).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учебного занятия

Самоанализ учебного занятия...

Самоанализ учебного занятия

Самоанализ учебного занятия «Введение в образовательную программу по декоративно – прикладному искусству «Сувенир»»...

самоанализ учебного занятия

Памятка педагогу по самоанализу проведенного учебного занятия...

Самоанализ учебного занятия «Мы родом не из детства».

Самоанализ проведен по следующим критериям:общие сведения;тема учебного заняти;цель;содержание учебного занятия;тип учебного занятия;структура учебного занятия;методы обучения;система работы педагога...

Шаблон для проведения самоанализа учебного занятия

Не секрет, что в работе каждого учителя наступает момент, когда необходимо провести открытый урок и подготовить его самоанализ. Из опыта своей работы, я представляю вашему вниманию Шаблон для проведен...

Самоанализ учебного занятия

Самоанализ учебного занятия - это мысленное разложение проведенного занятия на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности пу...