Программа внеурочной деятельности Разноцветные фантазии
методическая разработка

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. Кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др. Знакомясь с материалами, техникой и способами рисования дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

 Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гнездовская средняя школа Смоленского района Смоленской области

Согласовано                                                                                                                                      Утверждаю:

Зам. директора                                                                                                                     Директор школы:                    

                                                                                                           Приказ №

                                                                                                                                                 

Принята решением педагогического совета школы                                                                                 Протокол №

Рабочая программа

объединения внеурочной деятельности

«Разноцветные фантазии»

                                             

  Руководитель:

Рыбченко В.В.

2022 - 2023 уч. год.             

Пояснительная записка

 Формирование творческой личности ребёнка - одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство - изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

 Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. Кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др. Знакомясь с материалами, техникой и способами рисования дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

 Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на  приобщение детей к творчеству через искусство. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

 Все занятия в разработанной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе: развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.

Цель программы - создание условий образовательного пространства, способствующего проявлению задатков, творчества обучающихся через изобразительное искусство. Воспитание творческой личности, способной реализовать свой потенциал нетрадиционными средствами изобразительного искусства.

Задачи программы:

- познакомить детей с возможностями изобразительного и декоративно-прикладного искусства как средства выражения чувств и отношений к окружающему миру;

- научить восприятию и отображения цвета и формы предметов;

- сформировать представление о различных техниках художественного творчества;

- освоить различные виды нетрадиционной художественной деятельности (тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск различными предметами, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, техника «пуантуризма», рисование по редьефной поферхности, техника рисования по «мокрому», чёрно-белый граттаж, цветной граттаж и множество других).

- воспитывать художественный вкус, умение понимать цветовые сочетания;

- формировать творческую направленность личности;

- развивать творческий потенциал детей средствами изобразительного искусства;

- воспитывать любовь к искусству;

- развить способность цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии;

- обучить разнообразным изобразительным приемам.

 Программа разработана для обучающихся 2- 3 классов.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, 34 часа в год во втором классе, 34 часа в год во 3 классе.

Место проведения занятий – классная комната. Курс не требует от детей специальной предварительной подготовки.

Формы занятий:

- беседы,

- выставки,  

- практические занятия.

Результаты освоения курса

Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

- понимание чувств других людей, сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- различать способ и результат действия;

- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Прогнозируемые результаты:

Закончив обучение в кружке учащиеся должны

ЗНАТЬ:

1) разные приёмы рисования;

2) Гжель, Жёстово, законы составления орнамента;

3) понятие «стилизация»;

4) нетрадиционные техники рисования;

5) воздушную и линейную перспективу.

УМЕТЬ:

1) работать в различной технике рисования;

2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;

3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;

4) творчески подходить к выполнению работы. 

Учебный план 2 класс

Раздел программы

Количество часов

Целевые ориентиры. Деятельность учителя с учетом рабочей программы

1

Вводное занятие

1

Воспитывать стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве

2

Тактильное рисование

4

Учить воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей

3

Использование дополнительных средств выразительности

10

Развивать познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании

4

Новый способ использования привычных инструментов рисования

14

Прививать первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта

5

Смешение техник

5

Прививать уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление

Учебный план 3 класс

Раздел программы

Количество часов

Целевые ориентиры. Деятельность учителя с учетом рабочей программы

1

Вводное занятие

1

Прививать первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта

2

Тактильное рисование

3

Развивать познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании

3

Использование дополнительных средств выразительности

6

Развивать активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке

4

Новый способ использования привычных инструментов рисования

8

Воспитывать любовь и бережноне отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе и живым существам

5.

Правополушарное рисование

8

Прививать уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление

5

Смешение техник

8

Воспитание стремления к самовыражению в разных видах художественной деятельности

Содержание учебного плана

2 класс

  1. Вводное занятие (1 час). Понятие нетрадиционной техники рисования. Методы и приемы рисования. Виды материалов нетрадиционной техники рисования. Техника безапасности.
  2. Тактильное рисование (4 часа).  Рисование в технике пуантилизма. Портрет в моей ладошке. Ладонь, как способ нанесения изображения. Пластилиновая живопись.
  3. Использование дополнительных средств выразительности (10 часов). Рисование по рельефной поверхности. Рисование ватной палочкой. Кляксография. Рисование ребром картона и смятым листом бумаги. Ниткография.
  4. Новый способ использования привычных инструментов рисования ( 14 часов). Цветные карандаши: красный, синий, жёлтый. Смешение цветов. Способы растушовки. Трафареты, линейка и скотч. Стержень сложной формы. Смешение цветов. Штриховка и тонировка фломастерами. Восковые мелки и акварель. Гуашь. Кисть для клея. Знакомая форма – новый образ. Рисуем узор подручными средствами: резинка, пробка, по мокрому или по влажному. Монотипия
  5. Смешение техник ( 5 часов ). Рисунки детей в известных им техниках. Групповая работа. «Я – юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка.

3 класс

  1. Вводное занятие (1час).
  2. Тактильное рисование ( 3 часа). Поверхность мазков. Чёрно – белый граттаж. Цветной граттаж. Соль в акварели.
  3. Использование дополнительных средств выразительности. (6 часов).  Рисуем по рельефной поверхности. Рисуем ватной палочкой. Кляксография с трубочкой. Рисование ребром картона. Ниткография.
  4. Новый способ использования привычных инструментов рисования (8 часов).  Штампы, способы нанесения оттиска луковицей. Гуашь. Рисование на цветной бумаге жёсткой кистью. Акварель. Способы нанесения оттиска, штампы. Штампы, рисование на цветной бумаге. Создание рисунка способом выдавливания.
  5. Правополушарное рисование (8часов). Рисунок в технике медитации. Узнавание героя по контуру. Рисунок в технике аэрографии. Приём рисования по сырому, или равномерно окрашенному. Печатанье рисунков водяными кляксами.
  6. Смешение техник ( 8 часов). Рисунки детей в известных им техниках. Групповая работа. «Я – юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка.

Календарно-тематическое планирование 2 класс

Тема занятия

Количество часов

Дата

Вводное занятие (1 час)

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Ознакомление с работой кружка

1

Тактильное рисование ( 4 часа)

2.

Чем и как работает художник. «Волшебные краски». Смешивание красок.

1

3

Ладонь как способ нанесения изображения

1

4.

Портрет в моей ладошке

1

5.

Рисование ладошками. Лебеди

1

Использование дополнительных средств выразительности (10 часов)

6.

Техника «пуантолизм»

1

7.

Рисование акварелью. Паутинка

1

8.

Техника набрызг. Полет бабочек

1

9.

Техника многослойный набрызг

1

10.

Техника многослойный набрызг, «Дерево в осеннем наряде»

1

11.

Кляксография трубочкой

1

12.

Кляксография «Узоры на окнах»

1

13.

Чувство цвета. Рисуем ватной палочкой

1

14.

Рисование ребром картона и смятым листом бумаги.

1

15.

Рисование ребром картона и смятым листом бумаги.

1

16.

Ниткография

1

Новый способ использования привычных инструментов рисования ( 14 часов)

17.

Набрызгивание. Гуашь и цветная бумага. Рисуем созвездия

1

18.

Набрызгивание. Открытие белого. Берёзовая роща.

1

19.

Свеча плюс акварель. Зимние узоры.

1

20.

Восковые мелки и акварель. Игрушки для елочки.

1

21.

Монотипия. Волшебные цветы и бабочки.

1

22.

Монотипия предметная. Китайская ваза.

1

23.

Монотипия пейзажная. Вид на реку.

1

24.

Гуашь. Кисть для клея. Сухая кисть и пушистая поверхность.

1

25.

Волшебные предметы вокруг нас. Знакомая форма – новый образ.

1

26.

Знакомая форма – новый образ. Чудо-ножницы

1

27.

Пластилиновая живопись.

1

28.

Рисуем узор подручными средствами: резинка, пробка, палочка…

1

29.

Рисуем узор подручными средствами

1

30.

Штриховка и тонировка фломастерами. Трафареты

1

Смешение техник ( 5 часов )

31.

Самостоятельный выбор техник рисования для создания рисунка

1

32.

Самостоятельный выбор техник рисования для создания рисунка.Я рисую сам.

1

33.

Коллективная работа.

1

34.

Подведение итогов. Выставка работ.

1

Календарно-тематическое планирование 3 класс

Тема занятия

Количество часов

Дата

Вводное занятие (1 час)

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Ознакомление с работой кружка

1

Тактильное рисование ( 3 часа)

2.

«Город мастеров» - работа в технике граттаж.

1

3.

Овладение техникой граттаж (чёрно-белый граттаж).

1

4.

Цветной граттаж. Космические дали.

1

Использование дополнительных средств выразительности (6часов)

5.

Рисовать-это просто.

1

6.

Кляксография обычная. Рисование природы.

1

7.

Кляксография трубочкой.

1

8.

Рисуем ватной палочкой. «Пушистики»

1

9.

Рисование ребром картона и смятым листом бумаги.

1

10.

Замысловатые узоры. Ниткография.

1

Новый способ использования привычных инструментов рисования (8 часов)

11.

Штампы, рисование на цветной бумаге.

1

12.

Узор и орнамент. Создание своего орнамента штампами.

1

13.

Гуашь. Рисование на цветной бумаге жёсткой кистью.

1

14.

Рисование на цветной бумаге жёсткой кистью. «Чудо-цветы»

1

15.

Акварель. Способы нанесения оттиска, штампы.

1

16.

Акварель. Художественный приём «заливка». Рисование неба.

1

17.

Приём рисования по сырому, или равномерно окрашенному.

1

18.

Создание рисунка способом выдавливания.

1

Правополушарное рисование (8часов)

19.

Рисовать это просто. Рисунок в технике медитации.

1

20.

Узнавание героя по контуру. Рисунок в технике медитации.

1

21.

Рисунок в технике аэрографии. «Осенний букет»

1

22.

Рисунок в технике аэрографии. Герои комиксов.

1

23.

Создание рисунка способом выдавливания.

1

24.

Печать рисунка водяными кляксами.

1

25.

«В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.

1

26.

«В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.

1

Смешение техник (8 часов)

27.

Групповая работа. Смешение техник.

1

28.

Техника рисования «Свеча + акварель». Городской пейзаж

1

29.

Техника рисования плёнкой. Рисуем букеты.

1

30.

Использование техник: рисование плёнкой, восковыми мелками, аэрография. «Яблоня в цвету»

1

31.

Самостоятельный выбор техник рисования для создания рисунка

1

32.

Самостоятельный выбор техник рисования для создания рисунка

1

33.

Самостоятельный выбор техник рисования для создания рисунка

1

34.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

Список литературы:

1. М.Михейшина «Уроки рисования для младших школьников», 2005г.

2.А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе», 2007г.

3. О. Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.

4. О Шматова «Самоучитель по рисованию гуашью», 2007г.

5. О. Шматова «Самоучитель по рисованию цветными карандашами и фломастерами», 2007г.

6. Бэтти Эдвардс «Открой в себе художника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по декоративно – прикладному направлению «Бумажные фантазии»

  Программа "Бумажные фантазии", вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия" для учащихся 1-3 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия" разработана  на 4 года обучения для 5-8 классов, содержит КТП....

Программа по внеурочной деятельности "Разноцветное искусство" в 1 классе

Программа по внеурочной деятельности "Разноцветное искусство" для 1 класса. на 2017-2018 учебный год. Разработчик учитель Iквалификационной категории Потемкина Елена Леонидовна...

Программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"

процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-разви...