Виды артикуляции у начинающих пианистов в классе фортепиано
статья

В данной статьей представлены основные исполнительские штрихи при игре на фортепиано.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Основные виды  артикуляции начинающих пианистов в классе фортепиано»

« Музыка по природе своей – искусство звука» Я. И. Мильштейн

Речь каждого человека уникальна и разнообразна, также как и музыкальное искусство.  Почему поток речи может быть непрерывным, монотонным, или  же быть наполнены эмоциональными акцентами, вздохами и паузами?   Ответ прост -  все зависит от способа произношения, то есть артикуляции.

Артикуляция -  это способ извлечения звука, как в речи, так и музыке. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.   И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д.

В этой статье будут рассмотрены основные штрихи, знакомство с которыми начинается на начальных этапах обучения игре на фортепиано.

В начале обучения ученики осваивают штрих nonlegato (с итал. «раздельно»). При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.  Нонлегато применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак.

 Следующий штрих – это легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игреlegato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев. В нотах штрих legato обозначается лигой.

 В противовес legato дальше знакомство ученика идет со штрихом стаккато (итал. «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato  мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна. На нотном стане staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (не путайте с точкой, расположенной справа от ноты — эта точка указывает на добавление половины её длительности).

Каждый из этих основных штрихов имеет ряд градаций, которые, хоть и не очень часто, но встречаются в нотах. Рассмотрим некоторые их них.

Портаменто (итал. portamento «перенос») — способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобноnonlegato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой.

Маркато (итал. marcato «выделяя, подчеркивая») штрих более жесткий, чемlegato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку.

Стаккатиссимо (итал. staccatissimo «очень отрывисто») представляет собой разновидность стаккато (острое стаккато). Играется очень коротко и максимально отрывисто. Специфическая особенность стаккатиссимо — сокращение длительности звука более чем наполовину. Обозначается знаком, напоминающим тонкий треугольник.

На начальном этапе обучения работа над штрихами важна, так как любое музыкальное произведение, его смысловая наполненность и образность, полностью зависят от способа извлечения звука.

Литература:

  1. Я.И. Мильштейн. Вопросы теории и истории исполнительства. – М.: 1983
  2. Г. Негауз. Об искусстве фортепианной игры – М.: 1961
  3. «Как начать играть на рояле. Первые шани» - М.: 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фортепианные упражнения и их роль в развитии начинающего пианиста"

В данной работе идёт речь об истории использования упражнений в фортепианной педагогике, о порядке их прохождения, о способах работы над ними. Велика роль фортепианных упражнений на начальном этапе об...

"Фортепианные упражнения и их роль в развитии начинающего пианиста"

В данной работе идёт речь об истории использования упражнений в фортепианной педагогике, о порядке их прохождения, о способах работы над ними. Велика роль фортепианных упражнений на начальном этапе об...

Конспект урок "Работа над развитием тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста посредством ансамблевого музицирования его с педагогом"

В ходе урока идет развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста, воспитывается любовь и интерес к ансамблевому музицированию....

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Как заинтересовать ребят изучением предмета «Фортепиано», сделать занятие любимым и увлекательным? Этот вопрос волнует многих педагогов-новаторов, в том числе и меня. Исследования педагогов-новаторов ...

Конспект урока на тему "Начальный период работы над музыкальной артикуляцией в классе фортепиано"

Закрепление навыков технической работы над музыкальным произведением с применением игровых технологий....