МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ «Студия живописи и дизайна –путь в профессию художник-иллюстратор»
методическая разработка (6 класс)

Космодемьянская Наталья Борисовна

          Профессиональная проба разработана для формирования представления у учащихся о  профессии художника-иллюстратора через получение практических навыков  по созданию буквицы.

          Выполнение творческого задания по созданию буквицы развивает у детей творческое мышление, навыки работы с графическими материалами, дает представление о последовательности этапов выполнения макета буквицы. Ребята знакомятся с работами мастеров художников-иллюстраторов и создают макет буквицы, выполняя последовательность, предложенную педагогом.

          Результатом профпробы  является создание макета буквицы к выбранному литературному произведению, дети могут представить себя в роли художника-иллюстратора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profroba_kosmodemyanskaya.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского (юношеского) технического творчества

Колпинского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

«Студия живописи и дизайна –путь в профессию художник-иллюстратор»

Возраст обучающихся: 10-16 лет

Разработчик: Космодемьянская Наталья Борисовна, педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2022

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Информация об организаторе профессиональных проб

Полное наименование организации

Адрес проведения профессиональной пробы

Контактное лицо

ФИО

Должность

Телефон

Электр.почта

Космодемьянская Наталья Борисовна

Педагог дополнительного образования

Информация о профессиональной пробе

1.

Сфера профессиональной деятельности

Искусство и культура;

2.

Наименование профессии или компетенции, по которой проводится проба

Художник-иллюстратор

3.

Категория профессии (специальности, компетенции)

Традиционные профессии:

-художник-иллюстратор;

-художник-оформитель;

-иллюстрация и эстамп;

-иллюстрация;

Новые профессии:

- графический дизайнер-иллюстратор

- дизайнер брендбука;

- дизайнер мерча;

- дизайнер типографики и леттеринга.

- дизайнер логотипа и фирменного стиля (дизайнер айдентики)

- бренд-дизайнер. 
 

Перспективные профессии:

- digital-дизайнер;

- дизайнер визуальных коммуникаций;

- концепт арт-дизайнер;

-интерактивный дизайнер;

- моушн-дизайнер

4.

Возраст обучающихся

10-16лет

5.

Продолжительность

45-60 минут

6.

Цель профпробы

Практическое знакомство с профессией

7.

Количество обучающихся в группе

15

8.

Возможные сроки

Дата

Время проведения

9.

Возможность прохождения пробы обучающимися с ОВЗ

да

10.

Особые условия

(при наличии)

нет

11.

Особые требования

(при наличии)

нет

12.

Форма проведения профпробы

творческое задание

13.

Продукт профпробы

Макет БУКВИЦЫ (инициала)

                                               ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА

Полное название профессиональной пробы

Профессиональная проба для обучающихся 10-16 лет

«Студия живописи и дизайна –путь в профессию художник-иллюстратор»

Организация-разработчик профессиональной пробы

ГБУ ЦДЮТТ Колпинского р-на Санкт-Петербурга

Автор(ы)-составитель(и) программы профессиональной пробы

Космодемьянская Наталья Борисовна, педагог доп. образования

квалификационная категория (высшая).

Область применения программы профессиональной пробы

Искусство и культура;

Аннотация к программе

Цель нашего занятия создать макет буквицы за очень сжатые временные рамки, получить представление о выполнении буквицы . Проф-проба дает возможность участникам прикоснуться к профессии художник-иллюстратор,через возможность самостоятельно создать буквицу(инициал) к выбранному литературному произведению.

Продолжительность

45-60 минут

Особые требования/ограничения

нет

количество обучающихся в группе 15


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Профессиональная проба разработана для создания представления у учащихся о  профессии художника-иллюстратора через получение практических навыков  по созданию буквицы. Выполнение творческого задания по созданию буквицы развивает у детей творческое мышление, навыки работы с графическими материалами, дает представление о последовательности этапов выполнения макета буквицы. Ребята знакомятся с работами мастеров художников-иллюстраторов и создают макет буквицы, выполняя последовательность предложенную педагогом. Результатом профпробы  является создание макета буквицы к выбранному литературному произведению , дети могут представить себя в роли художника-иллюстратора.

  1. Обоснованность внедрения данной профессиональной пробы

Профессия художник-иллюстратор одна из очень востребованных на рынке труда в Санкт-Петербурге.В городе  много  учебных заведений позволяющих освоить профессию на различных уровнях профессионального образования. 

  1. Цели и задачи профессиональной пробы

Цель: подготовить обучающихся к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности посредством практико-ориентированного погружения в профессию «художник-иллюстратор»

Задачи:

  • создать условия для знакомства обучающихся с профессией «художник-иллюстратор» на практике;
  • дать обучающимся базовые сведения о профессии «художник-иллюстратор»: ознакомить с содержанием, характером, особенностями и условиями труда;
  • содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.

  1. Концепция (основная идея) профессиональной пробы

Успешность прохождения обучающимся профессиональных испытаний способствует определению его склонностей и способностей к этому виду профессиональной деятельности.

  1. Специфика проведения профессиональной пробы.

- выполнение творческого задания по созданию буквицы.

  1. Ожидаемые результаты:

приобретение обучающимися компетенций в области   иллюстрирования

освоение навыков   выполнения творческого задания, получение знаний о буквице, её назначении , видах и этапах выполнения, применение   полученных  навыков на практике.

  1. Формы контроля освоения профессиональной пробы

 устный опрос,  самостоятельная работа, презентация творческой разработки


СОДЕРЖАНИЕ

Этапы профессиональных проб:

  1. Вводно-ознакомительный

Профессиональная проба разработана для создания представления у учащихся о  профессии художника-иллюстратора через получение практических навыков  по созданию буквицы. Выполнение творческого задания по созданию буквицы развивает у детей творческое мышление, навыки работы с графическими материалами, дает представление о последовательности этапов выполнения макета буквицы. Ребята знакомятся с работами мастеров художников-иллюстраторов и создают макет буквицы, выполняя последовательность предложенную педагогом. Результатом профпробы  является создание макета буквицы к выбранному литературному произведению , дети могут представить себя в роли художника-иллюстратора.

  1. Подготовительный этап – организация рабочего места, требования к вопросам охраны труда, инструктаж по технике безопасности.

  1. Практический этап – профессиональное погружение, посредством прикладного знакомства с профессией, в котором специалистом-практиком моделируются реальные задачи конкретного вида профессиональной деятельности, а участники пробуют себя в их решении): педагог объясняет задание, после чего обучающиеся выполняют его. В процессе выполнения задания педагог оказывает им помощь.

Практическое выполнение задания профессиональной пробы осуществляется по схеме: ЗАДАНИЕ –> УСЛОВИЕ –> РЕЗУЛЬТАТ

Перед учащимися ставится задача (задание) конкретного уровня сложности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который учащийся должен получить по завершении профессиональной деятельности.

Длительность этапа – 45 минут.

  1. Заключительный этап (рефлексивный) – подведение итогов, проверка уровня готовности обучающегося к выбору профессии (рефлексия обучающимися приобретенного практического опыта, оценка своего профессионального потенциала и какими компетенциями им стоит овладеть для своей успешной реализации в той или иной профессиональной сфере). Беседа, в ходе которой выясняется какие трудности и сомнения обучающиеся испытывали при выполнении пробы. На основе полученных ответов педагог дает необходимые рекомендации.


Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование

Количество единиц

1

Лист формата А5

16 шт.

2

Геливая ручка (черная)

16 шт.

3

Маркер черный

16шт

4

Набор фломастеров

5 шт

Приложение 1

Soft Skills (Гибкие навыки):

Коммуникативные навыки – это умение общаться и выстраивать долгосрочные отношения, работать в команде и аргументировать свою позицию. В основе коммуникативных навыков лежит эмоциональный интеллект, способность понимать чувства других и контролировать свои. 

Навыки самоорганизации – это умение организовать учебу/работу и правильно расставлять приоритеты, тайм-менеджмент, способность эффективно переключать внимание. 

Креативные навыки – способность нестандартно мыслить. В современном мире это важно не только для представителей творческих профессий, но и для специалистов других отраслей. В любой работе мы сталкиваемся с нестандартными задачами, которые требуют нешаблонного подхода.

Работа с информацией – эффективно ориентироваться в огромном потоке информации, качественно ее отбирать, анализировать и делать выводы.

Стрессоустойчивость – ускоренная адаптация зачастую не проходит без стресса, поэтому на первый план, несомненно, выходит способность человека справляться с ним и при этом сохранять работоспособность. Без стрессоустойчивости даже лучший специалист долго свою работу выполнять не сможет.


Приложение 2

Технологическая карта профессиональной пробы

для обучающихся 10-16лет

«Студия живописи и дизайна –путь в профессию художник-иллюстратор»

Возможная база проведения профессиональной пробы: любой кабинет имеющий парты или столы для размещения 15 человек

Руководитель профессиональной пробы: Космодемьянская Наталья Борисовна

Цель профессиональной пробы: подготовить обучающихся к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности посредством практико-ориентированного погружения в профессию «художник-иллюстратор»

Продолжительность профессиональной пробы: 45-60мин.

Количество участников: 15

Содержание профессиональной пробы:

        Вводно-ознакомительный этап

–Знакомство с группой, правила внутреннего распорядка, техника безопасности.

1. Студия живописи и дизайна – шаг в профессию художник-иллюстратор

Занятия в Студии живописи и дизайна формируют социально-значимые компетенции и и способствуют художественно-эстетическому

развитию личности обучающегося через овладение художественно-исполнительскими и

теоретическими знаниями, умениями и навыками в области изобразительного искусства.

2. Иллюстратор – это человек-художник, который создает образ по написанному тексту или истории. Именно они создают тематические картинки в книгах и журналах. Красивые иллюстрации на сайтах – тоже их работа.

Сфера применения иллюстрации довольно широкая. Данное искусство востребовано в следующих сферах:
литература и пресса; плакаты, постеры – полиграфия; мультипликация – раскадровка; интернет-баннеры, состоящие из иллюстраций; рекламная продукция. Иллюстратор – одна из постоянно востребованных профессий.

Данная профессия востребована всегда. Даже если нет вакансий в офисах ведущих компаний, то  всегда можно найти заказчиков через Всемирную паутину. Иллюстраторы востребованы в таких направлениях бизнеса: издательства, редакции, полиграфические компании; организации, специализирующиеся на дизайне; рекламные компании; частные лица и организации;  
3. Необходимые навыки и знания для овладения профессией:

Рисование – основная обязанность иллюстратора. Это разнообразная и творческая работа, которая способна дарить массу удовольствия. Но она требует усидчивости и умения создавать качественные рисунки даже в те дни, когда для художеств вдохновения нет.

Данная профессия подходит творческим и креативным личностям. Хороший иллюстратор обладает поразительной и сильно развитой фантазией. Услышав слова, его мозг сразу создает яркие и оригинальные образы к ним. Помимо высокой креативности, иллюстратор должен обладать усидчивостью и силой воли. Это человек цели. Поставив задачу, он идет к ней, невзирая ни на что. Это важнейшее качество для художника – преодолевать себя, даже в самые угрюмые дни, и творить .          

4. 1-2 интересных факта о профессиональном направлении:

               -Стабильность

               -Зарплата и бонусы

               -Перспективы

               -Условия

  5.Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью

Выполнение творческого задания по созданию буквицы развивает у детей творческое мышление, навыки работы с графическими материалами, дает представление о последовательности этапов выполнения макета буквицы. Ребята знакомятся с работами мастеров художников-иллюстраторов и создают макет буквицы, выполняя последовательность предложенную педагогом. Результатом профпробы  является создание макета буквицы к выбранному литературному произведению , дети могут представить себя в роли художника-иллюстратора.

Подготовительный этап

 Постановка задачи (10 мин)

  1. Постановка цели и задачи в рамках пробы

Цель нашего занятия создать макет буквицы  за очень сжатые временные рамки. Задача занятия получить представление о буквице, её назначении , видах и этапах и техниках выполнения.

  1. Демонстрация итогового результата, продукта

Показываем примерные макеты буквиц.

          Практический этап –

Выполнение задания ( мин)

  1. Подробная инструкция по выполнению задания

Целеполагание

-Наша задача выполнить макет буквицы

Технология изготовления

-Краткое знакомство с примерами работ

-Краткое описание этапов и техникив ыполнения

Практическая работа

-Выбор произведения для иллюстрирования

-Выбор стиля выполнения буквицы

-Компоновка в листе

-Построение

-Прорисовка и декорирование

Подведение итогов

-Осмотр макетов

-Выявление дефектов и недочетов

  1. Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания

-Контроль соблюдения технологии изготовления

-Соблюдение техники безопасности

Контроль, оценка и рефлексия (7/10мин)

  1. Критерии успешного выполнения задания

-Этетичность

-Стилистика

- Творчество

-Общее впечатление от работы

  1. Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки

-результатом работы должна быть законченный рисунок буквицы

- оценивается

-соответствие стиля буквицы содержанию иллюстрируемого произведения;

-творчское

-применение знаний и навыков из области дизайна (различные виды узоров, стилизация, и тп)

  1. Вопросы для рефлексии учащихся

-Довольны ли вы результатом своей работы?

-Какие трудности возникли при выполнении задания?

-Заинтересовало ли вас данное направление?

-Хотели бы вы продолжить заниматься в направлении иллюстрация?

БУКВИЦА (ИНИЦИАЛ) заглавная буква укрупненного размера, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца; является одним из оформительских элементов

Спуск — не единственно возможный способ композиционного решения начальной полосы. В старинной книге такая полоса набиралась на полный формат, но ее текст начинался инициалом, то есть буквой большего размера (или большей графической силы). Такое оформление достаточно ясно отличает начальную полосу от остальных. Инициал следует рассматривать не только как сигнал о начале крупного раздела текста, но и как один из существенных элементов убранства начальной полосы. В связи с этим различают инициалы чисто шрифтовые (не только наборные, но и рисованные), орнаментированные и с сюжетно-тематическим рисунком. Инициалы орнаментированные и с сюжетно-тематическим рисунком применяются, главным образом, в изданиях художественной литературы, в книгах по искусству и т. п


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока технологии в 10 классе "Дизайн отвечает потребностям"

Методическая разработка урока технологии в 10 классеРаздел №1. Технология проектирования изделий.Тема.   "Дизайн отвечает потребностям".Цель урока: ознакомить обучающихся с первичн...

Методическая разработка конспекта занятия по программе "Графический дизайн на компьютере"

Материалы методической разработки способствуют формированию устойчивой мотивации  обучающихся к занятиям в области графического дизайна....

Методическая разработка занятия " Проектирование простейших композиций ландшафтного дизайна"для дистанционного обучения.

разработка предназначена для самостоятельного изучения, содержит теоретическую и практическую часть....

Методическая разработка урока "Импрессионизм в живописи и музыке" (музыка, 5 класс)

Методическая разработка урокаПредмет: музыкаТема: "Импрессионизм в живописи и музыке"Целевая аудитория: 5 класс...

Методическая разработка профессиональной пробы по профессии «Дизайнер одежды»

Профессиональная проба — профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствую...

Методическая разработка профессиональной пробы по профессии "Портной"

Профессиональная проба - это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая заверщенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Про...