Траектория творческого развития педагога
статья

Зубарева Юлия Анатольевна

Акцент на развитие творческих способностей. Пробовать, экспериментировать, размышлять-для педагога процесс перманентный. Задачи и условия для педагогического творчества. Самообразование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo-21.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Методическое совещание

                                                           

                                                             Подготовила                                                                            

                                                             педагог дополнительного образования

                                                             Зубарева Юлия Анатольевна

     ТРАЕКТОРИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

В современных условиях возрастает потребность общества в людях способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно, быстро и качественно решать существующие проблемы. Возрастает потребность в так называемых «кризисных менеджерах». Поэтому в современном образовании делается акцент на развитие творческих способностей обучающихся с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.                                                                                                                                            Не все наши воспитанники выберут творческие профессии, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе есть реальное требование к специалисту уже сегодня.                                                                        Творчество – это совершенствование и прогресс в любой деятельности.                               Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нашим обучающимся, какой профессии отдаваться. Главное – делать это творчески, т.е. с фантазией, креативно и вдохновенно. Творчески развитый человек будет работать продуктивнее.                                                                                                                      Для того чтобы развивать творческие способности обучающихся, педагогу самому необходимо постоянно совершенствоваться в творчестве.                                                                                                      Главную роль в развитии творческого потенциала каждого педагога играет непосредственно работа с детьми. Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, чем он сам увлечен. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть перманентным, а значит, у педагога возникает необходимость в постоянном творческом поиске, в профессиональном росте и разумном использовании передового опыта.                                                                                                               Задача педагога– помочь ребёнку найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Все это требует знаний, навыков и педагогического мастерства.                                          Творчески работающие педагоги, реализуя на практике технологию творческой деятельности, ставят для своих занятий следующие задачи:                                     -поддержка и развитие интереса к изучаемому;
-формирование навыков исследовательской работы;
-решение практических упражнений;
-организация работы с современными источниками информации
.                                     Педагог должен обладать творческой активностью - стремлением к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к принятию нестандартных решений, способствующих развитию личности.              Источниками творчества для педагога могут быть многие факторы, например:                                                                                                                             -анализ учебно-воспитательного процесса, выявление педагогических   проблем                                                                                                                                            - изучение опыта коллег                                                                                                                - освоение печатных и видео-источников                                                                                                       - анализ вопросов обучающихся и др.                                                                                   Условиями для педагогического творчества служат:                                                                                                                                 - нравственно-психологический климат коллектива                                                                        - стимулирование к нестандартным решениям                                                                       - наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа                  -материальная обеспеченность, материальная база                                                                               -свобода критики, проведение творческих дискуссий                                                                  -использование потребности педагогов в самовыражении и самоутверждении - влияние личности руководителя ОУ.                                                                                 Творческий педагог должен обладать следующими качествами: умением наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть, соединять точный расчёт с фантазией и догадкой. Он должен обладать интуицией, гибким и нестандартным мышлением, владеть умением поиска аналогов, комбинирования, конструирования и реконструирования, уметь видеть проблемы и противоречия, быть способным активно генерировать идеи.                                                                                                                                         Творческий педагог нацелен на формирование творческой личности обучающегося и профессионально осуществляет:                                                                     -лично-ориентированный подход в обучении                                                                        -диагностику развития ребёнка                                                                                                  -выбор содержания, методов, приёмов, форм и средств для развития воспитанника согласно диагностическим данным.                                                                        Он обладает педагогическим тактом; способностью к эмпатии; артистичен, грамотно владеет речью. У него развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы, умение авансировать успех; он щедр на похвалу и поощрения.                                                                                   Он генерирует создание проблемных ситуаций и организует столкновение различных мнений, вариативность возможных решений, что является необходимым инструментом стремления обучающихся к творчеству.                                                  Организованная таким образом педагогическая система способствует организации творческо-познавательного процесса, при котором учебный материал становится предметом активных действий каждого обучающегося. Время требует качественного преобразования деятельности педагогов, постоянной и кропотливой работы по самосовершенствованию и построению индивидуальной траектории профессионального творческого развития. Для этого   педагог выстраивает программу (план) самообразования, то есть программу своего профессионального развития, творческий перспективный план.                                                                                                                                               Он является одновременно отражением имеющегося педагогического опыта и его анализа, а также моделью выстраиваемой индивидуальной траектории саморазвития.                                                                                                            Самообразование - это творческий поиск педагога. Творческий перспективный план самообразования педагога показывает способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.                                                                                                                     Творческий перспективный план самообразования имеет следующие составляющие:                                                                                                                                                -Характеристика самого себя, как педагога (самооценка, умение видеть себя со стороны, т.е. свои положительные и отрицательные стороны)                                                    -Ценностная система (включает личностные и профессиональные приоритеты)                                                                                                                                         -Достижения                                                                                                                                 -Перспектива (стратегия)                                                                                                             -Цели, с видением конечного результата (по теме самообразования)                                                    -Задачи развития(тактика)                                                                                                                   -Действия (перспективный план работы).                                                                                   В плане работы отражается профессиональный и личностный рост через:                             -Повышение квалификации (курсы, вебинары)                                                                           -Разработку частной педагогической системы (методические разработки)                                   -Открытые уроки, мероприятия                                                                                                      -Обобщение и распространение опыта (выступления на МО и педсоветах, мастер-классы, публикации)                                                                                                                   -Научное самообразование                                                                                            Составление педагогом творческого перспективного плана помогает рефлексировать свою деятельность, даёт возможность дальнейшего успешного накопления педагогического опыта и построения индивидуальной траектории творческого развития педагога.

ИСТОЧНИКИ:

-https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/12/13/konspekt-zasedaniya-metodicheskogo

-https://urok.1sept.ru/articles/556381                                                                                  

-https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/tvorcheskoe-samorazvitie-pedagoga/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность - необходимое условие творческого развития педагога и учащегося

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи ...

Конспект заседания методического объединения педагогов дополнительного образования "Траектория развития творческой деятельности педагога"

Данный материал может быть полезен при подготовке обучающих мероприятий для педагогов по вопросам повышения педагогического мастерства посредством построения индивидуальной траектории развития творчес...

Индивидуальная траектория профессионального развития педагога

Индивидуальная траектория профессионального развития педагога...

Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"

Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...