Рабочая программа дополнительного образования по Робототехнике. 2-й год обучения.
рабочая программа

Куклин Олег Алексеевич
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» относит-ся к программам технической направленности.
Уровень Программы – базовый.
Актуальность данной программы:
- необходимость вести работу в естественнонаучном направлении для со-здания базы, позволяющей повысить интерес к дисциплинам среднего зве-на (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);
- востребованность развития широкого кругозора школьника и формиро-вания основ инженерного мышления;
-отсутствие предмета в школьных программах начального образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навы-ков и опыта программирования.
Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенно-стях составления программ управления, автоматизации механизмов, моде-лировании работы систем.
Робот-конструктор LEGO позволяет учащимся:
- совместно обучаться в рамках одной группы;
- распределять обязанности в своей группе;
- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- создавать модели реальных объектов и процессов;
- видеть реальный результат своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_robototehnika._vtoroy_god._kuklin_o.a._esosh_21-22.docx73.91 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования «Усть-Илимский район»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Районный центр дополнительного образования детей»

(МОУ ДО «РЦДОД»)

СОГЛАСОВАНО 

Методическим советом

МОУ ДО «РЦДОД»

Протокол №__02__

от «31» августа 2021 г

  УТВЕРЖДЕНО

Директором МОУ ДО «РЦДОД»

Шпагиной А.М.___ ____

Приказом №__64__

От «31» августа 2021 г

Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

«Робототехника»

Возраст обучающихся: 11- 17 лет

Срок реализации программы: 1 год (144)

Уровень: опытный

Автор составитель программы:

Куклин Олег Алексеевич.

Работает по программе:

Куклин О.А., педагог дополнительного

образования

Усть-Илимский район, 2021 г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ…………..3
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………….…………………3
  2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ………………………………………..5
  3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………………….5
  4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………..8
  1. КОМПЛЕКС ОГРАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКХ УСЛОВИЙ……9
  1. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ………………………………………………….9
  2. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ……………………………………………9
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………………10
  4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ……………………………………...11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….13

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………...14

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………...16

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………...20


1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника», разработана в соответствии с:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» - ФЗ №273 от 29.12.2012;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» №196 от 09.11.2018 г.;
  • Уставом Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования детей» (далее – Учреждение).

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» относится к программам технической направленности.

Уровень Программы – базовый.

Актуальность данной программы:

- необходимость вести работу в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей повысить интерес к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);

- востребованность развития широкого кругозора школьника и формирования основ инженерного мышления;

-отсутствие предмета в школьных программах начального образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта программирования.

Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Робот-конструктор LEGO позволяет учащимся:

- совместно обучаться в рамках одной группы;

- распределять обязанности в своей группе;

- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

- создавать модели реальных объектов и процессов;

- видеть реальный результат своей работы.

Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. В процессе конструирования и программирования учащиеся получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

Использование LEGO-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия LEGO как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования.

Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.

Изучая простые механизмы, учащиеся учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

Адресат программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» предназначена для учащихся от 10 до 17 лет.

Количество обучающихся в группе 15 человек.

Набор в группы – свободный.

Состав группы – постоянный.

Подросток уже способен управлять собственным поведением, может дать достаточно аргументированную оценку поведения других, особенно взрослых. У них углубляется интерес к окружающему, дифференцируются интересы, появляется потребность определиться в выборе профессии. В своих коллективных делах подростки способны к большой активности. Они готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорное преодоление препятствия. Дети этого возраста склонны признавать только настоящий, по праву завоеванный авторитет. Они зорки и наблюдательны, чутко улавливают противоречия во взглядах и позициях старших, болезненно относятся к расхождениям между их словами и делами. Они все более настойчиво начинают требовать от старших, уважения к себе, к своим мнениям и взглядам, и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

Объем программы

Программа рассчитана на 1 год обучения на 144 часа в год. Программа является вариативной. При необходимости в соответствии с материально-техническими и погодными условиями, планами учреждения, в течение учебного года, в пределах учебной нагрузки, возможна перестановка тем тематического плана программы.

Форма обучения - очная.

Режим занятий

Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа (40 - 45 минут занятие, перерыв между занятиями 10-15 минут).

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.

Задачи программы:

Обучающие:

- развитие навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;

- развитие навыков программирования;

- развитие навыков решения базовых задач робототехники.

Развивающие:

- развитие конструкторских навыков;

- развитие логического мышления;

- развитие пространственного воображения.

Воспитательные:

- воспитание у учащихся интереса к техническим видам творчества;

- развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;

- развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;

- формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Дополнительная общеразвивающая

программа

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов

Количество учащихся

Форма итоговой аттестации

Дополнительная

общеразвивающая

программа

«Робототехника»

Группа 2 года обучения

4

36

144

15

Творческая проектная работа

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов, тем

количество часов

Форма промежуточной (итоговой) аттестации

всего

теория

практика

1.

Раздел №1. Вводное занятие.

2

2

0

1.1

Организация работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ. Робототехника. Конструкторы компании ЛЕГО.

2

2

0

2.

Раздел №2. Программно-управляемые модели.

34

4

30

2.1

Робот. Правила робототехники. Видеопрезентации программно-управляемых моделей.

2

2

0

2.2

Конструирование. Сборка робота «Линейный ползун».

4

2

2

2.3

Соревнование программно-управляемых роботов: «Слалом». Факторы, способствующие победе.

4

0

4

2.4

Сборка робота «Трёхколёсный бот».

4

0

4

2.5

Конструирование. Сборка робота «Бот-внедорожник».

4

0

4

2.6

Конструирование. Сборка робота «Танк-Сумоист»

4

0

4

2.7

Соревнование программно-управляемых двухмоторных роботов: «Сумо». Факторы, способствующие победе.

4

0

4

2.8

Соревнование программно-управляемых роботов «Перетягивание каната». Факторы, способствующие победе.

4

0

4

2.9

Соревнование программно-управляемых полноприводных моделей: «Спидвей». Факторы, способствующие победе.

4

0

4

3.

Раздел №3. Механизмы со смещённым центром.

30

2

28

Понятия: «Кулачок», «Эксцентрик».

2

2

0

Механизмы, построенные на основе эксцентриков с качающим движением шатуна.

4

0

4

Кривошипно-шатунный механизм: устройство, особенности конструкции, применение.

4

0

4

Механизмы с поступательно-движущимся шатуном.

4

0

4

Кулисные механизмы: устройство, особенности конструкции, применение.

4

0

4

Механизмы с пространственно-качающимся шатуном.

4

0

4

Конструкции с использованием кривошипно-шатунных и кулисных механизмов.

4

0

4

Механизмы, построенные на основе эксцентриков с поступательным движением шатуна.

4

0

4

4.

Раздел №4. Модели известных конструкций и исследования

72

0

72

Исследование. Транспортное средство.

16

0

16

Исследование. Роликовый транспортер

10

0

10

Проект «Гонки на колесах и гусеницах».

16

0

16

Проект «Поднимаем».

10

0

10

Исследование. Карусель.

10

0

10

Исследование. Турникет.

10

0

10

5.

Раздел №5. Итоговая работа

6

1

5

Творческая проектная работа по итогам года

итого:

144

9

135

Содержание учебного плана.

Раздел 1. Вводное занятие

Теория.

Организация работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ. Робототехника. Конструкторы компании ЛЕГО.

Раздел 2. Программно-управляемые модели

Теория.

Робот. Правила робототехники. Видеопрезентации программно-управляемых моделей. Конструирование. Сборка робота «Линейный ползун». Соревнование программно-управляемых роботов: «Слалом». Факторы, способствующие победе. Сборка робота «Трёхколёсный бот». Конструирование. Сборка робота «Бот-внедорожник». Конструирование. Сборка робота «Танк-Сумоист». Соревнование программно-управляемых двухмоторных роботов: «Сумо». Факторы, способствующие победе. Соревнование программно-управляемых роботов «Перетягивание каната». Факторы, способствующие победе. Соревнование программно-управляемых полноприводных моделей: «Спидвей». Факторы, способствующие победе.

Практика.

Построение и улучшение роботов для соревнований в группах.

Раздел 3. Механизмы со смещённым центром

Теория.

Понятия: «Кулачок», «Эксцентрик». Механизмы, построенные на основе эксцентриков с качающим движением шатуна. Кривошипно-шатунный механизм: устройство, особенности конструкции, применение. Механизмы с поступательно-движущимся шатуном. Кулисные механизмы: устройство, особенности конструкции, применение. Механизмы с пространственно-качающимся шатуном. Конструкции с использованием кривошипно-шатунных и кулисных механизмов. Механизмы, построенные на основе эксцентриков с поступательным движением шатуна.

Практика.

Построение сложных моделей роботов с использованием кривошипно-шатунных и кулисных механизмов.

Раздел 4. Модели и исследования

Теория.

Исследование. Транспортное средство. Исследование. Роликовый транспортер. Проект «Гонки на колесах и гусеницах». Проект «Поднимаем». Исследование. Карусель. Исследование. Турникет.

Практика.

Проектирование роботов-моделей известных конструкций и соревнования в группах с целью выявления и устранения недоработок.

Раздел 5. Итоговая работа

Теория.

Этапы выполнения проектной работы: постановка проблемы, определение цели и задач, составление плана выполнения самостоятельной работы, расчет количества необходимых материалов, выполнение работы, самоанализ выполненной работы.

Практика:

Разработка темы проекта. Конструирование модели, её программирование. Презентация модели. Подготовка итоговой выставки работ учащихся за учебный год. Рефлексия образовательных результатов учащихся.

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы, обучающиеся будут знать:

  •  основные и дополнительные компоненты конструктора Lego;
  •  основы программирования роботов в программе Lego Education Mindstorms EV3;
  •  специальную терминологию.

Обучающиеся будут уметь:

  •  конструировать роботов для решения различных задач;
  •  составлять программы с различными алгоритмами;
  •  использовать созданные программы для управления роботами.

Обучающиеся будут владеть:

  •  навыками работы с конструктором Lego;
  •  навыками работы в среде программирования Lego Education Mindstorms EV3;
  • навыками программирования роботов на внутреннем языке микроконтроллера.

2. КОМПЛЕКС ОГРАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКХ УСЛОВИЙ

2.1. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ

Проверка полученных умений, навыков и знаний осуществляется на контрольных занятиях, а также в процессе участие обучающихся в соревнованиях разного уровня, профильных конференциях и семинарах, внутренних соревнованиях.

Текущий контроль усвоения теоретического материала осуществляется с помощью опроса (зачета) по отдельным темам (разделам).

Основным результатом обучения является творческая работа – создание и программирование робототехнического устройства собственной конструкции.

Аттестация по итогам освоения программы проводится в форме итогового зачета по разделам программы и защиты творческого проекта (Приложение 3).

Формой итогового контроля также может являться результативное участие обучающегося в конкурсных мероприятиях муниципального, городского и более высокого уровней.

2.2. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для оценивания результатов текущей и промежуточной диагностики используется уровневая система: низкий, средний и высокий уровень. В начале учебного года проводиться собеседование, с целью выявления начальных умений и навыков, мотивации поступления в объединение. Во время всего периода обучения применяются тесты на развитие памяти, мышления, воображения.

Оценочный лист заполняется педагогом в конце учебного года по результатам наблюдений, тестирования и выполнения практических заданий.

Оценочный лист по итогам обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Робототехника»

Критерии оценки

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Знают

правила безопасной работы;

основные компоненты конструкторов LEGO;

конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

Умеют

работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);

самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);

создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.

Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся

Параметры

оценивания

Уровни освоения программы

Высокий

Средний

Низкий

Практические навыки работы с конструктором.

Обучающийся самостоятельно собирает робота.

Обучающийся пытается самостоятельно собрать робота, прибегает к помощи педагога.

Обучающийся не знает основ конструирования роботов.

Программирование

типовых роботов с помощью

«внутреннего» языка

программирования.

Обучающийся

свободно ориентируется в

программном обеспечении.

Хорошо владеет навыками составления

программ. Последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы.

Обучающийся знает

основные элементы программного

обеспечения. Удовлетворительно

владеет навыками составления программ,

но не укладывается в заданные временные сроки.

С ошибками отвечает на поставленные вопросы.

Обучающийся

испытывает затруднения в нахождении требуемых

команд. С трудом демонстрирует навыки

составления программ. Не укладывается в заданные временные

рамки

2.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Робототехника» проводятся на базе МОУ «Эдучанская СОШ» в стационарном, типовом, освещенном и проветриваемом учебном кабинете, который отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм, правилам техники безопасности, установленных для помещений, где работают учащиеся, оснащенном типовыми столами и стульями с учетом физиологических особенностей обучающихся.

Материалы и инструменты.

Конструкторы LEGO Education Mindstorms EV3, компьютеры, проектор, экран.

2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

При обучении по программе используются следующие технологии: группового обучения, проектного обучения, здоровьесберегающие, технология дистанционного обучения.

Групповые технологии – обучение проходит в разновозрастных группах, объединяющих старших и младших общим делом.

Технология проектного обучения - ребята учатся создавать проекты по решению доступных им проблем и умело защищать их перед другими. Поощряется смелость в поисках новых форм, проявление фантазии, воображения.

Технология дистанционного обучения - это способ обучения на расстоянии. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры учащихся. Её особенность в том, что у детей есть возможность получать знания самостоятельно. Благодаря современным информационным технологиям, учащиеся и педагог могут использовать различные информационные ресурсы.

Данные технологии применяются в случае болезни учащегося или для учащихся при консультировании по отдельным вопросам в соответствии с содержанием программы, а также при неблагоприятной социальной обстановке в образовательной организации, районе, стране по распоряжению вышестоящих органов управления образования.

Педагог обеспечивает регулярную дистанционную связь с учащимися и родителями (законными представителями) для информирования о ходе реализации программы с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля. Для родителей (законных представителей) учащихся разрабатываются инструкции/памятки о реализации программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с указанием:

- адресов электронных ресурсов, с помощью которых организовано обучение;

- логин и пароль электронной образовательной платформы (при необходимости);

- режим и расписание дистанционных занятий;

- формы контроля освоения программы;

- средства оперативной связи с педагогом.

        Образовательная деятельность организовывается в соответствии с расписанием, Занятие с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения включают:

- разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием;

- online-занятие, оnline-консультация;

- фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов;

- инструкции по выполнению практических заданий;

- дидактические материалы/ технологические карты;

- контрольные задания.

        Структура занятия с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения содержит основные компоненты, что и занятие в очной форме. При проведении занятия с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, перед учащимися обозначаются правила работы и взаимодействия.  В процессе занятия педагогу необходимо четко давать инструкции выполнения заданий.

        Для проведения занятий используются следующие способы:

- проведение занятий в режиме онлайн;

- размещение презентаций и текстовых документов в сети Интернет;

- проведение практических занятий: видеозапись мастер-класса педагога, видеозапись выполненной работы учащимися.

Оn-line консультации проводятся педагогом с помощью электронной почты. 

Здоровьесберегающие технологии. Важное значение в проведении занятий имеет организация динамических пауз. Введение этих упражнений в процесс занятия обеспечивает своевременное снятие физической усталости и оживление работоспособности детей. Количество таких пауз (физкультминутки) в течение занятия зависит от возраста детей, от сложности изучаемого материала, от состояния работоспособности. Занятия строятся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, степени подготовленности, имеющихся знаний и навыков.

Учебное занятие - основной элемент образовательного процесса, который проходи в комбинированной форме в двух частях: теоретической и практической.

Теоретическая часть проходит в виде лекций, где объясняется новый материал, практическая часть закрепление пройденного материала посредством выполнения практических заданий по разделам и темам программы. На занятиях используется индивидуальный подход к каждому обучающемуся, особенно при выполнении итоговой практической работы.

В процессе выполнения практических работ происходит обсуждение способов решения поставленной задачи, выбора инструментов. Комбинированная форма занятий обеспечивает смену видов деятельности и перерывы в работе за компьютером.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагогов

1. Добриборш Д.Э., Чепинский С.А., Артѐмов К.А. Основы робототехники на Lego® Mindstorms® EV3. Учебное пособие. – М.: Лань, 2019. – 108 с. Иванов А.А. Основы робототехники. Учебное пособие. - М: ИНФРА-М, 2019. – 223 с.

2. Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 120с.: ил

3. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286с.: ил.

4. 2. Корягин А.В. Образовательная робототехника Lego Wedo. Сборник методических рекомендаций и практикумов. - М.: «ДМК-Пресс», 2016. – 254 с.

5. Огановская Е.Ю., Князева И.В., Гайсина С.В. Робототехника, 3D-моделирование и прототипирование в дополнительном образовании. – М.: Каро, 2017. – 208 с.

6. Тарапата В.В., Самылкина Н.Н. Робототехника в школе. Методика, программы, проекты. – М.: Лаборотория знаний, 2017. – 109 с.

7. Филиппов С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 176 с.

8. Юревич Е.И. Основы робототехники. Учебное пособие. – М.: BHV, 2018. – 304 с.

Для учащихся

1. Белиовская Л., Белиовский Н. Использование Лего–роботов в инженерных проектах школьников. - М.: «ДМК Пресс», 2016. – 88 с.

2. Винницкий Ю.А. Игровая робототехника для юных программистов и конструкторов. - М.: ВНV, 2019. – 240 с.

3. Русин Г.С., Иркова Ю.А., Дубовик Е.В. Привет, робот! Моя первая книга по робототехнике. – М.: Наука и Техника, 2018. – 304 с.

Ресурсы сети Интернет:

  1. www.int-edu.ru
  2. http://strf.ru/material.aspx?d_no=40548&CatalogId=221&print=1
  3. http://masters.donntu.edu.ua/2010/iem/bulavka/library/translate.htm
  4. http://www.nauka.vsei.ru/index.php?pag=04201008
  5. http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=7&showentry=1948
  6. http://legomet.blogspot.com
  7. http://www.memoid.ru/node/Istoriya_detskogo_konstruktora_Lego
  8. http://legomindstorms.ru/2011/01/09/creation-history/#more-5
  9. http://www.school.edu.ru/int
  10. http://robosport.ru
  11. http://myrobot.ru/stepbystep/
  12. http://www.robotis.com/xe/bioloid_en
  13. http://www.prorobot.ru/lego/dvijenie_po_spiraly.php
  14. http://technic.lego.com/en-us/BuildingInstructions/9398%20Group.aspx
  15. http://www.nxtprograms.com/robot_arm/steps.html
  16. http://www.mos-cons.ru/mod/forum/discuss.php?d=472
  17. http://www.isogawastudio.co.jp/legostudio/modelgallery_a.html
  18. http://sd2cx1.webring.org/l/rd?ring=robotics;id=2;url=http%3A%2F%2Fwww%2Eandyworld%2Einfo%2Flegolab%2F
  19. http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=284&id=1080

http://pacpac.ru/auxpage_activity_booklets/


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график по дополнительной общеразвивающей

программе «Робототехника» на 2021-2022 год

Раздел / месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел 1

2

Раздел 2

10

18

6

Раздел 3

10

16

4

Раздел 4

8

16

16

18

14

Раздел 5

6

Промежуточная аттестация

проектная работа

Всего

12

18

16

16

12

16

16

18

20

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Календарный учебно-тематический план по дополнительной

общеразвивающей программе «Робототехника» на 2021-2022 год

Дата

Тема; содержание темы

Кол-во

часов

Форма занятий

Форма промежуточной (итоговой) аттестации

Тема №1. Вводное занятие.

2

1

09.09.21

Организация работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ. Робототехника. Конструкторы компании ЛЕГО.

2

Теория

Входная аттестация, наблюдение

Тема №2. Программно-управляемые модели.

34

2

13.09.21

Робот. Правила робототехники. Видеопрезентации программно-управляемых моделей.

2

Теория

3

16.09.21

Конструирование. Сборка робота «Линейный ползун».

2

Теория/практика

4

20.09.21

Конструирование. Сборка робота «Линейный ползун».

2

Теория/практика

5

23.09.21

Соревнование программно-управляемых роботов: «Слалом». Факторы, способствующие победе.

2

Практика

6

27.09.21

Соревнование программно-управляемых роботов: «Слалом». Факторы, способствующие победе.

2

Практика

7

30.09.21

Сборка робота «Трёхколёсный бот».

2

Практика

8

04.10.21

Сборка робота «Трёхколёсный бот».

2

Практика

9

07.10.21

Конструирование. Сборка робота «Бот-внедорожник».

2

Практика

10

11.10.21

Конструирование. Сборка робота «Бот-внедорожник».

2

Практика

11

14.10.21

Конструирование. Сборка робота «Танк-Сумоист»

2

Практика

12

18.10.21

Конструирование. Сборка робота «Танк-Сумоист»

2

Практика

13

21.10.21

Соревнование программно-управляемых двухмоторных роботов: «Сумо». Факторы, способствующие победе.

2

Практика

14

25.10.21

Соревнование программно-управляемых двухмоторных роботов: «Сумо». Факторы, способствующие победе.

2

Практика

15

28.10.21

Соревнование программно-управляемых роботов «Перетягивание каната». Факторы, способствующие победе.

2

Практика

16

01.11.21

Соревнование программно-управляемых роботов «Перетягивание каната». Факторы, способствующие победе.

2

Практика

17

04.11.21

Соревнование программно-управляемых полноприводных моделей: «Спидвей». Факторы, способствующие победе.

2

Практика

18

08.11.21

Соревнование программно-управляемых полноприводных моделей: «Спидвей». Факторы, способствующие победе.

2

Практика

Тема №3. Механизмы со смещённым центром.

30

19

11.11.21

Понятия: «Кулачок», «Эксцентрик».

2

Теория

20

15.11.21

Механизмы, построенные на основе эксцентриков с качающим движением шатуна.

2

Практика

21

18.11.21

Механизмы, построенные на основе эксцентриков с качающим движением шатуна.

2

Практика

22

22.11.21

Кривошипно-шатунный механизм: устройство, особенности конструкции, применение.

2

Практика

23

25.11.21

Кривошипно-шатунный механизм: устройство, особенности конструкции, применение.

2

Практика

24

29.11.21

Механизмы с поступательно-движущимся шатуном.

2

Практика

25

02.12.21

Механизмы с поступательно-движущимся шатуном.

2

Практика

26

06.12.21

Кулисные механизмы: устройство, особенности конструкции, применение.

2

Практика

27

09.12.21

Кулисные механизмы: устройство, особенности конструкции, применение.

2

Практика

28

13.12.21

Механизмы с пространственно-качающимся шатуном.

2

Практика

29

16.12.21

Механизмы с пространственно-качающимся шатуном.

2

Практика

30

20.12.21

Конструкции с использованием кривошипно-шатунных и кулисных механизмов.

2

Практика

31

23.12.21

Конструкции с использованием кривошипно-шатунных и кулисных механизмов.

2

Практика

32

27.12.21

Механизмы, построенные на основе эксцентриков с поступательным движением шатуна.

2

Практика

33

30.12.21

Механизмы, построенные на основе эксцентриков с поступательным движением шатуна.

2

Практика

Тема №4. Модели известных конструкций и исследования.

72

34

10.01.22

Исследование. Транспортное средство.

2

Практика.

35

13.01.22

Исследование. Транспортное средство.

2

Практика.

36

17.01.22

Исследование. Транспортное средство.

2

Практика.

37

20.01.22

Исследование. Транспортное средство.

2

Практика.

38

24.01.22

Исследование. Транспортное средство.

2

Практика.

39

27.01.22

Исследование. Транспортное средство.

2

Практика.

40

31.01.22

Исследование. Транспортное средство.

2

Практика.

41

03.02.22

Исследование. Транспортное средство.

2

Практика.

42

07.02.22

Исследование. Роликовый транспортер

2

Практика.

43

10.02.22

Исследование. Роликовый транспортер

2

Практика.

44

14.02.22

Исследование. Роликовый транспортер

2

Практика.

45

17.02.22

Исследование. Роликовый транспортер

2

Практика.

46

21.02.22

Исследование. Роликовый транспортер

2

Практика.

47

24.02.22

Проект «Гонки на колесах и гусеницах».

2

Практика.

48

28.02.22

Проект «Гонки на колесах и гусеницах».

2

Практика.

49

03.03.22

Проект «Гонки на колесах и гусеницах».

2

Практика.

50

07.03.22

Проект «Гонки на колесах и гусеницах».

2

Практика.

51

10.03.22

Проект «Гонки на колесах и гусеницах».

2

Практика.

52

14.03.22

Проект «Гонки на колесах и гусеницах».

2

Практика.

53

17.03.22

Проект «Гонки на колесах и гусеницах».

2

Практика.

54

21.03.22

Проект «Гонки на колесах и гусеницах».

2

Практика.

55

24.03.22

Проект «Поднимаем».

2

Практика.

56

28.03.22

Проект «Поднимаем».

2

Практика.

57

31.03.22

Проект «Поднимаем».

2

Практика.

58

04.04.22

Проект «Поднимаем».

2

Практика.

59

07.04.22

Проект «Поднимаем».

2

Практика.

60

11.04.22

Исследование. Карусель.

2

Практика.

61

14.04.22

Исследование. Карусель.

2

Практика.

62

18.04.22

Исследование. Карусель.

2

Практика.

63

21.04.22

Исследование. Карусель.

2

Практика.

64

25.04.22

Исследование. Карусель.

2

Практика.

65

28.04.22

Исследование. Турникет.

2

Практика.

66

11.05.22

Исследование. Турникет.

2

Практика.

67

12.05.22

Исследование. Турникет.

2

Практика.

68

16.05.22

Исследование. Турникет.

2

Практика.

69

19.05.22

Исследование. Турникет.

2

Практика.

Итоговая работа.

6

Теория/практика

Творческая проектная работа по итогам года

70

23.05.22

Итоговая работа.

2

Теория/практика

71

26.05.22

Итоговая работа.

2

Теория/практика

72

30.05.22

Итоговая работа.

2

Теория/практика

Всего:

144

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Индивидуальный и групповой творческий проект

«Создание моделей для соревнований между командами»

Цель: определение уровня способностей учащихся по итогам обучения по программе.

Условия проведения:

1. Время выполнения – 90 мин.

Оборудование: LEGO-конструктор.

Порядок выполнения:

1. Придумать командой LEGO-конструкцию транспорта.

2. Выбрать базовые элементы конструкции.

3. Собрать базовые элементы конструкции транспорта, предназначенного для соревнования.

4. Проверить основные узлы соединения.

5. Проверить движение механизмов.

6. При необходимости задать программу реакции на препятствия.

6. Провести соревновательные заезды.

Выполнение практической работы

«Сборка модели бульдозера»

Цель: определение уровня способностей учащихся на начальном этапе обучения.

Условия проведения:

1. Время выполнения – 45 мин.

2. Самостоятельное выполнение практической работы.

Оборудование: LEGO-конструктор.

Порядок выполнения:

1. По собственной задумке, придерживаясь оригинального дизайна, собрать модель.

2. Проверить основные узлы соединения.

3. Проверить функциональность передвижения на гусеницах и способность перемещать грузы в ковше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Робототехника"

Программа курса расчитана на два года обучения....

Рабочая программа дополнительного образования по проектной деятельности «Робототехника» (для учащихся 8-15 лет)

Программа «Робототехника» рассчитана на 1 час в неделю на протяжении всего учебного года.     Успешность изучения «Робототехника»    обеспечивает результативно...

Экспериментальная рабочая программа дополнительного образования модульного типа по курсу "Робототехника" образовательной области "Технология" для учащихся 10-12 лет первого года обучения на базе набора Mindstorms EV3

Рабочая программа использует метод учебного проектирования в качестве основной формы организации учебного процесса. Учебный процесс строится как последовательность учебных проектов, в ходе выполнения ...

Программа дополнительного образования по робототехнике и 3Д - моделированию

Представленная программа дополнительного образования обучающихся среднего звена имеет цель развития творческих способностей посредством конструкторов нового поколения в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа дополнительного образования "Первые шаги в робототехнику"

Данная программа реализует обще интеллектуальное направление во внеурочной деятельности, рассчитана на 3 года в 5 – 7 классе, по 2 часа в неделю (70 часов в год, 210 часов за 3 года). Одно занят...

Программа дополнительного образования «Образовательная робототехника»

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Организация досуга учащихся во внеурочное время: обучение с увлечением.ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:1.    Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике и ...

Рабочая программа дополнительного образования по Робототехнике. 1-й год обучения.

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» относится к программам технической направленности.Уровень Программы – ознакомительный.Актуальность данной программы:- необход...