статья "Работа над мелизмами"
статья

В данной статье рассмотрены приемы проучивания мелизмов как одним из видов мелкой техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_melizmami.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над мелизмами

Украшения (мелизмы) сами по себе являются, в первую очередь, серьезным препятствием при разучивании музыкального произведения. Порой случается, что, доходя уже до довольно быстрого темпа, учащийся внезапно меняет его на медленный в том месте, где находится мелизм. В чем же скрывается главная трудность, и как ее преодолевать?

По характеру движений мелизмы близки к любому другому виду мелкой пальцевой техники, но при переходе от мелодии к украшению нужно уметь вовремя снять нагрузку с пальцев. Вес руки поддерживается верхними ее частями, а пальцы не должны «давить» на клавиши.

Для четкости в исполнении форшлагов, например, необходимо, чтобы «отыгравший» палец быстро снимался с клавиши. Перед форшлагом и мордентом можно рекомендовать небольшое замаховое движение пальцев. Этот замах мобилизует руку и создает готовность к требуемому движению. Высота замаха пальцев должна быть обязательно разной: палец, ударяющий первым, «замахивается» меньше, чем второй, который подготавливается с несколько большим «замахом» : одинаковое движение обоих пальцев привело бы к одновременному удару. В группетто, когда требуется акцент на первой ноте, также удобен небольшой замах. И комбинирование этого замаха, освобождения руки и цепкости пальцев на крошечном временном отрезке в быстром темпе – серьезная задача для начинающего пианиста.

Трель так же условно относят к мелкой пальцевой технике. Она выполняется быстрыми ударами пальцев при вспомогательных колебательных движениях кисти, на поддержке веса руки крупными мышцами. Для усиления звука колебательные движения увеличиваются, превращаясь в размах. Основным источником энергии в этом случае будут не пальцы, а кисть и предплечье, передающие динамические усилия в пальцы. Аппликатуру в трели можно менять. Легкую tr в piano лучше исполнять вторым и четвертым пальцами, позволяющими вовлекать небольшие колебательные движения кисти. При усилении tr до forte целесообразно играть более сильными первым и третьим пальцами, при сопутствующих вспомогательных движениях руки. В длительной tr во избежание утомления следует менять пальцы со второго и четвертого на первый и третий и наоборот. В некоторых случаях может быть удобна смена пальцев с первого и третьего на второй и третий. Трель, по возможности, лучше не играть соседними пальцами – третьим и четвертым, четвертым и пятым, т. к. четвертый палец в известной мере ограничен в движениях. Трель учат в разных темпах, от медленного до быстрого, с постепенным ускорением и изменением силы звука от p до f и наоборот. Полезно учить с акцентом через ноту, по триолям, квартолям и т. д.

Возникают так же ритмические трудности при исполнении длинных украшений, состоящих, например, из мордента и группетто. Учащийся не слышит долю, не представляет, как правильно просчитать семь разных по длительности мелких нот, и «сложное место» выбивается из общей картины. В этом случае рекомендуется разбить длинное украшение на более мелкие эпизоды, рассчитать, на какие звуки попадают метрические доли, какие звуки играются одновременно в обеих руках, затем приступить к изучению отдельных эпизодов украшения. Начинать с медленного темпа, акцентировать внимание на основных нотах, движениях кисти и пальцев, помочь учащемуся услышать скрытую мелодию по опорным нотам и уложить мелкие нотки в метрические доли такта.

Для работы над мелизмами рекомендованы следующие упражнения:

Упражнение 1. Пятипальцевые последования в сочетании с трелями. Играть рекомендуется как отдельными руками, так и обеими вместе.В качестве такого же упражнения можно использовать этюды И. Берковича на темы Паганини, являющиеся частями одноименных Вариаций.

Упражнение 2. Повороты кисти с опорой на первый и пятый пальцы. На опорных звуках "открывайте" ладонь, расправляя ее, и слегка, поворачивая кисть в сторону опорных пальцев. Добивайтесь ровности четкости тридцать вторых.

Опыт предыдущих поколений вылился в массу замечательных сборников упражнений, как для начинающих, так и для исполняющих фигуры «высшего пилотажа». Среди них сборники Ганона, Корто, Таузига, Бузони, Брамса и др. Однако, как правильно подчеркивал Е. Либерман [4, с. 86], знание упражнений для педагогов и учащихся необходимо, но это не означает, что их надо постоянно применять. Пользоваться ими следует выборочно, в нужном количестве и в нужный момент. Упражнения помогают восполнить пробел, «подхватить упущенное», сконцентрировать работу на преодолении текущих технических затруднений.

Список использованной литературы

1. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано / А. Д. Алексеев. – М., 1978 – 287 с.

2. Ганон, Ш. Пианист-виртуоз / Ш. Ганон // 60 упражнений. – Будапешт: Музыка, 1964. – 117 с.

3. Корто, А. Рациональные принципы фортепианной техники / А. Корто. – М., 1966. – 212 с.

4. Либерман, Е. Я. Работа над фортепианной техникой / Е. Я. Либерман. – М. : Издательский дом «Классика – XXI», 2010. – 148 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Мелизмы"

При изучении музыкальных произведений, учащиеся иногда сталкиваются с незнакомыми знаками нотного письма. В презентации "Мелизмы" подробно и с примерами рассказывается о форшлаге, морденте, ...