Возможности интерактивного образовательного пространства для организации воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования
статья

Ахтямова Елена Валентиновна

Ахтямова Е. В.

методист, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: smirnova_7@bk.ru

 

Akhtyamova E.V.

methodologist, State Budgetary Institution of Additional Education Center for Children's (Youth) Technical Creativity of the Moskovsky district of St. Petersburg, St. Petersburg, Russia

e-mail: smirnova_7@bk.ru

 

Мотайло А.С.

педагог дополнительного образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: mac87@yandex.ru

 

Motailo A.S.

teacher of additional education, State Budgetary Institution of Additional Education Center for Children's (Youth) Technical Creativity of the Moskovsky district of St. Petersburg, St. Petersburg, Russia

e-mail: mac87@yandex.ru

 

Аннотация

Рассмотрены возможности и формы организации воспитательной деятельности детей в интерактивном образовательном пространстве «ЛогикУм» в учреждении дополнительного образования, как эффективного метода работы по развитию социальной активности школьников, увлеченных техническим творчеством.

 

 Ключевые слова: Воспитание, модули, мотивирующее образовательное пространство «ЛогикУм», Музей компьютерной техники, деятельность, основные направления.

 

Abstract

The possibilities and forms of organizing educational activities of children in the interactive educational space "LogicUm" in the institution of additional education are considered as an effective method of working on the development of social activity of schoolchildren who are passionate about technical creativity.

 

Keywords: Education, modules, motivating educational space "LogicUm", Computer Technology Museum, activities, main directions.

Воспитательная система ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга сочетает в себе традиционные и инновационные подходы к воспитанию обучающихся, реализуя модель воспитания детей с использованием культурного наследия Санкт-Петербурга и народов Российской Федерации, опираясь на принципы сохранения и развития этнокультурного многообразия страны.

ЦДЮТТ как учреждение дополнительного образования детей технического профиля – это уникальная воспитательная система, интегрирующая в себе возможности социокультурной и научно-инженерной среды Санкт-Петербурга.

Воспитательная деятельность ЦДЮТТ строится на основе:

• реализации целей и задач Региональной программы «Воспитание юных петербуржцев» и Программы развития ГБУ ДО ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга «Техническая элита – будущее страны. Цифровой прорыв» на 2021-2025 годы;

• воспитательной миссии, традициях учреждения;

• специфике образовательной деятельности (направленности);

• связях с социальными партнерами;

• новых образовательных pecypcax, в том числе дистанционных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitanie_interaktivnoe_prostranstvo_2022.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности интерактивного образовательного пространства для организации воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования

Ахтямова Е. В.

методист, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: smirnova_7@bk.ru

Akhtyamova E.V.

methodologist, State Budgetary Institution of Additional Education Center for Children's (Youth) Technical Creativity of the Moskovsky district of St. Petersburg, St. Petersburg, Russia

e-mail: smirnova_7@bk.ru

Мотайло А.С.

педагог дополнительного образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: mac87@yandex.ru

Motailo A.S.

teacher of additional education, State Budgetary Institution of Additional Education Center for Children's (Youth) Technical Creativity of the Moskovsky district of St. Petersburg, St. Petersburg, Russia

e-mail: mac87@yandex.ru

Аннотация

Рассмотрены возможности и формы организации воспитательной деятельности детей в интерактивном образовательном пространстве «ЛогикУм» в учреждении дополнительного образования, как эффективного метода работы по развитию социальной активности школьников, увлеченных техническим творчеством.

 Ключевые слова: Воспитание, модули, мотивирующее образовательное пространство «ЛогикУм», Музей компьютерной техники, деятельность, основные направления.

Abstract

The possibilities and forms of organizing educational activities of children in the interactive educational space "LogicUm" in the institution of additional education are considered as an effective method of working on the development of social activity of schoolchildren who are passionate about technical creativity.

Keywords: Education, modules, motivating educational space "LogicUm", Computer Technology Museum, activities, main directions.

Воспитательная система ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга сочетает в себе традиционные и инновационные подходы к воспитанию обучающихся, реализуя модель воспитания детей с использованием культурного наследия Санкт-Петербурга и народов Российской Федерации, опираясь на принципы сохранения и развития этнокультурного многообразия страны.

ЦДЮТТ как учреждение дополнительного образования детей технического профиля – это уникальная воспитательная система, интегрирующая в себе возможности социокультурной и научно-инженерной среды Санкт-Петербурга.

Воспитательная деятельность ЦДЮТТ строится на основе:

• реализации целей и задач Региональной программы «Воспитание юных петербуржцев» и Программы развития ГБУ ДО ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга «Техническая элита – будущее страны. Цифровой прорыв» на 2021-2025 годы;

• воспитательной миссии, традициях учреждения;

• специфике образовательной деятельности (направленности);

• связях с социальными партнерами;

• новых образовательных pecypcax, в том числе дистанционных.

Назначение Программы Воспитания — решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа показывает, каким образом педагогические работники реализуют воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым делают ЦДЮТТ воспитывающей организацией. Программа воспитания – это описание системы возможных форм и способов работы с детьми. Программа воспитания ЦДЮТТ построена по модульному принципу. Каждый модуль ориентирован на решение конкретной задачи воспитания и опирается на реальную деятельность ЦДЮТТ.

Инвариантные модули: «Учебное занятие», «Детское объединение», «Воспитательная среда», «Работа с родителями», «Самоопределение», «Наставничество и тьюторство», «Профилактика».

Выбор вариативных модулей обусловлен особенностями ЦДЮТТ как учреждения технического профиля: «Школьный районный медиацентр», «Интерактивное образовательное пространство «ЛогикУм», «3D-моделирование. Символ памяти».

 Знаете ли вы, что по законам аэродинамики шмель летать не должен. Лайнер, выстроенный с соблюдением шмелиных пропорций никогда бы не взлетел! Так почему же шмель летает? Очень интересно узнать ответ на этот вопрос! А ведь это «скучная» физика и техника. Для того, чтобы вызвать первоначальный интерес к занятиям техническим творчеством, во всем мире уже давно используется технология погружения в пространство «учения с увлечением» - в пространство лабораториумов, кванториумов, музеев техники, технопарков. Среди основных направлений реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной правительством Российской Федерации в сентябре 2014 года, обозначена поддержка развития сектора программ «учения с увлечением» с использованием эксплораториумов, «городов профессий», парков научных развлечений, творческих мастерских.

Создавая специальные условия для стимулирования интереса к техническим видам деятельности, для формирования технологической культуры подрастающего поколения, стимулирования его социальной активности, группа педагогов и методистов Центра детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга разработала программу социально-досуговой деятельности детей в учреждении дополнительного образования технического профиля – «Мотивирующее образовательное пространство «ЛогикУм». Причем решили не просто создать такое пространство, но и привлечь к его созданию самих учащихся.

В ЦДЮТТ Московского района, как и в любом другом УДОД, широко представлены разнообразные традиционные виды социально-досуговой деятельности учащихся. Это и конкурсная деятельность, и празднование календарных дат, значимых событий, и деятельность детской общественной организации «Город Мастеров» с его традициями, выпуском ежемесячных номеров печатного органа – газеты «Будни», и т.п.

Новизна практики «Мотивирующее образовательное пространство «ЛогикУм»:

  • в содержании, направленном на обеспечение нового качества образования через создание социальной ситуации развития подрастающего поколения в специально организованном пространстве научно-технического творчества – интерактивной мотивирующей образовательной среде;
  • в привлечении учащихся к проектированию, созданию интерактивной мотивирующей образовательной среды и к деятельности в ней;
  • в использовании мотивирующего образовательного пространства для развития социальной активности школьников, увлеченных техническим творчеством.

Мотивирующее образовательное пространство «ЛогикУм» включает Музей компьютерной техники, кинозал и игровую зону с различными устройствами, приспособлениями, наглядными пособиями, демонстрирующими разнообразные оптические, механические и прочие физические эффекты с подробными комментариями к ним, мультимедийные компоненты: аудио, видео, анимацию, а также элементы дополненной реальности.

Целью программы является формирование и развитие интереса школьников к техническим видам деятельности через привлечение их к созданию интерактивного пространства детского научно-технического творчества и последующей социально-досуговой деятельности детей в этом пространстве.

Задачи:

  • пропаганда научных и технических направлений деятельности детей и подростков;
  • развитие социального опыта детей и подростков, увлеченных техническим творчеством, через организацию коллективной и индивидуальной деятельности по созданию, наполнению и функционированию мотивирующего образовательного пространства;
  • организация социального диалога и взаимодействия обучающихся и педагогов в процессе создания сообщества активистов мотивирующего образовательного пространства;
  • организация содержательной социально-досуговой деятельности детей и подростков в системе специально организованных мероприятий в мотивирующем образовательном пространстве.

Интерактивная среда для решения этих задач имеет особое значение, так как выполняет несколько функций:

  • учит содержательно наполнять досуг, получать знания из разнообразных источников, знакомит с различными технологиями при создании экспонатов и т.д.;
  • развивает интерес к науке и технике, создает условия для самореализации в социально-досуговой деятельности;
  • воспитывает через включение в социально-активную деятельность, через обращение к историческим примерам служения науке и др.

Особенностью мотивирующего образовательного пространства «ЛогикУм» является то, что его экспонаты – это и объекты наблюдения, исследования, и объекты созидания. К созданию каждой из трех зон привлекаются учащиеся всех объединений ЦДЮТТ. Актив или креативная группа «ЛогикУма», объединяющая представителей различных объединений ЦДЮТТ и педагогов, принимает участие и в наполнении музейной экспозиции, и в разработке проектов интерактивного мотивирующего пространства, и в проведении всех вариантов мероприятий в нем, и в представлении Музея компьютерной техники на традиционных конкурсных мероприятиях в системе школьных музеев района и города.

В первой зоне – «Музее компьютерной техники» – представлены материалы, иллюстрирующие зарождение и развитие компьютерной техники. Здесь можно познакомиться с составляющими современного компьютера, элементами первых ЭВМ. В рамках короткой экскурсии посетители получают представление не только об истории создания и устройстве компьютерной техники, но и об ее основных функциях, а также о связи технического прогресса с компьютерной техникой.

Вторая зона – «Кинозал». Пространство организовано так, что есть возможность демонстрировать видео и фотоматериалы научно-технической направленности, в том числе, созданные обучающимися ЦДЮТТ. Здесь проводятся встречи с интересными людьми и организуется работа креативной группы - актива.

Третья зона – «Игровая мастерская». Зона развития интеллекта, логики, творчества, где происходит знакомство с различными экспонатами, созданными силами педагогов и обучающихся. Здесь посетители могут поломать голову над оптическими иллюзиями, головоломками, а также с пользой провести досуг, решая задачи, выполняя нестандартные задания и создавая собственные творческие проекты.

В рамках организации деятельности актива и посетителей интерактивного пространства «ЛогикУМ» действуют социально-досуговые программы, направленные на удовлетворение познавательных интересов детей, запросов на конструктивное проведение свободного времени и досуга, создающие условия для развития личности ребенка в свободное время через общение: обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, оценками, суждениями, мыслями, результатами деятельности.

Деятельность в интерактивном обучающем пространстве строится по 3 основным направлениям:

Свободное посещение. Вариант самостоятельного изучения экспонатов, выбора заданий и работы над проектами.

Экскурсионная программа. Вариант для организованной группы до 10 человек, где предусматривается обзорная экскурсия в музее компьютерной техники, просмотр видеороликов, обзор экспонатов и решение представленных на выбор головоломок в игровой мастерской. Экскурсионная программа может быть тематической, например, посвященной дню безопасного Интернета, тогда выбираются соответствующие теме видеоролики и задания в игровой зоне.

 Игровая программа. Предполагает участие 3-4 команд по 3-7 человек в команде. Игровые программы построены по принципу игры по станциям или квеста. Кроме того, существуют обучающие игры. Например, в рамках объединения «Собери компьютер» проводится игра по станциям, направленная на формирование представлений о строении компьютера и наименовании составляющих частей, способах сборки компьютера и режимах работы. В процессе игры у каждого участника есть определенная роль (программист, конструктор, электрик, инженер, системный администратор и т.д.). Моделируемые в играх поведенческие ситуации и ролевые позиции способствуют формированию представлений о мире профессий, связанных с компьютерной техникой.

Разработаны и реализуются экскурсионные и игровые программы:

  • Экскурсия «Знакомство с Музеем компьютерной техники»;
  • Экскурсия «История развития ЭВМ»;
  • Экскурсия «От компьютера к роботу»;
  • Экскурсия «Дополненная и виртуальная реальность в интерактивном пространстве»;
  • Акция «Твори добро»;
  • Игра «Хранители информации»;
  • Игровая программа «В мире IT-профессий»;
  • Игровая программа «День безопасного интернета»;
  • Игра «В гостях у мышки»;
  • Игра по станциям «ЛогикУм»;
  • Игровые программы: «Хочу все знать», «Самый умный», «Логик + Ум»;
  • Квест «Путешествие в ЛогикУм».

В интерактивном мотивирующем образовательном пространстве ежегодно организуются более ста экскурсионных и игровых программ, в которых принимают участие более 600 школьников разного возраста из 15-20 образовательных учреждений.

25-27 октября в Санкт-Петербурге, в РГПУ им. А.И. Герцена проходил марафон открытий: интерактивные выставки, соревнования роботов, оптические иллюзии, 3D моделирование, уникальные научно-познавательные фильмы и творческие мастерские.

Сформирован актив мотивирующего образовательного пространства «ЛогимУм», включающий ежегодно до 20 учащихся ЦДЮТТ, представляющих разные объединения. Представители актива координируют работу по изготовлению и размещению экспонатов в интерактивном пространстве, принимают участие в проведении игровых и экскурсионных программ для школьников, представляют ЦДЮТТ на конкурсных мероприятиях. Актив мотивирующего образовательного пространства «ЛогимУм» - постоянный участник районного Фестиваля музейных программ, неоднократно отмечен на конкурсных мероприятиях Фестиваля грамотами и дипломами. В 2018г. креативная группа активистов «ЛогикУма» стала победителем Регионального этапа Всероссийского конкурса среди активистов школьного музейного движения в номинации: конкурс мероприятий, популяризирующих деятельность школьного музея. («Игра по станциям в Музее компьютерной техники»). С этой работой актива можно ознакомиться по ссылке https://youtu.be/A2nh48b7GY0.

Любой из вариантов организации деятельности посетителей заканчивается рефлексивным этапом. Для выражения отношения к увиденному в игровой зоне есть стена гласности, где можно оставить свой отзыв, например, так называемый популярный у молодежи «Like».

Для реализации практики используются нормативные, материально-технические, информационно-методические, финансовые, кадровые и иные ресурсы:

  • Программа социально–досуговой деятельности детей «Мотивирующее образовательное пространство «ЛогикУм»;
  • Нормативные документы, регламентирующие деятельность Музея компьютерной техники: положение, сертификат соответствия статусу «Музей образовательного учреждения» и т.д.;
  • Сценарии, положения о мероприятиях, планы работы;

Кадровые ресурсы: педагог-организатор, руководитель музея, педагоги дополнительного образования и методисты по согласованию;

Оборудованное в отдельном помещении пространство Музея компьютерной техники, кинозала и игровой зоны с интерактивными экспонатами.

Реализация практики позволяет:

  • Создать условия для проявления различных форм социальной активности в сфере технического творчества для школьников района: от участия в досуговых мероприятиях до погружения в деятельность по наполнению и функционированию интерактивного мотивирующего пространства;
  • Формировать и поддерживать социальную активность детей и подростков, увлеченных техническим творчеством;
  • Выявить и объединить в творческом сообществе группу активных подростков для социально-досуговой деятельности в мотивирующем образовательном пространстве;
  • Популяризировать научно-техническое творчество, актуальные информационные технологии;
  • Увеличить количество и качество социально-досуговых мероприятий, связанных с научно-техническим творчеством.

В любом образовательном учреждении, а особенно в учреждении дополнительного образования детей технического профиля, можно использовать идею организации интерактивного мотивирующего образовательного пространства, представленную в данной статье.

Список использованных источников

https://cdutt.ru/mkt.html – сайт Интерактивное пространство «ЛогикУМ» и Музей компьютерной техники Московского района Санкт-Петербурга.

https://cdutt.ru/dokument.html - сайт ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга,  Программа развития, программа воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация концертной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.

Организация концертной деятельности. С чего начать, как осуществить деятельность, что предпринять для того, чтобы концерт прошёл на УРА!!!...

Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей

Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...

Методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

В пособии отражены сущность деятельности учреждения дополнительного образования детей, освещены компоненты профессионализма и педагогического мастерства руководителей кружков, даны рекомендации по орг...

Методическая разработка "Особенности организации воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования"

Данная методическая разработка поможет молодым педагогам дополнительного образования детей планировать воспитательную работу в творческом объединении. Планировать работу с учетом инновационного подход...

Итоговая аттестационная работа "Организация воспитательной работы в учреждении дополнительного образования на примере МБУ ДО «Детско-юношеский центр «Прометей»

В современные условия воспитание рассматривается в педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духо...

Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...