Занятие "Елочная игрушка в технике Айрис-фолдинг"
план-конспект

Жаринова Татьяна Юрьевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elochnaya_igrushka_zharinova_v_tehnike_ayris-folding.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАВСКИЙ РАЙОН

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО

 Елочная игрушка

в технике Айрис-фолдинг

ОТКРЫТОЕ  ЗАНЯТИЕ  

Педагог дополнительного образования

                      Татьяна Юрьевна  Жаринова

Декабрь 2018 г.

Открытое занятие  по программе «Страна Рукоделия»,

группа 2-го года обучения

Дата проведения: 18.12.2018 г.                                                                                                  Тема:   Ёлочная игрушка в технике Айрис-фолдинг       

Цели занятия:

  • развитие интереса к истории новогодних праздников в  России через изготовление елочной игрушки в технике Айрис-фолдинг

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать интерес у обучающихся к выполнению творческих работ
  • прививать  стремление к познанию разнообразия декоративно-прикладного творчества  
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, чувство красоты, взаимовыручки, дружбу
  • прививать навыки культуры труда, взаимопомощи, культуры общения.

 Обучающие:

  • познакомить детей с историей происхождения празднования Нового года в России и новогодними традициями в других странах
  • закрепить знания обучающихся в  изготовлении работ в  технике Айрис-фолдинг
  • закрепить знания правил ТБ труда при работе с ножницами, клеем
  •  обучать  детей умению обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике
  • обучать навыкам контроля, самоконтроля, объективной самооценки
  • закрепить навыки самостоятельной творческой деятельности
  • дать возможность обучающимся почувствовать себя мастером.

Развивающие:

     *  развивать познавательную мотивацию обучающихся

  • развивать творчество, фантазию, воображение, память, наблюдательность
  • развивать восприятие, воображение,  эмоционально-волевую сферу
  • формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное.

Оснащение и оформление занятия:

  • персональный компьютер
  • проектор, экран
  • диск с презентацией к  занятию «Елочная игрушка в технике Айрис-        фолдинг»
  • образцы изделий, выполненные в технике Айрис-фолдинг
  • выставка елочных игрушек
  • ёлка настроения с шарами разного цвета
  • таблички с новыми  терминами, понятиями.

У каждого обучающегося:

  • ножницы
  • клей
  • кисть для клея
  • клеенка
  • цветная бумага
  • линейка
  • картон
  • раздаточный материал:

- шаблоны

- схема шарика в технике Айрис-фолдинг.

Оборудование для педагога:

  • диск с презентацией к  занятию  
  • музыкальное оформление  для физкультурной паузы
  • готовое изделие (ёлочная игрушка в технике Айрис-фолдинг)
  • шарики из цветной бумаги разной цветовой гаммы
  • схема шарика (Приложение №1)
  • вопросы для подведения итога занятия (на шариках - вопросы)  (Приложение №2)

СОДЕРЖАНИЕ  ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

- Сообщение педагога о структуре занятия

- Сообщение о перспективе работы над темой (два занятия)

- Проверка готовности обучающихся к занятию.

  1. Работа по теме занятия

На экране во время работы по теме занятия идет презентация

Педагог: В ночь с 31 декабря на 1 января мы будем праздновать самый волшебный и замечательный праздник Новый год! (Слайд №1)

Вопрос:  Вы ждете этот праздник?

        Конечно, во всех странах мира этот праздник считается особым, потому что в Новогоднюю ночь загадывают желания и дарят друг другу подарки. Новый Год – самый веселый, яркий и радостный праздник, его любят и взрослые, и дети.

        Слыша бой часов, мы прислушиваемся, как уходит старый год, с замиранием сердца ждем Новый год. Мы все верим, что в новом году все сложится, год будет удачным и счастливым. С большим желанием выбираем подарки близким, готовим вкусные блюда, украшаем наш дом и устраиваем праздник для себя и своих близких.

        Один из моментов подготовки – это оформление и украшение нашего дома.

Вопрос: Как вы, ребята, украшаете свои дома? (ответы детей)

История елочных игрушек

Педагог: В незапамятные времена у древних народов существовал обычай поклонения природным силам. Считалось, что живая природа населена разными сверхъестественными существами, и, чтобы получить их благосклонность и помощь, надо было приносить жертвы, доказывая, таким образом, свое к ним почтение. Верили, что в ветвях деревьев живут духи, от расположения которых зависит урожай и плодородие. Поэтому священное дерево (первоначально таковым считалась яблоня) щедро наряжали, а вокруг него устраивали веселые песни и пляски. Позже  таким деревом стала вечнозеленая ель. В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году.

        Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами для украшения хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлем и в частных дворах из маленьких орудий. Все это делалось на заграничный образец.

(Слайд №2) В сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» так описывают это событие: «Большая праздничная елка была украшена множеством золотых и серебряных яблок. Засахаренный миндаль, красочные и другие чудесные сладости свисали с каждой ветки, будто бутоны или цветы...»

        Итак, первые елочные украшения были исключительно съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. (Слайд №3) Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо – непрерывную жизнь, орехи – загадочность божественного провидения, вафли – святое благословение... Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье.

        Согласно легенде, некогда выдался неплодородный год, и яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауш в Тюрингии (Германия) в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. (Слайд №4) Они сразу же покорили сердца, так что очень скоро их производство стало массовым и прибыльным делом. Вышел указ об использовании серебристых шаров из этого города в качестве рождественских украшений. Со временем талантливые мастера стали выдувать из стекла не только шары, но различные другие фигурки. А немецкие елочные игрушки прославились на весь мир. (Слайд №5)

        В начале XX века елки украшались ватными игрушками, бумажными гирляндами, фигурками из папье-маше. (Слайд №6) Производство елочных игрушек в России было очень незначительным — в Петербурге и в Клину (Московская область). Первое в России специализированное стеклянное ёлочное производство открыли под Клином, в имении князя Меньшикова, в начале XIX века. (Слайд №7,8)

        К середине XX века ассортимент елочных игрушек стал очень богатым, хотя делали их из менее эффективных материалов, чем сегодня. Зато в них было вложено много фантазии. Из посеребренного картона штамповали разнообразных птичек и зверей. (Слайд №9,10,11)

        Стеклянные шары в нашей стране  были дорогим удовольствием: в прошлом один шарик стоил чуть ли не как современный автомобиль. Поэтому в России даже продавали специальные альбомы для создания самодельных игрушек, где по инструкциям вырезали и клеили. К тому же, только у нас изготавливали стеклянные сосульки. (Слайд №12)

        Одним из самых распространенных рождественских украшений был и по сей день остается колокольчик. Издревле он считался мощным оберегом. (Слайд №13) Своим звонким голосом колокольчик отгоняет темные силы, оберегает дом от несчастий, знаменует начало семейного веселья.

        Сегодня в производстве елочных украшений наблюдается отчасти «возврат к истокам». Выпускаются шары с ручной росписью, с удивительно тщательно выписанными пейзажами, картинами русской зимы, а также государственной символикой. (Слайд №14,15)

А теперь несколько исторических фактов

(Слайд №16)        Английские ювелиры создали новогоднюю игрушку в виде шара, заключенного в два кольца, изготовлена она из белого золота и 1578 бриллиантов. Кроме того, украшение инкрустировано 188 рубинами, вставленными в кольца и составляющими снежинки.

        Дизайнерам потребовался почти год, чтобы изготовить ее. Этот ёлочный шар был выставлен в магазине на юге Англии, в специальной витрине с несколькими системами сигнализации.

        Стоимость изящного елочного украшения оценивается в 137 тыс. долларов (около 4.500.000 рублей). Эта игрушка привлекает к себе внимание больше, чем полностью украшенный к Рождеству или новогодним праздникам дом.

(Слайд №17)  18 сентября 2008 года открылся уникальный, единственный в России Музей ёлочной игрушки - «Клинское подворье»!

        "Клинское подворье" - это музей елочной игрушки в подмосковном городе Клин. Этот музей молодой и пока единственный в России. Музей расположен в симпатичном современном тереме.

(Слайд №18)        Самая большая коллекция елочных игрушек принадлежит американке Ким Балашак, которая уже более десяти лет проживает в Москве. Ее коллекция насчитывает чуть больше 2500 советских елочных игрушек. Именно Балашак представляет Россию в международной организации коллекционеров елочных игрушек «Золотое сечение».

Посмотрим выставку елочных игрушек.

Новогодние традиции в разных странах

Во многих странах празднование Нового года

 проходит иначе, чем в России.

(Слайд №19)        Новый год в Австралии   начинается  1января. Но как раз в это время там стоит такая жара, что Дед Мороз и Снегурочка разносят подарки налегке – в купальных костюмах.  

(Слайд №20)         А в Японии, по старинному преданию, считается, что любое желание ребенка исполнится, если он положит под подушку в новогоднюю ночь изображение своей мечты. Так что перед праздником все маленькие японцы увлеченно рисуют. В Японии дети вместе с родителями встречают рассвет первого дня Нового года. После чего всей семьей усаживаются за стол, где едят рисовое печенье – символ изобилия, длинные тонкие макароны – символ благоденствия на долгие годы, и блюда из гороха – символ здоровья.

(Слайд №21)        В Китае встречают Новый год ударами в «гонг мира» (он похож на медную теннисную ракетку). Проходит традиционный «Праздник фонарей». Все вывешивают перед своими домами заранее приготовленные фонарики самых невероятных расцветок и форм. В Китае Новый год – это очень красивое, яркое, с множеством огней и фейерверков зрелище. Для того, чтобы отпугнуть злое, страшное чудище, которое по поверью приходит раз в году к людям, китайцы исполняют ритуальный танец дракона.

(Слайд №22)         Если вы под Новый год окажетесь в Италии, не подходите близко к стенам домов. В новогоднюю ночь итальянцы выбрасывают из окон старые вещи – летят на мостовую цветочные горшки, стулья, сапоги. И даже с грохотом обрушиваются наземь старые шкафы. Чем больше выбросишь вещей, тем больше богатства принесет Новый год!

(Слайд №23)        Мексика. У мексиканцев есть своеобразная новогодняя традиция. В комнате, где собрались гости, подвешивают глиняный сосуд, наполненный сладостями. Гостям поочередно завязывают глаза и дают в руки палку. Тот, кто разобьет кувшин, будет счастлив.

(Слайд №24)        - Ребята, все люди живут в разных странах, и у каждого народа есть свои любимые праздники и традиции. И в нашей стране традиция праздновать Новый год возле ёлки – это любимая традиция детей и взрослых.

          Вот мы немного и познакомились с традициями празднования Нового года в разных странах. (Слайд №25,26)

Вопрос: Кто сможет назвать тему нашего занятия?

Тема нашего занятия: «Елочная игрушка в технике Айрис-фолдинг».        

Техника Айрис-фолдинг – «радужное складывание», появилась в Голландии (немного истории). (Слайд №27,28)

III. Физкультурная пауза (под музыку выполняем ряд упражнений)

IV. Самостоятельная работа

Педагог: Уже совсем скоро наступит самая волшебная ночь в году… И чем лучше мы подготовим наш дом к её приходу, чем больше будет новогодних украшений, тем волшебнее будет новогодняя ночь…

Педагог предлагает детям стать

настоящими мастерами и выполнить

 елочную игрушку в технике Айрис-фолдинг.

IV.1. Повторение техники безопасности труда при работе с ножницами, бумагой, клеем и кисточкой для клея

Игровой момент. Из красивого мешка достаются предметы (клей, бумага, кисть для клея, ножницы) надо рассказать, как ими пользоваться.                                                                        IV.2.  Повторение технологии изготовления елочной игрушки в технике Айрис-фолдинг.

Педагог. На первом занятии мы подготовили схемы и вырезали круги для наших шариков. А сегодня мы завершим работу над елочной игрушкой.

Обратимся к плакату «Технология изготовления елочной игрушки».

Задаю вам сложный вопрос: тему занятия вы определили, а теперь, как вы думаете, какова же цель нашего занятия?

Правильно, давайте  мы потрудимся и сделаем красивую, аккуратную работу.

Рассказ педагога о том,

 как пользоваться схемами.

(В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая необходимую индивидуальную помощь).

IV.3.          Педагог. Я предлагаю поиграть в мексиканскую игру «Достань подарок». В шарике лежат конфеты, шар висит, надо палкой его лопнуть.

V. Итог занятия

V.1.  Подведение итога занятия проводится в игровой форме. На доске находится елка с шарами, на каждом шарике по вопросу, отрываем и отвечаем.

  1. Как называется техника, в которой мы выполнили елочную игрушку?
  2. Первая страна по изготовлению стеклянных елочных игрушек?
  3. Где находится музей елочных игрушек?
  4. Где появилась техника Айрис –фолдинг?
  5.  Кто ввел праздновать Новый год в России 1 января?
  6. Прочитать любое Новогоднее стихотворение.
  7. Загадать зимнюю загадку.

V.2. В конце занятия обучающиеся выбирают бумажные шары и приклеивают на «Елку настроения» по цветам, соответствующим их настроению.

V.3.  Сообщение темы следующего занятия.

  VI. Дежурство.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Воздушный шар в технике "Айрис-фолдинг"

Материал предназначен для детей с глубокой умственной отсталовстью...

Конспект урока тема: "Изготовление открытки в технике Айрис-фолдинг"

Цель: Расширить кругозор детей. Продолжить работу с цветной бумагой. Изучить технику радужного складывания в технике айрис - фолдинг.Метод обучения:1.словесный (устное изложение, анализ задания);2.наг...

Конспект урока для учащихся 1-4 классов "Изготовление декоративного панно в технике Айрис-фолдинг"

Конспект урока для учащихся 1-4 классов "Изготовление декоративного панно в технике Айрис-фолдинг"...

Мастер - класс "Открытка в технике Айрис-фолдинг"

МК, посвященный  знакомству с интересной техникой Айрис - Фолдинг (Iris Folding).  Работу, которую я предлагаю Вам сделать – это небольшая открытка....

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА В СЕМЕЙНОМ КЛУБЕ «РАДУГА» «НАУЧИЛАСЬ САМА - НАУЧУ СВОЮ БАБУШКУ» Тема: «Изготовление пасхального кулича в технике «айрис - фолдинг»

Тема учебного занятия выбрана из учебной программы для педагогов дополнительного образования по декоративно – прикладному творчеству объединения «Солнечный колосок». Программа рассчитана на 3 года обу...

Мастер - класс по технике "Айрис - фолдинг"

    Данный мастер – класс предназначен для педагогов дополнительного образования по начальному техническому моделированию и педагогам начальных классов.    Цель и...

Конспект к презентации: Мастер класс в технике "Айрис Фолдинг"

Конспект к презентации "Айрис Фолдинг".Тема: Знакомство с техникой  бумагопластики  айрис фолдинг   Аппликация «Тюльпан»Цель: выполнение аппликации в технике айрис фолдинг.Задачи.Л...