«Искусство оригами, как средство создания ситуации успеха в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»
консультация

Садриева Светлана Владимировна

     Создание ситуации успеха в образовании  предполагает:

добровольность включения ребен­ка в социально значимую деятельность:

- доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели;

оптимистическая стратегия в оп­ределении воспитательных задач;

- предупреждение негативных по­следствий в процессе педагогического
воздействия;

- учет актуальных и потенциаль­ных интересов и потребностей обучающихся, их индивидуальных возможностей, как физических, так и ментальных (интеллектуальных);

- формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей соци­альной защищенности, развитие социального интеллекта.

      Обучая ребенка с особенностями пси­хофизического развития, его учат учиться: учат сравнивать, анализиро­вать, выделять главное, делать выво­ды и обобщения, главным образом учат овладевать способами учебных действий.          

       Мудрость педагога  заключается в том, чтобы, включая различные механизмы сти­мулирования и поощрений, макси­мально использовать природный ре­сурс ребенка по приобретению им са­мостоятельных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_origami.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

«Искусство оригами,

как средство создания ситуации успеха

в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»

Садриева С.В., педагог дополнительного образования МАОУ «Надежда»

 

      К сожалению, рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов, является реальностью наших дней, в это  число входят и дети с ментальными нарушениями. В группу «ментальная инвалидность» входит целый спектр нарушений умственного и психического развития: шизофрения, эпилепсия, расстройство аутического спектра, дефекты речи, умственная отсталость, органические поражения ЦНС, генетические заболевания, клиническая депрессия, деменция и др. Эти заболевания могут сопровождаться потерей слуха, зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата, т.е. быть множественными.

       Если говорить об условиях, механизмах и путях воспитания, обучения и социализации данной группы детей с ОВЗ, то следует рассматривать создание ситуации успеха, на основе внедрение индивидуальной траектории образования.      

      Индивидуальная траектория образования — это результат реализации личностного потенциала обучающегося через осуществление соответствующих видов деятельности. В индивидуальной траектории образовательной деятельности обучающегося выделяют следующие составные элементы: смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей

     Создание ситуации успеха в образовании  предполагает:

добровольность включения ребенка в социально значимую деятельность:

- доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели;

оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;

- предупреждение негативных последствий в процессе педагогического
воздействия;

- учет актуальных и потенциальных интересов и потребностей обучающихся, их индивидуальных возможностей, как физических, так и ментальных (интеллектуальных);

- формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности, развитие социального интеллекта.

   

      Обучая ребенка с особенностями психофизического развития, его учат учиться: учат сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы и обобщения, главным образом учат овладевать способами учебных действий.          

       Мудрость педагога  заключается в том, чтобы, включая различные механизмы стимулирования и поощрений, максимально использовать природный ресурс ребенка по приобретению им самостоятельных умений и навыков.

    Планируя работу с детьми с ОВЗ с ментальными нарушениями, следует придерживаться следующих принципов:

  •  максимально сокращенный объем заданий,
  • задания в "один шаг", только с одним глаголом (посмотри, вставь, определи, согни, продави, разрежь и т.д.),
  • непременная наглядность, поскольку у учащихся данной группы преобладает конкретное мышление,
  • четкий план действий.

   Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это чудо!  В одном листке скрыты миллиарды разных образов: и традиционные кораблик, самолетик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи.  Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта. Занятия данным видом искусства способствует наиболее эффективной коррекции врождённых дефектов и заболеваний, а так же является отличным способом реабилитации инвалидов с ментальными нарушениями в социуме.

    Оригами, как арттерапевтическая технология  стимулирует развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием умственной деятельности: творческое, созидательное мышление, выявление сознательной и бессознательной составляющей, улучшение мозговой деятельности.    

      Способность манипулировать руками в эволюции человечества послужила одной из отправных точек в развитии интеллектуальных способностей.  Проекция кистей рук широко представлена в двигательной и сенсорной зонах коры головного мозга, и намного больше, например, проекции спины или ног. Известно также, что правая половина нашего тела управляется левым полушарием  головного мозга, а левая половина – правым полушарием.

       Оригами – это вид деятельности, в котором задействованы одновременно обе руки.  В этом плане оригами представляется очень выигрышным занятием, способствующим повышению активности и левого, и правого полушария мозга.

       Считается, что занятия оригами помогут ребенку развиться, более полно используя ресурсы своей психики.  Исходя из того, что в работе с бумагой активно участвуют обе руки, можно предположить, что оба полушария будут более активны, чем при работе одной рукой, и что такая деятельность будет способствовать раскрытию возможностей правого и левого полушария, гибкому взаимодействию полушарий в работе целого мозга, и, следовательно, повышению психических способностей.  

       Причинами успеха занятий оригами так же являются:

  - материал.  Бумага наиболее доступный материал для творчества. С бумагой  можно делать многое: смять, разорвать, рисовать на ней, склеивать, складывать.

- освоить технику оригами довольно легко, в любом возрасте по принципу «от простого к сложному».  В оригами  огромный диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать который малыши учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь немногим мастерам.  В нем есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступенек и любое их количество.

- результат труда достигается  быстро;

- «ситуация успеха»– если складывать поделку аккуратно и точно в соответствии со схемой, она обязательно получится красивой;

       - есть возможность «руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, добавлять элемент творчества;
      - устраняется барьер между взрослым и ребенком, возникает атмосфера доверия;

- на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных клинических случаях бывает единственно возможным;  
       - оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других  арт-терапевтических  направлений:  сказкотерапию, игротерапию (обыгрывание как процесса изготовления изделия, так и конечного результата), терапию цветом (используется разноцветная  бумага);

-многократный  повтор и ритмичность при складывании модульного оригами уравновешивают психическое состояние ребёнка;

- форма некоторых фигур (кусудами, многогранники, каркасные структуры) несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект. 

        - занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта, при помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели.

       На протяжении нескольких лет работы с детьми сложился определённый алгоритм:

- знакомство с условными знаками, со схемами;

- знакомство с базовыми формами;

- поэтапное изготовление игрушки;

- выполнение работы.

     Подбирается материал, который удобен для создания определённой фигурки. Эта маленькая исследовательская деятельность проявляется в том, что дети из предложенного материала (картон, салфетки, гофрированная, писчая, обёрточная бумага и т. д.) выбирают удобную. Работая со схемами, познают  элементы геометрии, черчения. Подбирая бумагу по цвету, у детей развивается художественный вкус. Оригами способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления.) Смена внимания предупреждает локальные перенапряжения и переутомления ребёнка при насыщенной разнообразной моторной и мысленной работе.

         Успешность ребёнка не ограничивается стенами образовательного учреждения: для создания социокультурного пространства в семье и повышения педагогической культуры родителей, необходима следующая работа с родителями (законными представителями): индивидуальные беседы и занятия, практикумы, занятия по сотворчеству детей и родителей, посещение родителями выставок работ учащихся, экскурсии учащихся и их родителей в городской музей на экспозиции декоративно-прикладного искусства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Создание ситуации успеха при разноуровневом обучении"

Выступление на педагогическом совете об опыте работы создания ситуаций успеха на уроке  в классах с разными, по способностям, учащимися....

Игровая технология как средство создания ситуации успеха на уроках русского языка ( VIII вид)

Слова учителя "А сейчас мы будем играть снимают напряжение и активизируют внимание, создают положительные эмоции. Успешно выполняются задания, которые обычно предлагаются на традиционном уроке если со...

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника...

"Создание ситуации успеха в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

В статье представлен опыт создания ситуаций успеха для учащейся с ограниченными возможностями здоровья....

Дифференцированный подход на уроках английского языка, как средство создания ситуации успеха для каждого учащегося

В последнее десятилетие роль и значение английского языка значительно повысились, поскольку английский язык является средством международной коммуникации. В связи с этим перед учителем возникает задач...

«Создание благоприятных условий для успешной социокультурной реабилитации (абилитации) средствами оригами в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»

Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить  виды деятельности интересные для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и организовать их максимально возможную реали...