Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Введение в языкознание»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Введение в языкознание» посвящена подготовке к олимпиадам по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Введение в языкознание»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: вводный
Возраст учащихся/воспитанников: 12-16 лет
Срок реализации: 7 месяцев
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Красавин Алексей Геннадьевич
г. Москва, 2022 год
Раздел 1. Пояснительная записка
Программа «Основы языкознания» составлена на основании законодательных и нормативно-правовых документов: Федеральный закон No273-Ф3 от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности общеобразовательным программам»; Постановление от 04.07.2014г. No 41 «Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.). Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.
Актуальность программы заключается в том, что благодаря занятиям, обучающиеся учатся работать в коллективе, контактировать с различными людьми, оценивать нравственные позиции, выражать свое мнение по различным вопросам. Программа дает возможность самовыражения и саморазвития и учитывает индивидуальность ребенка. В программе теория тесно связана с практической деятельностью. Обучение предусматривает групповые и индивидуальные занятия и имеет связь с предметами развивающего характера (иностранный язык, литература, русский язык, история), в ней чётко прослеживаются межпредметные связи. Все перечисленное выше является отличительной особенностью и новизной данной программы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она предполагает развитие межкультурной компетентности, необходимой для сбалансированного развития личности в глобальном мире.
Цель программы – формирование лингвистической компетенции, которая должна стать основой лингвистического мировоззрения школьников (необходимого условия для совершенствования в изучении языков, в первую очередь родного); развитие второй языковой идентичности учащихся через овладение основами в области лингвистики и филологии.
Задачи Программы:
- ознакомление учащихся с базисными языковыми понятиями, многообразием языков;
- пропедевтика понимания языка как культурного феномена.
- формирование представления о том, что каждый язык является самостоятельной системой, что при этом все языки имеют общие системные признаки и что язык каждого народа является универсальным средством общения.
- формирование начальных навыков исследовательской языковедческой деятельности на основе синтеза общелингвистического компонента с элементами традиционного курса русского языка;
- формирование представления о значении общелингвистических знаний как инструмента совершенствования родного языка и овладения многоязычием.
Категория обучающихся
Работа ведется с обучающимися 12-16 лет. Формы и методы организации деятельности ориентированы на психологические и физиологические особенности обучающихся данного возраста.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 7 месяцев обучения. Общее количество часов в год составляет 62 часа.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Программа рассчитана на 62 часа, которые распределены на весь учебный год, начиная с ноября. Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Данная программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭОиДОТ).
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
По итогам реализации Программы, обучающиеся:
- ознакомятся с объектом языкознания, его понятийно-терминологическим аппаратом и методами исследования;
- получат научное представление о проблематике, связанной с языком человека в целом (происхождение и развитие языка, знаковая природа языка, взаимоотношения языка и общества, отличия языка людей от языка животных, языка от диалекта, а также история письменности);
- познакомятся с некоторыми видами классификации языков: естественные и искусственные языки, живые и мёртвые языки, генеалогическая классификация языков;
- сформируют представление о системном устройстве языка, рассматривая отношения как между отдельными фактами или явлениями языка, так и между языковыми уровнями;
- усвоят идеи о необходимости лингвистических знаний как в процессе школьного обучения, так и в дальнейшей жизни.
Личностные результаты:
- повысят интерес к изучению языков, и в первую очередь родного языка;
- сформируют сознательное, ценностное отношение к родному языку, способствующего повышению престижа его изучения;
- сформируют представления об универсальности любого языка для выражения коммуникативных потребностей человека, таким образом формируя уважительное отношение к языкам разных народов и их культуре в целом;
- получат научное представление о русском языке как о частном случае языка вообще, осознают единство функций и различия форм их реализации у всех языков;
- сформируют умения анализировать, сопоставлять, обобщать языковой материал и развивать научное мышление, стимулируют общее развития их интеллекта;
- разовьют творческие способности с помощью приобщения к решению эвристических задач на языковом материале;
- преодолеют психологический барьер перед трудностями в изучении родного языка и овладении иностранными языками.
Раздел 2. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№ п/п | Модули. Этапы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Модуль I. Язык и наука о нём. Языки народов мира | 30 | 12 | 18 | |
1.1 | Лингвистика — наука о языке. | 2 | 1 | 1 | Входное тестирование |
1.2 | Язык — знаковая система. | 2 | 1 | 1 | |
1.3 | Происхождение языка. | 3 | 1 | 2 | |
1.4 | Живые и мёртвые языки. Естественные и искусственные языки. | 4 | 2 | 2 | |
1.5 | Языки и диалекты, их различия. Сферы применения диалектов. | 3 | 1 | 2 | |
1.6 | Начертательное письмо. Алфавит. | 5 | 2 | 3 | |
1.7 | Понятие о родственных языках. | 3 | 1 | 2 | |
1.8 | Индоевропейские языки. | 5 | 2 | 3 | |
1.9 | Общие сведения о других языковых семьях. | 2 | 1 | 1 | |
1.10 | Понятие о мировых языках. | 1 | 0 | 1 | Промежуточная аттестация |
2 | Модуль II. Лингвистика — путь к овладению языком | 34 | 12 | 22 | |
2.1 | Язык и речь. | 3 | 1 | 2 | |
2.2 | Стилистические ресурсы языка. | 5 | 2 | 3 | |
2.3 | Языковая норма и речевые ошибки. | 3 | 1 | 2 | |
2.4 | Роль изучения истории языка для овладения языком. | 8 | 2 | 6 | |
2.5 | Фонетические процессы. | 3 | 1 | 2 | |
2.6 | Грамматические формы. | 3 | 1 | 2 | |
2.7 | Исторические изменения в лексике русского литературного языка. | 4 | 1 | 3 | |
2.8 | Изучение иностранных языков. | 3 | 2 | 1 | |
2.9 | Повторение изученного. | 2 | 1 | 1 | Итоговая зачётная работа |
Всего | 64 | 24 | 40 |
Содержание учебного (тематического) плана
- Модуль I. Язык и наука о нём. Языки народов мира – 30 часов
Теория (13 часов). Лингвистика — наука о языке. Язык — знаковая система. Две стороны знака (означающее и означаемое). Знаки и знаковые системы в нашей жизни. Язык и общество. Их взаимовлияние. Вербальные и невербальные формы общения. Язык жестов. Происхождение языка. Язык людей и язык животных. Различие в функциях языка людей и сигнальных систем у животных. Живые и мёртвые языки. Общее представление о важнейших мёртвых языках. Естественные и искусственные языки. Виды искусственных языков. Языки и диалекты, их различия. Сферы применения диалектов. Предпосылки возникновения письма. Начертательное письмо. Способы расположения знаков при письме. Виды начертательного письма: пиктографическое, идеографическое, фонографическое. Алфавит. Понятие о родственных языках. Регулярные звуковые соответствия между словами родственных языков. Праиндоевропейский язык — основа семьи индоевропейских языков. Генеалогическая классификация индоевропейских языков. Индоиранские языки. Славянские и балтийские языки. Кельтские языки. Греческий, албанский, армянский языки. Германские и романские языки. Общие сведения о других языковых семьях (тюркские, финно-угорские, кавказские, семитские, китайско-тибетские и другие языки). Понятие о мировых языках.
Практика (17 часов). Лингвистические задания и упражнения.
- Модуль II. Лингвистика — путь к овладению языком – 34 часа
Теория (12 часов). Стилистические ресурсы языка. Понятие о функциональных стилях языка. Язык и речь. Языковая норма и речевые ошибки. Орфоэпическая норма. Лексическая норма. Морфологическая норма. Синтаксическая норма. Роль изучения истории языка для овладения языком. Возникновение славянского письма. Константин (Кирилл) и Мефодий — создатели славянской азбуки. Кириллица и глаголица. Старославянский и древнерусский языки. Устройство кириллицы. Буквы, которых нет в современном русском алфавите. Обозначение чисел в славянской азбуке. Титло. Фонетические процессы: от древнерусского языка к русскому. Грамматические формы: от древнерусского языка к русскому. Исторические изменения в лексике русского литературного языка. Архаизмы, историзмы и неологизмы. Окказионализмы. Изучение иностранных языков. Роль общелингвистических знаний при овладении иностранным языком. Трудности, возникающие при изучении языков.
Практика (22 часа). Лингвистические задания и упражнения. Создание собственного текста на глаголице.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы контроля и оценочные материалы служат для определения результативности освоения программы обучающимися. На первом занятии обучающимся предлагается входное тестирование. Аттестация проводится 2 раза в год: промежуточная – в конце февраля (начале марта), итоговая – в мае.
Формы проведения аттестации:
- выполнение практических заданий;
- творческая зачётная работа.
Критериями оценки результативности обучения могут являться:
критерии оценки уровня теоретической подготовки | соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; развитость практических навыков работы со специальной литературой |
критерии оценки уровня практической подготовки | соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности |
критерии оценки уровня личностного развития детей | культура организации практической деятельности; культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе |
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
В процессе реализации программы используются лекции с элементами обсуждения проблем, дискуссии, практические занятия (практикумы), технологии: Образовательный ретренинг, парацентрическая технология обучения, «Сократовский диалог», «Мозговой штурм», «Обсуждение проблем».
Программа реализуется в аудитории образовательной организации с применением технических средств обучения:
- Компьютер/ноутбук;
- Интерактивная доска/проектор;
- Меловая/маркерная доска.
Программа может быть реализована также с использованием дистанционных образовательных технологий (включая сервисы видеотелефонии Zoom и Microsoft Teams). Для каждой темы разработаны учебно-методические и оценочные материалы, которые позволяют слушателям самостоятельно осваивать содержание программы. Соотношение аудиторной и самостоятельной работы определяется перед реализацией программы для каждой группы слушателей отдельно.
Список литературы
- Алеференко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алеференко. — М., 2005.
- Введенская Л.А. Этимология: учебное пособие / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. — СПб., 2004.
- Горбаневский М.В. Не говори шершавым языком: о нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ / М.В. Горбаневский, Ю.Н. Караулов, В.М. Шаклеин; под ред. Ю.А. Бельчикова. — М., 1999.
- Зализняк А.А. О профессиональной и любительской лингвистике. 2008.
- Казанский Б.В. Приключения слов / Б.В. Казанский. — СПб., 2008.
- Королёва М. Говорим по-русски с Мариной Королёвой /М. Королева. — М., 2005.
- Костомаров В.Г. Наш язык в действии: очерки современной русской стилистики / В.Г. Костомаров. — М., 2005.
- Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. 3D / М.А. Кронгауз. — М., 2012.
- Левонтина И.Б. Русский со словарём / И.Б. Левонтина. — М., 2012.
- Лингвистическое развитие школьников: сборник статей научно-методической лаборатории МИОО «Языкознание для всех». — М., 2009.
- Научно-практическая конференция «Языкознание для всех». Школьные исследования: теория и практика. — М., 2007.
- Норман Б.Ю. Игра на гранях языка / Б.Ю. Норман. — М., 2006.
- Норман Б.Ю. Лингвистика каждого дня / Б.Ю. Норман. — М., 2004.
- Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах / Б.Ю. Норман. — Минск, 2009.
- Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М., 2010.
- Северская О. Говорим по-русски с Ольгой Северской / О. Северская. — М., 2005.
- Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. Вопросы теории и практики: учебное пособие / С.Г. ТерМинасова. — М., 2007.
- Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты / Г.Н. Трофимова. — М., 2004.
Основные электронные ресурсы
- НКРЯ – www.ruscorpora.ru (о том, что такое НКРЯ, см. лекцию В.А. Плунгяна на полит.ру - http://polit.ru/article/2009/10/23/corpus/)
- Образовательный портал Национального корпуса русского языка – http://studiorum.ruscorpora.ru/
- Ethnologue – http://www.ethnologue.com/
КАЛЕНДАРНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№ п/п | Примерная дата проведения занятий | Тема занятия | Форма проведения | |
02.11.2022 | Лингвистика — наука о языке. | Лекция. Практическое занятие. | ||
09.11.2022 | Язык — знаковая система. | Лекция. Практическое занятие. | ||
16.11.2022 | Язык и общество. Их взаимовлияние. | Лекция. Практическое занятие. | ||
23.11.2022 | Вербальные и невербальные формы общения. Язык жестов. | Лекция. Практическое занятие. | ||
30.11.2022 | Происхождение языка. | Лекция. Практическое занятие. | ||
07.12.2022 | Живые и мёртвые языки. | Лекция. Практическое занятие. | ||
14.12.2022 | Естественные и искусственные языки. | Практическое занятие. | ||
21.12.2022 | Языки и диалекты, их различия. | Лекция. Практическое занятие. | ||
28.12.2022 | Предпосылки возникновения письма. Начертательное письмо. | Лекция. Практическое занятие. | ||
03.01.2023 | Алфавиты. | Практическое занятие. | ||
10.01.2023 | Регулярные звуковые соответствия между словами родственных языков. | Лекция. Практическое занятие. | ||
17.01.2023 | Индоевропейские языки. Индоиранские языки. Славянские и балтийские языки. | Лекция. Практическое занятие. | ||
24.01.2023 | Индоевропейские языки. Кельтские языки. Греческий и албанский языки. | Дискуссия. Практическое занятие. | ||
31.01.2023 | Индоевропейские языки. Армянский язык. Германские и романские языки. | Практическое занятие. | ||
07.02.2023 | Общие сведения о других языковых семьях (тюркские, финно-угорские, кавказские, семитские, китайско-тибетские и другие языки). | Дискуссия. Практическое занятие. | ||
14.02.2023 | Понятие о мировых языках. | Практическое занятие. | ||
21.02.2023 | Язык и речь. | Практическое занятие. | ||
28.02.2023 | Стилистические ресурсы языка. | Практическое занятие. | ||
07.03.2023 | Понятие о функциональных стилях языка. | Дискуссия. Практическое занятие. | ||
14.03.2023 | Языковая норма и речевые ошибки. | Практическое занятие. | ||
21.03.2023 | Роль изучения истории языка для овладения языком. | Лекция. Практическое занятие. | ||
28.03.2023 | Возникновение славянского письма. | Практическое занятие. | ||
04.04.2023 | Кириллица и глаголица. Старославянский и древнерусский языки. | Дискуссия. Практическое занятие. | ||
11.04.2023 | Устройство кириллицы. | Практическое занятие. | ||
18.04.2023 | Фонетические процессы. | Лекция. Практическое занятие. | ||
25.04.2023 | Грамматические формы. | Лекция. Практическое занятие. | ||
02.05.2023 | Исторические изменения в лексике русского литературного языка. | Практическое занятие. | ||
09.05.2023 | Архаизмы, историзмы и неологизмы. | Дискуссия. Практическое занятие. | ||
16.05.2023 | Изучение иностранных языков. | Лекция. Практическое занятие. | ||
23.05.2023 | Трудности, возникающие при изучении языков. | Лекция. Практическое занятие. | ||
30.05.2023 | Повторение изученного. | Практическое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493612-1412694958.jpg)
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/09/picture-468835-1410285974.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВВЕДЕНИЕ В МУЗЕЙНОЕ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ»
Дополнительная общеобразовательная программа «Введение в музейное экскурсоведение» является туристско-краеведческой по своей тематической направленности. Призванная развивать у п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/07/picture-863157-1481059994.jpg)
Конспект интегрированного занятия "Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу"
Конспект интегрированного занятия по подготовке к школе,охватывающий 4 образовательной области...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/27/picture-1164068-1653631923.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/20/picture-1208856-1579499775.jpg)
Конспект занятия Тема: Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «НИКА». «Путешествие в страну Акробатики».
Цель: знакомство учащихся с программой по спортивной акробатике, развитие интереса к занятиям спортивной акробатикой, формирование представлений о данном виде спорта.Задачи:Образовательные (пред...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/05/picture-1383723-1644027020.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Введение в шахматы»
Установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривае...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...