РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русский фольклор» Общекультурное, духовно-нравственное направление для 6, 7 классов
рабочая программа (6, 7 класс)

Чехова Людмила Алексеевна

Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика - всё это способствует воспитанию чувства осознания красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов.

Курс направлен на художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.

В данной программе особое внимание уделяется характерному для фольклора органичному единству слова, напева, игры, танца и инструментальной музыки, находящему своё отражение в эмоционально-чувственном строе осваиваемого материала. Активизируются формы творческой и исполнительской деятельности детей.

Здесь реализуются наиболее важные задачи курса - дать детям представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов; обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском и подростковом возрасте; на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско-творческие навыки и умения каждого ученика; на базе приобретаемых знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребёнка.

В процессе реализации программы у обучающихся закрепляются знания традиционной народной культуры, формируются простейшие творческие навыки. Углубляются представления об основных средствах выразительности родного музыкального, музыкально-поэтического и музыкально-пластического языка. В центре внимания - ритм и ритмо-интонации, диалектные, тембровые и эмоционально-энергетические особенности традиционной исполнительской культуры. Совершенствуются коллективные и индивидуальные формы исполнительской и творческой деятельности школьников.

Программа предназначена для обучающихся 6-7 классов.

Занятия проходят 2 раза в неделю по одному часу, что составляет 68 часов.

Цель программы. Художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.

Задачи:

  1. Сформировать представления обучающихся о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы.
  2. Привить бережное отношение к культурным традициям своего и других народов.
  3. Познакомить обучающихся с фольклорным материалом, доступным для освоения младшими подростками.
  4. Формировать и развивать на фольклорной основе исполнительские, творческие навыки и умения обучающихся.
  5. Развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребёнка.

   Методы и приемы:

  1. Наглядно - слуховой (аудиозаписи).
  2. Наглядно - зрительный (видеозаписи).
  3. Словесный (рассказ, беседа, художественное слово).
  4.   Практический (показ приемов исполнения, импровизация).

 

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются: создание дружного коллектива; взаимодействие между детьми, педагогами.

Предполагаемые результаты.

 Метапредметные результаты:

  1. оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; диагностика результатов музыкально-познавательно деятельности.
  2. оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, эстетических ценностей по принятым в обществе требованиям и принципам.
  3. овладение способами решения поискового и творческого характера.
  4. культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности.
  5. приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

  1. сформированность эстетических потребностей, ценностей;
  2. развитие эстетических чувства и художественного, музыкального вкуса;
  3. развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
  4. сформированность бережного заинтересованного отношения к культурным традициям и искусству родного края, этнической общности.

Предметные результаты:

  1. овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
  2. овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 224»

Согласовано:

Утверждено:

Руководитель методической кафедры

Заместитель директора по УВР

Харитонова С.В.            /_____________ /

Волкова Е.С.  /_________________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Русский фольклор»

Общекультурное, духовно-нравственное направление

для 6, 7 классов

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Количество часов:

Всего   68     часов

в неделю    2    час  

срок освоения 1 год

Составитель программы:

 учитель музыки Чехова Л.А.

Москва, 2020 г.

Пояснительная записка.

Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика - всё это способствует воспитанию чувства осознания красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов.

Курс направлен на художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.

В данной программе особое внимание уделяется характерному для фольклора органичному единству слова, напева, игры, танца и инструментальной музыки, находящему своё отражение в эмоционально-чувственном строе осваиваемого материала. Активизируются формы творческой и исполнительской деятельности детей.

Здесь реализуются наиболее важные задачи курса - дать детям представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов; обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском и подростковом возрасте; на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско-творческие навыки и умения каждого ученика; на базе приобретаемых знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребёнка.

В процессе реализации программы у обучающихся закрепляются знания традиционной народной культуры, формируются простейшие творческие навыки. Углубляются представления об основных средствах выразительности родного музыкального, музыкально-поэтического и музыкально-пластического языка. В центре внимания - ритм и ритмо-интонации, диалектные, тембровые и эмоционально-энергетические особенности традиционной исполнительской культуры. Совершенствуются коллективные и индивидуальные формы исполнительской и творческой деятельности школьников.

Программа предназначена для обучающихся 6-7 классов.

Занятия проходят 2 раза в неделю по одному часу, что составляет 68 часов.

Цель программы. Художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.

Задачи:

  1. Сформировать представления обучающихся о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы.
  2. Привить бережное отношение к культурным традициям своего и других народов.
  3. Познакомить обучающихся с фольклорным материалом, доступным для освоения младшими подростками.
  4. Формировать и развивать на фольклорной основе исполнительские, творческие навыки и умения обучающихся.
  5. Развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребёнка.

   Методы и приемы:

  1. Наглядно - слуховой (аудиозаписи).
  2. Наглядно - зрительный (видеозаписи).
  3. Словесный (рассказ, беседа, художественное слово).
  4.   Практический (показ приемов исполнения, импровизация).

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются: создание дружного коллектива; взаимодействие между детьми, педагогами.

Предполагаемые результаты.

 Метапредметные результаты:

  1. оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; диагностика результатов музыкально-познавательно деятельности.
  2. оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, эстетических ценностей по принятым в обществе требованиям и принципам.
  3. овладение способами решения поискового и творческого характера.
  4. культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности.
  5. приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

  1. сформированность эстетических потребностей, ценностей;
  2. развитие эстетических чувства и художественного, музыкального вкуса;
  3. развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
  4. сформированность бережного заинтересованного отношения к культурным традициям и искусству родного края, этнической общности.

Предметные результаты:

  1. овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
  2. овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Календарно-тематическое планирование учебного курса

№ урока

Тема

указание недели

1-2

Сентябрь - осени начало. Приметы народного календаря.

1

3-4

Пословицы и поговорки об осени. Игра «Угадай мелодию».

2

5-6

Нет в мире краше Родины нашей.

3

7-8

Моя малая Родина – мой родной край.

4

9-10

Моё село Руси частица.

5

11-12

Осенины.

6

13-14

Покровские посиделки да свадебки.

7

15-16

«Здравствуй, осень золотая».

8

17-18

Изображение осенней песни на бумаге. Обобщение темы «Всему своё время».

9

19-20

Лад в жизни и песне.

10

21-22

Ритм в жизни и песне.

11

23-24

«Песня по - разному поётся, да ладно льётся».

12

25-26

Ноябрь у ворот.

13

27-28

Декабрь зиме начало. Песни зимы.

14

29-30

Колядки да щедровки.

15

31-32

Разучивание новогодних песен.

16

33-34

Подготовка к Новогоднему празднику.

17

35-36

Разучивание рождественских песен, колядок.

18

37-38

Песни святочного гадания. Колядки.

19

39-40

Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.

20

41-42

Февраль - батюшко суров да перед весной шапку ломит.

21

43-44

Песни трудовые и игровые.

22

45-46

Свадебные и колыбельные песни.

23

47-48

Март - птицелёт. Разучивание масленичной песни.

24

49-50

Разучивание песни ко Дню 8 Марта.

25

51-52

Вербное воскресенье.

26

53-54

Игра «Найди свой инструмент».

27

55-56

Музыка - движение. Плясовые да игровые.

28

57-58

Май   идёт -        дожди несёт. Приметы народного календаря.

29

59-60

Егорьев день.

30

61-62

Строевые песни. Подготовка к празднику «9 Мая».

31

63-64

«Праздник со слезами на глазах». День Победы.

32

65-66

Июнь. Здравствуй, лето!.

33

67-68

Обобщающий урок-концерт.

34

 

Список литературы:

Хоровод - круглый год: Народные праздники и обряды/Сост.Г.М.Науменко.М.,1999.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 224с.

Аникин В.П. «Детский фольклор», 1983.

Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.
Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997г.

Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское устное народное творчество». Москва, 1987г.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
Григорьев В.М. Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е, М., 1992.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
Науменко Г.М. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. Москва, 1988г.

Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов. – М., 1992.
Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 224»

Согласовано:

Утверждено:

Руководитель методической кафедры

Заместитель директора по УВР

Харитонова С.В.            /_____________ /

Волкова Е.С.  /_________________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Русский фольклор»

Общекультурное, духовно-нравственное направление

для 6, 7 классов

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Количество часов:

Всего   68     часов

в неделю    2    час  

срок освоения 1 год

Составитель программы:

 учитель музыки Чехова Л.А.

Москва, 2020 г.

Пояснительная записка.

Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика - всё это способствует воспитанию чувства осознания красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов.

Курс направлен на художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.

В данной программе особое внимание уделяется характерному для фольклора органичному единству слова, напева, игры, танца и инструментальной музыки, находящему своё отражение в эмоционально-чувственном строе осваиваемого материала. Активизируются формы творческой и исполнительской деятельности детей.

Здесь реализуются наиболее важные задачи курса - дать детям представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов; обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском и подростковом возрасте; на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско-творческие навыки и умения каждого ученика; на базе приобретаемых знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребёнка.

В процессе реализации программы у обучающихся закрепляются знания традиционной народной культуры, формируются простейшие творческие навыки. Углубляются представления об основных средствах выразительности родного музыкального, музыкально-поэтического и музыкально-пластического языка. В центре внимания - ритм и ритмо-интонации, диалектные, тембровые и эмоционально-энергетические особенности традиционной исполнительской культуры. Совершенствуются коллективные и индивидуальные формы исполнительской и творческой деятельности школьников.

Программа предназначена для обучающихся 6-7 классов.

Занятия проходят 2 раза в неделю по одному часу, что составляет 68 часов.

Цель программы. Художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.

Задачи:

  1. Сформировать представления обучающихся о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы.
  2. Привить бережное отношение к культурным традициям своего и других народов.
  3. Познакомить обучающихся с фольклорным материалом, доступным для освоения младшими подростками.
  4. Формировать и развивать на фольклорной основе исполнительские, творческие навыки и умения обучающихся.
  5. Развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребёнка.

   Методы и приемы:

  1. Наглядно - слуховой (аудиозаписи).
  2. Наглядно - зрительный (видеозаписи).
  3. Словесный (рассказ, беседа, художественное слово).
  4.   Практический (показ приемов исполнения, импровизация).

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются: создание дружного коллектива; взаимодействие между детьми, педагогами.

Предполагаемые результаты.

 Метапредметные результаты:

  1. оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; диагностика результатов музыкально-познавательно деятельности.
  2. оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, эстетических ценностей по принятым в обществе требованиям и принципам.
  3. овладение способами решения поискового и творческого характера.
  4. культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности.
  5. приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

  1. сформированность эстетических потребностей, ценностей;
  2. развитие эстетических чувства и художественного, музыкального вкуса;
  3. развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
  4. сформированность бережного заинтересованного отношения к культурным традициям и искусству родного края, этнической общности.

Предметные результаты:

  1. овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
  2. овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Календарно-тематическое планирование учебного курса

№ урока

Тема

указание недели

1-2

Сентябрь - осени начало. Приметы народного календаря.

1

3-4

Пословицы и поговорки об осени. Игра «Угадай мелодию».

2

5-6

Нет в мире краше Родины нашей.

3

7-8

Моя малая Родина – мой родной край.

4

9-10

Моё село Руси частица.

5

11-12

Осенины.

6

13-14

Покровские посиделки да свадебки.

7

15-16

«Здравствуй, осень золотая».

8

17-18

Изображение осенней песни на бумаге. Обобщение темы «Всему своё время».

9

19-20

Лад в жизни и песне.

10

21-22

Ритм в жизни и песне.

11

23-24

«Песня по - разному поётся, да ладно льётся».

12

25-26

Ноябрь у ворот.

13

27-28

Декабрь зиме начало. Песни зимы.

14

29-30

Колядки да щедровки.

15

31-32

Разучивание новогодних песен.

16

33-34

Подготовка к Новогоднему празднику.

17

35-36

Разучивание рождественских песен, колядок.

18

37-38

Песни святочного гадания. Колядки.

19

39-40

Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.

20

41-42

Февраль - батюшко суров да перед весной шапку ломит.

21

43-44

Песни трудовые и игровые.

22

45-46

Свадебные и колыбельные песни.

23

47-48

Март - птицелёт. Разучивание масленичной песни.

24

49-50

Разучивание песни ко Дню 8 Марта.

25

51-52

Вербное воскресенье.

26

53-54

Игра «Найди свой инструмент».

27

55-56

Музыка - движение. Плясовые да игровые.

28

57-58

Май   идёт -        дожди несёт. Приметы народного календаря.

29

59-60

Егорьев день.

30

61-62

Строевые песни. Подготовка к празднику «9 Мая».

31

63-64

«Праздник со слезами на глазах». День Победы.

32

65-66

Июнь. Здравствуй, лето!.

33

67-68

Обобщающий урок-концерт.

34

 

Список литературы:

Хоровод - круглый год: Народные праздники и обряды/Сост.Г.М.Науменко.М.,1999.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 224с.

Аникин В.П. «Детский фольклор», 1983.

Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.
Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997г.

Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское устное народное творчество». Москва, 1987г.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
Григорьев В.М. Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е, М., 1992.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
Науменко Г.М. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. Москва, 1988г.

Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов. – М., 1992.
Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир человека" по духовно-нравственному направлению 5 класс

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программа внеурочной деятельности"Мир человека" по духовно-нр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 6-7 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 6-7  классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 8 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 8 классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Курс внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Основам духовно-нравственной культуры народов России» относится к духовно-нравственному направлению развития личности. Рабочая программа курса сост...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русский фольклор» Общекультурное, духовно-нравственное направление для 6, 7 классов

Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные и...