«Развитие духовно – нравственных ценностей на уроках хора».
статья

Духовные и нравственные законы сопровождают любого из нас от первого и до последнего вздоха -  без этого общество обречено на гибель.Образование отвечает за сохранение, передачу и развитие общечеловеческих ценностей и знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение Гимназия№3

   

«Развитие духовно – нравственных ценностей на уроках хора».

                                         Педагог дополнительного образования

Румянцев Г. В.

г. Южно-Сахалинск

2022 г.

Для того чтобы начать освещать заявленную тему и моё видение этого вопроса, позволю себе небольшое вступление, почему возникла необходимость высказать свои мысли.

Вот уже почти четверть века моя жизнь связана с Русской Православной Церковью, хотя знакомство с ней произошло многие годы назад, ещё в детстве.

На Сахалине первый православный приход появился в 1990 году,  и возможности хотя бы заглянуть в храм,  до этого времени на острове не было, и в храмы островитяне попадали, только выезжая на материк.

 « Все мы родом из детства», и первое осознанное знакомство с великой православной святыней произошло в шесть лет. Успенский кафедральный собор Смоленска считается одним из красивейших храмов Европы, в нём находится икона Смоленской Божьей Матери – Одигитрия (путеводительница). Попробуйте представить себе состояние ребёнка, который преодолевая крутую лестницу, попадает в прекрасный собор,  защищающий древний Смоленск около 400 лет, видит великолепное внутреннее убранство, богатый многоярусный резной иконостас, несколько десятков метров в высоту, инкрустированный сусальным золотом, скульптуры ангелов, старые иконы, картины, раки с мощами, пол, выстланный чугунными плитами, на которых виднеются выщерблены, оставленные прихожанами за сотни лет. И, конечно же, икона Богородицы, больше человеческого роста, к которой нужно подниматься по ступеням.

И ещё одно – уже в сознательном возрасте я сделал для себя открытие и был поражён смелостью военачальников, руководивших освобождённым  Сахалином. Ведь им ничто не мешало, заменяя японские названия населённых пунктов, переименовывать их в угоду времени и политической ситуации 1945 года. Однако, юг Сахалина оказался под защитой  Владимировки, Троицкого, Христофоровки, Петропавловского - это значит, что не зависимо от должностей и партийной принадлежности, люди были высоконравственными и духовными.

Духовные и нравственные законы сопровождают любого из нас от первого и до последнего вздоха -  без этого общество обречено на гибель. И помогают человеку в этом церковь, семья и образование в самом широком смысле этого общественного института. Образование отвечает за сохранение, передачу и развитие общечеловеческих ценностей и знаний. Вообще трудно себе представить, чтобы в наших школах воспитание и обучение было – бы бездуховным и безнравственным. Исторические события, поступки литературных персонажей и личностей, оказавших влияние на мировую цивилизацию, открытия и изобретения – всё это подвергается духовно – нравственному анализу.

Обучение и воспитание с самого раннего возраста должно быть духовно – нравственным. Ребёнок должен понимать, что есть хорошо и, что есть плохо, что такое добро и, что такое зло, и к чему может привести тот или иной поступок или действие, к благу или опасности для него и окружающих. Воспитать ответственность за себя и окружающих – значит воспитать поистине свободную личность!

В начале обучения, в  первом классе мы изучаем песенку « Кузнец», музыка И. Арсеева. Вот текст этой песни:                

Эй, Кузнец, молодец!

Расковался жеребец!

Ты подкуй его опять!

Отчего не подковать!

Вот  - гвоздь, вот -  подкова!

Раз, два, и готово!

Может быть, кто-то посчитает эту песню устаревшей и несовременной, особенно в мире, где рынок определяет не только экономические, но и человеческие отношения. Научить ребёнка хорошо петь и правильно попадать в нужные звуки – необходимо, но есть более серьёзные вещи, осознание того о чём ребёнок поёт, и чему песня может научить. Обратите своё внимание на то, что наезднику понадобилась помощь, и он её получает, т.е. один человек помогает другому. И ещё на один ОЧЕНЬ важный момент хочу обратить ваше внимание – кузнец не требует ничего взамен сделанной работы! Я вижу в этой простенькой песенке пример духовно – нравственного воспитания.

Всем известно это философское  изречение, что « жить в обществе и быть свободным от него нельзя». Не может быть полноценного  духовно – нравственного воспитания без такого общественного института, как церковь.

Вот уже более тысячи лет, как Россия была крещена. Наше государство уникально своим обществом. Страны так называемого западного мира раздираемы межконфессиональными конфликтами. В то время как на территории России столетиями мирно уживаются различные этнические группы людей, благодаря мудрым отношениям между главами, в том числе традиционных религий.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу вероисповедания. И глупо было бы думать, что все сто процентов населения будут исповедовать какую-нибудь веру.  Конечно же, есть семьи с атеистическим образом жизни – это их право. Но так же было бы глупо не замечать того культурного, общечеловеческого наследия, которое возникло благодаря христианству – это живопись, литература и музыка.

Иногда приходится сталкиваться с отрицанием некоторыми учащимися разучивания православных песнопений, ведь государственные школы всё-таки светские учреждения.  А так не хочется отказываться от прекрасных образцов церковного хорового наследия величайших русских композиторов, произведения которых ценят и любят во всём цивилизованном мире. Одна ученица категорически отказывалась разучивать произведение А. Архангельского « К Богородице прилежно», аргументируя это тем, что она не верующий человек. Однако на уроках МХК, знакомясь с православными иконами, такой реакции не было. Видимо зрительное восприятие живописных образцов и погружение в музыку с текстом (молитвой) по-разному воздействует на человека.

Для россиян запад очень давно является своеобразной « путеводной звездой», ведь мы редко находим « пророков в своём отечестве». Вот и в этой ситуации нас выручило произведение итальянского композитора эпохи барокко Дж. Перголези «Stabat Mater» - небольшой отрывок католической молитвы, положенный на очень красивую музыку. На сей раз никого не смутил ни сюжет, ни то, что это тоже молитва. Дети с интересом слушали мои пояснения об этом самом трагическом эпизоде из Евангелия – скорбящая мать проливает слёзы у распятия. Всевышний принёс себя в жертву во искупление грехов человечества и дал надежду на будущую жизнь.

Так же мы взяли на себя смелость включить в наш репертуар православное песнопение « Достойно есть» византийского распева (XV в.) на греческом языке. Это произведение не привычно для уха современного слушателя, но мы решили познакомить детей с этим прекрасным образцом средневекового искусства, « погрузить» их в ту далёкую эпоху, «окунуть» в стиль того времени.

Нельзя сказать, что произведения на светскую тематику не несут нравственной нагрузки, если это не «блатные» песни. Большинство художественных и музыкальных произведений, затрагивающие морально - этические вопросы - духовно – нравственные. Только те из них, которые создавались для культовых целей, являются как бы сконцентрированными в плане духовности.

Произведения о любви, войне, Родине, дружбе, природе и так далее несут в себе и воспитательный, и  нравственный, и философский смысл, надо только вдуматься, вникнуть в него. И если исполнитель понимает, что он делает, он всегда сможет найти отклик в душе слушателя.…

На днях замечательному композитору и человеку А. Н. Пахмутовой исполнилось 85 лет. Всё её творчество – это образец служения высокому искусству. Конечно же, мы, в большей мере знаем её песни, среди которых нет проходных, вне зависимости от того, кому адресованы эти песни: малышам, юношеству или людям более взрослым.

 В репертуаре нашего хорового коллектива есть песня А. Пахмутовой на стихи Р. Рождественского « Просьба», которая учит любить, ценить, жалеть и оберегать животный мир, природу, не губить бездумно, ради забавы или развлечения рыб, птиц и зверей. Человеку природные богатства даны в разумное пользование.

Работа с хором – это не только разучивание музыкального или литературного текста, это очень серьёзный, глубокий эмоциональный и умственный труд. Ведь ученик должен осознано относиться к исполняемому материалу.

Произведения искусства, созданные на протяжении всей истории человеческой культуры, в большинстве своём несут духовно – нравственные ценности, воспитательную функцию, функцию  сохранения и приумножения морального здоровья нашей цивилизации.        

И ещё один важный момент: хор - это коллектив, большое количество детей, которые все вместе исполняют музыкальные произведения разных эпох и жанров. Хористы должны научиться взаимодействовать друг с другом, подчинить своё личное общему, тем самым они воспитывают в себе чувство коллективизма, взаимовыручки и ответственности за общее дело, за общий результат. Это ли не один из главных принципов духовно – нравственного воспитания будущего гражданина и человека, способного ценить прекрасное.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы с использованием ИКТ

Цели, задачи, практические советы, тематика пректов, творческих работ (Из опыта работы)...

Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно  прочитать текст, о...

Возможности урока английского языка для развития духовно-нравственных ценностей школьников.

Возможности урока английского языка для развития духовно-нравственных ценностей школьников....

Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы

В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно– нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы как важной составляющей личностной компетенции современного человека....

Статья "Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы"

Статья "Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы"...

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ПРОЕКТЕ «ГТО-НИКА»

В статье раскрыта тема с постановкой целей и задач, реальными способа-ми и методами их решения. Рассмотрены ценностные аспекты физической культуры и спор-та для детей и молодёжи. Сделаны конкретные и ...

Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках филологического цикла

Воспитание нравственности – это, конечно, не школьная дисциплина, не учебный предмет, по которому детям надлежит сдать экзамен, и в то же время это, может быть, самая главная цель, которой служи...