"Использование кинопедагогики в системе дополнительного образования в объединениях социально-гуманитарной направленности»
статья

Афанасович Мария Александровна

Статья содержит использование кинопедагогики на занятиях  истории и обществознания, методы и способы применения новой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kinopedagogika.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Тема «Использование кинопедагогики  в системе дополнительного образования в    объединениях социально-гуманитарной направленности» педагог дополнительного образования»

Афанасович М.А.

     Кинопедагогика — это воспитание нравственной личности средствами кинематографии.

Основная задача кинопедагогики - восполнить пробел духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, отвлечь детей от интернета.

    Зрительский опыт детей начинает складываться еще в дошкольном детстве, ведь именно тогда начинается их приобщение к экранным искусствам: кино, телевидению, видео. Опыт этот складывается, как правило, под влиянием семьи, где ребенок воспитывается. Но часто кино является лишь развлечением, всерьез не воспринимаемым ни семьей, ни школой. Если ребенка и приобщают к искусству, то, как правило, к музыке, изобразительному искусству, танцам. А вот кино остается невостребованным. Между тем перед экранами телевизоров, а чаще – компьютера и мобильных устройств, дети проводят большую часть своего свободного времени, что вызывает много нареканий и со стороны педагогов, и со стороны родителей. Выход из подобной ситуации только один — надо использовать тот большой потенциал, которым обладают экранные искусства в художественном развитии и эстетическом воспитании детей.
        Как показывает опыт, кино обладает большими возможностями для детского развития. Воспитательные особенности киноискусства настолько широки, что можно говорить о его универсальности для учреждений как общего, так и дополнительного образования. Киноэкран обладает огромной убедительной силой, идеи и образы, воспринятые при помощи киноискусства, подкрепленные яркими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка.

        Кинопедагогика, как я ее понимаю, включает в себя три основных раздела: 1. воспитание на уже готовом кино, 2. создание кино детьми и их воспитание в этом процессе, а также 3.обучение самих педагогов».

         Формы кинообразования учащихся, выбор которых зависит от возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, а также факультативы, кружки.

Выделяют следующие методы кинообразования:

  • словесные (рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающийся диалог, обсуждение, анализ, дискуссия и т. д.);
  • наглядные (просмотр аудиовизуального материала);
  • исследовательские;
  • проблемные;
  • игровые;
  • лекция

Вступительное слово (10–12 минут) имеет целью создать зрительскую установку на просмотр медиатекста под определенным углом зрения. Лекция должна сопровождаться показом видеофрагментов на тему лекции. Фрагменты должны быть отобраны заранее и органически включены в текст лекции. Нужно учитывать, что фрагменты, с одной стороны, помогают наглядно и красочно представить то, о чем говорит педагог, а, с другой стороны, зрителю и слушателю после этих фрагментов трудно перейти только к слушанию.

Данные методы основаны на таких дидактических принципах, как:

  • социокультурное развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания;
  • научность,
  • систематичность
  • доступность обучения,
  • связь теории с практикой;
  • наглядность,
  • активность аудитории;
  • переход от обучения к самообразованию;
  • положительный эмоциональные фон;
  • учет индивидуальных особенностей учащихся.

Так, например, лекция с использованием кинофрагментов является одновременно формой обучения и воспитания познавательных интересов учащихся старших классов.

      Познавательный кинолекторий представляет собой цикл лекций на определенную тему. Например, экологическая тема, страноведческая тема, историческая тема. Дискуссия – проводится сразу после просмотра фильма. Необходимо выбрать фильм,  с интересный постановкой познавательной проблемы

     Познавательные викторины с использованием кинофрагментов.

Во время викторины следует задавать не только вопросы, но и демонстрировать отрывки из кинофильмов, использовать шутливые рисунки, фотографии. В общем, умело сочетать полезное с приятным.

    Кинообразование также используется как формирование «критического мышления».

Современные медиа во всем мире, включая Россию, часто используют так называемые манипулятивные технологии для воздействия на аудиторию. Жизнь в демократическом обществе предполагает, наряду с прочим, умение делать осознанный выбор, в том числе и по отношению к кинотекстам. Поэтому важнейшая задача кинообразования – научить учащихся распознавать способы и формы манипулятивного воздействия кино.

     Также можно использовать коллективный просмотр художественных видеофильмов на школьную, молодежную, лирическую, философскую тематику с последующим обсуждением авторской позиции режиссера, характера, поступков героев; ситуативный театрализованный тренинг на отождествление себя с главным героем фильма, на изменение сюжета фильма; инсценировку тех или иных эпизодов фильма; ролевой этюд «Суд идет», включающий процесс «расследования» преступлений главного отрицательного персонажа медиатекста; диспута со старшеклассниками на тему: «Нравственная концепция мира в произведениях.

Просмотр фильмов об исторических личностях, их преобразованиях, вкладах в историю развития страны позволит наглядно освоить  дать оценку. (Фильмы о Петре 1, о Екатерине Великой)

2. Учащиеся под руководством педагога могут создавать тематические видеофильмы в процессе обществоведческих экскурсий («Героическое прошлое нашего города, памятные исторические места)

Также следует использовать соревновательные формы медиаобразования в воспитании познавательных интересов школьников по типу телевизионных игр «Умники и умницы», «Колесо истории», викторины «Интернет-новости», «Компьютерные хроники» и др.

Одной из важнейших задач является нравственное воспитание учащихся. С этой целью надо использовать возможности кинообразования. Прекрасным материалом для этого служит искусство кино. Надо научить учащихся понимать и оценивать нравственную сторону поступков героев, оценивать нравственную позицию и идеи создателей кинопроизведений. Очень важным является развитие восприятия фильма юными зрителям.

Методика реализации «театрализованно-ситуативных» творческих заданий основывается на ролевой (деловой) игре: между учащимися распределяются роли «режиссеров», «операторов», «актеров» минисценариев и сценарных эпизодов, ведущих и участников «телепередач», журналистов и пр. После репетиционного периода «команда» приступает к практическому созданию кинотекста. Создание «театрализовано-ситуативных» творческих заданий можно считать способность учащегося в игровой форме на собственном опыте практически освоить азы создания кинотекста.

     Большую роль кинопедагогика играет в патриотическом воспитании учащихся. Патриотическое воспитание учащихся можно осуществлять на занятиях, используя художественное, документальное кино, телепередачи и пр. В плане работы должны быть лекции, беседы на патриотическую тематику, киновикторины, киноконкурсы, письменные работы рецензионного характера. Можно проводить кинолекторий – цикл лекций на определенную тему. Например, тема Великой Отечественной войны на экране, подвиги героев России, тема освоения космоса и др. Интересной формой работы в киноклубе является дискуссия. Она проводится сразу после просмотра фильма на патриотическую тематику. Обсуждать можно все, но лучше выбрать фильм, интересный постановкой проблемы, художественной значимости, талантливой игрой ансамбля актеров. Необходимо предварительно ознакомить участников клуба с рецензиями специалистов на этот кинофильм (если они есть). Ведущий дискуссию должен очертить круг вопросов и тем, которые могут быть интересными при обсуждении. Цель дискуссии – выработка у ребят осмысленного анализа тематики фильма, умение определить его поэтику, эмоциональное воздействие, оценить поступки героев. Ситуация нравственного, человеческого общения на базе фильма – так можно определить сверхзадачу дискуссии как одной из самых активных форм работы с фильмом на патриотическую тему.

    Очень удобно рассматривать экологические темы и проблемы. Использовать медиаматериалы в целях привития детям интереса к изучению и охране природы (художественные, документальные фильмы, телепередачи о животном, родного края) можно на занятиях дополнительного образования. Очень продуктивным также является создание учащимися  собственных роликов на тему охраны окружающей среды (плакаты, видеофильмы, фотовыставки, стенгазеты), а также использование различных медиаматериалов при проведении конкурсов, соревнований, праздников (видеофильмы, слайды, фото, саундтреки и пр.), создание учащимися репортажей, отчетов о походах, природоведческих экскурсиях и др.

      Работа педагога в связи с фильмом проводится главным образом в устных, письменных и игровых формах. К устным относятся:

  • вступительное слово преподавателя перед просмотром, обобщение увиденного после просмотра; чтение во время занятий отрывков из опубликованного в кинолитературе (по поводу данного фильма или о проблеме, с ним связанной);
  •  дискуссия после просмотра; просмотры-сравнения на материале фильмов-экранизаций.

Письменные формы:

  • рецензии на фильм (в том числе сравнительные – на экранизацию);
  •  сочинение по фильму; отзывы; рецензирование.

К игровым формам относятся: рисунки, коллажи на темы просмотренного фильма; составление сюжета из разрозненного набора кадров; киновикторины, киновечера и киноутренники; кинотурниры между классами и школами; выставки и т. д. Уже на первом этапе подготовки к восприятию кино дети вводятся в круг проблем и понятий, над которыми им придётся размышлять: место кино в жизни человека и общества; автор и авторское начало в фильме, основы кинопрофессии; проблемы экранизации; общее представление о видах, жанрах кино и их задачах. Сегодня, когда дети растут в окружении большого объёма аудиовизуальной информации, просто необходимо использовать весь накопленный опыт кинопедагогики, применять его в современном контексте, обогащая новыми методами. Предлагаем определением кинопедагогики считать следующее: “Кинопедагогика – направление в современном образовании, в частности медиаобразовании, связанное с закономерностями, формами и методами воспитания человека экранными искусствами. Понятие употребляется в связке с киновоспитанием, кинопросвещением”.  Кинопедагогика направлена на развитие аудиовизуальной культуры и навыков осмысленного просмотра, а также творческих навыков в создании кинопроектов.

Источники:

Наработки Фонда развития творчества «Жизнь и Дело»

«Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993

Документ “A Framework For Film Education”, авторы Марк Рейд, Айан Уолл, Сара Дьюв, Карен Уиллиг (перевод Александра Школенко, Ирины Мызниковой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогических технологий в условиях дополнительного образования в объединении социально - педагогической направленности

Учреждение дополнительного образования детей – не просто место обучения детей, но и место разнообразных форм общения. Педагог дополнительного образования должен уметь организовать естественные виды де...

Методическое рекомендации "Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности"

   Конкурсы учебно-исследовательских работ постепенно входят в жизнь педагогов и обучающихся. Такие мероприятия способствуют развитию личности как ресурсу страны (интеллектуальному, т...

Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности. Методические рекомендации

   Данные методические рекомендации посвящены подготовке учебно-исследовательских работ в учреждении дополнительного образования, особенностям деятельности на каждом этапе разработки....

Статья "Особенности работы объединений художественной направленности в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения."

Статья рассматривает возможности, пути и способы работы объединений художественной направленности в условиях дистанционного обучения....

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Искусство общения»

Актуальность: общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с обуча...

Использование информационных технологий в системе дополнительного образования: видеозанятие как форма реализации программ технической направленности.

Развитие современного информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. В настоящее время информационные технологии активно внедряются в...