Конспект занятия "Осенний пейзаж"
план-конспект

Кириченко Татьяна Владимировна

Конспект занятия "Осенний пейзаж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества им.  А. Гайдара»

Методическая разработка занятия по теме «Пейзаж. Природа в различное время года  (осенний, зимний, весенний пейзаж)» в образовательном объединении «Изобразительное искусство»

                                                                   Кириченко Т.В.

                                                                   Педагог дополнительного образования

                                                                   Высшая квалификационная категория

г. Арзамас 2023

Пояснительная записка.

Занятие проводится с детьми 2-го года обучения. Возраст детей 7 лет. На изучение данной темы отводится 8 часов. Данное занятие первое в изучении темы «Пейзаж. Природа в различное время года  (осенний, зимний, весенний пейзаж)».  Чтобы работа  получилась красивая и грамотно нарисованная, мы будем использовать полученные ранее знания, навыки и умения работы с красками и кистями, пространством на листе. Рисование за инструктором от простого к сложному ребятам уже тоже знакомо.

Тип учебного занятия.

Занятие комбинированное: актуализируется изученный ранее материал и изучается новый, выполняются задания на применение, закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков. Занятие- практикум.

Уровень сложности занятия

Занятие имеет достаточно высокий уровень сложности именно для этого возраста, много нового материала.

Тема: «Пейзаж. Природа в различное время года  (осенний, зимний, весенний пейзаж)»

Цель: создание осеннего пейзажа в технике гуашь.

Задачи:

Образовательные: познакомить с жанром изобразительного искусства «пейзаж», с историей его возникновения и видами, с правилами изображения ближнего и дальнего планов, законами перспективы, правилами составления уравновешенной композиции.

 Развивающие: развивать и закреплять навыки работы в технике живописи гуашью, работы кистью, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость на прекрасное, умение детей передавать свои чувства в своих работах.

Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, интерес к творчеству великих художников, эстетическое отношения к окружающему миру, художественный вкус, аккуратность, усидчивость.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя:

Репродукции картин великих художников с разными видами пейзажа: И. Левитан, И. Шишкин, Б. Кустодиев.

Краски гуашь, кисти, бумага формата А 4, баночка с водой.

Для обучающихся:

Бумага формата А4, краски гуашь, кисти, баночка с водой.

Методы проведения занятия:

- словесный  (познавательный рассказ, беседа, развернутое объяснение);

- наглядный  (демонстрация репродукций картин);

- практический (выполнение рисунка,);

- индивидуального подхода (оказание индивидуальной помощи учащимся)

Форма проведения занятий: комбинированное занятие в группе со следующими элементами: мини - лекция, практическая работа, совместная творческая работа, игра.

Примерный хронометраж занятия.

На изучение данной темы отводится  4 занятия (8 часов).

 Данное занятие первое, включает в себя два урока по 45 минут, перерыв 10 мин.

  1. Организационный этап- 1 мин
  2. Подготовительный этап-1 мин
  3. Этап усвоения новых знаний-15.мин
  4. Контрольный этап- 1 мин
  5. Динамическая пауза - 2 мин
  6. Этап закрепления нового материала в практической деятельности- 20 мин
  7. Контрольный этап- 5 мин
  8. Перерыв- 10 мин
  9. Практическая деятельность учащихся-20 мин
  10. Контрольный этап- 2 мин
  11. Динамическая пауза - 2 мин
  12. Практическая деятельность учащихся-13 мин
  13. Контрольный этап -5 мин
  14. Рефлексивный этап- 1 мин
  15. Итоговый этап- 2 мин

Ход урока.

1.Организационный этап.

-Здравствуйте ребята. Рада вас всех видеть на занятии. Давайте отметим кто присутствует (отметить отсутствующих). Проверим, все ли мы приготовили к уроку: альбом, простой карандаш, ластик, кисти, краски, баночка для воды.

2 Подготовительный этап. 

    Посмотрите пожалуйста на картины, это картины известных художников. Эти картины нарисованы самыми известными художниками и выставлены в самых лучших музеях мира. Художники не просто покрывают красками холст, они стараются передать свои чувства, мысли, переживания: радость, грусть, тревогу, ожидание. Они стараются в своих картинах передать эмоции. А что изображено на картинах?? Правильно, природа. Сегодня я бы хотела вас познакомить с новым для нас жанром изобразительного искусства «Пейзаж».

3.Этап усвоения новых знаний

Просмотр презентации «История развития пейзажной живописи» (Приложение 1)

4.Контрольный этап.

Вам понравилась презентация?

Как называется жанр изобразительного искусства, с которым мы сегодня познакомились?

Какие пейзажи бывают?

Что может быть изображено на пейзажах?

5. Динамическая пауза (Приложение 2)

6.Этап закрепления нового материала в практической деятельности.    Посмотрев работы великих мастеров пейзажа, вдохновившись красочностью и яркими образами природы, мы попробуем нарисовать свой. Ребята я вам сейчас прочитаю загадку, а отгадаем мы все вместе.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Совершенно верно - осень.

    И за окошком у нас осень. Листва на деревьях стала желтеть, всё чаще идёт дождик, а ветер так сильно дует, что листья, кружась, падают на траву. Осень - не всегда время увядания природы и вызывает чувство печали и тоски. Когда лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости и хорошее настроение. Послушайте стихотворение Ивана Бунина — Листопад: Стих

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой. Давайте посмотрим на картину Левитана «Золотая  осень» ).

Какие краски использует художник для изображения деревьев?

Какое настроение передает эта картина? Какое небо?

Оно всегда такое, или может быть другим?

Ребята, берем простые карандаши и альбомы располагаем вертикатьно и делаем набросок.

         Какую линию мы первой нарисуем на нашем листе? (линию горизонта)

что мы знаем об этой линии? (она отделяет небо и землю)

Нарисуем, где будет речка.

7.  Контрольный этап.

Отметить недостатки. Помочь исправить ошибки.

8. Перерыв 10 мин

9.Практическая деятельность учащихся.

Еще раз проверим рабочие места. Уберем все лишнее. Локоть и ладошка лежат на столе, кисточку держим за железную часть, только так у нас получатся красивые линии.

Рисуем фон.

Начинаем работать красками. Сначала нарисуем фон.

Как называются наши краски?

Что не любит гуашевая кваска?

Какие кисти мы возьмем , чтобы нарисовать фон?

Начинаем с неба. Очень аккуратно рисуем контуры, не выходим за края.

Переходим к земле. Посмотрите, что у нас изображено на земле. (Вблизи береза, вдали деревья и кусты)

Мы уже раньше знакомились с законами воздушной и линейной перспективы. Эти правила используют художники, чтобы передать, какие предметы ближе к нам, какие дальше.

У нас есть первый, второй и задний план. Что у нас изображено на первом плане?  (береза). Как мы ее будем рисовать? Как показать что она рядом с нами (рисуем большой и яркой и рисуем мы ее в последнюю очередь, прорисовывая все детали)? Как мы будем рисовать задний план? (Бледно, предметы маленькие) Как мы можем с помощью гуашевых красок показать, что предметы далеко (мы добавим белого цвета).

Берем кисти и рисуем вместе со мной.

10. Контрольный этап.

Обратить внимание на возможные ошибки:

- слишком много воды;

- не ровные, не аккуратные линии.

Исправление ошибок, помощь отстающим.

11. Динамическая пауза (Приложние2).

12. Практическая деятельность учащихся.

Передний план.

Переходим к первому плану. Его нам надо рисовать очень аккуратно. Особое внимание обратим на веточки у березы. Они тонкие. Мы уже умеем рисовать тонкие линии. Напомните пожалуйста, как мы это делаем( без нажима, самым кончиком, краски берем не много)

13. Контрольный этап.

Исправление ошибок. Помощь отстающим.

14. Рефлексивный этап.

Ребята. Наше занятие подходит к концу.

Вы узнали сегодня для себя что то новое и интересное?

Сегодня на занятии мы с вами нарисовали такую красивую осень, познакомились с новым жанром изобразительного искусства, узнали историю его создания, каким он бывает,

15. Итоговый этап.

Давайте посмотрим какие работы у нас получились. Вы как всегда большие молодцы. Очень постарались, и получился вот такой прекрасный пейзаж, как у настоящих художников. Теперь наша коллекция картин пополнилась еще на одну,

Если кто то не успел, нужно дать рекомендации, чтобы ребенок доделал дома.

Я хочу вам сказать большое спасибо за работу. Вы еще маленькие художники, но уже большие молодцы. Жду вас на следующее занятие с хорошим настроением.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Курочкина П.И. Знакомство с пейзажной живописью. С. - П. детствопресса, 2000г.

2. Манин В.С.: Русский пейзаж. - М.: Белый город, 2001г.

3. Стасевич В.Н.: Пейзаж. Картина и действительность. - М.: Просвещение,

1988г.

4. Смирнов Г.Б.: Рисунок и живопись пейзажа. - М.: Просвещение, 1975г.

5. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М.: Галактика, 1992г.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1990г.

7. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей. -

М., Просвещение, 1996г.

8. Визер В.В.: Живописная грамота. Основы пейзажа. - СПб.: Питер, 2007г.

9. Как нарисовать закат? https://www.youtube.com/watch?v=sa9k06o463A.

10. Как нарисовать Осенний пейзаж

https://yandex.ru/collections/card/5ded46b7d497a8108c7f371a/

11.Монотипия Осень https://ok.ru/videoembed/180127073666?autoplay=1&ya=1

12. Б. ДЕХТЕРЕВ, народный художник РСФСР, лауреат Государственной

премии СССР. Что такое книжная иллюстрация.

https://ru.wikipedia.org/

13. Книжная иллюстрация как жанр графического искусства

https://www.sites.google.com/site/virtualmuzej/kniznaa-illustracia-kak-zanrgraficeskogo-iskustva.

14. Стихи о природе

Приложение 2

Динамические паузы

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока№8 - 3четверть, 5 класс "Картины природы в музыке. Музыкальные пейзажи"

Конспект урока №8 по теме 3 четверти за 5 класс  "Можем ли мы увидеть музыку?" (Взаимосвязь музыки и живописи)...

Конспект урока по ИЗО. Тема урока "Весенний пейзаж"

Конспект урока по ИЗО.Нетрадиционная техника рисования. Тема урока "Весенний пейзаж"...

Конспект урока "Пейзаж настроения" 6 класс

План-конспект урока 6 классТема раздела:  Человек и пространство. Пейзаж – 7 часов.Тема урока:  Пейзаж настроения. Природа и художник.Использование ИКТ на уроках изобразительного искусстваНа...

"Пейзаж в музыке", конспект урока в 5 классе.

конспект урока музыки в 5 кл....

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема: «Красота родной природы» - рисование по памяти и представлению пейзажа с ярко выраженной эмоциональной трактовкой

Данная разработка урока по теме "Красота родной природы " поможет  познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения пейзажа, сформировать навыки создания цветового единства изобр...

Конспект-урока "Пейзаж"

конспект урока....

Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс

Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс...