Методический материал
методическая разработка по краеведению

Никиташина Алена Валерьевна

Представлен методический материал, для проведения занятий по дополнительной общеобразовательной программе "Краеведение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий  мероприятия

«Поэты и писатели Югры»

Цели мероприятия:

1. познакомить учащихся с произведениями наиболее известных писателей и поэтов Югры, помочь почувствовать национальную самобытность и оригинальность их творчества, понять их эстетические и философские взгляды.

2. воспитание любви к Югорской земле, уважения к коренным народам ХМАО, воспитание интернациональных чувств.

Ход мероприятия

(Звучит песня «Самотлорский вальс» Александра Журавского).

 

Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы сегодня собрались с вами для того, чтобы соприкоснуться с творчеством талантливых писателей и поэтов Югры, почувствовать национальную самобытность и оригинальность их творчества.

Ведущий 2: Мы живём на прекрасной  земле, которая носит поэтическое название Югра. Югорская земля богата не только природными ресурсами. Щедра она и на таланты. В автономном округе немало писателей и поэтов, в числе которых и представители коренных северных народов.

Ведущий 1: Сегодня Югра литературная - это довольно большая группа самобытных, интересных авторов, которые пишут на хантыйском, мансийском, ненецком, русском языках.

Ведущий 2: О чем же могут писать поэты и писатели Севера?

Ведущий 1: Несомненно, о своей земле, о родной природе. В их стихах и прозе - целый мир, край, жизнь. Они, каждый по-своему, в традициях своей национальной культуры пытаются осмыслить своеобразие современного мира, разобраться в героической и трагической истории нашей многонациональной Родины, нашего края, пытаются понять, кто же он,  современный человек.

Ведущий 2: Нередко источником творчества для писателей Югры служит богатейший пласт народных преданий, сказок, легенд и песен северных народов. Однако назвать их при этом только национальными нельзя: их размышления и поиски имеют общечеловеческий, общезначимый характер.

1 Выступающий: Осмыслить своеобразие современного мира, разобраться в героической и трагической истории нашей многонациональной Родины и нашего края, пытаются авторы, которые пишут на языке народа ханты.  Например, Еремей Айпин.

Еремей Айпин - автор более 20 художественных и публицистических произведений.

Книга "Ханты, или Звезда Утренней Зари" вышла в свет, несмотря на сомнения редакторов, и стала своеобразной эпопеей хантыйского народа. Книга эта сильная и смелая.

Творчество Еремея Айпина - это и летопись истории, души народа ханты, и постоянное напоминание о трагическом конфликте традиционной культуры с наступающей на нее цивилизацией, и глубокие размышления о современном человеке.

Чтец 1:

ХАНТЫ

Всех людей мы называем - ханты.

Ханты - русский, ненец и узбек,

Потому что это слово - ханты –

В переводе значит человек.

Это очень дорогое слово.

Ты не выпускай его из рук,

Не развей по ветру бестолково –

На него откликнется твой друг.

И куда б потом ты ни поехал,

Разнеси своим друзьям его –

Словно раскаленные орехи,

Искры из чувала своего.

Это слово северным сияньем

Пусть пылает и в полярной мгле.

Помни наше мудрое названье,

Ханты - все народы на Земле.

2 Выступающий: Это стихотворение написал  талантливый хантыйский поэт, журналист Владимир Семёнович Волдин.

В педагогическом училище он и начал писать стихи. Писал в основном на родном языке.

Несмотря на короткую жизнь, творчество Владимира Волдина в течение многих лет и по сей день находится в центре внимания общественности в округе, в стране и за рубежом. Произведения поэта включены во все учебники и учебные пособия для национальных школ округа. Стихи часто переложены на музыку. Писал поэт Волдин о родной реке Назым, о прошлом и настоящем края, использовал мотивы хантыйских сказаний и песен. Занимался переводами с русского на хантыйский.

3 Выступающий: Мария Кузьминична Волдина (Вагатова) - хантыйская поэтесса, сказительница, педагог, журналист, супруга и муза Владимира Волдина. Стала героиней международной энциклопедии "Лучшие люди". Её имя появится под рубрикой "Родины славные сыны и дочери". Стихи и сказки Марии Кузьминичны включены во все национальные учебники для хантыйских школ. Некоторые литературные произведения Волдиной переведены на чешский, узбекский, якутский, венгерский и другие языки народов мира. Эта удивительная женщина не только пишет стихи, но и поет, шьёт национальную одежду из меха, ткани, и очень искусно играет на национальных инструментах. Владеет богатым фольклорным материалом, сама сочиняет и творчески обрабатывает сказки, песни, исполняет их.

Послушайте трогательное стихотворение самобытной хантыйской поэтессы.

Чтец 2:

МАТЕРИНСКОЕ СЕРДЦЕ

Как бы деревья шумели зелёной листвой,

Если б они не имели корней под собой?

Как бы цветы у подножья деревьев цвели,

Если бы не было вовсе земли?

Как бы узнали все люди, что Солнце взошло,

Если б оно не дарило своё нам тепло?

Да, никому никогда эту жизнь не начать –

Дверь в белый день не открыть

Если это не сделает Мать!

Сердце у матери красного Солнца теплей,

Ну, а забота о детях – бескрайней дороги длинней…

Сыщется ль в мире любви этой доброй цена?

Честь без корысти, которая жизни равна,

Строгая совесть, которая ласки нежней,

Вечная песня, которая смерти сильней.

4 Выступающий: В 1962 г. в Тюмени вышел первый сборник стихов на хантыйском языке «Мави Ас» («Медовая Обь») автором, которого был Микуль (Иван) Иванович Шульгин.

Для творческой манеры Шульгина характерно сочетание открытого лиризма со зримой вещественностью деталей. Автор сборников стихов и сказок на хантыйском языке:  «Песня весны», «Жадная мышка». В 1967 году он перевел и издал отдельной книжечкой на родном языке «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Член Союза писателей СССР с 1971 года. Его стихи переведены на белорусский, венгерский, испанский и украинский языки.

                  Чтец 3:

Ветры пахнут сосновой корой.

Каждый ствол, словно солнечный луч.

Световой забавляя игрой,

Кедр касается кроною туч.

Красной девицей в терему,

Ветви-косы свои расплетя,

Наклонилась березка к нему,

Что-то ласково шелестя.

Древний лес… Голубая тайга!

И под солнцем, и под дождем

Ты мне, словно бы жизнь, дорога:

Ты для хантов - родимый дом.

5 Выступающий: Свое видение, свое эстетическое и философское отражение проблем находим и у писателей народа манси.

Юван Николаевич Шеста́лов - ровесник мансийской письменности, один из самых ярких представителей этого удивительного народа, известный мансийский поэт и прозаик, но все-таки больше и главным образом – первый профессиональный поэт манси. Творчество Ювана Шесталова  корнями своими уходит в мансийский фольклор. Писатель - блистательный знаток обрядов и обычаев, легенд и былин своего народа. Народными преданиями, песнями, поверьями пронизаны его проза и поэзия. Первым в истории своего народа смело обратился к богатейшим сокровищам древних мансийских сказаний, легенд, песен. До него никто из писателей не пытался обрабатывать, вводить их в современный стих. В литературу Юван Николаевич вошел со своей первой повестью "Синий ветер каслания" (1964).Ю. Шесталов много пишет для детей. Он явился основоположником детской литературы манси. Ритм его стихотворений напоминает звучание бубна шамана. Подобно тому, как шаманы заклинают духов, так и Шесталов заклинает свою родину, природу, свой народ, его культуру, традиции, историю, но не с помощью шаманских талисманов, а с помощью выразительных средств литературы.

Чтецы 4 и 5:

МАТЬ

Здравствуй, край мансийский милый

Со смолистою тайгой,

С молодой отцовской силой,

С материнской добротой!

Машет мне рукой осина,

Улыбается вода.

Слышу лепет лебединый -

Словно в детские года...

Детство - с кваканьем лягушек,

С плеском уток у озер,

С птичьим пеньем у опушек -

Ты волнуешь до сих пор...

Мать! Твой взгляд я помню нежный,

Треск лучины в тишине...

Вихрь в пыли купался снежной -

Ты тепло дарила мне.

Но нагрянуло несчастье,

Омрачился неба взор...

Где ты, синь? Кругом ненастье

Мать ушла в дремучий бор...

Я, как лист на голой ветке,

Мерз под ветром ледяным,

Дождь колол - осенний, редкий,

Снег летел - я стыл под ним.

И мороз свирепый клялся

Погубить меня навек –

Жег, под сердце подбирался,

Повалить старался в снег.

В край, где столько лет я не был,

Я вернулся ныне вновь –

Улыбалось солнце в небе,

Был приветлив шум лесов!

Птичий гомон разливался –

Отдавалась песнь во мне;

Мир вокруг звенел, качался

На сверкающей струне...

Нет! Осенний дождь колючий

В дождь меня не обратил!

Ни мороз, ни злые тучи

Не лишили юных сил!

Родиной золоторукой,

Словно матерью родной,

Обогрет я и взлелеян;

Крепнет, зреет голос мой.

Я смотрю ее глазами,

Плачу я ее слезой;

Пахнут песни облаками,

Солнцем, лесом и грозой!

6 Выступающий: Думаю, каждому из жителей нашего края известны "Сказки бабушки Аннэ".

Конькова Анна Митрофановна - мансийская сказительница, заслуженный деятель культуры округа, член Союза писателей России, кавалер "Ордена почета"

Именно «Сказки бабушки Аннэ» принесли известность Анне Коньковой, учителю, воспитателю, простой мансийской женщине, чья жизнь - трудная и интересная - это история становления новой Югры.

"Произведения Анны Коньковой - мудрость и совесть мансийского народа!".

Творчество Коньковой обращено к мудрому наследию народа, воссоздает ритм, законы и картину жизни его нескольких поколений, связывает предание с социальными реалиями века, традиции устной культуры с культурой письменной; "Бабушка Аннэ " в современной жизни округа стала символом преемственности духовной истории.

Ведущий 1: Богата земля югорская самобытными, редкими талантами!

Ведущий 2: Призываю каждого из нас интересоваться творчеством писателей и поэтов Югры, любить и ценить щедрую, добрую  малую родину!



Предварительный просмотр:

Викторина  http://www.livelyday.ru/lively/templates/rt_paradox_j15/images/arrow.png

«Моя  любимая  Югра»,

Задачи:
- расширять познавательный интерес обучающихся к  изучению  исторических  событий  своего  края;;
- развивать речь, мышление, внимание, память;
- выявить общую эрудицию участников.
В ходе подготовки к мероприятию необходимо:
- подготовить  1 парту и 3 стула для членов  жюри;  4 парты   и  6 стульев  для  команд;

- бумага, ручки – 6 шт. для  участников викторины; 3 штуки – для членов  жюри;
- подготовить  секундомер  для  жюри;
- подготовить карточки с заданиями;

- подготовить  красные  сигнальные  кружки;
- подготовить видеозапись мультфильмов «Бабушка  и  внучёк», «Храбрый  оленёнок»;
- сформировать жюри;
- определить призы участникам.
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей  викторине  «Моя  любимая  Югра!», посвящённой  92  годовщине  со  дня  рождения  Ханты – Мансийского  автономного  округа – Югры.
         Прежде чем начать игру, давайте познакомимся с нашими участниками  (представление участников.)

          А сейчас познакомимся с жюри, которое будет оценивать не только правильность, но и оригинальность ответов, смекалку, находчивость и фантазию  (представление  жюри).

          Правила состязаний:

  1. Каждая  команда  выбирает  капитана.
  2. Викторина  состоит  из  9  конкурсов.
  3. Вопросы  задаёт ведущий.
  4. Ответ на поставленный  вопрос вы должны дать за 1 минуту.
  5. Если ответ готов менее, чем за 1 минуту, выигрывает та команда, которая дала       ответ первой.
  6. За каждый  правильный  ответ  даётся  10 баллов, за неправильный – 0 баллов.
  7. В случае, если обе команды дают  правильный  ответ, то:

-команде, ответившей первой  даётся 10 баллов;

-команде ответившей  второй, даётся 8 баллов.

  1. В  викторине  2  творческих  конкурса: №4 и №9, которые  оцениваются  жюри  за  оригинальность  от  0  до  10  баллов.
  2. Побеждает  команда, набравшая  наибольшее  количество  баллов.

10. В  случае  подсказок  со  стороны  болельщиков, за  каждую  подсказку со счёта  команды  снимается  5  баллов.

11.Болельщикам  будет  предоставлена    возможность  пополнить  счёт   своей  команды, выполнив  специальные  задания.

          Правила  просты. Главное - это  ваш  запас  информации  и умение  быстро  найти  правильный  ответ.

         

РАЗМИНКА

         Итак, первый  конкурс  «Разминка». В  конкурсе  принимают  участие  только  капитаны. Наше  состязание  носит  название  «викторина». Объясните  значение  и  происхождение  этого  слова.

(Слово «викторина» появилось в   1920-х  годах. Его придумал известный советский журналист и писатель   Михаил Кольцов  в качестве названия газетной подборки, включающей в себя различные вопросы, шарады, ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу некий Виктор, сотрудник газеты. От этого Виктора и произошла «викторина».

Впоследствии нашли связь этого слова со словом «победа». Виктор — лат. победитель. Этим словом стали обозначать все, что имеет вопросы и ответы).

Конкурс  №2  «Расшифруй  слово».

         Каждый  участник  получит  карточку  со  словом, но все  буквы  в  нём  запутались. Нужно  расшифровать это слово  и  объяснить его значение.

1 команда                                             2  команда

Бойсищет        (стойбище)                                Ролсатом  (Самотлор)

Янкефтин (нефтяник)                                Чтанут  (Тутчан)

Рунетгарбо  (Губернатор)                        Вахтанор  (Тарханов)                

Ответы:

Стойбище – 1. Временное  поселение  кочевников. 2.Селение, поселение  осёдлых народов. 3. Место  отдыха  животных, находящихся  на  пастбище.

Самотлор – 1. Озеро  в  Нижневартовском районе  (в  переводе  значит  «худая  вода»). 2. Самое  крупное  месторождение  нефти  в  Югре.

Губернатор – глава  региона.        

Конкурс  №3  «Я – историк»

        Столица  Ханты – Мансийского  автономного  округа – Югры – город  Ханты – Мансийск. Ровно  430  лет  назад  здесь  произошло  важное  историческое  событие:  небольшой  отряд  атамана Ермака  под  предводительством  Богдана  Брязги  подошёл  на  лодках  к  хантыйскому  поселению. Между  казаками  и  ханты  произошло  сражение. Но  казаки  пошли  на  хитрость:  они  смастерили  чучела  людей  и  посадили  их  в  лодки. Стрелы  ханты  со  звоном отскакивали  от  чучел. В  результате  князь  хантыйского  поселения  погиб, а  все  жители  присягнули  на  верность  московскому  царю.

Вопрос: как  звали  погибшего  хантыйского  князя?  (можно  с  подсказкой: в честь  которого  назван  исторический  район  города).

Ответ: князь  Самар.

Конкурс  №4  «Не  лезу  за  словом  в  карман».

        Команде  за одну минуту нужно придумать и рассказать историю, где есть следующие слова:

1  команда:   нефть, медведь, нарты, река.

2  команда:   санквылтап, осина, луна, олень.

Конкурс  №5  для  болельщиков
Ведущий. Пока участники готовятся, продолжим игру с залом.

Вопросы  болельщика  1-й  команды:
1. Какому   фольклорному жанру присуще наличие морали?
а) сказке;
б) рассказу;
в) басне.
2. Хантыйская  женская  зимняя  одежда  это:
а) сак;
б) сах;
в) ниры.
3. Ответственность  за  сборку  чума  лежала  на:
а) мужчине;
б) женщине;
в) сыне.

Вопросы  болельщикам  2-й  команды:
4. Какой жанр не является устным народным творчеством?
а) сказка;
б) легенда;
г) небылица.
5. Нарты  женщины  по длине были больше, чем  у  мужчины. Это связано  с  тем, что:
а) в  своих нартах женщина  перевозила  маленьких  детей;
б) Все  вещи складировали на нартах  женщины, чтобы нарты  мужчины были пустыми и не мешали  управлять оленями;
в) Женщина  переезжала  с  места на места  в  лежачем  положении.

6. Взрослая  зайчиха  оставляла  своих  маленьких  зайчат  одних, потому что:

а) Она  не  хотела  о  них  заботиться;

б) Зайчата  рождаются  уже  полностью  самостоятельными;

в) Не  хочет  привлекать  внимания  хищников  своим  запахом.
         Спасибо, болельщикам! А  сейчас,  слушаем придуманные участниками рассказы.

Конкурс  №6  «Современная  столица»

        Каждая  команда  получит  3  одинаковых  вопроса. На  каждый  вопрос  даётся  30  секунд,  в сумме  на  выполнение  этого  задания  даётся  1 минута  30  секунд. Ответы  нужно  записать. Команда, выполнившая  задание  первой, поднимает  красный  кружок.

Вопросы:

  1. Как  переводится  слово  «белка»  на  хантыйский  или  мансийский язык  и  какое  из  учреждений  города  носит  это  название  («Лангал»).
  2. Как  коренные  народы  называли  лесную  фею  и  какое  из  учреждений  города  носит  её  название  (Гостиница  «Миснэ»).
  3. Это  слово  в  переводе  на  русский  язык  значит  «одинокий  остров». С  прилагательным  «самаровский»  получается  название  учреждения, охраняющего  природные  территории. Какое это учреждение?  (Природный  парк  «Самаровский  чугас»)

Конкурс  №7

        Столица  Югры   - город  Ханты – Мансийск  расположен   в  тайге, в  месте  слияния  двух  великих  сибирских  рек – Иртыша  и  Оби, на  семи  живописных  холмах.  На  одном  из  этих  холмов  разместился  замечательный  музей  под  открытым  небом  «Торум  Маа». Это  музей  традиционной  культуры  ханты  и  манси. Здесь  вы  можете  познакомиться  с  бытом  коренных  народов  Югры, с  традиционными   деревянными  постройками, стать  участниками праздников.

        Вопрос: Почему  музей  «Торум  Маа»  расположился  именно  на  этом  из семи  холмов?  (этот  холм  является  центральным  среди  остальных  холмов, здесь  расположено  культовое  место  коренных  народов – место, где  поклонялись  Богам).

Конкурс  №8  «Застольный  этикет»

        У  коренных  народов  традиционный  застольный  этикет  является  своеобразным. Приём  пищи  становится  моментом, объединяющим  мужскую  и  женскую  половину. Ханты и манси  верили, что  через еду  духи  давали  человеку  силу  для  добрых  дел. Пищу  подавали  по  старшинству: сначала  мужчинам, затем  женщинам.

        Существовали  определённые  поверья  поведения  за  столом. Например, нельзя  было  выходить  из-за стола, пока  все  не  закончат  есть. Считалось, что уходящий  уносит  с  собой  питательность  еды.

        Вопрос: существовало и такое  поверье:  запрещалось  хвастаться  едой. Почему? Время  пошло.  (ответ: верили в то, что если  похвастаться  едой, то  может  наступить  голодное время).

Конкурс №9  «Озвучка»

          Игрокам нужно озвучить предложенный фрагмент мультфильма, придумав свои реплики согласно сюжету. Оценивается оригинальность и находчивость.

  1. команда  Мультфильм  «Храбрый  оленёнок»
  2. команда  Мультфильм  «Бабушка  и  внучёк»

Подведение  итогов  и  объявление  результатов.  

Слово  жюри. Награждение.

Список  использованных  источников  информации:

  1. Гаврилова, О.Н.  Край  родной. Азбука  краеведения/О.Н.Гаврилова. – Екатеринбург: ООО  «СВ – 96», 2001. – 391 с.
  2. Арефьева, И.Л, Лазарев, Т.В.  Копилочка  активных  методов  обучения: электронное  методическое  пособие – М.: Образовательный  портал  «Мой  Университет», Международный  институт  развития  «ЭкоПро», 2005 - 2008.
  3. Лапина, М.А. Этика  и  этикет  хантов/М.А.Лапина. – Томск: Издательство Томского  университета, 1998. – 114 с.
  4. Щукин, А. фотоальбом  «Обские угры»/А.Щукин. – Тюмень: ИФА  «Тюмень», 2005. – 207 с.
  5. http://www.coolreferat.com   
  6.  http://mirra-live.livejournal.com/21106.html
  7. http://www.solnet.ee
  8.  http://ethno-ornament.ru                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     




Предварительный просмотр:


Игра «Животный мир Югры»

Цель: систематизировать и обобщить знания и представления детей о животных Югры.

Задачи:

  • формировать у детей умение ориентироваться в заданиях, давать правильные и четкие ответы на задаваемые вопросы;
  • развивать умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата;
  • развивать творческий интерес к познанию природы;
  • поддерживать у детей стремление заботиться об окружающем мире и знать правила взаимоотношений человека и природы на примере изучения своего округа.

Игровой материал: эмблемы команд, картинки с изображением животных Югры, фишки за правильные ответы, медали.

Я рада приветствовать вас, дорогие участники игры!

Внимание, знатоки, у нас с вами есть уникальная возможность. Наша игра посвящена животному миру Ханты-Мансийского округа. В игре принимают участие 4 команды. Ваша задача – дать полный правильный ответ. Доказать свою точку зрения. Начинаем нашу игру.

Разминка команд.

1.Всех зверей она хитрей.
  Шуба рыжая на ней.

   Пышный хвост её краса.
  Это рыжая …

1.Серовато, зубовато,
По полю рыщет, телят, ягнят ищет.

2.Огромная кошка мелькает за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись -
Идёт на охоту коварная рысь.

2.Бродит между ёлок тысяча иголок.

3.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.

3.Серый зверюшка, длинные ушки,
Сидит под кустом – там его дом.

4.Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину.

4.По чаще идёт таёжный хозяин,
Валежник ломает.
Что за дверь, кто отгадает?

Подсчитываем итоги.

I тур.
Конкурс хантыйских загадок о животных

  1  команда

  1. Под водой ржавый калач.
  2. Хозяин леса, хозяин бога.
  3. На вершине дерева стоит кукла с косами.
  4. В дремучем лесу, в дремучем бору сидит мужик с денежным столом.
  5. На вершине дерева скачет конь без всадника.
  1. команда
  1. На месте, где ночевали воины – гости, валяется ремень с разноцветными пуговицами.
  2. Мужичок в белом гусе (меховой шубе) ходит между домами с мешком сплетён.
  3. Дом короткий, а сени длинные.
  4. Семь соров обежит.
  5. Семь тысяч мужественных людей строят дома, строят города.
  1. команда
  1. В воде плавает, но сухой.
  2. Безрукий, безногий зверь с перьями из крыла, и на крыльях не летает, но не догонишь.
  3.  Дом сотен тысяч людей шумный, только сами не разговорчивые.
  4. Ночью мышей ловит, днём досыта спит.
  5. Четырёхногий мужик в белом гусе прыгает, скачет.
  1. Команда
  1. Злой голодный шатун в поисках пищи обойдёт семь тундр.
  2.  Тощий зверь с пушистым мягким хвостом имеет огненную шубку.
  3.  На берегу речки стоит заиндевелый стебелёк.
  4.  В чаще леса ходит мужик на лыжах.
  5. Ляжет – калач, встанет – стол с четырьмя ножками.

    Подсчитываем итоги.

II тур. Конкурс  «Кто это?»

  1. команда.

Серый разбойник, хищник. Нападает на диких и домашних животных. Является санитаром. Кто это?

  1. команда.

Большое сильное всеядное животное. На зиму впадает в спячку. Лакомка. Кто это?

  1. команда.

Красивый зверёк, с большим пушистым хвостом. Летом имеет рыжеватую окраску, под цвет коры хвойных деревьев, где он живёт. Питается семенами их шишек, орехами, ягодами, грибами. Кто это?

  1. команда.

Большое парнокопытное травоядное животное. Характерный представитель зоны лесов. Это животное имеет лопатообразные рога. Кто это?

Подсчитываем итоги.

III тур. Блиц - турнир “Кто быстрее?»

1.Домашнее насекомое.
2.Птица, ходящая под водой.
3.Кто без крыльев летает?
4.Домик бобра.
5.Кто кукует у кукушки?
6.Какая охота всегда разрешена.
7.Птица, выводящая птенцов зимой.
8.Сколько ног у паука?
9.Кто такой сохатый?
10.Какую траву любят кошки?
11.Пернатая кошка?
12.Какое травянистое растение зацветаем первым?
13.Дерево, королева тайги.
14.Самый чистоплотный зверь.
15.Подземный житель.
16.Враг белки.

Подсчитываем итоги.

IV тур. «Прочитай по первым буквам»

Команда 1.

Детям предлагается карточка с изображение картинок: лампочка, иголка, самолёт, арбуз (участники команды составляют слово из первых букв — ЛИСА)

Команды 2.

Детям предлагается карточка с изображение картинок: зонтик, ананас, яблоко, цапля (участники команды составляют слово из первых букв — ЗАЯЦ)

Команда  3.

Детям предлагается карточка с изображение картинок: барабан, очки, бочка, ёж, рыба (участники команды составляют слово из первых букв — БОБЁР)

Команды  4.

Детям предлагается карточка с изображение картинок: очки, лодка, ежевика, нитки, Ь) (участники команды составляют слово из первых букв — ОЛЕНЬ)

                          Подсчитываем итоги.


V тур.
«Конкурс капитанов».

  • Почему в нашем крае не живут бегемоты?
  • Почему птицы бывают зимующими и перелетными?

Подсчитываем итоги.

VI тур. Конкурс «Собери и угадай животное».

Дети из разрезных картинок собирают изображение животного и называют его. 4 конверта с разными картинками животных.

             Подсчитываем итоги.

Молодцы, Юные знатоки, вы сумели ответить на все вопросы, справились всеми заданиями. И победили в этой игре. Вы сегодня все показали себя хорошими знатоками животного мира Югры! И за это награждаетесь медалями.



Предварительный просмотр:

Итоговая интеллектуальная игра «Югра – мой край родной»

 

педагог доп. образования
Никиташина А.В.

Материал помогает анализировать свои возможности и способности, развивает интерес к истории родного края. Воспитание патриотизма закладывается с любви к родному дому, семье, школе, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностейи имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно то, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств не просто были усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через их эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения.

Итоговая викторина способствует осознанию учащимися таких конкретных патриотических проявлений и качеств личности, как преданность родине, отвага, мужество, храбрость, подвиг, честь и достоинство и т.д.

Форма занятия:итоговая интеллектуальная игра по разделам программы.

Цель: создать условия для  актуализации знания детей о родном крае - ХМАО-Югра, пробудить у детей любовь к родному краю.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к изучению исторических событий своего края, закреплять знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.
  2. Воспитывать любовь к родному краю, уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни.
  3. Корректировать и развивать связную устную речь, мыслительную деятельность (мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения; выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей)
  4. Формировать навыки адекватной оценки своих и чужих действий.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья!

Россия - это наша Родина, состоящая из различных субъектов, территорий. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами, этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина - Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.
10 декабря у нашего края праздник - день его рождения, день его образования.

Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем. В честь этого праздника, ребята, предлагаю принять участие в викторине «Югра – моя малая родина», посвящённой 90-летию со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.

Дети:

Под небом сибирской земли

Богатства от края до края,

И крылья надежды

Мы здесь обрели,

Югру на века прославляя!

Югра многоликая,

Делами великая

Идет вдохновенно вперед!

Мы пишем историю

Любимой Югории

И славим Югорский народ!

Югра - ты прекрасный наш дом,

Здесь ценят всегда человека,

И нашим упорством, и нашим трудом

Тебе процветать век от века!

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра – субъект Российской федерации. Находится в Уральском федеральном округе. Административный центр – г. Ханты-Мансийск. Образован наш округ – 10 декабря 1930 года.

Крупнейшие города: Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск.

Ведущий.Давайте познакомимся с нашими участниками и капитанами команд (представление участников.)

Познакомимся с жюри, которое будет оценивать не только правильность ответов, но и поведение игроков (представление жюри).

Правила интеллектуальной игры:

  1. Каждый капитан перед ответом, будет поднимать сигнальный флажок для ответа  команды.
  2.  Интеллектуальная игра состоит из 7 конкурсов по 4 основным темам, на вопросы конкурса команды отвечают по очереди,за каждый правильный ответ по 5 баллов.
  1. «История ХМАО - Югры»
  2. «Народыханты-манси: жизнь,быт,традициииобычаи»
  3. «ПриродаХМАО:растительныйиживотныймир»
  4. «Современная Югра»
  1. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Итак, главное в игре  - это ваш запас информации и умение быстро найти правильный ответ.  Желаем участникам игры удачи!

Разминка.Отгадай загадки:

  • Стройный, быстрый,

Рога ветвисты

Пасётся весь день

Кто же это?  ______

  • Посмотрите-ка какая:

Вся горит как золотая,

Ходит в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой

На увертки мастерица,

А зовут ее …  ________

  • Сама мала, шубка пышна

В дупле живет, орехи грызет. ______

  • Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза, пряча нос.  ________

  • Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шубка серая для лета,

Для зимы – другого цвета.  ________

Конкурс капитанов «Расшифруй слово»

Капитаны получают карточку со словом, но все буквы в нём запутались.
Нужно расшифровать это слово – название команды.

1 команда                                         2 команда

А  Н__Х__Ы__Т                                         А__Н__М__И__С

  1. «История ХМАО-Югры».

1.В каком году по историческим сведениям было первое упоминание о Югре?

  1. год     2)1940 год    3)1118 год         4)1986 году.

2.В каком году был основан населенный пункт Самаровский, на месте которого
сейчас расположен г. Ханты-Мансийск?
1)1717 год;  2)в 1637 год;   3)1836 год;    4)1118 год.
3.Назовите дату образования Остяко-Вогульского национального округа?
                   1)1933год     2)1939 год; 3)1930 год;          4)1936 год.

4.В каком году поселок Остяко-Вогульский переименован в Ханты-Мансийск?

1)1942год2)1955 год        3)1988 год       4)1940 году.

5.В каком году Ханты-Мансийску присвоен статус города?

1)1950   2)1976 год        3)1922 год      4)1999 год.

6.В каком году Биатлонный центр переименован в Центр зимних видов спорта им. А. В. Филипенко?

1)2000год 2)1987 год    3)2010 год     4)1992 год

7.С какого года в конце зимы город по традиции принимает Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня»?

1)2003год   2)1998 год    3)2001 год    4)2019 год

8.В каком году в Ханты-Мансийске прошёл XXI саммит Россия – Евросоюз?

1)2000год      2)2008 год    3)2011 год       4)2020 год

II.        «Народыханты-манси: жизнь,быт,традициииобычаи»

       1.Быт народов ханты и манси.  Найти понятие по определению и соединить линиями.

Место, где живут коренные жители

стойбище

Постройка на сваях для хранения вещей и припасов

туесок

Национальный водный транспорт коренных малочисленных народов Севера

облаз

Небольшой берестяной короб с тугой крышкой для хранения и переноса ягод, грибов и других дикоросов.

лабаз

Временная конусообразная постройка, изготовленная на период промысла.

чум

Женская зимняя одежда хантов - оленья двойная меховая шуба

сах

Традиционная мужская одежда - шьется мехом внутрь

малица

Национальная зимняя обувь хантов

кисы

Национальная кукла у хантов

акань

Женская сумка для рукоделия

тучан

Комплекс обрядов, связанных с охотой на зверя в целях его задабривания.

Медвежий праздник

1 июня – праздник посвящен птичкам, которые являются вестниками Красной весны и Большого света.

Праздник трясогузки

7 апреля - праздник посвящен священной птице, которая считается символом жизни и наступления весны

Проводы лебедя

Осень - праздник посвящен встрече и проводам священной птицы

Вороний день

  1. «ПриродаХМАО:растительныйиживотныймир»

1.Жители тайги. Четвёртый лишний.

  1. Какая птица не встречается в природе Югры?

СычКолибри; Глухарь      Филин.

  1. Какая рыба не обитает в водоемах  Югры?

СтерлядьНельма;Муксун;Скумбрия.

  1. Хозяин леса, хозяин бога. Кто?

Лиса     волк    медведь    лось

  1. Птица, которая выводит птенцов зимой.

                Куропатка     орёл    клёст     ворона  

  1. У  кого домик называется гайно?

                 Куница      лисица     белка    заяц

2.Зеленый наряд Югры.

  1. Назовите название ягод.

           Б______, М_______, К________,Ч________.

  1. Какое дерево не растет в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра?

ЕльСоснаДубБереза

  1. Название какого кедра «ненастоящее»?

Сибирский ЛиванскийГималайскийАтласские

  1. Для хантыйских племён основным средством существования являлось рыболовство. Из какой травы они изготавливали сети и невод?

Мать-и-мачехаОсокаКрапиваПолынь

  1. Этот вечнозеленый кустарник, растущий на болоте имеет очень сильный запах, одурманивающий настолько, что вызывает головную боль.

Можжевельник Багульник      Кипарис       Камелия

  1. «Современная Югра»
  1. Конкурс Города и районы ХМАО-Югры»

1.Самый крупный город в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра?

Ханты-МансийскСургут  ПокачиЛангепас

2.Самый маленький город в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра?

МегионБелоярскийПокачиНягань

3.Какой город не входит в состав Ханты-Мансийского автономного округа-Югра?

ЮгорскУрайРадужныйТюмень

4.Сколько городов входит в состав Ханты-Мансийского автономного округа-Югра?

  1. 92511

5.Сколько районов входит в состав Ханты-Мансийского автономного округа-Югра?

  1. 9621

6.Какой герб района не относится к Ханты-Мансийскому автономному округу-Югра?

Картинки  герба:     Ново-Уренгой     Когалым     Сургут    Покачи

Подведение итогов. Награждение.

Интеллектуальная игра «Югра – мой край» посвященная 90-летию со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югразакончилась.

СтихотворениеЛ. Гайкевича «Югра»

Югра – какой волшебный звук,

В нём слышен бубна громкий стук,

Оби весёлое журчанье

И тихий шум лесов вокруг.

Югра – какой прекрасный мир,

Здесь кедр – загадочный кумир,

Медведь – могучий предок ханты,

Муксун нагуливает жир.

Югра – какая благодать,

Она для нас отец и мать,

Она и дом наш, и Отчизна,

Чего же нам ещё желать?


Список использованной литературы:

  1. Балюк Н. А., Еманов А. Г., Заболотный Е. Б., Матвеев А. В. Со времен князя Самара. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 207. -182 с.: ил-
  2. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Югра – мое наследие: 2 класс. Учебник по экологическому и этнокультурному образованию. – М.: Центр «Образование и экология», 2014. – 140 с., илл.
  3. Зашихин Е. С., Киричек Е. А., Проснякова Т. Н. Моя Югра. Край, в котором я живу. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2019. – 80 с.: цв.ил.
  4. Источник: Автономный округ - Югра - гербы и флаги | Геральдика.руgeraldika.ru
  5. Источник: География лесов России. Лесной комплекс ХМАО — текст...revolution.allbest.rugeography/00050718_0.html
  6. Источник: Из хроники Югры - князь Югорский | Сайт Сибири | tobolzk.rutobolzk.ruiz-hroniki-yugry-knyaz-yugorskij/
  7. Источник: http://stories-of-success.ru/biografiya_marii_sharapovoi
  8. Источник: https://крайродной.дети/хмао-югра/доп-материалы/наша-страна-россия/
  9. Источник: День образования округа ХМАОЮграuray.ruholiday/42
  10. Источник: Картинкихмаоюграприродаyandex.ru/images
  11. Источник: Моя земля – Югория86sch-yagod.edusite.ruDswMedia/yugoriya.doc
  12. Источник: Мульти-Россия - Ханты-Мансийский Автономный...youtube.com
  13. Источник: Названиегорода | Форумnyagan-info.ruforum/107--/1276—
  14. Источник: Официальный информационный портал органов местного...mp.admhmansy.ruru/news/events/?news_id=16244
  15. Источник: Писатели Югрыkultura.admhmao.ruwps/wcm…Web…hmao…kis…of-cinema…
  16. Источник: Покорение Сибири — Википедияru.wikipedia.org
  17. Источник: Ханты-Мансийский автономный округ – ЮГРА (ХМАО)novrosen.ruRussia/regions/hant.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал

методическая разработка для классного руководителя...

методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"

данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....

Методический материал к аттестации учителя.

Надеюсь, что данный материал сможет послужить образцом для составления портфолио....

Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...