Методические рекомендации по применению дидактических материалов на занятиях
методическая разработка

Жиленкова-Олендская Галина Васильевна

Дидактические материалы помогают педагогам добиться лучшего результата за меньшее количество времени, заметно повышая эффективность и качество обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_rekomendatsii_didakticheskie_materialy.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«Детско-юношеский центр «Красногвардеец»

Методические рекомендации

по применению дидактических материалов на занятиях

Автор-разработчик:

Жиленкова-Олендская Галина Васильевна,

 методист.

Санкт-Петербург

2021

Пояснительная записка

Дидактические материалы относятся к прикладной методической продукции и должны соответствовать содержанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям.

Дидактические материалы могут быть представлены в различных видах и использоваться как для визуализации образовательного процесса, так и для выполнения практических работ, самостоятельных работ, а также для выполнения оценочных заданий.

Цель использования дидактических материалов в образовательном процессе - сделать обучение более привлекательным для учащихся, т.к. интерес к учебному процессу способствует лучшему усвоению доносимой педагогом информации.

Данные методические рекомендации по оформлению дидактических материалов предназначены в помощь педагогам дополнительного образования ДЮЦ «Красногвардеец»

Основная часть

Дидактические материалы помогают педагогам добиться лучшего результата за меньшее количество времени, заметно повышая эффективность и качество обучения.

На занятиях педагог может воспользоваться уже готовыми дидактическими материалами и созданными самостоятельно.

Дидактические материалы могут быть использованы как на очных занятиях, так и на дистанционных с применением возможностей электронных технологий.

Виды дидактических материалов:

- печатные: учебные пособия, атласы, карты, справочники, инструкции, памятки;

- иллюстративные: рисунки, репродукции, картины, фотоматериалы;

- наглядные схематические или символические: оформленные стенды, планшеты, плакаты, таблицы, схемы, графики, диаграммы, чертежи, развертки, шаблоны и т. п.

-  дидактические игры: музыкальные, словесные, творческие, социальные, интеллектуальные, с предметами, игры-загадки, игры-путешествия и т.д.

 - раздаточный материал: наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, карточки с заданиями, маршрутные листы, карточки с топографическими знаками,

- контролирующие материалы: опросники, тесты, анкеты;

- электронные: все выше перечисленные материалы в цифровом формате,

 - аудиовизуальные: аудиозаписи, слайды, презентации, видеоматериалы, видеофильмы;

- наглядные объемные: макеты, модели демонстрационные, гербарии, чучела животных, образцы изделий, живые объекты, муляжи и т. п;

-  учебные приборы: компас, барометр и т.д.

- интерактивные дидактические материалы: те же карты, таблицы, иллюстрации и так далее, а также видео- и аудиоматериалы, дополненные интерактивными элементами, сюда же относятся компьютерные тесты, электронные тренажеры, виртуальные экскурсии, интерактивные презентации, интерактивные игры, веб-квесты, электронные карточки и др., которые используются на занятиях в диалоговом общении между педагогом и учащимися, меду учащимися группы.  

 Дидактические материалы являются неотъемлемой частью образовательного процесса, поэтому перед выбором готовых дидактических материалов или для создания своих дидактических разработок для занятия, необходимо прежде всего:

- определить цель самого занятия, продумать содержание учебного материала и методику его преподавания, определить вид и назначение использования необходимых дидактических материалов, 

затем:

- подготовить уже готовые или разработать собственные дидактические материалы для создания развивающей предметно-пространственной среды занятия, выбрать способ подачи дидактических материалов на занятии.

Для предоставления дидактических материалов в качестве прикладной методической продукции необходимо выполнить следующие требования:

1.Систематизировать имеющиеся дидактические материалы в соответствии с темами или разделам учебной программы, а также, в соответствии с видами: наглядные, раздаточные, контролирующие и т.д.;

2. Описать каждую единицу хранения;

В описание включается:

название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; год обучения по программе; ФИО педагога;

название раздела или темы, в котором используются описываемый дидактический материал;

указать возраст учащихся;

назначение:

иллюстрация к теме;

справочная информация;

практическое задание;

задание для самостоятельной работы;

задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать;

задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого;

задания с проблемными вопросами;

задания на развитие воображения и творчества;

экспериментальные задания;

памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления;

инструктивные карточки, отражающие последовательность изучения нового материала и необходимые способы учебной работы;

карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа заданий и пр.;

справочные материалы;

алгоритм выполнения задания;

указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания;

указание правил и формул, на основании которых выполняется задание;

модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений; тесты с возможностью самоконтроля;

и так далее.

3. Разработать методические рекомендации для использования дидактических материалов на занятиях; при желании педагог может разработать методическое пособие, в котором будут объединены идеи по использованию дидактических материалов по темам или разделам программы.

Подбор дидактических материалов должен соответствовать общепринятым методикам преподавания: от простого к сложному, интегративность (межпредметные связи), терминологическая строгость, научность, доступность, наглядность, возможность практического применения знаний, возможность мониторинга качества обучения. Если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля.

Польза от использования дидактических материалов на занятиях очевидна, так как, в процессе работы с дидактическими материалами у учащихся:

усиливается мотивации обучения,

происходит развитие определенного вида мышления: наглядно-образного, теоретического, логического,

активизируется познавательная деятельность,

формируется навык самостоятельного овладения материалом,

формируется умение работать с различными источниками информации,

формируется умение самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал,

активизируется взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских и творческих учебных задач.

Сочетание визуального образа и устного пояснения педагога подводит учащегося к многоканальности восприятия, которое особенно легко осуществляется при использовании возможностей компьютера. Такое восприятие учебной информации позволяет каждому учащемуся более эффективно обучаться в комфортной для него обстановке.  

Дидактический материал хранится в удобном для педагога месте. Электронные дидактические материалы хранятся на рабочем столе персонального компьютера педагога, планшете, телефоне, на CD и DVD дисках, USB-флеш-накопителях, картах памяти; педагог может сохранять для себя интернет-ссылки на нужный материал на образовательных сайтах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию дидактических материалов для интерактивной доски

Дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения ACTIVIspire 1.4 для интерактивной доски ActivBoard серии 500Pro, (можно использовать для других видов досок) представляет собой...

Методические рекомендации по использованию дидактических материалов для интерактивной доски

Дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения ACTIVIspire 1.4 для интерактивной доски ActivBoard серии 500Pro, (можно использовать для других видов досок) представляет собой...

Дьяченко Г.И. Поварова И.Ф. Дидактические материалы к занятиям в объединении «Оригами» "Цикл занятий "Собаки"

Данные материалы предназначены для использования педагогами на занятиях с обучающимися коррекционных образовательных учреждений VII и VIII вида в объединениях дополнительного образования «Оригам...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 1. Арифметика

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Методические и дидактические материалы для занятий по дополнительной общеразвивающей программе "От природы к творчеству"

Данный материал содержит информацию:         1. Краткий теоретический курс  по программе «От природы к творчеству» ;         2. Техно...

методические рекомендации по применению инновационных технологий на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования

Применение инновационных технологий, разноформатных упражнений для развития всех четырех видов речевой деятельности на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования...

Методические рекомендации по применению дидактических игр на уроках технологии

Методические рекомендации по применению дидактических игр на уроках технологии...