Роль хорового пения
статья

Зотова Наталия Николаевна

Хоровое пение детей — одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоничному развитию личности школьника. Именно этой теме посвящена статья "Роль хорового пения в процессе обучения в ДШИ".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_horovogo_peniya_2.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль хорового пения в процессе обучения в ДШИ

     Надеюсь, никого не нужно убеждать в том, что хоровой класс в музыкальной школе играет далеко не последнюю роль. Сольное и хоровое пение способствует развитию певческой культуры учащихся, воспитанию духовного мира, становлению мировоззрения, формированию будущей личности. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение; постигая мир музыкальных звуков, учатся слушать окружающий мир, выражать свои впечатления, своё отношение к нему.

     Пение, как активная исполнительская деятельность, способствует развитию индивида. Данный навык объединяет детей общим настроением, приучая к совместным действиям, к работе в коллективе; способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов. Пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, занятие вокалом является лучшей формой дыхательной гимнастики. Астматикам врачи советуют заниматься вокалом.

     Чем раньше ребёнок начал заниматься хоровым пением, тем лучше.

     Занимаясь в хоровой группе, дети часто чувствуют себя гораздо свободнее, раскованнее. То, что они не могут порой сделать в одиночку (из-за различных комплексов), вместе со своими сверстниками выполняют с удовольствием и даже с успехом. Так называемые "гудошники”, - ребята, не умеющие чисто петь, то есть те, у кого отсутствует на данном этапе координация между голосом и слухом, начинают очень быстро осваиваться в мире музыкальных звуков, приобретают элементарные навыки музицирования.

     Петь в хоре необходимо всем. Потому что умение петь помогает в игре на фортепиано, скрипке и других инструментах. А ещё я могу привести слова величайшего композитора и пианиста Роберта Шумана, который сказал: "Обязательно пойте в хоре. Особенно средние голоса. Это развивает слух!”. Надеюсь, комментарии излишне.

     Самое удивительное, что к хору относятся очень несерьезно, недооценивая значимость этого предмета. Очень много прекрасных специалистов пианистов, скрипачей не понимают или не хотят понять важность пения в хоре. Они считают, что занятия специальностью – это самое важное, умаляя при этом значимость хорового пения. Но ведь можно вспомнить и слова Козьмы Пруткова: "Специалист подобен флюсу. Полнота его одностороння”. Кому нужен "однобокий” специалист?

     Так что занятия хором несут в себе не только огромную пользу в развитии музыкальных навыков, но и несравненное эстетическое и воспитательное значение.

     Исключительно важное место хоровому пению придавал Р. Шуман в своих «Жизненных правилах для музыкантов», где указывал на необходимость живого, многостороннего музыкального обучения (8, с.80).

     Именно на сторону хорового пения как формы музыкальной деятельности обращал внимание известный дореволюционный методист А. Карасев: «Пению, по моему мнению, должно быть оказано преимущество перед другими искусствами, главным образом, потому, что при других искусствах народ является только пассивным слушателем и созерцателем; здесь же он имеет возможность проявить активное участие...» (17, с. 19)

     Хор - такой вид исполнительского коллектива, которому подвластно исполнение многоголосных произведений полифонического и гармонического склада. Вот почему можно утверждать, что хор дает возможность в полной мере развивать опорную музыкальную способность — гармонический слух, выступающий средством целостного познания произведений музыкальной классики и сочинений с современным стилем музыкального письма.

     В процессе хорового пения все музыкальные проявления ребят обнаруживаются более отчетливо и ясно, нежели при восприятии музыки. В ходе работы над произведением нечеткость музыкально-слуховых представлений тотчас же передается исполнению, влияя на точность воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка. То же можно сказать и о выразительности исполнения. Если понимание учащимися характера музыкального образа, средств выразительности исполняемого произведения еще недостаточно, если произведение не освоено эмоционально и технически, то и исполнение будет поверхностным, неглубоким. И наоборот - четкость, ясность представления исполнительской «сверхзадачи», общая музыкальная культура коллектива немедленно передается и исполнению. Оно становится осмысленным, ярким, художественно выразительным, подлинно музыкальным.

     Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. Из практики известно, что индивидуальное обучение музыке, когда преподаватель занимается с учеником «один на один», в какой-то мере сковывает учащегося, который отлично понимает, что все его музыкальные и человеческие проявления являются предметом наблюдения педагога в каждую минуту выполнения музыкального задания. Это осознание подчас весьма отрицательно сказывается на внешних проявлениях музыкального чувства ученика, которое ему как бы «неудобно» проявлять в присутствии взрослого человека — учителя. А в хоровом коллективе ребенок, подросток, юноша чаще всего не замечают момента, когда именно они являются объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.

     Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

     Д. Б. Кабалевский подчеркивает, что хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся на уроке. Под хоровой организацией он подразумевает создание обстановки, которая бы, с одной стороны, обеспечивала успешные занятия классного хора, а с другой - способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения, любви к этому виду исполнительской деятельности.

     Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

  • в коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;
  • участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;
  • работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;
  • хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;
  • в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него, и для остальных участников коллектива; в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные;
  • в хоровом, коллективном пении можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений учащихся, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с «верхушкой» группы, с ее лидером, определить, кто из ее членов авторитетен, а кто предпочитает подчиняться, какие мотивы определяют поведение «верховодов» и тех, кто участвует в жизни группы на другом статусном уровне;
  • в хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; заметим, кстати, что участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был, достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.

     Итак, хоровое пение детей — одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоничному развитию личности школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ"

Программа  "Хоровое пение"  разработана мной для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.При этом дети не только разного возраста, но и имеют раз...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ" (ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ)

Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей. ...

«Вокально-хоровая работа как средство возрождения традиция хорового пения: мой опыт работы», Славнецкая Л.В.

В своей работе, я всегда учитываю то, что учащиеся 1-6 классов любят петь. Они нуждаются в активной деятельности и творческом самопроявлении....

Роль хорового пения в процессе духовно-нравственного развития детей.

Что такое "духовно-нравственное воспитание", Как же духовно и нравственно воспитать ребёнка с помощью вокального искусства и в частности хорового пения?...

Роль хорового пения в процессе духовно-нравственного развития детей

Роль хорового пения в процессе духовно-нравственного развития детей...