Конспект урока "Пасха радость нам несет"
план-конспект урока (5 класс)

Кириченко  Елена  Сергеевна

  Конспект урока  "Пасха  радость  нам  несет" для  детей 10-13 лет.

 Цель  данного урока - это формирование и развитие у детей  представлений о Пасхе как о главном христианском празднике.

На  занятие  они  познакомяться с историей  православного праздника«Светлое Воскресение Христово», с его  традициями, с  обычаями и  обрядами, связанные с  праздником.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_pasha_radost_nam_neset.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пестравский филиал

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области средней общеобразовательной школы с. Майское

муниципального района Пестравский Самарской области

Дом детского творчества с. Пестравка

Методическая разработка

«Пасха, воскресение Христово»

Разработала:

Кириченко Елена Сергеевна,

педагог дополнительного  образования

Пестравского филиала ГБОУ СОШ с. Майское

ДДТ с. Пестравка

                                 

с. Пестравка, 2022г.

Цель: формирование и развитие у обучающихся представлений о Пасхе как о главном христианском празднике.

Задачи:

  • познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей и традициями;
  • совершенствовать уровень исполнения русских народных песен, частушек, хороводов, игр и других жанров фольклора;
  • развивать интерес к христианским традициям и обычаям нашей страны;
  • рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником;
  • воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.

Форма проведения занятия: комбинированное занятие.

Метод обучения: словесный, наглядный, метод самостоятельной работы.

Характеристика группы обучающихся: занятие проводится для обучающихся в возрасте 10 – 13 лет.

Подготовительная работа:

- подготовка различных атрибутов к игровой части занятия (изготовление горки для катания яиц, у каждого обучающегося по одному крашеному яйцу для игр);

- подготовка элементов орнамента (листы бумаги, кисточки, краски);

-  поздравительные открытки, сделанные своими руками.

Ход занятия:

I. Самоопределение  к  деятельности

- Дорогие, ребята! Пусть это занятие принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами!

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на занятии.

Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть сегодня для себя что-то новое.

II.  Определение темы и цели занятия  

- Почему люди должны знать историю, культуру и традиции своего народа? (Ответы детей)

III. Работа по теме занятия

- Какие вы знаете христианские праздники? (Ответы детей)

- Ребята, сейчас я прочту вам не большое стихотворение, а вы послушайте и угадайте тему нашего занятия.

На столе кулич душистый,

Горка крашенных яиц.

В этот праздник, светлый, чистый

Не увидишь хмурых лиц. (Ответы детей)

- Какие слова из стихотворения помогли вам определить тему занятия.  (Ответы детей)

- Верно, тема нашего занятия: «Пасха радость нам несёт».

Пасха, воскресение Христово – один из самых больших христианских праздников в году. Назвать этот день праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос Воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры. Христос воскрес из мертвых, победив своею смертью смерть, искупил людские грехи и своим воскресением дал надежду на жизнь после смерти.

Начиная со Светлого Воскресения, в течение сорока дней все верующие приветствуют друг друга словами «Христос Воскрес!», а в ответ говорят «Воистину Воскрес». В этих словах заключается сущность веры, вся полнота вечной радости и блаженства.

«Праздников – праздник и торжество из торжеств» называют этот светлый день.

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

В этот торжественный день радость и хорошее настроение приходят в дом христиан всего мира. Праздничный пасхальный стол отличается особым изобилием. Во все дни этого праздника, люди обнимаются как братья и сестры трижды целуются в радости о вести воскресения, забывая ссоры и обиды.

- Почему на Пасху  принято дарить друг другу яйца? (Ответы детей)

В православной традиции яйцо символизирует воскрешение: как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново зарождается через Воскресение Христово.

В России существует обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца. По приданию, первым человеком, связавшим Пасху с красным яйцом, была Мария Магдалина. Когда она пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила ему простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это также не возможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным.

Впоследствии употребление крашеных яиц на Пасху стало всеобщим христианским обычаем.

С тех пор разрисованные, расписные куриные яйца стали называть - писанками. Роспись писанок считалась обрядом магическим, поэтому к инструментам и яйцам никто не смел прикасаться, кроме мастерицы. Полотняную салфетку, которой снимали воск с готовых писанок, святили в церкви наравне с куличом и яйцами.

Основные цвета орнамента писанок - белый, желтый, красный и черный. Все прочие считались не символами, а обычным украшением яйца. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Яйца вытачивали из дерева, делали стеклянные.

Позднее появились яйца из фарфора, серебра с украшениями из бисера, драгоценных камней.

Символика орнамента яйца:

Волнистая линия – символ бесконечности и тернистый путь Христа.

Сосна – символ здоровья.

Голубь – символ души.

Сеточка – символ судьбы.

Жёлтая сеточка – символ солнца.

Дубок – символ силы.

Точечки – символ плодородия.

Сливки – символ любви.

Ягодка – символ матери.

Цветочки – символ девичества.

Давайте и мы попробуем раскрасить яйца. (Детям предлагаются: листы бумаги, кисточки, краски. Выполняются эскизы яиц и раскрашиваются)        

Считалось, что пасхальные яйца могут быть облегчением от любого недуга. Если освященное яйцо пролежит от 3-12 лет, то потом можно им вылечить болезни, а если освященную крашенку положить в зерно, то будет хороший урожай. Еще и такое мнение есть, если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнить любое желание. Расписные яйца считались талисманом, который оберегал человека от грома, бездетности, болезни и других несчастий. Люди верили, что такое яйцо может потушить пожар, если его кинуть в огонь. Отсюда и появилась традиция хранить пасхальное яйцо за иконой на всякий случай. Если в хлеву болели домашние животные, их гладили по шерсти пасхальным священным яйцом, чтобы выгнать болезнетворных духов. Освященные на Пасху яйца клали в севалку с зерном и брали с собой в поле при засеве. Перед началом работы крестьянин или съедал яйцо сам, сидя на борозде, или закапывал в землю, или разбрасывал его кусочки по пашне. Верили, что эти действия предохраняют посевы от непогоды, болезней и вредителей. Воду, в которой варились пасхальные яйца, не выливали, ею умывались девушки и молодые женщины, чтобы иметь красивый цвет лица. Даже потерянные вещи искали при помощи яйца, которое заворачивали в тряпицы, чтобы не разбилось, и бросали в разные места в избе, в хлеву, во дворе. Места, куда упало яйцо, внимательно осматривали, случалось, что при этом и на самом деле находили потерянные предметы.

Расписывали яйца строго в один день - Чистый четверг. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Другая пасхальная традиция – печь куличи. Пекут куличи из сдобного дрожжевого теста, празднично и ярко украшая. Это символ животворящей силы и Божественной премудрости, которую вложил в наши души Господь.

По традиции на Светлую седмицу навещают больных, привечают нищих и убогих. Навещают родных, близких, знакомых, друзей. Пасха – это ключевой праздник христианства. Все воскресает и возрождается к жизни. Поэтому так много на Пасху цветов, разноцветных яиц, куличей, разукрашенных цветными помадками. У всех христиан принято дарить на Пасху подарки, и всегда они должны хоть чем-нибудь напоминать о воскресении и обновлении.

Как и всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости.

Использовали яйца и в разных веселых забавах, развлечениях и играх.

- Ребята, а какие игры с яйцами вы знаете? (Ответы детей).

-  А сейчас приглашаю вас поиграть в пасхальные игры!

Пасхальные  игры  для  детей:

  1. Делается простой деревянный или картонный желоб, вокруг него освобождается ровное пустое место, на котором раскладываются выигрыши (игрушки). Играющие по очереди подходят к катку и катят свое яйцо. Предмет, до которого дотронется яйцо, и выигрывает катящий.
  2.  По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!
  3. Играющие садятся напротив друг друга и катают крашенки, крашенки сталкиваются: чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.
  4. Участники делятся на 2 команды. Каждой команде выдают столовую ложку и кладут в нее пасхальное яйцо. На счет «Раз, два, три» игроки должны добежать с яйцом в ложке до назначенного места и обратно, а затем быстро передать ложку следующему игроку. Все эти движения необходимо сделать так, чтобы яйцо не выпало из ложки. Если яйцо выпало, команда автоматически проигрывает. Выигрывает та команда, которая управится с заданием первой.

За века этот праздник глубоко вошел в жизнь и родились присказки, поговорки, связанные с праздником. «Дорого яичко к Христову дню» - так говорят, когда хотят подчеркнуть, что всякому делу есть свой срок. «И дурак знает, что в Пасху праздник!» - это прямой намек на что-то очевидное.
Сложились также поверья и приметы: воздержание от сна в ночь перед Пасхой предохраняет от болезней, обеспечивает счастливое замужество, богатый урожай. А вот приметы, связанные с погодой.

  1. На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и
    красному лету.
  2. На Пасху дождь - к урожаю.
  3. На Пасху гром - к урожаю.

И на второй день тоже наблюдали за природой. Если ясная погода - лето будет сухое.

IV. Итог урока. Рефлексия

Итогом нашего с вами занятия стали, полученные новые знания, освоенные умения и замечательная пасхальная открытка, которую вы можете подарить своим друзьям, родственникам и знакомым.

С Пасхой святой!

Сердце открой,

Счастье впускай,

Праздник встречай!

Праздник счастьем озаряет,

Яркий свет идет с небес.

От души вас поздравляем!

Всем добра! Христос воскрес!

С Пасхой я хочу поздравить!

Будем Бога нынче славить,

Веря в чудо из чудес.

С праздником! Христос Воскрес!

Если хочешь жить легко

И быть к Богу близко,

Держи сердце высоко,

А голову низко!

Христос Воскрес!

Воистину Воскрес!

И хочу напомнить вам, что в Светлое  Воскресение дарите, друг другу радость, любите, друг друга, не огорчайте своих  близких. Здоровья и счастья вам дорогие ребята.

Используемая литература:

  1. Коняев Н.М. «Великая Пасха. Праздник праздников»;
  2. Левкина Т.В. «Встречаем Пасху. Традиции, рецепты, подарки»
  3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Учебное пособие, (О), 224с, 2006.
  4. Игры на уроках и во внеклассной работе: Учебно-методическое пособие для учителей. Штолина Т.П. Изд-во «Каро», 2006, с.76.

Интернет-ресурсы:

http://uti-puti.com.ua

http://rodnaya-tropinka.ru

http://vashechudo.ru

http://ricolor.org

http://www.wonderfulnature.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект психологического занятия «Выражение эмоций. Радость»

Цель занятия: создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему: "Радость" в технике "граттаж" .

Конспект открытого урока в 5 классе  на тему : "Радость" в технике "граттаж" разработан для учащихся 5 кл. коррекционной школы 8 вида....

Конспект урока "Радости и печали в жизни крестьянских детей. Анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»"

1. Образовательные задачи урока: познакомить детей с необходимыми для работы фактами биографии И. С. Тургенева, историей создания и проблематикой книги «Записки охотника», рассказать об основных функц...

План-конспект урока по предмету "История изобразительного искусства" на тему "Тихая радость и светлая грусть в пейзаже И. Левитана"

В данном конспекте описывается краткие сведения из биографии И. Левитана, описание основных его произведений, выявлены особенности живописной техники великого художника-пейзажиста...

План-конспект открытого занятия «Создадим рецепт радости

Цель: активизация внутренних  позитивных ресурсов обучающихся старших классов.          Задачи:1. Выявление и пополнение   знаний учащихся о...

Нелёгкая радость моя (Радости и трудности моей работы) Времен связующая нить

Мы привыкли  к нескончаемому потоку во время перемен, к рабочему шуму , к детским голосам, к самым неожиданным поступкам и уже не удивляемся ничему. Такова уж наша профессия с её бесконечными ноч...