Конспект открытого занятия «Звуки и буквы в городе Фонетика» (из учебно-тематического плана 2 года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Малая детская академия «Совушка»
план-конспект

Стрелкова Екатерина Валерьевна

Русский язык – великий и могучий, поэтому дети не всегда его осваивают. И здесь стоит вспомнить простое правило: «Учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться».  Обучающиеся 2 года обучения Малой детской академии «Совушка»  уже знакомы с буквами и звуками русского языка и знают, что раздел науки, который изучает звуки речи, называется фонетикой.После летних каникул очень важную роль в будущем успешном обучении играет повторение пройденного материала. Такой тип занятия позволяет педагогу проанализировать, как усвоен пройденный материал, что вызывает у детей трудности, прежде чем выдавать новый материал. Конспект занятия направлен на повторение полученных знаний на 1-ом году обучения по предметному модулю «Основы грамоты. Развитие речи». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_konkurs_strelkova.docx533.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Южный»

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО  ЗАНЯТИЯ

на тему: «Звуки и буквы в городе Фонетика»

(из учебно-тематического плана 2 года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Малая детская академия «Совушка»

Автор: педагог дополнительного образования,

Стрелкова Екатерина Валерьевна

Рязань, 2021 г.

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО  ЗАНЯТИЯ

Аннотация: Русский язык – великий и могучий, поэтому дети не всегда его осваивают. И здесь стоит вспомнить простое правило: «Учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться».  Обучающиеся 2 года обучения Малой детской академии «Совушка»  уже знакомы с буквами и звуками русского языка и знают, что раздел науки, который изучает звуки речи, называется фонетикой.После летних каникул очень важную роль в будущем успешном обучении играет повторение пройденного материала. Такой тип занятия позволяет педагогу проанализировать, как усвоен пройденный материал, что вызывает у детей трудности, прежде чем выдавать новый материал. Конспект занятия направлен на повторение полученных знаний на 1-ом году обучения по предметному модулю «Основы грамоты. Развитие речи».

Тема занятия: «Звуки и буквы в городе Фонетика» (Повторение пройденного материала. Транскрипция. Слоговые схемы).

Состав учебной группы:обучающиеся 2 года  обучения; 6 лет; 15-17 человек.

Цель занятия: повторить  и обобщить пройденный материал на 1-ом году обучения  по программному модулю «Основы грамоты. Развитие речи».

Задачи занятия:

  • Образовательная: закрепить умения определять звуки и буквы, вспомнить понятия: транскрипция, слоговая схема, гласные, согласные звуки, слог.
  • Развивающая: развивать мобильность и творческую самостоятельность обучающихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности; развитие внимания, зрительной памяти, активности обучающихся на занятии; продолжить работу по формированию речевой деятельности обучающегося.
  • Воспитательная: прививать аккуратность при письменной работе; интерес к предмету Основы грамоты; культуры общения; воспитывать организованность, усидчивость, ответственность.

Тип занятия: комбинированный.

Форма организации занятия: традиционная: обучающие игры, лекция.

Средства наглядности:звуковые дорожки, алфавит (буквиск), опорные картинки, слоговые схемы.

Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:

  1. По источнику приобретения знаний, умений, навыков:
  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.
  1. По степени активности и самостоятельности обучающихся:
  • объяснительно-иллюстративные;
  • информационные.

Оборудование: доска, парты, стулья, телевизор + наборы разноцветных кружков для звукового анализа и средства наглядности

Этапы организации занятия: 1 астрономический час + 10 минут перемена.

  1. Организационный момент. (10 минут)
  2. Основная часть. (45 минут)
  3. Итог занятия. (5 минут)

Ход занятия.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка явки обучающихся, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания)

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, Екатерина Валерьевна.

(проверка явки обучающихся)

Педагог: /проводит  игру с детьми под приветственную песенку, авторы Марютина Надежда и Ирина Бармина/

Ручки поднимаем вверх -  

Солнцу говорим привет.

Хлопаем в ладоши –

Будет день хорошим!

Водичкой умылись

И нарядились, пришли заниматься –

Будем  мы стараться.

Педагог:Сегодня  на занятии, ребята, вас ожидает много интересных заданий  и старых друзей, а помогут  нам учиться: внимание, находчивость, смекалка.

  1. Основная часть.

Педагог:Ребята, вы любите путешествовать?(ответы детей)Где вы были этим летом? (ответы детей). Мы сегодня тоже с вами отправимся в путешествие – путешествие  по городу Фонетика.

Жили-были в городе Фонетика буквы. И как-то раз захотелось им петь в хоре.

- Нужно пойти в театр и попросить дирижера  репетировать с нами! – предложила буква А. На следующее утро все буквы в городе собрались возле театра.

– Все здесь? – громко крикнула буква А.

– Все! – радостно ответили буквы.

– А сколько нас? Кто-нибудь знает?

Буквы построились в алфавитном порядке, пересчитались и ответили…

Педагог: Ребята, давайте вспомним, сколько букв в русском алфавите.

Дети: Ровно 33.

Педагог: Верно!(рассказывание хором)

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей.

Педагог: Когда дирижер увидел 33 буквы – он очень обрадовался и сказал:

- Отлично! Я давно мечтал о таком большом хоре. Но сначала мне нужно прослушать ваши голоса. Потому что звук – это голос буквы.

Ребята, чем же буква отличается от звука?

Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки -  произносим и слышим.

Педагог: Первой к дирижеру подошла букваАи громко пропела… Ребята, давайте пропоем звук.

Дети: А-а-а-а-а-а!

Педагог: Какой у буквы прекрасный, высокий  голос! Второй к дирижеру подошла буква У.

Дети: У-у-у-у-у-у!

Педагог:Замечательно! Какой чистый звук! Затем к дирижеру подошли буквы: Э, О, Ы, И, Ю, Е, Ё, Я. Каждая буква спела и дирижер остался очень доволен. Но потом вперед вышла буква Ш.

- Ш-ш-ш-ш-ш… - пропела она.

- Это не пение! – возмутился дирижер.

-Ну, а вы как поете? Обратился он к букве Ж.

- Ж-ж-ж-ж… - пропела буква.

- Ужас! Так жужжат жуки и жужелицы.

Дирижер выслушал всех пришедших, но ни одна буква больше не порадовала его. В конце концов он объявил:

- К сожалению, я не могу принять в хор вас всех. Потому что многие из вас издают ужасные звуки: шипящие, свистящие, глухие. А буквы ъ и ь вообще молчат. Поймите, для сцены мне нужны звуки певучие. Я прошу выйти на сцену 10 букв.

Ребята, назовите их.

Дети: А, О, У, Ы, И, Э, Ю, Я, Е, Ё /работа у доски; по просьбе педагога дети записываю буквы на доске/.

Педагог:У этих букв очень красивые протяжные голоса. И поэтому их называют…

Дети: Гласные.

Педагог: - А как же мы. Мы тоже хотим выступать на сцене, – возмутились остальные буквы.  – А вы будете танцевать, – сказал дирижер. – Согласны? Ребята, как назовем такие буквы?

Дети: Согласные!

Педагог:  Все буквы делятся на 2 группы – ГЛАСНЫЕ  и СОГЛАСНЫЕ. Гласные поют, а согласные танцуют.

- А  что будем делать мы? – спросили ъ и ь.  – Петь мы не умеем, а танцевать мы не любим.

- Значит,  вы не гласные, но и не согласные. Вы просто знаки.

«Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать».

«А согласные согласны

Шелестеть, шептать, шипеть,

Но не хочется им петь».

Зрительная гимнастика.

Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.

Закрывают оба глаза.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву О, получается легко.

Глазами рисуют букву О.

Вверх поднимем, глянем вниз.

Глаза поднимаем вверх, опускаем вниз.

Вправо, влево повернем.

Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем.

Работа со звуковой дорожкой: дети вспоминаю, что гласные – обозначаются красным цветом, поются и тянутся, гласных букв – 10, а звуков 6; согласные бывают твердые  (обозначаются синим цветом) и мягкие  (обозначаются зеленым цветом), звонкие и глухие.

Пальчиковая гимнастика «Мотор».

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей.

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен.

Работа на листах.

Педагог: Чтобы не забыть какие у букв голоса, люди используют транскрипцию. Звук помещается в квадратные скобочки, чтобы точно передать на письме устную речь.

(рассказывание хором)

Слово транскрипция нас не пугает,

Звуки запомнить оно помогает.

/чтение алфавита при помощи транскрипции/

Педагог: В городе Фонетика живут не только буквы, но и слова. Слова состоят из частей, которые называются слоги. Поделить слово на слоги проще простого, если знать правило. Давайте вспомним его вместе (чтение стихотворения хором):

Сколько в слове гласных

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

Педагог: Слова можно изобразить графически. И помогут нам в этом слоговые схемы.

Работа у доски.

Игровые упражнения «Раздели слова на части»

Кинезиологические упражнение/авторМарютина Надежда и Ирина Бармина/

«Умные пальчики»/выполняется под музыку/

У девочек и мальчиков умные пальчики,

В кулачок сжимаются, в фонарик превращаются.

Будем пальцы выпрямлять - фонарик зажигать.

У девочек и мальчиков  умные пальчики,

Пальчики встречаются - в колечки превращаются,

Можно много смастерить -  маме подарить.

У девочек и мальчиков умные пальчики,

Пальчики встречаются в домик превращаются,

Дом стоит, труба дымит, ежик там сидит.

У девочек и мальчиков  умные пальчики,

Превратились в кулачок и легли на бочок,

А теперь ладошка, поиграй немножко.

У девочек и мальчиков умные пальчики,

Пальчики встряхнем и отдохнем.

Педагог:

Чтобы сильно  постараться

В каждом слове разобраться.

Был придуман с давних пор

Фонетический разбор.

Ученик, прочтите нам

Ваше слово по слогам.

А затем поставьте знак

Ударение. Итак…

Что же вам еще осталось?

Рассказать такую малость:

Сколько звуков без забот

В  слове весело живет.

Твердый, звонкий иль глухой,

Если гласный, то какой:

Безударный или нет –

Дайте правильный ответ.

Сколько букв содержит слово?

Сосчитали - и готово!

Звуковой анализ  слова ЦВЕТОК/1 ребенок работает у доски, остальные за своими партами, предварительно детям раздают набор разноцветных кружочков: красные – 3 шт., синие – 3 шт., зеленые – 3 шт./

  1. Подведение итогов.

Педагог подводит итог занятия, основываясь на впечатления детей. Спрашивает у детей, какие задания им понравились больше всего, какие вызвали трудности. Благодарит всех за работу.

Список литературы, интернет-ресурсы:

  1. М. А. Цветкова; Объяснение трудных тем русского языка в игровой форме; «Звуки и буквы в городе Фонетика», 2011 г.
  2. Кинезиологические упражнения

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%83%20%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BA%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D1%83%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=1636561256631688-2177968916403426251-sas2-0307-sas-l7-balancer-8080-BAL-713&wiz_type=vital&filmId=32920255891723564

  1. Пальчиковая гимнастика «Мотор»

https://www.maam.ru/detskijsad/palchikovaja-gimnastika-s-karandashom.html

  1. Зрительная гимнастика.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/06/15/metodicheskaya-podborka 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»

Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...

Индивидуальный план обучающегося по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Робототехника»

Индивидуальный план обучающегосяпо дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программе «Робототехника»  Задача- подготовка обучающегося к соревнованиям по робототехнике различ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мир поделок" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 7-14 лет сроком реализации 2 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир поделок» создана для  обучения детей 7-14 лет сроком реализации 2 года, разработан...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный мир аппликации" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 4-7 лет сроком реализации 3 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир аппликации»  создана для  эстетического и художестве...

План - конспект открытого занятия "Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой по хореографии "Барвинок"

План - конспект открытого занятия "Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой по хореографии "Барвинок" разработан с целью пробудить интерес к занятиям...

Конспект открытого занятия на тему «Весна пришла, тепло принесла» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Земля моих предков» творческого объединения «Школа раннего творческого развития Радуга»

Цель: расширить и углубить знания и представления учащихся об окружающем мире Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с удивительными загадками природы, со временем года-весной, весенними ...

Конспект открытого занятия. Звук и буква Ш

Занятие помогает воспитывать  правильное произношение воспитанниками звуков Ш в изолированном виде, в словах, в слогах, в предложениях....