Интернет безопасность
рабочая программа

Ильяс Александрович Бейсембаев

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ib_peredel_01.10.docx75.07 КБ

Предварительный просмотр:


Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Русскополянская гимназия №1»

Русско-Полянского муниципального района Омской области

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

Рассмотрено

на методическом совете

«__»__2020 г

Протокол №__

«Утверждаю»

Директор

БОУ «Русскополянская гимназия №1»:

________________О.И.Ключко

«__»____2020 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Безопасность в сети интернет»

Направленность: информационная, гуманитарный профиль

Целевая группа – обучающиеся 9-15 лет

Общий объем -  34 часа

Автор-составитель:

Бейсембаев Ильяс Александрович,

педагог дополнительного образования

http://obrazovaniealsh.ucoz.ru/novaya_papka/111.jpg

Русская Поляна, 2020

РАСПИСАНИЕ

Вторник – 14:50 -15:30

15:30-16:10

16:10-16:50

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Интернет безопасность» имеет информационную направленность, гуманитарный профиль.

Целевая группа: обучающиеся 9-15 лет, 1 группа в количестве 12-15 человек.

Форма обучения: очная, сетевая

Срок реализации: 2020 – 2021 учебный год.

Общее количество часов -  34 часа.

Периодичность занятий каждой группы – 1 раза в неделю, по 1 часу.

Актуальность программы:

Исследование проблемы безопасности детей и подростков в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с бурным развитием IT-технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь).

Цель программы:

Освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства.

Задачи обучения:

  1. Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет;
  2. Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
  3. Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;

Планируемые результаты:

 Личностные:

  • Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности;
  • Формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности;
  • Стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.

Метапредметные:

  • Развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
  • Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
  • Развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.

Результаты по профилю программы:

  • Сформированы знания о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети интернет;
  • Сформированы умения соблюдать нормы информационной этики;
  • Сформированы умения безопасно работать с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Всего

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Информация, компьютер и Интернет.

9

6

3

2.

Техника безопасности и экология

8

5

3

3.

Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость.

5

3

2

4.

Методы безопасной работы в Интернете

5

3

2

5.

Потребительские опасности в Интернете

4

3

1

6.

Основные правила поведения сетевого взаимодействия

2

1

1

7.

Государственная политика в области в области защиты информации

2

1

1

8.

Итого

35

22

13


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема № 1. - 9 ч.

Информация, компьютер и Интернет.

  1. Основные вопросы: Компьютер - как он появился, как появился Интернет. Почему компьютер нужно беречь. Где и как искать информацию для урока. Интернет
  • средство для поиска полезной информации. Как защитить себя от информационной перегрузки. Что такое файл. Как обращаться со своими и чужими файлами, чтобы их не потерять. Какие файлы можно скачивать, а какие нельзя. Полезные и вредные страницы Интернета. Как отличать полезную и правдивую информацию. Ненужные ссылки, ложные ссылки, реклама. Что такое вредоносные сайты. К чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. Возьми с собой электронного помощника. Мобильные устройства. Польза и опасности мобильной связи, Общение в Интернете - переписка, форумы, социальные сети. Совместные игры в Интернете. Обмен данными при совместной работе - скайп, IP-телефония, ICQ. Безопасный обмен данными. На каких устройствах можно сохранить информацию и как с ними правильно обращаться (диски, флэш, карты и пр.). Как работать в группе. Как передать товарищам результаты работы и не повредить их компьютерам. Что такое электронная почта.
  1. Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать об истории появления компьютера и Интернета. Правила работы с компьютером. Научиться соблюдать правила работы с файлами. Уметь отличать безопасные сайты и ссылки от вредоносных. Знать технические и программные возможности мобильных устройств. Преимущества мобильной связи и их опасность. Понимать пользу и опасности виртуального общения, социальных сетей.

Обучающиеся должны уметь правильно работать за компьютером. Пользоваться браузером для поиска полезной информации. Внимательно прочитывать сообщения о нежелательных страницах, отказываться от их просмотра, выполнять основные действия с файлами. Копировать файлы, проверять файлы на вирусы. Уметь работать с информацией и электронной почтой. Владеть основными приемами поиска информации в сети Интернет.

  1. Тематика практических работ:

Практическая работа №1. Поиск информации в сети Интернет.

Практическая работа №2. Работа с мобильными устройствами (2 ГИС, Госуслуги, Википедия, эл.книги, фотоколлаж, Компас, диктофон, Калькулятор и пр.).

Практическая работа №3. Общение с использованием видеосвязи на примере Skype.

Практическая работа 4. Создание электронной почты

Тема №2.-8 ч.

Техника безопасности и экология

  1. Основные вопросы: Гигиена при работе с компьютером. Правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами. Сколько времени можно проводить за компьютером. Как правильно сидеть за компьютером. Как защитить компьютер от повреждений, Компьютеру тоже нужна забота, Компьютер и среда обитания (растения, животные, другие члены семьи). Везде ли есть Интернет? Может ли компьютер заменить компас. Как мобильные устройства помогают ориентироваться на местности. Воздействие компьютера на зрение и др. органы. Физическое и психическое здоровье. Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и недостаток движения. Что делать с компьютером в чрезвычайных ситуациях. Улица и мобильные устройства. Компьютер (мобильные устройства) в грозу.
  2. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать основные правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами в условиях окружающей среды, основные навыки ухода за ПК, опасности при работе с электрическими приборами.

Обучающиеся должны уметь соблюдать технику безопасности и гигиену при работе за ПК. Владеть основными приемами навигации в файловой системе.

  1. Тематика практических работ:

Практическая работа №1. Использование мобильного приложения Компас Практическая работа №2. Создание буклетов по темам:

-«Как может помочь компьютер в сложных чрезвычайных ситуациях»

  • «Правила поведения на улице с мобильными устройствами»
  • «Компьютеру тоже нужна забота» (как ухаживать за ПК и мобильными устройствами)

Тема №3.-5 ч.

Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость.

  1. Основные вопросы: Что такое Интернет-сообщество. Как не превратить свою жизнь в виртуальную? Социальные сети. Детские социальные сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной сети? Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? Виртуальная личность - что это такое. Сайты знакомств. Незнакомцы в Интернете. Превращение виртуальных знакомых в реальных. Развлечения в Интернете. Игры полезные и вредные. Признаки игровой зависимости.
  2. Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать виды общения в Интернете. Правила безопасной работы при интернет - общении.

Обучающиеся должны уметь пользоваться основными видами программ для общения в сети. Чего не следует делать при сетевом общении.

Уметь применять программу Skype для общения, создание контактов. Отличать вредные игры от полезных.

  1. Тематика практических работ:

Практическая работа №1. Создание сообщества класса в детских социальных сетях Практическая работа №2. Тест «Есть у меня игровая зависимость». Квест «Я умею говорить «Нет» в сети интернет»

Тема №4.-5 ч.

Методы безопасной работы в Интернете.

  1. Основные вопросы: Ищите в Интернете только то, что вам требуется. Как защититься от вредного контента. Что такое контент-фильтры, движение в Интернете (серфинг). Знаки Интернета, рассказывающие об опасной информации. Правильно ли работает компьютер? Признаки работы вирусов. Вирусы и антивирусы. Обновление баз. Что такое электронные деньги, как с ними правильно обращаться. Почему родители проверяют, что ты делаешь в Интернете?
  1. Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать основные понятия о компьютерных вирусах и контент-фильтрах.

Обучающиеся должны уметь использовать приемы работы с антивирусными программами, запускать программы-антивируса для сканирования компьютера и внешних носителей информации, устанавливать и сканировать антивирусной программой. Детские контент-фильтры.

  1. Тематика практических работ:

Практическая работа №1. Исследовательская работа «Колобанга в поисках вируса» (выявление признаков заражения вирусом).

Тема №5.-4 ч.

Потребительские опасности в Интернете

  1. Основные вопросы:

Интернет и экономика - польза и опасность. Кто и как может навредить в Интернете. Электронная торговля - ее опасности. Поиск информации: если у вас требуют личную информацию при скачивании данных. Что такое личная информация. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Если вам предлагают установить новое приложение. Сколько стоят ошибки в интернете.

  1. Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать принципы работы интернет - магазинов, понятие «электронные деньги». Обучающиеся должны уметь дозировано использовать

личную информацию в сети интернет.

Уметь различать (распознавать) мошеннические действия.

  1. Тематика практических работ:

Практическая работа №1. Прохождение интерактивного курса. «Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления».

Практическая работа №2. Квест «Покупка в интернет-магазине».

Тема №6.-2 ч.

Основные правила поведения сетевого взаимодействия.

  1. Основные вопросы: Что такое интернет-этикет. Как вести себя в гостях у «сетевых» друзей.
  2. Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать правила сетевого этикета.

Обучающиеся должны уметь корректно общаться в сети Интернет.

  1. Тематика практических работ:

Практическая работа №1. «Пишу письмо другу»

Тема №7. -2 ч.

Государственная политика в области защиты информации.

  1. Основные вопросы: Как государство защищает киберпространство. Войны нашего времени. Что такое кибервойна. Почему государство защищает информацию. Защита государства и защита киберпространства.
  2. Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать политику государство в области защиты информации.

Обучающиеся должны уметь защищать свои информационные данные от внешнего воздействия (интернет и вирусы, вирусы и злоумышленники).

  1. Тематика практических работ:

Практическая работа №1 Квест «Война миров»


Контрольно – оценочные средства

Оценка уровня образовательных результатов дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Интернет Безопасность»

Виды контроля

Период

Объект

контроля

Форма

контроля

Диагностический инструментарий

Входящий

начало освоения программы

уровень образовательных результатов

  • тестирование
  • тест «Общие понятия Безопасности»

Текущий

после освоения каждой темы

личностные результаты

  • педагогическое наблюдение;
  • опрос;
  • тестирование;
  • взаимооценка;
  • самооценка
  • карта наблюдения (личностных, метапредметных результатов)
  • тесты
  • оценочные листы

метапредметные результаты

результаты по профилю

программы

Итоговый

по итогам освоения программы

уровень образовательных результатов

  • тестирование
  • тест «ИБ в обычной жизни»

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

  • ПАК «Цифровая образовательная среда»
  • Точка доступа в Интернет (100 М/б)
  • Комплект ПК – 10 шт
  • Демонстрационная доска
  • Бумага офисная

Информационно-образовательные ресурсы

  • Сборник видеолекций, задач и практик, 2018
  • Сборник видеороликов Безопасность в интернете, 2020

Учебно-методическое обеспечение

  • Онлайн программа для начинающих;
  • Методическое пособие "Безопасный Интернет"

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, реализующий дополнительную общеобразовательную программу «Интернет безопасность», имеет среднее специальное образование, по специальности техник информационных систем.

Прошел обучение в ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» по курсу «Гибкие компетенции в проектной деятельности»


Список литературы

  1. Бирюков А. А. Информационная безопасность защита и нападение 2е издание: Издательство: ДМК-Пресс., 2017, 434 с.
  2. Бирюков А.А. Информационная безопасность защита и нападение.: Издательство: ДМК-Пресс., 2012, 474 с.
  3. Колесниченко Денис. Анонимность и безопасность в интернете. От чайника к пользователю. Самоучитель Издательство: БХВ-Петербург, 2012, 240с.
  4. Мазаник Сергей. Безопасность компьютера. Защита от сбоев, вирусов и неисправностей: издательство: ЭКСМО, 2014, 256 с.
  5. Мэйволд Э. Безопасность сетей (2-е изд.) Книги» Сетевые Технологии. Название: Безопасностьсетей: Издательство: М.: НОУ "Интуит", 2016,571 с.
  6. Платонов В.В. Программноаппаратные средства защитыинформации: учебник для студ. Учрежд.высш. проф. образования / В. В.Платонов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013,336 с.
  7. Проскурин В.Г Защита в операционных системах: Издательство: Горячая линия-Телеком, 2014, 192 с.
  8. Савченко Е. Кто, как и зачем следит за вами через интернет: Москва - Третий Рим, 2012, 100 с.
  9. Яковлев В.А.        Шпионские и антишпионские штучки: Техническая литература Издательство: Наука и Техника, 2015, 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет - безопасность

Об интернет - угрозах, безопасности и родительском контроле....

Родительское собрание: Интернет - безопасность и старший подросток.. 8 класс

Цель родительского собрания – закрепить правила безопасности в Интернете и научиться использовать различные программы контроля безопасности....

Это нужно знать (Интернет безопасность)!!!

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ!!!Федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию  http://www.referent.ru/1/170692Как быть безопасным в интернете (советы для детей, п...

Интернет. Безопасность в сети Интернет

Интернет представляет собой важный способ личного и профессионального общения, но он может также использоваться со злым умыслом: например, может применяться для рассылки компьютерн...

Разработка родительского собрания "Интернет.Безопасность в Интернете"

Данная работа может быть использована классным руководителем на родительском собрании для ознакомления родителей о тех опасностях, с которыми сталкиваются дети в сети....

Классный час на тему: «Интернет безопасность. Интернет-зависимость»

Увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе. Интернет плохо влияет на человека....

Дети в интернете: В Н И М А Н И Е ! Виртуальная НЕреальность! (Заметки для педагогов и родителей на тему интернет-безопасности детей и подростков)

Законы «бытия» вир­туального мира легко проникают в подсознание ребенка или под­ростка, минуя основные механизмы психологической защиты......