Конспект занятия «Узоры Северной Двины. Роспись блюда»
план-конспект

Елена Гурьевна Хотеенкова

Конспект занятия  «Узоры Северной Двины.  Роспись блюда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rospis_severa.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

  «Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленской области

Конспект занятия

«УЗОРЫ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ.

РОСПИСЬ БЛЮДА»

                                         

Разработала:

педагог дополнительного образования

Хотеенкова Е. Г.

т/о «Разноцветная сказка»

г. Ярцево

2020 год

Тема занятия: «Узоры  Северной  Двины. Роспись  блюда» 

Место проведения: МБУДО ЦДТ, каб. №11

Творческое объединение «Разноцветная сказка»

Год обучения: 2 год обучения

        Цель занятия: познакомить учащихся с народным промыслом России – Пермогорская роспись, сформировать навыки составления декоративной композиции, работы орнаментом без предварительного рисунка соблюдая цветовую гамму.

        Задачи:

 познакомить учащихся с Пермогорской росписью, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи;

развивать творческую активность, навыки работы с художественным материалом.

воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.

        Методы: демонстрация презентации, наглядных учебных пособий, практическая работа.

        Оборудование: Альбом, гуашевые краски, кисточки, непроливашка с водой, линейка, чёрный фломастер, простой карандаш. резинка.

        План урока:

1. Организационная часть.

2. Вступление

3. Обозначение темы урока, роспись туеса- последовательность выполнения задания с помощью презентации.

4. Самостоятельная работа учащихся.

5. Подведение итогов работы, выставка учащихся

6. Домашнее задание

Ход урока:

Теоретическая часть

Педагог: Немного  истории

        Край Русского Севера,  который питает маленькие  и большие притоки Северной  Двины, знаменит не только лесами, пушниной и полезными ископаемыми , но и своими умельцами - народными мастерами, способными при помощи нехитрых приспособлений вырезать .замечательные изделия из дерева - ковши, чаши, блюда люльки, санки, набирухи  хлебницы, бураки и жбаны, а затем расписать их красками ,причем  в каждой местности делали  это по-своему ,но везде одинаково хорошо. Искуствоведы потом описали различные центры народных промыслов и дали им названия: верхнеустюгская, пучугская,  ракуловская, борокская и некоторые другие школы росписи  .Но самой первой  в этом списке стоит пермогорская роспись, которая  на первом этапе считалась синонином северодвинской росписи.

        Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят корнями в древнерусское искусство. Многие композиционные приемы можно без труда отыскать в иконописи и книжной миниатюре. Подбор цветовой гаммы, техника исполнения и даже сами краски пермогорских росписей имеют много общего с  древнерусской миниатюрой.

        Материалы и инструменты:

  • Краски акриловые в наборе;
  • Блюдо или тарелка из пластика;
  • Интерьерная краска на основе акриловой;
  • Кисти беличьи или колонковые №1 №2 №6;
  • Простой карандаш, резинка;
  • Баночка с водой;
  • Мягкая тряпочка для снятия лишней краски с кисти;
  • Палитра.

        Цветовая палитра пермогорских мастеров

        Цветовая гамма с переходом на новые краски не изменилась,и как прежде,в основном, состоит из узоров красного цвета на белом фоне,поэтому   роспись часто называют –«белофонной» ,подчеркивая тем самым значение белого цвета.Желтый и зеленый цвета применяют как дополнительные, сопутствующие.Большое значение имеет рисунок с тонким контуром. Как правило, этот рисунок покрывает густым растительным узором всю поверхность предмета.

        Мотивы пермогорских мастеров

        Особый интерес в пермогорских росписях представляют сцены народного быта. Трудно отыскать предмет, на котором  бы не было какой –либо  сцены с  изображением деревенских посиделок, застолий катаний на лошадях или крестьянского труда. Подчеркнутой праздничностью обстановки ,яркостью красок народные художники старались не только подчеркнуть важность события, но мечтой о красивой жизни скрасить тяжелую повседневность.

Практическая часть

        Последовательность действий при росписи блюда

        Традиционная технология была трудоемкой и предпологала грунтование дерева при помощи мела,клея с последующим покрытием поверхности белой краской.Затем по высохшему белому фону  как по бумаге делался черный рисунок,а потом контур заполнялся цветом.Только в последние десятилетия существования промысла технология изменилась, и художники  пермогорья стали пользоваться клеевыми красками, пришедшеми на смену  яичным, которые с давних времен при менялись в русских художественных  промыслах.

        Прежде чем мы начнем расписывать блюдо, мы выберем  цвет для фона. Чаще всего он бывает белым иногда  молочным, бежевым. Возьмем  белую акриловую краску и добавим в нее  охру светлую в соотношении 1:5. Полученный тон наносим на поверхность блюда в два приема.

        Следующий  этап – нанесение карандашного контура. Рассмотрим рисунок  пермогорской росписи. В ее основе – гибкий  побег, или  гирлянда, состоящая из  трехлистных  и тюльпановидных цветов. В  любом растительном узоре  обязательно присутствует трехлистный или «трехлопастный» цветок, который назвали  так из-за широкого лепестка , состоящего как  бы из трех частей.  размером и формой лепестков, меняя сердцевину цветка можно достичь  огромного разнообразия. А еще подобные  стебли – побеги  сказочных растений  нередко встречаются на полях древних рукописных книг. Обращаем внимание на то, как побег проходит сквозь  трехлистник. Побег при необходимости  легко  раздваивается как в нижней, так и в верхней  части цветка, и на нем часто встречаются красные кружки-ягоды. Эти декоративные ягоды  играют очень  важную роль в развитии стебля  и, соответственно, в композиционном построении узора .Из них , как из семени , может вырасти побег любого размера и развиваться в любом направлении. Этот простой прием позволяет  легко останавливать рост гибкого  побега при помощи дорисовки мелких листочков и цветов.

        Приступаем к следующему  этапу росписи – заливке. При работе с акриловыми красками заливка производится в следующей последовательности: желтая краска, зеленая, затем красная.  При этом обязательно пользуемся палитрой. Разбавленной краской на подготовленную  поверхность наносим цветовые пятна кистью №2.

        На завершающем этапе выполняется обводка контура черной акриловой краской. Этот прием назвали «набируха». Для работы нам понадобится самая тонкая кисть №1. Начинаем вырисовывать  тонкие стебельки, травинки, завитки только после того, как высохнет «заливка».

     

Литература

1.Автор Г.Ю. Дорожин  «Узоры Северной Двины».Москва изд. «Мозаика синтез». 2007

2.Автор  Г. Блинов   «Чудо-кони,чудо-птицы».Москва изд.     «Детская литература».1977 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока на тему:"Приготовление сладких блюд".

Цели: Обучающая: проконтролировать степень усвоения основных умений навыков, изученных и сформулированных при изучении технологии приготовления сладких блюд. Развивающая: развивать у учащихся умени...

Конспект урока 5кл ФГОС. Второго поколения.«Блюда из яиц»

Ознакомить учащихся с мерами предосторожности при работе с яйцами. Ознакомить учащихся с питательными свойствами яиц. Сформировать у учащихся умение правильного приготовления блюд из яиц. Привива...

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология. «Блюда из яиц».

«Блюда из яиц». Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология...

План- конспект урока технологии по теме "ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД ИЗ ВАРЕНЫХ ОВОЩЕЙ. ТЕПЛОВАЯ ОБРАБОТКА ОВОЩЕЙ"

Разработка предназначена для учителей работающих по программе Н.И. Симоненко, с учащимися 5 класса....

Конспект -занятия : Узор "листочек". Плетение розы.

Плетение изделий из двух нитей....

Методическая разработка «Узоры Северной Двины. Роспись блюда»

Методическая разработка  «Узоры Северной Двины.  Роспись блюда»...