открытое занятие по теме: "знакомство с национальными костюмами"
план-конспект

Коробова Екатерина Валерьевна

Знакомство детей дошкольного возраста с национальными костюмами народов, история возникновения русского костюма, традиции и приметы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_nats_kostyumy.docx79.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования и развития детей»

города Димитровграда Ульяновской области»

Конспект открытого занятия

По теме

«знакомство с национальными костюмами»

Педагога дополнительного образования

Коробовой Екатерины Валерьевны

Руководителя творческого объединения

«Юный дизайнер»

г. Димитровград – декабрь 2022

Цель:  Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через углубленное изучение традиций русского народа, и особенностей внешнего вида русского национального костюма.

Задачи:

- формировать у детей представления о традициях и быте русского народа;

       - учить детей сравнивать, описывать предметы одежды, делать выводы;

- развивать интерес к устному - народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;

- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей.

- воспитывать патриотические чувства к культурному прошлому страны;

- воспитание  эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

- воспитание толерантности.

Предварительная работа: Знакомство с национальными костюмами.  Беседа «Мужской и женский русский костюм».  Рисование русского национального костюма.

Демонстрационный материал: Картинки русского народа в национальных костюмах.

Ход:        

Педагог:

- Здравствуйте, ребята! Как у вас настроение?  

Дети отвечают

Педагог:

Сегодня, на нашем занятии, мы с вами поговорим о том, как народ создавал свою одежду; о истории народного костюма, и о том, как люди раньше одевались в России.

Основная часть

Педагог:  Послушайте историю о том, как появился народный костюм. 

« Жил – был народ, и были в народе крестьяне. На барина работали крестьяне – богатого человека. Поле вспахивали, пшеницу, рожь выращивали, скотинку пасли: стадо коров, овец, да быков. Вели они натуральное хозяйство, что сами вырастили, тем и питались. И одежду тоже они сами для себя, и для барина изготавливали. И одежда эта получила название –   «Народный костюм», так как народ – крестьяне - сами его придумали ».

 Педагог:  Ребята, давайте с вами посмотрим, как одевались крестьяне на Руси.  
Посмотрите на картинки: 
Мужчины носили длинную рубаху, подпоясанную шнуром. Узкие штаны, заправленные в онучи (кусок ткани которой обвёртывали ноги до самых колен). На онучи надевали лапти, плетёную из веток обувь. Головным убором у мужчин, была остроконечная шапка, которая называлась «Колпак».
 Женщины поверх рубахи надевали сарафан (высокая юбка, которая крепилась на плечах при помощи лямок). Замужние женщины носили юбки, которые назывались «понева». Обувью служили «чуни», отличались от лаптей – плетением. 
Посмотрите, какие красивые у них были головные уборы: кики, кички, кокошники, повязки прямоугольной формы, украшенные бисером.
Ну а чтобы предотвратить от загрязнения, поверх юбки или сарафана, надевали фартуки которые назывались « занавеска» или «нагрудник».

Педагог: Готовя нарядную одежду, деревенские рукодельницы показывали всё, на что они способны были: рукава, плечи, ворот – расшивали красными нитками, лентой, тесьмой. По верх рубахи надевали бусы.
 Педагог: А от какого слова произошло слово «рубаха»?
Дети: От слова «руб», что означает кусок, обрывок полотна.
Из глубины веков до сегодняшних дней дошла до нас знакомая вам поговорка: «По одёжке встречают …». Сотни лет назад нашим предкам достаточно было один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, каково его общественное положение.

Россия – огромная, великая страна и живут в ней 170 разных народов. У каждого народа свои обычаи, традиции и свой особенный народный костюм.  Давайте рассмотрим и сравним несколько костюмов разных народов России.

 (Рассматривание и обсуждение народных костюмов России)

Бурятия - Буряты, Чечня-Чеченцы, Якутия-Якуты, Калмыкия-Калмыки, Мордовия-Мордовцы.

Национальные костюмы народов России все время шились вручную. Поэтому такой наряд считается уникальным, так как символика, материал и цвета были похожи, но каждый себе мастерил его в индивидуальном стиле. (Обращение внимание детей на цвет, что каждый цвет имеет свое значение:       Красный – благополучие,  Жёлтый – тепло и ласка,  Синий – радость,  Чёрный – богатство).  (Узоры, детали одежды присущи каждый своему региону).

Для каждой части страны свой национальный костюм является собственной визитной карточкой. Особенно приятно увидеть вживую эти национальные костюмы народов России. Картинки хоть и не заменят этих впечатлений, но смогут визуализировать представление о нарядах.

Педагог:  Ребята давайте посмотрим какое разнообразие костюмов в нашей большой стране. Здесь и костюмы мордовцев (дети помогают), чеченцев, калмыков, бурятов, якутов. Какой же народный костюм мы с вами ещё не рассмотрели, какое главное население России (русский народный костюм).

- Посмотрите, в каких местах нанесен узор. В старые добрые времена существовало поверье, что узор в виде орнамента, т.е ритмично повторяющегося рисунка, нанесенный  на ворот, рукава и подол, защищал человека от злых духов, служил ему оберегом. В качестве элементов узора использовали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги, волнистые линии разной длины.

- Вдохновившись разнообразием костюмов, я решила показать вам самый распространенный костюм русской девушки и вы сами его сейчас попробуете нарисовать.

Нам понадобится альбом, простой карандаш, ластик и цветные карандаши.

  1. Для начала мы сделаем набросок платья во весь лист.

Прорисовываем форму платья. Народные костюмы (по крайней мере наши) не отличались открытостью, поэтому здесь почти все тело скрыто.

  1.  Очень важный момент это складки. Без них рисунок будет похож на бумажное платье. Старайся показать все возможные изгибы.
  2. Еще одна отличительная черта народного костюма это изобилие узоров. Каждый узор что-то обозначает. Рисовать их сложно, но, если ты этого не сделаешь, со стороны будет трудно определить: это платье какой-то барышни или народный костюм?

Физкультминутка  Быстро встаньте. 
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Итог занятия

-Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)

-Вот таки добрыми мастерами сегодня были вы.

Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

А что больше всего понравилось? В чём возникли трудности?

Мы с вами обязательно продолжим знакомится с национальными костюмами и дальше, а на сегодня занятие закончилось. Все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию на тему:Знакомство с традиционным праздником страны изучаемого языка - День Святого Валентина.3класс

Презентация рассказывает о истории праздника и традиционных поздравительных открытках. На уроке ученикам предлагается  самим создать праздничную открытку....

Открытый урок на тему "Знакомство с достижениями науки, которые используются в современной жизни"

Открытый урок по английскому языку для 1 курса ОО СПО, использующих учебник английского языка "Up and Up" для 10 класса под ред. В.Г.Тимофеева (базовый уровень)...

Конспект логопедического занятия по теме: "Знакомство детей с названием частей артикуляционного аппарата,образование звуков в нем.Уточнение понятий:"слово", "предложение".

Конспект логопедического занятия  по профилактики дисграфии, для учащихся 1 класса с ОНР (3 уровень речевого развития)....

Методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата" (1 класс).

Предложена методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата". Занятие проводится в 1 классе в начале учебного года....

Открытый урок по теме: «Знакомство. Моя семья. Увлечения»

Методическая разработка темы "Знакомство. Моя семья. Увлечения", УМК по немецкому языку "Мозаика" для 2 класса. Автор: Н. Д. Гальскова...

Конспект занятия на тему: «Знакомство с русской матрешкой»

Цель: знакомство детей с народной игрушкой — матрешкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрешки.Воспитание эстетических, нравственных, патриотических чувств у детей, посредством народного дек...

Открытое занятие по теме "Войлок — это национальный атрибут"

Открытое занятие по теме "Войлок — это национальный атрибут"...