Опыт работы по теме самообразования:"Развитие связной речи дошкольников старшего возраста посредством театрально - игровой деятельности"
проект

Шилкина Евгения Алексеевна

Проект по теме  самообразования:"Развитие связной речи дошкольников старшего возраста посредством театрально-игровой деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №42 «Сказка»

п. Каменоломни

Проект в рамках темы самообразования:

"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрально- игровой деятельности"

                                                      подготовила: воспитатель Шилкина Е.А.

                                           п.Каменоломни 2023г

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством  театрально - игровой деятельности

Пояснительная записка

       Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.      Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых норм, т. е овладением грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

       Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, высокий уровень развития связной речи является непременным условием для написания изложений и сочинений.

         Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту

дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте ». 

Актуальность

     К сожалению, в современном мире, всѐ чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. В следствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с  несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

       

       Выбор темы актуален и  обусловлен тем, что у детей  слабо развита связная речь, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать  рассказы. Поэтому мною была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

      На основании актуальности мною был разработан проект для детей 5-6 лет

Тема проекта: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников.

Срок реализации –долгосрочный (сентябрь 2022 - май 2023 год)

Возраст детей: 5 – 6 лет

Разработал: воспитатель группы «Семицветик» МБДОУ Детский сад № 42 "Сказка"поселок Каменоломни: Шилкина Е.А.

Вид проекта: групповой

Новизна:Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Цель проекта:

Формирование связной монологической и диалогической речи дошкольников посредством театрально - игровой  деятельности в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде  группы.

Задачи проекта:

  1. Изучить имеющийся опыт по развитию речи старших дошкольников с помощью театрализованной деятельности;
  2. Развивать сенсорное, слуховое, моторно-двигательное внимание детей.  Наблюдательность, фантазию, музыкальность, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, выразительность движений, посредством театрализованной деятельности.
  3. Способствовать повышению познавательного интереса у детей; развитию восприятия, памяти, мышления, речи (интонационная выразительность речи, монологическая и диалогическая речь, связность речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи), творческого воображения;
  4. Определить систему развивающего взаимодействия по проблеме с детьми и их родителями в рамках проекта;
  5. Создание и совершенствование развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.

Ожидаемый результат:

- повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.

- позитивное взаимодействие детей в коллективе;

- раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;

- целостное воздействие на речевую систему;

- речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.

Этапы проекта:

1.Организационный

       Мною была проведена педагогическая диагностика речевого развития детей на начало учебного года. В основе диагностики лежит система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей.Достижения детей оцениваются путем наблюдений, бесед, создания педагогических ситуаций, бесед с родителями, что представляет собой низкоформализованные методы оценки.

       Диагностика проводится по листам оценки, соответствующим возрастной группе, которую посещает ребенок. Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит уровень «высокий». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится оценка «средний». Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослым, ни в самостоятельной деятельности), ставится оценка «низкий».

 В ходе диагностики оценивались следующие показатели речевого развития ребенка.

1) Инициативен в общении со всеми взрослыми, свободно ведѐт диалог со сверстниками и взрослыми.

2) Поддерживает тему разговора, возникшего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на разные темы.

 3) Свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, грамматически правильно строит сложные предложения.

 4) Проявляет интерес к книгам, знает наизусть несколько стихотворений. Передаѐт содержание сказок, небольших рассказов, использует образные выражения.

5) По собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи (из телепередач, книг).

6) Выражает свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет формами вежливости.

 7) Стремится грамматически правильно строить высказывания.

 8) Рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с рифмой.

9) Может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам), по набору игрушек.

В обследовании приняли участие 25 детей.

Высокий уровень развития связной речи у 5 детей, что составляет 20%. Дети правильно формулируют основную мысль произведения, умеют точно и последовательно строить описательный рассказ по картинкам, используют в речи простые и распространенные предложения, используют  существительные, обозначающие название предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия героев; предлоги, употребляемые в речи.

Средний уровень развития связной речи у 13 детей, что составляет 52 %.

Дети могут выразить основную мысль произведения. Последовательно, логично, связно пересказывают сказку, но при этом присутствует небольшое количество подсказок воспитателя. В своей речи больше всего используют существительные и глаголы. 28 % детей показали низкий уровень речевого развития. Эти дети малоактивны и в общении с детьми и педагогом, редко пользуется формами речевого этикета, испытывают затруднения в последовательном изложении своих мыслей, не точно передают содержание услышанного, словарь детей скуден, не умеют задавать и отвечать на вопросы, не всегда завершают диалог.(Приложение 1)

    Данные результаты побудили меня искать технологии, способствующие развитию связной речи детей. Также было проведено анкетирование родителей по теме «Развитие речи в семье».

      В анкетировании приняло участие 25 родителей воспитанников. (Приложение 2)

      Исходя из итогов анкетирования, сделан вывод о том, что родители в большинстве своѐм не знают, как правильно развивать речь детей, какие методы и средства необходимо использовать.

2.Практический

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1.Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом , 2007

2.Гербова В.В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009

3.Антипина А.Е. «театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003

4.Интернет ресурсы.

5.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию)

Работа с детьми

Сентябрь

Беседа: "Что такое театр"( Приложение 3)

Октябрь

Беседа - диалог :"Театральные профессии" (Приложение 4)

Ноябрь

Загадки о театре:"Отгадайте без оглядки театральные загадки"(Приложение 5)

Отгадывание загадок

Декабрь

Игровые упражнения на развитие артикуляционного    аппарата. (Приложение № 6)

Выполнение упражнений

Январь

Ритмопластика (Приложение № 7)

Выполнение движений с музыкальным сопровождением

Февраль

Выразительно читать стихотворный текст; умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией. Ролевой диалог героев сказки "Кот,петух и лиса".

Русская народная сказка «Кот,петух и лиса".

Март

 Разыгрывание мимических этюдов и театральных этюдов. Развивать творческое воображение через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой)

Картотека: 

«Мимические упражнения Театральных этюдов»

Апрель

Работа над выразительностью интонировать голоса героев сказки.

Показ на фланолеграфе сказок « теремок»,«репка », «Курочка ряба» и  «Колобок»

Май

Работа над образом, ролью. Упражнения на развитие дикции, эмоциональности.

Инсценировка сказкиПоказ сказки «Маша и медведь»  

Май

Викторина по сказкам К. И. Чуковского

(Приложение 9)

Упражнение "Расскажи сказку"

В течении года

Психогимнастика  - игры, упражнения, этюды по проживанию

эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста

(Приложение 8)

Работа с семьей

Сентябрь

Предложение родителям – посещение театра.

 Беседа  «Как поддержать у детей интерес к театру»

Ноябрь

Консультация « Роль театрализованной деятельности в развтии речи дощкольников"

Подбор консультаций по данной теме.

Декабрь

Подготовка к новогоднему утреннику

Изготовление атрибутов к празднику.

Новогодний утренник.

Январь

Рассказ  родителям об особенностях  настольного театра.

Изготовление атрибутов  (трафареты, настольный театр)

Февраль

Консультация для родителей

«Приобщение детей к театральному искусству»

Совместная работа с родителями по оснащению картотеки аудиозаписей русских народных сказок

Апрель

 Флешмоб "Сказка рядом"

Изготовление атрибутов масок и костюмов.

Май

Диагностика  развития речи детей старшего дошкольного возраста (гр."Семицветик") на конец 2023 учебного года (Приложение 10)

1.Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. 

 2.Фотоотчет для родителей о проделанной работе с детьми .

Выступление на педсовете.

3.Итоговый (мониторинг выполнения задач проекта):

1.Работа над проектом способствовала развитию творческих начал и умственных        способностей, целеустремленности, настойчивости, преодолению трудностей в эмоционально-волевой сфере;
2. Развились способности к импровизации в создании образа, умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова,жесты,мимику,движения);
3. Повысился уровень выразительности речи, владения голосом, телом, пластикой        движений;
4. Работа по развитию детского творчества помогла сформировать умение подчинять средства, способы собственному замыслу, поставленной задаче, дети овладели умением давать мотивированную оценку результатам;
5. Повысился уровень социальной компетентности. Дети научились свободно общаться со сверстниками и взрослыми, свободно задавать интересующие вопросы, чувствовать себя полноправными участниками данного проекта. 6.Проектный метод активно формировал навыки сотрудничества педагогов с родителями, и, что немаловажно,  улучшил  и разнообразил отношения детей с родителями.Технология проектирования мотивировала наших детей стать активными участниками воспитательного процесса, а это, несомненно, едет к разностороннему развитию детей.

Заключение:Благодаря проделанной работе дети стали активнее и сознательнее  пользоваться языковыми средствами при  передаче своих мыслей в разных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появилась любознательная активность к самостоятельному познанию, размышлению.

Непременно в ходе реализации проекта у детей   появится эмоциональный подъем,  проявятся позитивные качества характера (находчивость, взаимоподдержка, смелость, умения сопереживать, поддерживать, приходить  усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"

отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН...

Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

  В настоящее время в дошкольных учреждениях отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. В связи с этим формируются логопедические группы с ...

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности»

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.Театрализованная деятельность...

Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста...

План работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»

Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....

План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством театрально - игровой деятельности"

План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством театрально - игровой деятельности"...