Требования профессионального стандарта к деятельности педагога дополнительного образования.
статья

Мозговая Елена Ивановна

Личностно-ориентированное обучение в системе дополнительного образования. Динамическое развитие общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. В связи с этим ведущим и наиболее актуальным стратегическим направлением развития системы образования как в России, так и во всем мире, на сегодняшний день является, личностно-ориентированное образование. Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главе личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризация ребенком заданных педагогических воздействий, а “встреча” задаваемого и субъектного опыта, своеобразное “окультуривание” последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет “вектор” индивидуального развития. Признание воспитанника главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по нашему мнению, личностно-ориентированная педагогика. Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного обучения: индивидуальность, личность, самовыражение, Я-концепция, педагогическая поддержка. Цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения учителем этой цели:

• создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

• стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

• оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

• поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и оценивать наиболее рациональные;

• создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания;

• предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Система дополнительного образования детей сегодня является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса. Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников. Влияние хорового пения на формирование личности ребенка. Детский возраст является одним из самых благоприятных для воспитания и развития духовной культуры. В.А. Сухомлинский говорил: «Для того чтобы лететь, перьям нужно сложиться в крылья». Одним из путей развития высоконравственной личности и является музыкально-эстетическое воспитание. Хор – это довольно сложный организм, создание и функционирование которого требуют энергии, знаний, умений всех заинтересованных лиц: педагога, самих учеников и, конечно же, их родителей. Поэтому формируется хоровой коллектив с хорошей внутренней атмосферой, интенсивно развивающийся не только в художественно-эстетическом плане, но и воспитывающий каждого ребенка в отдельности и группу детей в целом. Основная цель работы хорового класса – музыкальное и личностное воспитание ребенка, развитие его индивидуальности, музыкального вкуса, навыков и нравственных принципов работы в коллективе. Основным критерием в хоровом классе является психологическая готовность ребенка заниматься музыкой. Ставятся задачи воспитательно-образовательного и творческого характера, связанные с формированием верной художественно-эстетической ориентацией детей, с приобщением их к подлинной музыкальной культуре, развитием исполнительских навыков: певческого дыхания, координации и взаимодействия всех органов голосового аппарата в певческом звукообразовании, развития музыкальных способностей учеников в коллективной форме. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в интересную практическую деятельность. Многое из наработанного в советские годы потеряло свою актуальность в связи с изменившейся социальной обстановкой и поменявшимися воспитательными приоритетами. Сегодня появилась необходимость пересмотреть известные в музыкальной педагогике методические принципы и подходы к вопросам музыкального развития детей, выявить их актуальные аспекты для использования в учреждениях дополнительного образования. Вот почему важно затронуть тему о том, что и как учителю-хормейстеру необходимо делать именно сегодня, приобщая современных детей к искусству. Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Способность к эстетическому переживанию, которое развивается посредством музыкального, и в частности хорового воспитания, является необходимым условием становления всесторонне развитой личности, что наряду с выработкой у каждого человека активной жизненной (в том числе и гражданской) позиции, является конечной целью и задачей воспитания вообще. Не случайно размышляя о музыке, приходишь к заключению, что сама ее природа, как всякого вида искусства, дополняет реальный жизненный опыт человека. Без музыки невозможно полноценное развитие детского сознания, невозможна полноценная человеческая деятельность в целом. Немецкий историк литературы А.В. Шлегель, сказал о музыке: «Музыка – это движущаяся архитектура». Музыка способна оказывать сильнейшее воздействие на эстетическую сторону души и поэтому она обязательно должна быть включена в процесс учебно-образовательного цикла. Очень важно, чтобы музыкальный материал, предлагаемый детям, был ярким и насыщенным по своему содержанию, отвечал высоким требованиям к художественному качеству. Только с помощью великих творений и должны быть приобщены дети к музыкальному искусству в целом и к хоровому в частности. Именно хоровому пению, как воспитывающему фактору уделяли многие деятели хорового искусства, в том числе и В. Соколов: «Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно-исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач» . Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, эмоциональность; воспитывает в детях творческое воображение, мышление. Умение сопереживать. Чем богаче воображение, тем глубже проникновение в художественный замысел произведения, а это помогает осознанному его исполнению. «Это умение обогатившись - обогащать». Современного ребенка окружает богатый мир звуков, который создают, прежде всего, телевидение, радио, кино. Он слушает музыку доступную и не доступную его пониманию, близкую и интересную по тематике, и музыку, рассчитанную на взрослых. Вот почему весь процесс хорового воспитания должен быть ясно целенаправлен, ведь именно хоровое пение является одним из важнейших звеньев в системе музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. «Хор, действительно, очищает. Когда человек поет в хоре, все мелкое, недостойное, вся корысть, суетность из него выходит, он, словно воспаряет. Если бы существовали некие этические «счетчики Гейгера», они в момент пения устанавливали бы наивысшее накопление прекрасного в шкале душевного состояния».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования профессионального стандарта к деятельности педагога дополнительного образования.

Личностно-ориентированное обучение в системе дополнительного образования. Динамическое развитие общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. В связи с этим ведущим и наиболее актуальным стратегическим направлением развития системы образования как в России, так и во всем мире, на сегодняшний день является, личностно-ориентированное образование. Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главе личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризация ребенком заданных педагогических воздействий, а “встреча” задаваемого и субъектного опыта, своеобразное “окультуривание” последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет “вектор” индивидуального развития. Признание воспитанника главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по нашему мнению, личностно-ориентированная педагогика. Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного обучения: индивидуальность, личность, самовыражение, Я-концепция, педагогическая поддержка. Цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели: • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; • стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; • поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и оценивать наиболее рациональные; • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

 Система дополнительного образования детей сегодня является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса. Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников. Влияние хорового пения на формирование личности ребенка. Детский возраст является одним из самых благоприятных для воспитания и развития духовной культуры. В.А. Сухомлинский говорил: «Для того чтобы лететь, перьям нужно сложиться в крылья». Одним из путей развития высоконравственной личности и является музыкально-эстетическое воспитание. Хор – это довольно сложный организм, создание и функционирование которого требуют энергии, знаний, умений всех заинтересованных лиц: педагога, самих учеников и, конечно же, их родителей. Поэтому формируется хоровой коллектив с хорошей внутренней атмосферой, интенсивно развивающийся не только в художественно-эстетическом плане, но и воспитывающий каждого ребенка в отдельности и группу детей в целом. Основная цель работы хорового класса – музыкальное и личностное воспитание ребенка, развитие его индивидуальности, музыкального вкуса, навыков и нравственных принципов работы в коллективе. Основным критерием в хоровом классе является психологическая готовность ребенка заниматься музыкой. Ставятся задачи воспитательно-образовательного и творческого характера, связанные с формированием верной художественно-эстетической ориентацией детей, с приобщением их к подлинной музыкальной культуре, развитием исполнительских навыков: певческого дыхания, координации и взаимодействия всех органов голосового аппарата в певческом звукообразовании, развития музыкальных способностей учеников в коллективной форме. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в интересную практическую деятельность. Многое из наработанного в советские годы потеряло свою актуальность в связи с изменившейся социальной обстановкой и поменявшимися воспитательными приоритетами. Сегодня появилась необходимость пересмотреть известные в музыкальной педагогике методические принципы и подходы к вопросам музыкального развития детей, выявить их актуальные аспекты для использования в учреждениях дополнительного образования. Вот почему важно затронуть тему о том, что и как учителю-хормейстеру необходимо делать именно сегодня, приобщая современных детей к искусству. Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Способность к эстетическому переживанию, которое развивается посредством музыкального, и в частности хорового воспитания, является необходимым условием становления всесторонне развитой личности, что наряду с выработкой у каждого человека активной жизненной (в том числе и гражданской) позиции, является конечной целью и задачей воспитания вообще. Не случайно размышляя о музыке, приходишь к заключению, что сама ее природа, как всякого вида искусства, дополняет реальный жизненный опыт человека. Без музыки невозможно полноценное развитие детского сознания, невозможна полноценная человеческая деятельность в целом. Немецкий историк литературы А.В. Шлегель, сказал о музыке: «Музыка – это движущаяся архитектура». Музыка способна оказывать сильнейшее воздействие на эстетическую сторону души и поэтому она обязательно должна быть включена в процесс учебно-образовательного цикла. Очень важно, чтобы музыкальный материал, предлагаемый детям, был ярким и насыщенным по своему содержанию, отвечал высоким требованиям к художественному качеству. Только с помощью великих творений и должны быть приобщены дети к музыкальному искусству в целом и к хоровому в частности. Именно хоровому пению, как воспитывающему фактору уделяли многие деятели хорового искусства, в том числе и В. Соколов: «Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно-исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач» . Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, эмоциональность; воспитывает в детях творческое воображение, мышление. Умение сопереживать. Чем богаче воображение, тем глубже проникновение в художественный замысел произведения, а это помогает осознанному его исполнению. «Это умение обогатившись - обогащать». Современного ребенка окружает богатый мир звуков, который создают, прежде всего, телевидение, радио, кино. Он слушает музыку доступную и не доступную его пониманию, близкую и интересную по тематике, и музыку, рассчитанную на взрослых. Вот почему весь процесс хорового воспитания должен быть ясно целенаправлен, ведь именно хоровое пение является одним из важнейших звеньев в системе музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. «Хор, действительно, очищает. Когда человек поет в хоре, все мелкое, недостойное, вся корысть, суетность из него выходит, он, словно воспаряет. Если бы существовали некие этические «счетчики Гейгера», они в момент пения устанавливали бы наивысшее накопление прекрасного в шкале душевного состояния».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения педагогических кадров "Современные подходы к организации профессиональной деятельности педагога дополнительного образования"

Данная программа  направлена на повышение квалификации педагогов дополнительного образования и  может быть использована в работе методистами ОДОД....

Реферат профессиональной деятельности педагога дополнительного образования ГБОУ СОШ № 494 по программе «Настольный теннис».

Настольный теннис - динамичный и  увлекательный   вид   спорта. В современном занятом мире это один из наиболее доступных видов спорта, ведь стол можно поставить везде при нал...

Образец портфолио профессиональной деятельности педагога дополнительного образования

Образец портфолио профессиональной деятельности педагога дополнительного образования - руководителя школьного музея (аттестация на первую квалификационную категорию по должности "педагог дополнительно...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Дополнительное образование является сегодня необходимым компонентом системы непрерывного образования, оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивид...

Статья - Деятельность педагога дополнительного образования в контексте требований ФГОС

Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным инеобходимым компонентом системы непрерывного образования, оно направлено наформирование и развитие творческих способностей дет...