школьный театр
план-конспект занятия (5 класс)

Сибирякова Татьяна Владимировна

школьный театр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_teatr.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое упражнение "Высокий стиль"

Название. Речевое упражнение "Высокий стиль"

Предназначение.

Процедура группового психологического тренинга. Участники сначала разыгрывают ролевую игру, потом комментируют ее высокопарными, с уклоном в официоз, словами.

Качества. Вербальный интеллект

Содержание

Сначала ведущий и участники разыгрывают ту или иную ролевую игру. Для большей контрастности с «высоким стилем» ведущий может дать участникам ролевой игры установку на то, чтобы они склонялись к несколько развязному, вульгарному, неприятному стилю общения.

После завершения ролевой игры ведущий предлагает всем присутствующим участникам составить «коммюнике». В этом «коммюнике» должны быть описаны события, произошедшие в ролевой игре, и описаны они должны быть «высоким стилем», будто бы произошло событие международной важности, с участием президентов и лордов - так, как описываются эти события в СМИ. Язык этого «коммюнике» должен быть витиеватым, официозным, двусмысленным, с преобладанием таких фраз, как «подписан договор о намерениях», «высказана озабоченность» и т.п.

«Коммюнике» составляется сообща: сначала первое предложение, потом второе и т.д. Ведущий записывает окончательную форму каждого нового предложения. В конце он зачитывает «коммюнике» полностью.

Речевое упражнение "Красивый низкий голос"

Название. Речевое упражнение "Красивый низкий голос"

Предназначение.

С развитием возможностей электроники все шире и шире используются средства для аудио- видеозаписи: видеокамеры, фотоаппараты, сотовые телефоны, веб-камеры, диктофоны... Человек всё чаще имеет возможность слышать свой голос в записи, "со стороны". И очень часто он разочаровывается в своих голосовых способностям: своя речь кажется неприятной, противной. У некоторых неприятный осадок на душе может быть так силён, что может пострадать даже самооценка.

На самом деле секрет этого "противного" голоса весьма прост. Мы слышим свой голос не только за счёт звуковых волн, распространяющихся от нашего рта к нашим же ушам, но и за счёт волн, распространяющихся внутри нашей головы. "Содержимое" нашей головы - не воздух. В том числе звук распространяется по костям черепа, которые очень хорошо проводят звуковые колебания, лучше проводя при этом низкие звуковые частоты и хуже - высокие. Поэтому сами мы свой голос слышим значительно ниже, чем он кажется окружающим.

Со временем мы учимся говорить тем голосом, который нам кажется наиболее оптимальным, красивым. Однако окружающие люди слышат не наш "идеальный" голос, а нечто иное. Поэтому следует попробовать сделать ваш голос несколько ниже, чем он есть сейчас. Возможно, тем самым вы как раз и обретёте тот упущенный идеал.

Качества. Красота голоса

Содержание

Для этого упражнения вам понадобится только немного уединения и аппаратура для записи звука.

Встаньте прямо, ноги расставьте на ширину плеч, руки должны свободно висеть вдоль туловища. Начните счёт от одного до десяти. "Один" скажите своим обычным голосом, а "Десять" - самым низким басом, на который вы способны. Все числа произносите с плавным переходом от высоких к более низким интонациям.

С первого раза у вас, скорее всего, не получится равномерно распределить высоту тона. Например, на "Восьми" вы уже достигнете самой низкой интонации. Это не страшно. Пробуйте до тех пор, пока не получится равномерно распределить интонации от обычной к самой низкой.

При этом очень важно говорить достаточно громко, так будто вы общаетесь с человеком, который стоит от вас метрах в пяти.

Запомните интонации, которыми вы произносили числа "Пять" и "Шесть". Попробуйте их повторить уже вне остальных чисел: "Пять - шесть. Пять - шесть. Пять - шесть". Проговорите так около минуты.

Включите записывающую аппаратуру. Конечно, для записи и проигрывания звука лучше всего воспользоваться наиболее качественной техникой. Звук лучше проигрывать или на довольно больших колонках, способных к воспроизведению низких частот, или на качественных наушниках. Запишите под микрофон несколько раз то, как вы считаете от одного до десяти (от нормального тона к низкому), то как вы произносите "Пять-шесть".

Если вам понравился новый голос, запишите какое-нибудь знакомое стихотворение, всё внимание обращая на то, чтобы не сбиться на свой обычный тон. Потом запишите кусок прозаического текста.

Если вам не понравилось звучание "Пять-шесть" (кажется слишком низким и каким-то надутым), тогда попробуйте "Три-четыре" или "Два-три".

Через несколько дней вернитесь к упражнению и попробуйте проанализировать свои успехи.
Упражнение на развитие звонкости голоса

Название. Упражнение на развитие звонкости голоса

Предназначение.

Упражнение поможет развить звонкость голоса, если это необходимо. Упражнение можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Качества. Красота голоса

Содержание

У многих людей голос недостаточно звонкий, глухой. Причина этого обычно кроется в том, что человек недостаточно задействует грудной резонатор. Это в свою очередь связано с привычкой говорить, когда легкие недостаточно наполнены воздухом. При этом человек дышит мелкими урывками, и легкие очень редко наполняются воздухом достаточно для того, чтобы голос был звонким.

Чтобы говорить более звонким и красивым голосом, надо вырабатывать у себя новую привычку - начинать говорить после вдоха и заканчивать до того, как воздух закончится. А для этого надо учиться контролировать свое дыхание:

Чтобы голос был наиболее звонким и красивым, лучше говорить стоя прямо и не совершая лишних движений. Поэтому для начала встаньте прямо, чуть ли не по стойке смирно.

Несколько раз вдохните, варьируя степень напряжения грудной клетки: просто вдохните, вдохните сильно, вдохните полной грудью, вдохните столько воздуха сколько сможете. Просто попробуйте прочувствовать для начала разные варианты вдоха.

Вдохните. Скажите: «Раз, два, три, четыре, пять». Выдохните.

Вдохните. Скажите: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять». Выдохните. Вы, конечно, заметили, что во второй раз у вас осталось меньше воздуха для выдоха.

Повторите это упражнение. Меняйте степень вдоха. Меняйте счет (считайте до пяти, десяти, пятнадцати, двадцати). Просто следите за тем, сколько воздуха у вас остается в конце и насколько красиво звучит то, что вы говорите, от начала и до конца.

Положите свои ладони себе на спину. Продолжайте делать упражнение, улавливая ладонями легкое дребезжание. Постарайтесь максимально усилить это дребезжание.

Если вы делаете упражнение в одиночку, то откройте любой прозаический текст (книгу или статью). Почитайте этот текст, строго соблюдая очередность: сначала вдох, потом фраза, потом выдох. Не убирайте пока руки со спины, старайтесь усиливать вибрацию.

Когда вы вдыхаете, то образуется пауза. Вам надо научиться делать эти паузы красивыми. Для этого откройте теперь какое-нибудь стихотворение. Прочитайте его, не забывая правильно дышать. Следите за тем, чтобы паузы выглядели осмысленными, уместными. Активно задействуйте интонации.

Если упражнение делается в тренинговой группе, то можно разбиться на пары. Ведущий задает тему диалогов. Например, это может быть новости культуры или любимые рецепты. Участники общаются между собой, стараясь делать разговор непринужденным, и при этом правильно дышат: вдох - фраза - выдох. Если участники хотят, то могут друг другу по ходу упражнения давать обратную связь, когда им кажется, что голос напарника особенно хорош.

Упражнение это очень простое, но эффективным оно будет при многократном повторении. Желательно делать его хотя бы раз в неделю на протяжении нескольких месяцев.
ь:

 master-klass._golosorechevoy_trening.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГОЛОСОРЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ (по З.В.Савковой)

Введение.

Установка на эффективный тренинг

        Управление речью идёт из двигательной зоны коры головного мозга. Поэтому «ставить голос» отдельно как физзарядку, не задействуя при этом весь организм в целом – методически неверно. По этому поводу К.С.Станиславский говорил: «…чтобы не вывихивать своего аппарата воплощения, то есть, мимики, голоса, жеста, тела, - надо научиться вовлекать в работу свою душевную органическую природу». Таким образом, подлинно реальное или воображаемое действие, включённое в тренинг, будет втягивать природу, она рефлекторно будет вызывать к действию голосоречевой механизм.

         Итак, любое упражнение должно подчиняться действию. Проще реализовать этот процесс через глаголы действия (но не глаголы движения!): попросить, упросить, приказать, призвать, сговориться, пожалеть, пригрозить, выведать, обрадовать, обрадоваться …

        Ещё одна принципиальная установка тренинга – игра. Причём, игра, осуществляемая с детской верой и увлеченностью. Упражнения игрового характера втягивают в работу душевную сферу, вызывают положительные эмоции, раскрывают фонационные пути, помогают сформировать свободное звучание голоса.

I

        Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием — умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения длинное выдыхание ослабевает: голос тускнеет, становится неровным, не способным к разнообразным модуляциям. Необходимо воспитывать частое дыхание.        

Воспитание фонационного дыхания возможно лишь в органическом единстве со звучанием. В каждом упражнении тренируются не только дыхание, но и звучание и дикция. 

Вид выдыхания, обслуживающий спокойную, плавно звучащую речь, достигается упражнением» «Звукоподражатель.

Вспомните звуки природы и воспроизведите их. Свистит ветер: ССССССС...

 Шумит лес: ШШШШШШШ... 

Появился шмель: ЖЬЖЬЖЬЖЬ.

Жужжит пчела или оса: ЖЖЖЖЖЖЖ.

Звенит комар: 3333333

Второй вид выдыхания обслуживает волевую, на сдержанном темпераменте речь. При такой речи ощущается напряжение в области «дыхательного пояска» (диафрагмы и нижних ребер грудной клетки).

Упражнение «Насос».

Накачивайте воображаемую шину, сопровождая движения рук, двигающих поршень насоса, звукоподражательными: ССССССС! ССССССС! ССССС!

Третий вид выдыхания обслуживает эмоциональную, экспрессивную речь, произносимую в быстром темпе.

Упражнение «Пульверизатор».

Сжимая в руке воображаемую грушу пульверизатора, сопровождайте движение руки звукоподражательными: Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!..          
Можно объединить два вида выдыхания в этом упражнении: второй  и  третий.   Нажимайте на грушу — то рывками (Ф! Ф! Ф! Ф!), то с силой, но медленно (ФФФФФФ!..).

Упражнение «Сорока-сплетница».

        Передайте услышанную «сплетню» дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-грр-трр-трр! Трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр!

Часть II

        Разогрев мышцы дыхательного аппарата, можно переходить к работе над голосом. Цель первых упражнений заключается в том, чтобы добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр. 

Восприятие речи — это не только слуховой, но и слухо-мышечный процесс. Мы воспринимаем речь не только органами слуха, но и мышцами голосо-речевого аппарата, который непроизвольными микродвижениями дублирует речь говорящего.
Поэтому зажатость исполнителя непременно передается слушателям, зрителям, и тс либо инстинктивно временами отключаются от восприятия, давая отдых мышцам своего голосо-речевого аппарата, либо испытывают усталость к концу выступления оратора.
Свободное звучание голоса — необходимое условие публичного общения.

Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания - это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи. Различают три вида атак: придыхательную, твердую и мягкую. Наиболее характерна для физиологически верного формирования звука мягкая атака, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха.  

Вообразите, что у вас слегка побаливает горло или голова, или просто ощущается усталость. Возникла потребность «постонать», и вы на звуке «М» тихо стонете.

Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою середину, «центр» голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос).

Подключайте к согласному «М» гласные звуки «А, О, У, Э, И, Ы». МммАммОммУммЭммИммЫмм... Произносите «на стоне» целые фразы: Мам, меду нам.

 Речь диаметрально противоположного характера: волевая, уверенная, экспрессивная (упражнение «Коварное "ам-ам"»).

Вы «больны». Зовите маму, чтобы она дала вам поесть. Первый раз произносите слитно, на стоне: Мам, а мам (напоминая). Затем с более активной просьбой: Мам, а мам! (она не откликается.) Еще активнее звучит фраза — приказом, требованием: Ам-Ам! Мам!)
Главное — натренировать третий вид выдыхания, который разрабатывает чрезвычайную подвижность диафрагмы. Она будет успевать выравнивать все звуки речи в звучании, создавать «опору» звука. Для этого полезно включить в упражнения всевозможные междометия.

Упражнение «Собака».

Вообразите, что вы стали... собакой. Жарко, скучно, вокруг тишина. Не на кого полаять. Раскрепостите руки, шею, ноги, плечи... Клонит ко сну.
Вдруг скрипнула садовая калитка... Неожиданная радость: вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: «Ав-ав!» (что в переводе на язык людей означает: «Я здесь!»). Не «облаивайте» зло своего друга. Подайте ему голос. Но -  

не имитировать «собаку», то есть не искажать тембр своего голоса;

 «подлаивать» на мягкой атаке;

упражнения сопровождать положительными эмоциями, зная, что отрицательные эмоции (особенно злость) закрепощают голосо-речевой аппарат.

А теперь сосчитайте, сколько в аудитории стульев, хватит ли всем: Ав-ав-ав-ав-ав-ав-авв... Обязательно включите руку, которая подчеркивает счет. 

Упражнение «Команды».

Подавайте команды: «Налее-вО!», «Напрааа-вО!», «Крууу-гОм!», «Шагооом-Арш!», «РАз-два!» рАз-два! рАз-два! лЕвой! лЕвой! л Евой! лЕвой!..

При усилении звука непоставленный голос стремится к повышению. Не допускайте этого.

Упражнение «Прыгуны».

Представьте, что вы цирковые акробаты-прыгуны. Сделав «сальто», вылетаете на арену. Разумеется, «прыжки-перевороты» делаются в воображении. Вместе с тем помогайте себе головой и руками: опустите голову, руки перед грудью делают легкое вращательное движение, как бы имитируя переворот вашего тела. Сопровождайте эти движения междометием «алле!», а на междометии «гОп» руки широко выбрасываются вверх (как это делают прыгуны в цирке) — «Алле—гоп!». Делать все надо артистично, без напряжения. Легко выбрасывайте руки и вслед за ними так же легко «выбрасывайте» звук голоса на междометии «гоп». 

Необходимо убирать открытый, вульгарно звучащий «белый» звук голоса. Этому способствуют упражнения с гласными У, О.

Упражнение «Гудок».

Слитно, как гудок, тяните гласный: УУУУУУУУУ... «Гудок» не громкий, без напряжения голосового аппарата, губы находятся в положении «хоботка». Затем к гласному У прибавляйте другие гласные и выравнивайте их звучание: УУуОуууАуууЭуууИуууЫууу...
Переходите к тренировке формы речи № 2, произнося отдельные слоги: уО!уА!уЭ!уИ!уЫ! Слоги звучат как приказы: отчитывайте, стыдите, упрекайте.

Упражнение «Частушки».

Тра-та-та! Тра-та-та!

Вышла кошка за кота!

За Кота Котовича

За Петра Петровича!

Представьте себе, что ваша грудь и легкие, заключенные в ней, — «гармонь». Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков. Руками как бы раздвигаете меха своей «гармоники». Движения свободные.

Правильное использование междометий в работе над голосом помогает:

найти и укрепить «центр» голоса;

совершенствовать координацию деятельности дыхания, голоса и  артикуляции;

развивать голосовую гибкость;

обогащать тембральную палитру, ощущать зависимость тембра голоса от подтекста, от чувства;

обеспечивать звучность хорошей «опорой» дыхания при различных характерах речи.

Часть III

Добившись свободы звучания, необходимо включать в голосовой тренинг и дикционные упражнения, которые также способствуют музыкальности речи. Следует ставить голос, попутно исправляя дикцию. В русской речи трудными для произнесения являются: взрывные согласные П-Б, Т-Д, К-Г; согласные Ч-Ц, часто заменяемые звуками Щ-С (щеловещество); согласные В-Ф, которые как бы «запирают» звук (при их произнесении нижняя губа соприкасается с верхними зубами). Для образования этих звуков требуется скоординированность ротовой артикуляции с действиями дыхательной системы, особенно диафрагмы: п-пь, п-пь, п-пь; т-ть, т-ть, т-ть; к-кь, к-кь, к-кь. Тренируйте сочетания: птку, птко, птка, пткэ, птки, пткы! Или: бдгу, бдго, юдга, бдгэ, бдги, бдгы!

Следующие упражнения развивают подвижность диафрагмы.

Передайте стук колёс поезда в разных темпах:

Вот поезд отходит: ТуктУктуктукТуктУктуктуктукТуктУктуктукТук…

Вот поезд прибавляет ход…

И вот: Вагоны вперёд покатили как мячики: ТАК-чики, ТАК-чики, ТАК-чики, ТАК-чики…

Трудными звуками русской речи являются губно-зубные В,Ф. Они «западают», их не слышно чаще всего в начале слова, что искажает смысл. Именно потому, что эти согласные действительно «запирают» звук, следует тренировать особую активность их произнесения.

Тренируя всевозможные сочетания согласных, - отчитывайте, поддразнивайте, кокетничайте, форсите… Но только не делайте это формально, механически – «без душевного участия» -  по Станиславскому.

Можно добиться лучшего звучания трудных в произнесении «пучков» согласных с минимальным артикуляционным усилием.

Отыскивайте в речи и тренируйте сложные «букеты», «пучки» согласных в словах и на стыках слов во фразах:

боДРСТВовать

поСТСКРиптум

ВЗБудоражить

агенСТВо,

ваСВСТРевожили

как-нибуДЬВДРугой раз

пуНКТВСТРечи

ведоМСТВо

цеНТРФорвард

монстРВСКЛокочен

свеРХЗВуковой

маРШБРосок

коНТРНаступление

гораЗДВСХРапнуть.

Усиленного мускульного напряжения требуют фразы, состоящие из односложных слов:

В тот год тут был град.

Под дуб вполз ёж.

Бубн бъёт в такт.

Дед стал стар.

Вспомните знакомое по дыхательной гимнастике упражнение «пульверизатор» (Ф! Ф! Ф!..) и закрепите активное произнесение согласного «Ф» в текстах. К примеру, будто побрызгав на волосы лак и рассматривая себя в зеркало, оцените свою новую причёску:

И в фас, и в профиль «Фантази» - к физиономии Зизи. Факт!

Следует добиваться хорошей вибрации кончика языка, чтобы согласный сонорный Р не «проваливался» в слове среди звучания других согласных и гласных. И хотя в русской речи Р менее раскатистый, чем, например, в испанском языке, но он должен звучать определённо, не искажать смысла слова.

Небрежность речи сказывается и в неправильном звучании мягких согласных Т-Д. Вместо Т слышится ТС, вместо Д – ДЗ:

ГдЗе растСяпа да тСетСеря – там не прибыль, а потСеря. Исправьте произношение.

Скороговорки – это народнопоэтические шутки, в которых намеренно сочетаются труднопроизносимые вместе звуки. Народ придумал их специально для разработки «говорильного аппарата». Тренируясь в произнесении скороговорок, следует добиваться не только чёткости произнесения всех звуков, входящих в структуру слова, но сохранять яркость интонирования.

Бобр добр для бобрят (медленно, разъясняя).

Для бобрят бобр добр (быстро, уточняя).

Водовоз вёз воду из-под водопровода (медленно, разъясняя).

Из-под водопровода водовоз вёз воду (быстро, уточняя).

Купи кипу пик (медленно, разъясняя).

Кипу пик купи (быстро, уточняя).

Затем можно выбрать более сложные скороговорки. Главное: язык не должен перегонять мысли. Приобретайте привычку подчинять речь воле.

Осип охрип, Архип осип.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоколовать.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Тренируя скороговорки, следует менять глаголы действия, отношения, чувства, находить различные приспособления и   не забывать о звучании голоса. Старайтесь большее количество раз произнести не сбившись:

Либретто Риголетто! Либретто Риголетто!! Либретто Риголетто!!!

Король – орёл! Робертино Лоретти!

Выдержка из трудов К.С.Станиславского:

«Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо Л говорим УА. Согласный С звучит у нас как ЦС, а Г превращается у некоторых
--
Отправлено из Mail.ru для Android

Ответить

Переслать

Предложить звонок

Создать событие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологическая карта урока-премьеры «Сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в школьном театре «ОКСЮМОРОН»

     Смыслу жизни, конечно, школа не научит – этому нельзя научить! – он должен быть найден каждым человеком самостоятельно. А вот «расставить ориентиры» - преподать знания...

Пьеса для школьного театра "На дорожке на лесной"( "Колобок" на новый лад)

Пьеса - победитель школьного конкурса "Дебют". Это юмористическая пьеска, в которой идёт речь о творчестве народов    мира, о любви к Родине. Пьеска предназначена на учеников 5-7 классов. Ис...

Материалы для школьного театра на английском языке

Пьесы, сценарии, инсценировки для школьного театра на английском языке. Все проверено на практике, сыграно....

Программа " Школьный театр"

Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования....

Презентация школьного театра ШТЭМ

В празентации показано зарожение театра, его развитие, рост, а также фото с представлений...

Миниатюры для школьного театра

Миниатюры театра авторских миниатюр «Радость»  «СЛОВА»  и "День самоуправления". Автор - Татьяна Иевлева  МБОУ СОШ №12 г. Ноябрьск...

Театральная миниатюра для школьного театра "Сцены из школьной жизни"

"Сцены из школьной жизни" - сценарий миниютюры, состоящей из пяти сценок про учеников и учителей. Миниатюру актуально показывать на День учителя....