Программа дополнительного образования "Я и социум"
рабочая программа

Афанасович Мария Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа «Я и социум» является программой социально-гуманитарной направленности и реализуется в МБУ ДО «ДДТ» г. Губкинского с 2021 года.

Программа «Я и социум» реализуется педагогом дополнительного образования в объединении «Колесо истории» и  предполагает создание у учащихся представления об обществе, его сферах: политической, экономической, духовной и социальной, что способствует социализации личности, помогает учащимся адаптироваться к непростой социальной действительности. Содержание программы распределено по следующим разделам: «Место человека в социуме», «Социальное и культурное пространство современного общества», «Политическая культура», «Правовая культура», «Экономическая культура», «Глобальные проблемы современности»,  «Юный эколог».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_sotsium.docx387.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа “Я и общество” направлена на развитие и социальное и духовно-нравственное воспитание обучающихся, углубление представлений о человеке, его роли в современном мире, формирование ответственного отношения к своей судьбе и правильного вдумчивого поведения в социуме.

Дополнительная общеобразовательная программа «Я и социум» МБУ ДО «ДДТ» разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
  2. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
  3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и   обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" СП 2.4.3648-20 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  7. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  8. Распоряжение Министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
  9. Устав МБУ ДО «ДДТ».

Программа является модифицированной программой и составлена на основе:

примерных программ для общеобразовательных школ по курсу «Обществознание» и с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования.

Особенность программы:

Дополнительная общеобразовательная программа «Я и социум» МБУ ДО «ДДТ» является модифицированной программой и составленной на основе:

  • Программы внеурочной деятельности социальной направленности «Я и общество» Быкадоровой А.А.:
  • Дополнительной общеобразовательной программы дискуссионного клуба «КЛИО» (Клуб любителей истории и обществознания»;
  • примерных программ для общеобразовательных школ по курсу «обществознание», и с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования.

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки программы.

  • Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования  
  • Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

 Содержание программы составлено на основе основных содержательных линий программы внеурочной деятельности по социальной направленности «Я и общество». Основные содержательные линии программы изменены и внесены в учебно-тематический план как разделы программы «Место человека в социуме», «Политическая культура», «Правовая культура», Экономическая культура», «Юный эколог» с распределение часов в соответствии с требованиями к дополнительным общеобразовательным программам.

Особенность программы.

Данная дополнительная общеобразовательная программа предназначена для расширения предметных знаний обществознанию. Форма организации – объединение, форма взаимодействия с учащимися – индивидуально – групповая.

Программа содержит 2 модуля обучения по 144 часа каждый:

  • Первый модуль - «Базовый» (1 год обучения), рассчитанный на закрепление общих знаний и умений учащихся, выход на конкурсы муниципального и районного уровня
  • Второй модуль - «Углубленный» (2 год обучения), предлагается более углубленное изучение тем и навыков, выход на конкурсы окружного, всероссийского уровня.

Актуальность:

          Новые жизненные условия выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Обществознание занимает особое место в образовательном процессе. Как учебный предмет оно создает у учащихся представление о целостности общества. Способствует социализации личности, помогает учащимся адаптироваться к непростой социальной действительности. Формирует осознанное отношение к своему долгу.  Одной из основных задач современного образования является подготовка учащихся к жизни в постоянно меняющихся условиях, поэтому необходимо дать детям возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению новых знаний.

Направленность программы:

Дополнительная общеобразовательная программа «Я и социум» является программой социально-гуманитарной направленности. Данная программа направлена на ознакомление с историей и культурой России, по содержанию является познавательной;

  • по функциональному предназначению – духовно-нравственной, патриотической направленности.
  • по форме организации - объединение;
  • по времени реализации – 2 года.

Новизна и значимость. 

Значимость данной программы возрастает в современных условиях, так как в процессе обучения формируется уважение к истории и культуре человечества, а на этой основе формируются такие принципы как гуманизм, гражданственность и патриотизм.

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания, постановке проблем.

Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:

  • Системно - деятельностный подход. Деятельность в данной программе представлена включением детей в активную социально-гуманитарную деятельность, результатом которой являются новые знания и общественно-полезная деятельность, что развивает интерес ребят к социальной деятельности.
  • Личностно – ориентированный подход–занятия в социально-гуманитарном объединении создает социально - культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов обучающихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства;
  • Региональный подход. Учитываются культурные традиции, историко–культурные связи, сложившиеся в данном регионе России. Изучение истории своего края, области создает возможности для участия в создании культурно-исторического пространства и развития самосознания ребенка как носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.

Программу отличает открытость к этническому многообразию, обращенность к истории и культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям (особенностям культуры народов Крайнего Севера, ЯНАО, особенностям культуры лесных и тундровых ненцев).

Также новизна программы просматривается через применение современных образовательных технологий:

  1. Педагогическая технология «Эко-просвещение». Важная и незаменимая технология в современных жизненных условиях, где экологическая обстановка ухудшается с каждым днем, важно донести до детей основы экологического мышления и осмысления важных экологических проблем.

Освещается этот аспект в программе через разделы «Глобальные проблемы современности», «Юный эколог», которые предполагает экологическое просвещение младших подростков по теме экологии, обсуждение проблем окружающей среды и их влияние на здоровье людей, а также проведение акций «Зеленый двор» и «Чистый двор».

  1. Педагогическая технология медиообразования, в частности, методы кинопедагогики. Не менее актуальная технология в наши дни, где дистанционное образование приобрело глобальные масштабы. Просвещение этой технологией проходит в нескольких направлениях. В первую очередь транслируются фильмы, телепередачи, ролики по истории общества, об общественных деятелях, различные ролики социальной направленности и др. Работа объединениях хорошо освещается в социальных сетях, где проходят онлайн-уроки на различные темы.

Для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся - данная программа поддерживает целевую модель наставничества МБУ ДО «ДДТ». Модель разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образования». Подразумевает три формы наставничества «Учитель – учитель», «Учитель – ученик» и «Ученик – ученик».

Форма наставничества «Учитель – ученик» предполагает создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, разностороннюю поддержку обучающихся с особыми образовательными и социальными потребностями, либо помощь в адаптации к новым условиям обучения. Наставником в этом случае является педагог дополнительного образования.  В данном варианте наставничества рассматривается форма взаимодействия «Учитель – одаренный ученик», где предполагается раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д.

Форма наставничества «Ученик – ученик» предполагает помощь в реализации лидерского потенциала, развитии гибких навыков и метакомпетенций, для формирования устойчивого сообщества обучающихся. Здесь наставником выступает активный или одаренный ученик, демонстрирующий лидерские качества и высокие результаты в реализации дополнительной образовательной программы. В данном варианте наставничества рассматривается форма взаимодействия «Лидер – пассивный» и «Равный – равному». Реализация этих форм наставничества происходит через участие в конкурсах разного уровня, конференциях и акциях.

       

Цель программы: формирование у школьников познавательной и исследовательской активности   на   основании   изучения   вопросов истории и обществознания и выполнения проектных и конкурсных работ, а также создание условий для формирования гражданской личности с присущими ему ценностями, взглядами, установками деятельности и поведения;

         Задачи:

  1. Образовательные:
  • Повышение экономической и правовой грамотности;
  • Повышение политической грамотности учащихся;
  • Повышения уровня знаний об обществе, роли и статусе человека;
  • Повышение грамотности в сфере экологии
  1. Развивающие:
  • Развивать умения получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.
  • Развивать умения познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства
  1. Воспитательные:
  • Развивать духовно-нравственную и правовую культуру юной личности.
  • Формировать социальное поведение, основанное на уважении закона и правопорядка.
  • Формировать      способности      к      личному      самоопределению      и самореализации.
  • Воспитывать гражданскую ответственность, правовое самосознание, толерантности.
  • Формирование у учащихся понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, патриотизма и толерантности;

        

Место программы в учебном плане МБУ ДО «ДДТ».

        Дополнительная общеобразовательная программа «Я и социум» является программой социально-гуманитарной направленности. Программа рассчитана на два года обучения для учащихся 11-14 лет. Объем занятий по программе составляет 144 часа в год, общий объем по программе составляет 288 часов. Обучение проводиться по 2 учебным модулям: 1 модуль – базовый, 144 часа (1 год обучения), 2 модуль – углубленный, 144 часа (2 год обучения).

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

Количество обучающихся в группе: 10-12 человек.

Общая характеристика программы «Я и социум»

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

«Я и социум»

Личностные результаты:

  • осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, 
  •  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

Коммуникативные УУД:

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  •  приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Познавательные УУД:

  1. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  2. совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

В результате реализации программы ожидается:

  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России..

  Формы и методы занятий.

Формы проведения занятий используются, как групповые, так и индивидуальные. Индивидуальные занятия планируются и проводятся, с учетом образовательных потребностей учащихся, по ИОМ.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

■ традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, творческие проекты, открытые занятия.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

■ словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

■ наглядный: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений. Показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

■ объяснительно — иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

■ репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

■ исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

■ фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

■ индивидуально — фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

■ групповой – организация работы в группах;

■ индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие

Ученик должен

Знать/понимать

  • основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
  • соответствия между существенными чертами и признаками, изученных социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов общества); раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;    
  • систематизировать, анализировать     и обобщать неупорядоченную социальную информацию;

различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы;
  • делать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
  • пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • использовать основные виды публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей;
  • сознательного      взаимодействия      с      различными      социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении в массовой коммуникации;
  • осуществления самостоятельного поиска, анализа собранной социальной информации;
  • решения    практических    жизненных    проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • определение личной гражданской позиции;
  • предвидения   возможных   последствий   определенных   социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей, с точки зрения морали и права;
  • реализации   и   защиты   прав   человека   и   гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, ценностями и социальным положением.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Содержание программы по модулям и разделам

№ п\п

Разделы

1 модуль – базовый

 (1 год обучения)

2 модуль – углубленный,

(2 год обучения)

Место человека в социуме.

22

16

Социальное и культурное пространство современного общества

22

36

Политическая культура

22

24

Правовая культура

22

25

Экономическая культура

20

16

Глобальные проблемы современности

16

10

Юный эколог

22

12

Итого:

144

144

 

Общее содержание разделов, ожидаемые результаты.

Содержание разделов:

Раздел  I. Место  человека в социуме Человек. Индивид. Личность.   Темперамент и черты характера. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. Социализация и воспитание. Деятельность человека.  Влияние общения на развитие  личности. Отношения между разными национальностями внутри одного государства.     Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Конфликты в обществе. Социально-психологический процесс общения.

Ожидаемые результаты раздела «Место человека в социуме»

Знать/понимать:

  • трилогию человек – индивид – личность, что человек – существо биосоциальное, вне общества нет развития;
  • роль семьи и социальной среды в формировании и развитии человека;
  • что такое этноцентризм и национальная нетерпимость, толерантность;
  • роль общения на разных стадиях формирования человека;

Уметь:

  • характеризовать основные социальные понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных связях, выявляя их общие черты и различия;
  • устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками, изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;

Раздел  II. Социальное и культурное пространство современного общества

Социальная сфера жизни общества, проблемы, связанные с этой областью, социальные отношения, социальный статус и социальная роль, социальная мобильность.

Ожидаемые результаты раздела:

Знать/понимать:

  • проблемы, связанные с социальной сферой жизни общества;
  •  основные понятия: социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, деятельность;
  • виды деятельности и роль деятельности в жизни человека;
  • различать горизонтальную и вертикальную социальную мобильность, приводить примеры;

Уметь:

  • анализировать, обобщать информацию, умение выделять главное, приводить примеры;
  • характеризовать основные социальные понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных связях, выявляя их общие черты и различия;
  • устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками, изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

Раздел  III. Политическая культура

Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти. Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание, правительство. Демократический и недемократический режимы.

Участие граждан в политической жизни

Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Источники власти. Классификация форм правления Гражданское общество и правовое государство. Суверенитет. 

Ожидаемые результаты раздела:

Знать/понимать:

  • понятие политики, власти и властных отношений;
  • государства как основного политического института, его признаков и функций;
  • формы участия граждан в политической жизни, избирательные системы;
  • понятие правового государства и гражданского общества, их соотношение и взаимодействие;

Уметь:

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы;
  • делать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
  • пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

Раздел  IV. Правовая культура

Понятие «право» Нормы права. Отрасли права 
Право и закон. Конституция — Основной закон государства. Гражданское общество и правовое государство. Правонарушения. Правоохранительные органы.

Ожидаемые результаты раздела:

Знать/понимать:

  • значение права в жизни людей, отличие правовых норм от норм морали;
  • понятие и виды норм права, основные отрасли права;
  • соотношение и взаимодействие правового государства и гражданского общества;
  • причины правонарушений в обществе, юридическая ответственность несовершеннолетних

Уметь:

  • анализировать, обобщать информацию, умение выделять главное, приводить примеры;
  • характеризовать основные правовые понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности;
  • анализировать информацию о правовых отношениях, выявляя их общие черты и различия;
  • устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками правового государства и государства в целом;

Раздел  V. Экономическая культура

Что такое экономика. Экономические системы. Потребности. Роль труда и капитала в развитии экономики. Взаимосвязь обмена и рынка.  Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Олигополия  и монополия. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Экономический статус предпринимателя. Государственный бюджет, бюджет семьи. Основные статьи государственных расходов. Налоги как источник доходов федерального правительства.  Прямые и косвенные налоги. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным.

Ожидаемые результаты раздела:

Знать/понимать:

  • цели и задачи экономики, проблема ограниченности ресурсов, умение экономить;
  • основные экономические системы: традиционную, плановую, рыночную, смешанную,
  • понятие спроса и предложения, взаимосвязь с производством;
  • издержки производства: постоянные и переменные, выручка, чистая прибыль;
  • государственный бюджет: статьи доходов и расходов, семейный бюджет.

Уметь:

  • сравнивать основные экономические системы, выделять общее и особенное;
  • определять постоянные и переменные издержки;
  • сравнивать понятия олигополия и монополия, выделять общие и специфические признаки;
  • характеризовать основные правовые понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности;
  • анализировать, обобщать информацию, умение выделять главное, приводить примеры.

Раздел VI. Глобальные проблемы современности.

Экологическая проблема, глобализация, проблемы войны и мира. Проблемы Севера и Юга.

Ожидаемые результаты раздела:

Знать/понимать:

  • основные понятия раздела: экология, глобализация, информатизация общества;
  • основные глобальные проблемы современности, понимать серьезность ситуации;
  • причины экологической проблемы, войны и мира, Севера и Юга.

Уметь:

  • анализировать и выделять из общего перечня глобальные проблемы современности, выявлять возможные причины и пути решения данных проблем;
  • характеризовать основные правовые понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности;
  • анализировать, обобщать информацию, умение выделять главное, приводить примеры.

Раздел VII. «Юный эколог».

Беседы по экологическим вопросам и проблемам, акции по уборке территории и озеленению двора.

Ожидаемые результаты раздела:

Знать/понимать:

  • что такое экология, причины возникновения экологически проблем;
  • основные акции в экологической сфере и принимать участие;
  • правила здорового образа жизни;
  • как окружающая среда влияет на здоровье человека;
  • в чем заключается профессия эколог-инструктор;
  • правила участия в деловых играх.

Уметь:

  • участвовать в дебатах, анализировать, отстаивать свою точку зрения;
  • обобщать, выделить главное в проблеме, сделать определенные выводы;
  • умение дискутировать по проблемным вопросам, выделять закономерности в каком-либо процессе;
  • участвовать в деловых играх по теме «Экология», готовить и проводить акции;
  • характеризовать основные экологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности;
  • устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками экологических процессов;

Формы аттестации и оценочные материалы.

Входной контроль проводится с целью выявления уровня подготовки и мотивации   учащихся.   Текущий (промежуточный) –  с целью   контроля усвоения учащимися разделов и тем программы.  Итоговый – с целью усвоения обучающимися программного материала в целом.

Входной контроль осуществляется в форме тестирования.

Текущий контроль включает следующие формы: бесед, создание презентаций, защита проектных и исследовательских работ, написание эссе.

Итоговый контроль – итоговое обсуждение (круглый стол).

Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся.

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

Личностные универсальные учебные действия

Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь

гражданская идентичность, этническая принадлежность

сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь

1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Собеседование наблюдение

Уровень внутренней позиции учащегося

Развитие мотива учебной деятельности

сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо),

5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый),

8-10 высокий уровень (устойчивая мотивация)

Наблюдение, анкетирование

Нравственно-этическая ориентация

Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор

Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки,

5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им,

8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности

Анкетирование

Собеседование

наблюдение

Регулятивные УУД

Целеполагание  

Постановка  учебной задачи

Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно

1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем,

5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое,

8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи

Решение учебных задач

умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

соотнесение собственных действия с поставленными учебными задачами

1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,

8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий

наблюдение

умение планировать и корректировать свою учебную деятельность

Определение  последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления.

1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем,

5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы,

8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности.

Наблюдение

Познавательные УУД

Работа с информацией

умение осуществлять информационный поиск

Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников

1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию,

5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач,

8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

Наблюдение

Развитие логического мышления

способность к осуществлению логических операций

Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д.

1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии

5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать логически рассуждать с помощью учителя

8-10- высокий - строит логическое рассуждение, устанавливает причинно ­следственные связи

Наблюдение,

тестирование

Коммуникативные УУД

Адекватная оценка учебной деятельности

Степень адекватного оценивания результатов своей работы

сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы

1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство вопросов, переоценивает качество своей работы

5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем,

8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает деятельность

Анкетирование наблюдение

Умение  сотрудничать

Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем

сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других,

5-7 – средний уровень– умеет работать в малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других,

8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность

Наблюдение

Мониторинг образовательных достижений учащихся (уровень метапредметных результатов и социального опыта учащегося).

  1. Морально-этическая ориентация: уровень формирования этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие толерантности.
  2. Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций.
  3. Умение слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  4. Степень мотивации к творческому труду.
  5. Уровень саморазвития творческого и интеллектуального потенциала.
  6. Уровень развития умений публичного выступления.
  7. Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  8. Уровень развития стремления к новым видам деятельности (участие в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности, КТД).
  9. Уровень формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  10. Уровень формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Мониторинг составляется на основе оценки тестовых конкурсных и проектных работ.

Учебно-тематический планирование раздела «Место человека в социуме»

№ п\п

Наименование темы

1 модуль – базовый, (1-й год обучения)

2 модуль – углубленный (2-й год обучения)

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

  1. 1.

Человек существо биосоциальное

2

-

-

2

-

1

1

2

  1. -

Потребности человека

2

-

-

2

1

1

-

2

Деятельность человека

2

2

-

4

-

1

1

2

Общение. Коммуникативные навыки.

2

-

-

4

-

1

1

2

Мораль. Нравственные нормы.

2

2

-

4

-

2

1

3

Межличностные отношения.

2

2

-

4

-

1

1

2

ПОУ по теме «Место человека в социуме»

-

-

2

2

-

2

1

3

Итого:

13

7

-

22

1

9

6

16

Учебно-тематическое планирование раздела «Социальное и культурное пространство современного общества»

№ п\п

Наименование темы

1 модуль – базовый, (1-й год обучения)

2 модуль – углубленный (2-й год обучения)

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

  1. 1.

Понятие «Социальные отношения»

1

1

-

2

-

2

-

2

  1. -

Проблемы социальной сферы жизнедеятельности общества

1

1

-

2

-

2

-

2

Актуальные проблемы современного образования

1

1

-

2

2

2

-

4

Кем быть? Дискуссия о роли и статусе человека в обществе.

1

1

-

2

-

2

2

4

Социальная мобильность, социальные статусы и роли

2

-

-

2

1

2

-

3

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1

1

-

2

-

2

-

2

Самореализация подростков.

1

1

-

2

-

2

1

3

Конфликты и пути их преодоления

1

1

-

2

-

2

-

2

Право с современной жизни общества

2

-

-

1

2

2

-

4

Правовой статус несовершеннолетних

1

1

-

2

2

2

-

4

Итого:

12

8

-

20

7

20

3

30

Учебно-тематическое планирование раздела «Политическая культура»

№ п\п

Наименование темы

1 модуль (1-й год обучения)

2 модуль (2-й год обучения)

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

  1. 1.

Роль политики в жизни общества.

2

-

-

2

1

2

-

3

  1. -

Государство, его признаки.

1

1

-

2

-

2

-

2

Формы государства.

2

-

-

2

-

2

-

2

Государственная символика.

2

-

-

2

2

2

-

4

Политическая система РФ

2

-

-

2

-

2

-

2

 Гражданин РФ. Права и обязанности.

2

-

-

2

1

1

-

2

Гражданское общество

2

-

-

2

-

1

-

1

Разделение властей: законодательная, исполнительная и судебная власть

2

-

-

2

1

1

-

2

Дебаты «Более строгие приговоры снизят уровень преступности»

-

2

-

2

-

1

1

2

Участие в политической жизни человека.

2

-

-

2

-

2

-

2

ПОУ по тем е «Политическая культура»

-

-

2

2

-

-

2

2

Итого:

17

3

2

22

5

17

3

24

Учено-тематическое планирование раздела «Правовая культура»

№ п\п

Наименование темы

1 модуль (1-й год обучения)

2 модуль (2-й год обучения)

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

  1. 1.

Право с системе социальных норм.

1

1

-

2

-

2

-

2

  1. -

Основной закон государства. Конституция РФ.

1

1

-

2

2

2

-

4

Права и обязанности граждан.

2

-

2

-

2

2

4

Права ребенка.

-

2

-

2

1

2

-

3

Международные документы о правах

2

-

-

4

2

2

-

4

Государственная символика РФ.

2

-

-

2

2

2

-

4

 Нормы права.

1

1

-

2

-

2

-

2

Отрасли права.

1

1

-

2

-

2

2

4

Ответственность несовершеннолетних.

1

1

-

2

1

2

-

3

Правонарушения подростков.

-

2

-

2

-

2

-

2

ПОУ по теме «Правовая культура»

-

-

2

2

-

2

2

4

Итого:

11

9

2

22

8

22

6

36

Учебно-тематическое планирование раздела «Экономическая культура»

№ п\п

Наименование темы

1 модуль (1-й год обучения)

2 модуль (2-й год обучения)

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

  1. 1.

Понятие экономики

2

-

-

2

1

1

-

2

  1. -

Основные экономические процессы

2

-

-

2

-

1

-

1

Что такое бизнес?

2

-

-

2

-

1

-

1

Затраты производства

2

-

-

2

1

1

-

2

Факторы производства ресурсы.

2

-

-

2

1

1

-

2

Дискуссия «Проблема ограниченности ресурсов»

-

2

-

2

-

2

-

2

Государственный и семейный бюджеты

1

1

-

2

-

1

-

1

Собственность: виды и формы

2

-

-

2

-

1

-

1

Спрос и предложение в экономике

2

-

-

2

-

1

1

2

ПОУ по тем е «Человек и экономика»

-

-

2

2

-

-

2

2

Итого:

15

3

2

20

4

9

3

16

Учебно-тематическое планирование по разделу «Глобальные проблемы современности»

№ п\п

Наименование темы

1модуль (1-й год обучения)

2 модуль (2-й год обучения)

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

  1. 1.

Понятие глобальной проблемы

2

-

-

2

1

1

-

2

  1. -

Виды глобальных проблем современности

1

1

-

2

-

1

-

1

Экологическая проблема

-

2

-

2

-

1

-

1

Проблема мира и войны

2

-

-

2

-

1

-

1

Пути решения глобальных проблем

2

-

-

2

-

2

-

2

Что такое «Глобализация?»

2

-

-

2

-

1

-

1

Дискуссия «Глобализация: благо или зло?»

-

2

-

2

-

2

-

2

Итого:

9

5

-

14

1

9

-

10

Учебно-тематическое планирование раздела «Юный эколог»

№ п\п

Наименование темы

1 модуль (1-й год обучения)

2 модуль (2-й год обучения)

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1.

  1. Учись быть здоровым. Простейшие уроки жизни.

-

2

-

2

-

1

1

2

2.  

Изучаем способы охраны природы

-

2

-

2

-

-

-

0

3.    

Экологическая акция «Зеленый двор»

-

1

1

2

-

2

-

2

4.

Окружающая среда и здоровье человека.

-

1

1

2

-

1

-

1

5.

Человек в созданной им среде

-

2

-

2

-

1

-

1

6.

Вопросы задает природа

-

1

1

2

-

1

-

1

7.

Хочу стать экологом-инструктором

-

2

-

2

-

2

-

2

8.

Экологическая акция «Чистый двор»

-

2

-

2

-

1

-

1

9.

Деловые игры

-

2

-

2

-

2

-

2

Итого:

1

14

3

18

-

11

1

12

Средства контроля.

Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем оценивания следующих критериев (параметров):

1. активность на занятиях;

2.  работа  по  предложенным  вопросам  в  рамках  дискуссий  (низкий  уровень освоения программы);

3.  формулирование  вопросов  к  заданной  теме  дискуссии  (средний  уровень освоения программы);

4.  формулирование  темы  и  вопросов  для  заседания  Дискуссионного  клуба, участие  в  проектной  работе  на  базе  тем  ДК  (высокий  уровень  освоения программы)

Формы    контроля    -    фронтальный,    групповой,    индивидуальный, комбинированный, самоконтроль, взаимоконтроль.

     

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Печатные пособия.

  1. Автономов В.С.  Введение в экономику.  Учебник для 10, 11 кл.  М., «Вита-Пресс», 2006
  1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание: Учебник для 10-11 классов. М., «Просвещение», 2012
  2. Буйлова Л.Н.,   Клёнова, Н.В.   Дополнительное   образование   в современной школе [Текст] Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова. - М.: Сентябрь, 2005г. – 192 с.

Быкадорова А.А. Программа внеурочной деятельности по социальной направленности «Я и общество», Ростов, 2019

  1. Голуб, Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики [Текст] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова // Школьные технологии. 2005. - №1. - С.181-195

Технические средства:

  • Аудиоколонки колонки.
  • Видеопроектор.
  • Персональный компьютер.
  • Принтер.
  • Экран.


Используемая литература.

     Для педагогов:

  1. Боголюбов Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики [Текст] / Л. Н. Боголюбов ; Федеральное гос. науч. учреждение "Ин-т содержания и методов обучения" Российской акад. образования. - Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2013. - 253 с.; ISBN 978-5-905988-81-3.
  2. Майерс Д.  Социальная психология [Текст] / Дэвид Майерс ; [пер. с англ. З. Замчук]. - 7-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2011. - 793 с. : ил., табл.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-4237-0138-3
  3. Григорович, Л. А.
    Педагогика и психология : учебное пособие для студентов вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - Москва : Гардарики, 2001. - 475 с. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 5-8279-0096-4
  4. Исаев Б. А. Социология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 040201 "Социология" и другим гуманитарным специальностям / Б. А. Исаев. - Москва [и др.] : Питер, 2007 (СПб. : Правда 1906). - 224 с. : табл.; 21 см. - (Краткий курс).; ISBN 5-91180-056-X.
  5. Ромашина Н. Ф. Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию. 5-10 классы : (классные часы, проекты, диспуты, игры, тесты, викторины, литературно-музыкальные композиции, олимпиада по международному гуманитарному праву) : [беседы, диспуты, классные часы, викторины, игры, проекты] / Н. Ф. Ромашина. - Москва : Глобус, 2008. - 191 с. : табл.; 21 см. - (Воспитательная работа).; ISBN 978-5-9928-0017-3 
  6. Турик  Л. А.  Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология [Текст] : [учебное пособие] / Л. А. Турик. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 188, [1] с. : табл.; 21 см. - (Педагогическое образование).; ISBN 978-5-222-19092-0 (в пер.)

      Для учеников:

1.Как вернуть России звание самой читающей страны в мире? // Аргументы и факты. – 2011 – 13 окт.

 2.  Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2013. – 368 с.       

3.      Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вальчинская, А.В. Чагина. – изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 190 с.
Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вальчинская, А.В. Чагина. – изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 190 с.


Для родителей:

  1.  Казанская, В. Г. Подросток: социальная адаптация: Книга для психологов, педагогов и родителей / В. Г. Казанская. — СПб., 2011.
  2.  Кара-Мурза, С. Г. Кризисное обществоведение. Часть первая : курс лекций / С. Г. Кара-Мурза. — М.: Научный эксперт, 2011.
  3. Соболева, О. Б. Использование личного социального опыта учащихся при изучении обществоведения / О. Б. Соболева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2004. — №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...