ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»
рабочая программа (9 класс)

Матвеева Дарья Сергеевна

Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, в школе введена программа дополнительного образования «Основы профессионального самоопределения». Программа позволяет стимулировать интерес школьников к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.

В среднем звене и старших классах организация курса «Основы профессиональное самоопределение» обеспечивает формирование у учащихся необходимого объекта профессиональных знаний и вообще трудовых умений.

Работа с учениками  7 класса направлена на формирование и сознание ими своих интересов, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
Работа со школьниками 8 - 9 классов направлена на формирование представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Оказанием обучающимся индивидуальной консультационной помощи в выборе профессии, определение стратегии действий по освоению запасного варианта.
Проблема выбора профессии стоит перед обучающимися всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание школьников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ops.docx75.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Татарская средняя общеобразовательная школа»  Черлакского района Омской области

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

РЕКОМЕНДОВАНО  к использованию

Методическим советом

МБОУ «Татарская СОШ»

Протокол от №1

от 30.08.2019 г.

        УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «Татарская СОШ»

        ___________ М.Ф. Кукузей

        Приказ от «__» ____.2019г  №___

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

Уровень основного общего образования (7-9 класс)

Срок реализации: 1 год

Количество часов в год: 34 часов

Составитель:

Матвеева Дарья Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ «Татарская СОШ»

с. Татарка

                                                             2019 г

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, в школе введена программа дополнительного образования «Основы профессионального самоопределения». Программа позволяет стимулировать интерес школьников к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.

В среднем звене и старших классах организация курса «Основы профессиональное самоопределение» обеспечивает формирование у учащихся необходимого объекта профессиональных знаний и вообще трудовых умений.

Работа с учениками  7 класса направлена на формирование и сознание ими своих интересов, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
Работа со школьниками 8 - 9 классов направлена на формирование представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Оказанием обучающимся индивидуальной консультационной помощи в выборе профессии, определение стратегии действий по освоению запасного варианта.
Проблема выбора профессии стоит перед обучающимися всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание школьников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.

Рабочая программа составлена на  основании следующих нормативных документов:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»);
  • Положением о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения  ФГОС НОО, ФГОС ООО
  • Приказом  Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
  • Положения о рабочей программе  МБОУ «Татарская СОШ»;

Вид программы: составительская.

Направленность образовательной программы дополнительного образования детей «Основы профессионального самоопределения» – социально-педагогическая. Разработанная программа предназначена для учащихся МБОУ «Татарская СОШ» и адаптирована к определенным условиям учреждения на базе центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Актуальностью данной программы является комплексный подход в изучении психологических особенностей деятельности человека в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация трудового процесса, механизм трудового опыта, качество труда, адаптация человека к трудовым условиям.

Новизна программы в том, что акцент делается на исследование в области профессионального отбора, обучения, тренировки. Человек рассматривается как звено системы «человек – машина». У школьников происходит оформление системы знаний о человеке в трудовом процессе.

Цель программы является подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, через комплексное оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.

Задачи программы:

- предоставить информацию о мире профессий, через личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе;

- организовать работу по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями;

- сформировать трудовых навыков и умений, помогающих развитию творческих способностей;

- сформировать у воспитанников способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;

- оказать психолого-педагогическую поддержку в выборе профиля обучения и продолжения образования.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на детей 7-9 класс. Срок реализации программы 1 год. Продолжительность занятий в год обучения 1 академический час 1 раз в неделю (34 часа) в каждом классе.

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративные (при изучении всех разделов курса).
  • Репродуктивные (при изучении всех разделов курса).
  • Проблемные (при изучении всех разделов курса).
  • Частично-поисковые (при выполнении практических работ).
  • Взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем.

Формы обучения:

  • Обще-классные формы:
  • урок;
  • урок-игра;
  • мини-лекции и семинары с элементами дискуссий;
  • создание эвристических ситуаций;
  • практические занятия;
  • демонстрация  и проведение методик с их последующим обсуждением;
  • самостоятельное выполнение отдельных заданий, связанных с обработкой литературных источников;
  • предпроектная работа, подготовка к выбору  темы проекта и проектной деятельности.
  • зачетный урок.
  • Групповые формы обучения:
  • групповая работа в малых группах;
  • групповые творческие задания;
  • групповая практическая работа.
  • Индивидуальные формы работы в классе и дома:
  • письменные работы;
  • индивидуальные задания;
  • теоретические диктанты.

Планируемые результаты

Личностными результатами для обучающихся изучения курса «Основы профессионального самоопределения» являются:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметными результатами обучающихся изучения курса «Основы профессионального самоопределения» являются:

- умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей под руководством учителя

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки; классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

- умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- владение устной и письменной речью;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.).

Предметными результатами обучающихся изучения курса «Основы профессионального самоопределения» являются:

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

В процессе освоения, курс «Основы профессионального самоопределения», согласно возрастным особенностям помогает формированию у детей представлений о различных сторонах профессий, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения. Дает общие сведения о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространенных профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности; формирует мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности; воспитывает трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего труда.

        Первый уровень результатов освоения программы «Основы профессионального самоопределения» уровень представления (знакомства).

Обучающийся, находящийся на этом уровне, способен узнавать объекты и процессы, если они представлены ему в материальном виде или даны их описание, изображение, характеристика. На этом уровне школьник обладает способностью произвести опознание, различение и соотнесение, а также духовно – нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, профориентационных акциях, играх, выставках, конкурсов рисунков, поделках.

Второй уровень результатов – уровень воспроизведения.

Обучаемый может воспроизвести (повторить) информацию, операции, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией. Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – уровень умений, навыков и творчества. На этом уровне усвоения учащийся умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые. Здесь различают две разновидности усвоения – умение и навык. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в профориентационных праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий. Как известно, творчеством считается проявление продуктивной активности человеческого сознания. На этом уровне необходимо, чтобы он не только овладевал знаниями, умениями, навыками, но и умел их применять в деятельности. Надо «добывать» прочные знания и умения. Нужно пробудить и развить в нем творческие способности. Это возможно только при условии, что в процессе обучения будут применяться специальные творческие задачи исследовательской, проектной, конструкторской, технологической деятельности, т. е. будут реализовываться мотивационные знания.

Программа «Основы профессионального самоопределения» способствует формированию у школьников следующих качеств личности:

- развитие интереса к профессиям;

- осознанному выбору профессии;

- стремление к активной деятельности;

- интерес к трудовой и учебной деятельности;

- желание выполнять трудовые поручения;

-воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности;

- настойчивость в доведении дела до конца;

- бережное отношение к результатам своего труда;

дисциплинированность;

любовь к труду.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

7 КЛАСС

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Форма контроля

1

Вводные понятия

1

1

-

Педагогическое наблюдение

2

Психологические стратегии оптимальной подготовки и сдачи экзаменов

10

3

7

2.1

Тренинги. Сущность тренингов

1

1

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

2.2

Ментальный тренинг

1

1

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

2.3

Тренинг на расслабление

1

1

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

2.4

Практическое занятие №1. Тест определения типа будущей профессии

3

-

3

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

2.5

Практическое занятие №2. Ментальный тренинг

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

2.6

Практическое занятие № 3. Тренинг на расслабление

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

3

Основополагающие предпосылки эффективного трудоустройства

23

8

15

3.1

Резюме

2

2

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

3.2

Виды резюме

2

2

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

3.3

Написание резюме

2

2

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

3.4

Практическая работа № 5. Собеседование с работодателем

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

3.5

Практическая работа № 6. Мир в радуге профессий

4

-

4

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

3.6

Тренинг по формированию позитивных жизненных целей

2

1

1

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

3.7

Практическая работа № 7. Прогноз и реальность

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

3.8

Практическая работа № 8.  Аукцион идей. План на день

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

3.9

Кадровый вопрос

3

1

2

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

3.10

Практическая работа № 10. Ознакомление с профессиями

Защита проекта

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

Итого

34

12

22

8 КЛАСС

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Форма контроля

1

Вводные понятия

2

2

-

Педагогическое наблюдение

2

Деятельность как социально- психологическая проблема

18

5

13

2.2

Психологическое профессиоведение

1

1

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

2.3

Методы профессиоведение

1

1

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

2.4

Практическая работа № 1. Составление описаний профессий и психограмм

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

2.5

Практическое занятие №2. Описание профессиональных качеств личности

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

2.6

Практическое занятие № 3. Определение типов профессии

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

2.7

Практическое занятие № 4. Человек - профессия

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

2.8

Практическая работа № 5. Мои жизненные и профессиональные планы

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

2.9

Классификация профессий в психологическом профессиоведении

2

1

1

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

2.10

Классификация профессий по Е.А.Климову

1

1

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

2.11

Типы профессий по четырем уровням Е.А.Климов

1

1

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

2.12

Практическая работа № 6. Звездный час

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

3

Трудовая мотивация

14

8

6

3.1

Развитие человека как субъекта труда

2

2

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

3.2

Основные понятия трудовой мотивации

2

2

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

3.3

Кризисы профессионального становления

2

2

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

3.4

Профессиональные деструкции

2

2

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

3.5

Практическая работа № 7. Путь к успешной карьере

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

3.6

Практическая работа № 8. Ознакомление с профессиями

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

3.7

Практическая работа № 9. Профессия моих родителей. Защита проекта.

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

Итого

34

15

19

9 КЛАСС

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Форма контроля

1

Вводные понятия

2

2

-

Педагогическое наблюдение

2

Психология профессиональной работоспособности и функциональных состояний

16

6

10

2.1

Основные понятия работоспособности

2

2

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

2.2

Профессиональный стресс

2

2

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

2.3

Пути оптимизации состояний работоспособности субъекта труда

2

2

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

2.4

Практическое занятие № 1. Путешествие по морям профессий

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

2.5

Практическое занятие № 2. Профессии в городе и на селе

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

2.6

Практическая работа № 3. Строители. Маляры

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

2.7

Практическая работа № 4. Сделать рекламу выбранного товара

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

2.8

Практическая работа № 5. Профессии, которые мы выбираем

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

3

Психология группового субъекта труда

16

8

8

3.1

Признаки группового субъекта труда

2

2

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

3.2

Практическая работа № 6. Детектив

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

3.3

Практическая работа №7. Мое место в государстве

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

3.4

Практическая работа № 8. Профессия - специальность

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

3.5

Психология производственного травматизма и аварийности

2

2

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

3.6

Механизмы влияния социально-психологического климата на взаимоотношения в коллективе

2

2

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

3.7

Правовые гарантии жизни и здоровья человека в профессиональном труде в современной России

2

2

-

Беседа, индивидуальная и коллективная работа

3.8

Практическая работа № 9. Защита творческих работ. Подведение итогов

2

-

2

Практическая работа, портфолио, индивидуальная работа

Итого

34

16

18

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

7 класс (34 час.)

Введение. Вводные понятия (1ч)

Потребность знаний трудовых и профессиональных взаимоотношений людей в настоящее время, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Основные понятия профессионализма.

Раздел 1 Психологические стратегии оптимальной подготовки и сдачи экзаменов (10ч)

Тема «Тренинги». Сущность ментального тренинга. Учащиеся на практическом опыте научается переноситься мыслями в возможное будущее и использовать прошедшие ситуации, как к своей выгоде, так и к потере. Сущность тренинга на расслабление. Ознакомление с инструкцией по проведению прогрессивного мышечного расслабления. Ученик обучается технике спонтанного расслабления, которая работает через целенаправленное дыхание. В этом случае можно сознательно вызвать чувство расслабления и контролировать негативное напряжение и чувства страха.

Практическое занятие №1. Работа с раздаточным материалом. Методики на профориентацию и профпригодность. « Тест определения типа будущей профессии». Психогеометрический тест Сюзен Деленгер.

Практическое занятие №2. Выполнение заданий «Ментальный тренинг».

Практическая работа № 3. Выполнение заданий «Тренинг на расслабление».

Раздел 2 Основополагающие предпосылки эффективного трудоустройства (23)

Тема «Резюме». Что такое резюме? Цель резюме. Как правильно написать резюме. Нестандартное резюме. Возможности творчества. Зона риска. Фотография. Стиль написания резюме. Образец резюме.

Тема «Виды резюме».

Практическая работа №4. Написание резюме. Работа по составлению различных видов резюме, как помощь при трудоустройстве.

Практическая работа №5. Выполнить задание. Ролевая игра «Собеседование с работодателем».

Практическая работа №6. Участие в презентации по тематике «Мир в радуге профессий».

Тема «Тренинг по формированию позитивных жизненных целей».

Формирование у школьников способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации; развитию мотивации и достижения позитивных жизненных целей. Каждый учащийся делится своим мнением, выводами, получает обратную связь от группы по поводу пройденного материала, анализирует проблемные вопросы.

Практическая работа №7. Работа с таблицей «Прогноз и реальность».

Практическая работа №8. Выполнение упражнений «Аукцион идей»,
«План на день».

Практическая работа №9. Пофориентационная игра «Кадровый вопрос».

Практическая работа №10. Посещение учащимися экскурсий на производства. Подведение итогов.

8 класс (34 час.)

Введение. Вводные понятия (2ч)

Развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей. Анализ и осмысление профессиональных перспектив. Управление личным профессиональным планом. Побуждение участников к осознанному выбору профессии. Развитие профессионально важных качеств.

Раздел 1 Деятельность как социально-психологическая проблема (18 ч)

Тема Психологическое профессиоведение. Определение понятия

«психология профессий». Понятие профессиографирования и

профессиограммы. Принципы и уровни профессиографирования.

Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств

профессионала. Методы психологического анализа профессий.

Практическая работа №1. Составление описаний профессий и психограмм.

Практическая работа №2. Описание профессиональных качеств личности

профессионала.

Практическая работа №3. Определение по опроснику Голланда

типов профессии, которые соотносятся с индивидуальными особенностями

человека. Методика призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую

очередь личностных особенностей.

Практическая работа №4. Создание творческой работы: (рисунок, живопись, графика, декоративно-прикладное творчество, авторское фото, компьютерные программы и т.п) по тематики «Человек-профессия».

Практическая работа №5. Выполнение упражнения «Мои жизненные и профессиональные планы».

Тема. Классификация профессий в психологическом профессиоведении.

Общие требования к квалификации массовых явлений. Классификация

профессий по Е.А.Климову. Определение понятия «профессиональная

пригодность и призвание». Роль деятельности в формировании и проявлении

личности. Типы профессий и профессионально важные качества для них

необходимые. Характеристика конкретных профессий по четырем уровням

/Е.А.Климов/.

Раздел 2 Трудовая мотивация ( 14 ч)

Тема Развитие человека как субъекта труда. Понятие трудовой

мотивации. Классификация методов мотивации. Основные формы

мотивации работников предприятия. Значение труда для личности. Труд как

фактор исторического развития человека. Труд как вид деятельности.

Дифференцированная оценка структуры труда, отраженной в сознании его

субъекта. Кризисы взрослого человека. Типы и факторы кризисов

профессионального становления. Фазы кризисов профессионального

развития. Психологические особенности кризисов профессионального

становления. Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии.

Понятие профессиональных деструкций.

Психологические детерминанты профессиональных деструкций.

Уровни профессиональных деструкций. Профессиональная адаптация и

дезадаптация в экстремальных трудовых условиях. Нормальное

профессиональное развитие и признаки деформации.

Практическая работа №6. Выполнить тренинг вые игровые упражнения «Звездный час».

Практическая работа №7. Выполнить игровые упражнения в психотехнической игре «Путь к успешной карьере».

Практическая работа №8. Посещение обучающимися экскурсий на производства.

Практическая работа №9. Участие в организации и проведение встреч с родителями по теме «Профессия моих родителей». Подведение итогов.

9 класс (34 час.)

Введение. Вводные понятия (2ч)

Потребность в трудовых знаниях и профессиональных взаимоотношениях людей в настоящее время. Индивидуальные особенности личности как работника. Характеристика профессиональной деятельности.

Основные понятия становления профессионализма. Характеристика деятельности в качестве социально-психологической проблемы. Интеграция развивающегося индивида в действующую систему деятельности. Психологическая готовность к деятельности.

Раздел 1 Психология профессиональной работоспособности и

функциональных состояний.

Тема Основные понятия работоспособности. Динамика работоспособности человека в труде. Виды функциональных состояний. Профессиональное утомление и переутомление. Состояние монотонии и психического пресыщения в труде. Понятие стресса в труде. Показатели психического здоровья и самочувствия в условиях стресса. Управление и контроль стрессовых состояний. Режим труда и отдыха. Активный отдых.

Температурные воздействия. Фармакотерапия и воздействие на вкусовые

рецепторы. Использование светоцветовых воздействий в промышленности.

Функциональная музыка. Методы нервно-мышечной релаксации,

самогипноз и внушение. Желательные и неблагоприятные функциональные

состояния человека в труде. Основные концепции исследования стресса.

Пути оптимизации функциональных состояний человека в труде.

Практическая работа №1. Викторина «Путешествие по морям профессий».
Практическая работа №2. Презентация о профессиях в городе и на селе.

Практическая работа №3. Конкурс «Строители». Конкурс «Маляров».

Практическая работа №4. Выполнить задание. Сделать рекламу выбранного товара.

Практическая работа №5. Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем».

Раздел 2 Психология группового субъекта труда.

Тема Признаки группового субъекта труда. Групповые формы трудовой деятельности. Способы организации совместной деятельности,

межличностные отношения и эффективность .Совместимость членов

бригады.

Практическая работа №6. Выполнить упражнение Детектив».

Практическая работа №7. Организация и проведение встреч с людьми разных профессий «Мое место в государстве».

Практическая работа №8. Создание профориентационного стенда«Профессия – специальность».

Тема Психология производственного травматизма и аварийности.

Правовые гарантии безопасности труда в промышленности. Личный

(человеческий) фактор в происшествиях. Концепция безопасности

Д.Петерсона. Методы изучения происшествий. Типология «отказов» человека как звена эргатической системы и пути их преодоления.

Практическая работа №9. Защита творческих работ. Оценка творческих

работ включает содержание работы, техническое выполнение, а также

эстетическую сторону. Подведение итогов.

  1. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Формы проведения итогов работы

По каждой теме обучающиеся должны выполнить практическую работу, а в конце учебного года выполняют творческий проект.

Оценка и контроль результатов осуществляется в форме беседы, контрольного опроса, тестирования, самоконтроля, самооценки и взаимооценки, защиты проектной работы.

Результативность освоения программы оценивается как на уровне знаний и умений, так и личностной характеристики учащегося. В течение учебного года проводится мониторинг образовательной деятельности для выявления и анализа результатов учебно-воспитательной деятельности.

Результаты контроля отражаются в диагностике. Система контроля достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов и позволяет осуществить оценку динамики достижений детей.  

Мониторинг образовательной деятельности проводится по окончании учебного года для каждого года обучения в форме контрольного занятия.

Осуществляется анализ деятельности ребенка, проверка теоретической подготовки и практических навыков. Обучение завершается проектной работой учащихся.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение программы

Дидактическое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение программы

Информационные ресурсы для обеспечения программы

1. Мухаметова, А. М.Разработка программы элективного курса по психологии "Путешествие в мир профессий" / А. М. Мухаметова // Воспитание школьников.- 2010.- № 10.-  С. 42-50.- Библиогр. в конце ст.

В помощь школьному психологу: пояснительная записка к программе, тематическое планирование курса.

2.Новак, М. Профориентационная методика "РАДИ" / М. Новак // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.". - 2010.- № 19. -  С. 4-6.

3.Резапкина, Г. Акцентуация и выбор профессии / Г. Резапкина // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2010.- № 20.-  С. 25-32.

4.Сухарева Е. Без ошибок : занятие по профориентации для старшеклассников / Е. Сухарева // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сент.). - 2010.- № 5. -  С. 20-21. - Библиогр. в конце ст.

5.Селезнева, Т. В. Я бы в моряки пошёл, пусть меня научат! / Т. В. Селезнева // Читаем, учимся, играем.- 2010.- № 11.-  С. 72-73: ил.- Библиогр.: с. 73.

6.Усова, Н. В.Любимая профессия всегда дарит радость! : классный час / Н. В. Усова // Воспитание школьников.- 2011.- № 3.- С. 33-38. О профессии учитель.

7.Цимбаленко, С. В.  Профессии, связанные с географией: классный час с учащимися 7 класса / С. В. Цимбаленко // Воспитание школьников.- 2012.- № 2.- С. 28-32

 -разработанные диагностики, практические работы, тесты;

-раздаточный материал;

-методические разработки;

-учебная литература.

Оборудование: 

-учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. У каждого ребёнка должно быть своё рабочее место и необходимые для работы принадлежности;

-документ-камера;

-мультимедийный проектор;

-стеллажи или шкафы, для хранения методической литературы, дидактического и раздаточного материала.

Материалы: 

-ручки;

-разработанные «Дневники успеха» - тетрадь.

 

Интернет-ресурсы:

- https://proektoria.online/

- https://foxford.ru/

-Сайт « Профориентация: кем стать» Раздел « Как выбрать профессию?» -http://www.ht.ru/prof/ 

- Сайт «  Find –Job.ru» « Как выбрать профессию? Секреты выбора профессии?»http://www.find-job.ru/profession/ ; http://www.find-job.ru/secret/ 

- Сайт «Профориентация» http://www.eoi.ru/consult/index.htm http://www.synet.ru/topic.php?id=345 –«Хочу! Могу! Надо! Буду»

- Сайт « Edunews.ru Все для поступающих» Как выбрать профессию? http://www.edunews.ru/task/prof.htm 

- Сайт «E –executive»  Справочник профессий http://www.e-xecutive.ru/professions/ 

«Профориентация. Образование. Занятость» http://www.acareer.ru/ 

- Сайт «  Find –Job.ru» Словарь профессий  http://www.find-job.ru/glossary/  Сайт « А.Я. Психология» Профессиограммы http://azps.ru/porientation/indexpg.html «А.Я. Психология»

Дополнительная литература:

1.Голикова, Л. Ориентиры в океане литературы / Л. Голикова // Библиотека.- 2010.- № 1.- С. 44-50.- Библиогр. в конце ст.

О профессии библиографа.

2. Коути, Е. Детские профессии викторианского Лондона / Е. Коути // Ларец Клио.- 2011.- № 3.- С. 14-17: ил.

3.Павлова, Е. С Днем парикмахера! / Е. Павлова // А почему?.- 2010.- № 9.- С. 28-29.

6. ЛИТЕРАТУРА

Список литературы для учителя

1. Мухаметова, А. М.Разработка программы элективного курса по психологии "Путешествие в мир профессий" / А. М. Мухаметова // Воспитание школьников.- 2010.- № 10.-  С. 42-50.- Библиогр. в конце ст.

В помощь школьному психологу: пояснительная записка к программе, тематическое планирование курса.

2.Новак, М. Профориентационная методика "РАДИ" / М. Новак // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.". - 2010.- № 19. -  С. 4-6.

3.Резапкина, Г. Акцентуация и выбор профессии / Г. Резапкина // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2010.- № 20.-  С. 25-32.

4.Сухарева Е. Без ошибок : занятие по профориентации для старшеклассников / Е. Сухарева // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сент.). - 2010.- № 5. -  С. 20-21. - Библиогр. в конце ст.

5.Селезнева, Т. В. Я бы в моряки пошёл, пусть меня научат! / Т. В. Селезнева // Читаем, учимся, играем.- 2010.- № 11.-  С. 72-73: ил.- Библиогр.: с. 73.

6.Усова, Н. В.Любимая профессия всегда дарит радость! : классный час / Н. В. Усова // Воспитание школьников.- 2011.- № 3.- С. 33-38. О профессии учитель.

7.Цимбаленко, С. В.  Профессии, связанные с географией: классный час с учащимися 7 класса / С. В. Цимбаленко // Воспитание школьников.- 2012.- № 2.- С. 28-32

8.Шорыгина, Т. А. Экономика: доступно о науке / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2010.- № 9.-  С. 45-50.- Продолжение. Начало см. №№ 3, 4 , 6, 8 / 2010.

9. Юрко, Т. Б."Кто хочет стать предпринимателем": сценарий встречи старшеклассников с предпринимателями города / Т. Б. Юрко // Воспитание школьников.- 2011.- № 3.-  С. 73-77.

Список литературы для обучающегося

1.Голикова, Л. Ориентиры в океане литературы / Л. Голикова // Библиотека.- 2010.- № 1.- С. 44-50.- Библиогр. в конце ст.

О профессии библиографа.

2. Коути, Е. Детские профессии викторианского Лондона / Е. Коути // Ларец Клио.- 2011.- № 3.- С. 14-17: ил.

3.Павлова, Е. С Днем парикмахера! / Е. Павлова // А почему?.- 2010.- № 9.- С. 28-29.

 

Лист корректировки

№ п/п

Причина корректировки

Основание

Дата корректировки

Согласовано с заместителем директора по УВР

1

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

2

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

3

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

4

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

5

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

6

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

7

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

8

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

9

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

10

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.


Тематическое планирование

7 КЛАСС

    №

      Дата

                                    Тема    урока

Количество часов

п/п

В теме

По плану

Факт.

1

1

Вводные понятия

1

Психологические стратегии оптимальной подготовки и сдачи экзаменов (10 часов)

2

1

Тренинги. Сущность тренингов

1

3

2

Ментальный тренинг

1

4

3

Тренинг на расслабление

1

5

6

7

4

Практическое занятие №1. Тест определения типа будущей профессии

3

8

9

5

Практическое занятие №2. Ментальный тренинг

2

10

11

6

Практическое занятие № 3. Тренинг на расслабление

2

Основополагающие предпосылки эффективного трудоустройства (23часов)

12

13

1

Резюме

2

14

15

2

Виды резюме

2

16

17

3

Написание резюме

2

18

19

4

Практическая работа № 5. Собеседование с работодателем

2

20

21

22

23

5

Практическая работа № 6. Мир в радуге профессий

4

24

25

6

Тренинг по формированию позитивных жизненных целей

2

26

27

7

Практическая работа № 7. Прогноз и реальность

2

28

29

8

Практическая работа № 8.  Аукцион идей. План на день

2

30

31

32

9

Кадровый вопрос

3

33

34

10

Практическая работа № 10. Ознакомление с профессиями

2

 Итого: 34 часа

8 КЛАСС

    №

      Дата

                                    Тема    урока

Количество часов

п/п

В теме

По плану

Факт.

1

2

1

Вводные понятия

2

Деятельность как социально- психологическая проблема (18 часов)

3

1

Психологическое профессиоведение

1

4

2

Методы профессиоведение

1

5

6

3

Практическая работа № 1. Составление описаний профессий и психограмм

2

7

8

4

Практическое занятие №2. Описание профессиональных качеств личности

2

9

10

5

Практическое занятие № 3. Определение типов профессии

2

11

12

6

Практическое занятие № 4. Человек - профессия

2

13

14

7

Практическая работа № 5. Мои жизненные и профессиональные планы

2

15

16

8

Классификация профессий в психологическом профессиоведении

2

17

9

Классификация профессий по Е.А.Климову

1

18

10

Типы профессий по четырем уровням Е.А.Климов

1

19

20

11

Практическая работа № 6. Звездный час

2

Раздел 2. Трудовая мотивация ( 14 часов)

21

22

1

Развитие человека как субъекта труда

2

23

24

2

Основные понятия трудовой мотивации

2

25

26

3

Кризисы профессионального становления

2

27

28

4

Профессиональные деструкции

2

29

30

5

Практическая работа № 7. Путь к успешной карьере

2

31

32

6

Практическая работа № 8. Ознакомление с профессиями

2

33

34

7

Практическая работа № 9. Профессия моих родителей. Подведение итогов

2

 Итого: 34 часа

9 КЛАСС

    №

      Дата

                                    Тема    урока

Количество часов

п/п

В теме

По плану

Факт.

1

2

1

Вводные понятия

2

Раздел 1. Психология профессиональной работоспособности и функциональных состояний (16 часов)

3

4

1

Основные понятия работоспособности

2

5

6

2

Профессиональный стресс

2

7

8

3

Пути оптимизации состояний работоспособности субъекта труда

2

9

10

6

Практическое занятие № 1. Путешествие по морям профессий

2

11

12

7

Практическое занятие № 2. Профессии в городе и на селе

2

13

14

8

Практическая работа № 3. Строители. Маляры

2

15

16

9

Практическая работа № 4. Сделать рекламу выбранного товара

2

17

18

10

Практическая работа № 5. Профессии, которые мы выбираем

2

Раздел 2. Психология группового субъекта труда ( 16 часов)

19

20

1

Признаки группового субъекта труда

2

21

22

2

Практическая работа № 6. Детектив

2

23

24

3

Практическая работа №7. Мое место в государстве

2

25

26

4

Практическая работа № 8. Профессия - специальность

2

27

28

5

Психология производственного травматизма и аварийности

2

29

30

6

Механизмы влияния социально-психологического климата на взаимоотношения в коллективе

2

31

32

7

Правовые гарантии жизни и здоровья человека в профессиональном труде в современной России

2

33

34

8

Практическая работа № 9. Защита творческих работ. Подведение итогов

2

 Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Основа профессионального самоопределения»

Обучение подростков выделять факторы, которые влияют на выбор профессионального пути;Обучение подростков технике уверенного аргументированного высказывания своей точки зрения и отношения к профе...

Аксиологические основы профессионального самоопределения школьников

Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональны...

Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа  профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»

Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...

Формирование социокультурной компетентности обучающихся с нарушением слуха, направленное на профессиональное самоопределение

Необходимость формирования социокультурной компетентности  обучающихся с нарушением слуха обусловлена трудностями осознания и оценки своих возможностей, что осложняет профессиональное самоопредел...

Апробация проектно - исследовательской технологий на основе разработки интеллект карты (в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности «Земля у нас одна» )

В основе лежит создание  научного общества обучающихся на площадкеМБУ ДО «Еткульский РДДТ»Работа НОУ началась с организациигидрометеорологического поста на реке Чумляк(с.Калачево, Етк...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Основы 3D моделирования"

Дополнительная  общеобразовательная программа технической направленности "Основы 3D моделирования"...