Модель воспитательной работы на примере детского объединения декоративно - прикладного направления.
классный час

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так как  формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_vospitat_pavlova_22.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ»

имени Героя Советского Союза генерал-полковника

Гришина Ивана Тихоновича»

Модель воспитательной работы

на примере детского объединения декоративно - прикладного направления

Автор: Павлова Галина Даутовна

педагог дополнительного образования

г. Советский,2020 г

   

Аннотация

         Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и обучающегося, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.

          Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так как  формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер.

          Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую, в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.

         С целью выявления приоритетов воспитания  была разработана данная модель.

         Модель может быть использована педагогами дополнительного образования, тьюторами, педагогами-психологами как часть системы  воспитания, кроме того, данная модель вариативна и может включать или исключать некоторые направления воспитательной деятельности.  

         Целевыми ориентирами модели служат:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации"

- "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.)

- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Целеполагание

Цель модели – создание единого воспитательного пространства объединения посредством реализации основных направлений воспитательной деятельности.

Ожидаемый результат реализации модели:

Результатом реализации модели является овладение обучающимися определенным объемом умений и навыков по основным направлениям реализации модели.

         Организация образовательно-воспитательного процесса в объединении основывается на ценностных ориентирах, которые в реальной практике трансформируются в конкретные условия успешности реализации воспитательной системы:

– связь поколений, преемственность традиций, воспитывающих гражданина;

– целостное развитие личности педагога, ребенка и родителя;

– поддержка созидательного потенциала ребенка, принятого педагогом как ценность, обеспеченная педагогическим мастерством;

– поддержка педагогического мастерства через актуализацию, развитие, реализацию педагогических идей.

– целенаправленная работа по созданию ситуации успеха для ребенка и взрослого;

– возможность проявления себя в созидательном творчестве, сотворчестве;

– возможность общения и взаимной поддержки.

Основные направления  реализации модели

   

1. Гражданско-патриотическое направление.

           Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает формирование у обучающихся представлений о ценностях культурноисторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны, увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии.

2. Нравственное и духовное воспитание.

            Данное направление будет способствовать формированию у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь),  формированию у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур, формированию у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике.

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.  

            Направление предполагает формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства, формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека,  формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.

4. Интеллектуальное воспитание

              Реализация данного направления предполагает формирование у обучающихся учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности, формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства,  формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

5. Здоровьесберегающее воспитание

           Данное направление будет способствовать формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья,  формированию у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, формированию представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание

            Направление предполагает формирование у обучающихся учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм»,  «терроризм», «фанатизм»,  формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание

           Данное направление способствует формированию у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры, формированию представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта,  условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей,  представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры

8. Правовое воспитание и культура безопасности

          Направление предполагает формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры; - развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур

9. Воспитание семейных ценностей

          Направление будет способствовать формированию у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, формированию у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

10. Формирование коммуникативной культуры

          Реализация направления будет способствовать формированию у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию, ответственного отношения к слову как к поступку,  знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения

11. Экологическое воспитание

         Данное направление реализуется с целью  формирования ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты, формирования ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирования экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде

Виды, формы и содержание деятельности

        Содержание деятельности определяется основными направлениями реализации модели, особенностями региональной образовательной и культурной политики, интересами, памятными событиями, календарными датами и планом работы учреждения в целом.

Формами работы выступают:

- Коллективные формы: тематические мероприятия, концерты, праздники, фестивали, акции, флеш-мобы;

- Групповые формы: досуговые, развлекательные, тематические мероприятия, игровые программы, конкурсы, квесты, мастер-классы, круглые столы, агитбригады, субботники;

- Индивидуальные формы: беседы, консультации, наставничество.

         Работа с родителями является неотъемлемой частью воспитательной работы в объединении  и позволяет создать партнерские отношения между объединением и семьей, где семья выступает не только как потребитель услуг, но и как равноправный партнер. Для достижения высоких результата необходимо объединять усилия педагогов и родителей. Создание союза: педагог - дети - родители - одни из актуальных вопросов па сегодняшний день.

Формами работы с родителями выступают:

- родительский комитет;

- семейные клубы, родительские дни, семейные праздники;

- родительские собрания;

- всеобучи.

         В работе с родителями обязательной составляющей является взаимодействие с Центром психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, где возможно решение проблем конфликтов в коллективе при их возникновении, консультативная помощь родителям, участие родителей в консилиумах по профилактике.

         

           Данная модель реализуется в рамках плана воспитательной работы объединения на конкретный учебный год. План разрабатывается отдельно и утверждается приказом директора учреждения. Мероприятия плана зависят от запроса обучающихся, родителей, социальных партнеров. Мероприятия разделены по основным направлениям реализации модели равнозначно. Предоставляется возможным  исключение некоторых направлений воспитательной деятельности, или объединение их.

Литература

1. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком //Педагогика, 1996. – №

2. – С. 3-9. 5. Блохина Л.А. Методика воспитательной работы в современной школе. – М.; – Брянск, 1997.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебн. пособие. – М.; Ростов-на-Дону, 1999.

4. Быков А.В., Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина [Электронный ресурс]. URL: http://uclg.ru/education/psihologiya.html

5. Воронина Е.В. Система ценностей, определяющих воспитательный процесс в школе //Кл. руководитель, 1997. – № 3. – С. 15.

6. Гуманизация воспитания в современных условиях /Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. – М., 1995. 19. Гурова Р. Вопрос вопросов — кого мы хотим воспитать //Воспитание школьников, 1991. – № 2. – С. 2-5.

7. Дурманов П.П. Педагогическое просвещение родителей. Оренбург, ОГПУ, 2009. 210с.

8. Ивченко И.Н. Современный подход к построению воспитательной работы в системе дополнительного образования, как одна из форм сопровождения одарённых и талантливых обучающихся // Сайт-журнал о внешкольном образовании. [Электронный ресурс]. 2011. URL: http://dopobrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/voprosy-teorii/

9. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2010. 200 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся посредствам сочетания различных направлений и форм занятий в объединении декоративно-прикладного творчества «Фантазеры»

Программа "Фантазеры" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-ко...

ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

Статья ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ....

Описание педагогического опыта по теме: Изучение техники «Шерстяная акварель» в объединении декоративно – прикладного направления: дизайн-студия «Стильные штучки».

В данной работе представлено описание педагогического опыта, с целью выступления на районном конкурсе "Воспитать человека". Структура работы: данная работа  имеет введение, проблемный анализ ситу...

Применение новых технологий декоративно-прикладного направления в творческом объединении "Стильные штучки" (проект)

Проект "Применение новых технологий декоративно-прикладного направления в творческом объединении "Стильные штучки" является методическим обеспечением к программе "Художественная обработка ткани и мате...

Модель образовательной среды на примере программы по декоративно прикладной деятельности "Волшебная глина". Занятие по теме "Авторская глиняная игрушка" (реализация творческих идей).

Цели занятия: Подача нового материала,принципы поиска и работы с информацией сетевых контентов,алгоритм составления проекта,что такое проектная деятельность,для чего она нужна. Способствовать развитию...

Система воспитательной работы в условиях дополнительного образования на примере детского объединения декоративно- прикладного направления

Система воспитательной работы в условиях дополнительного образования на примере детского объединения декоративно- прикладного направления ...