Методическая разработка Экскурсия «Как растения и животные готовятся к зиме»
методическая разработка

Методическая разработка и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_kak_rasteniya_i_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime.docx25.84 КБ
PDF icon ekskursiya.pdf2.48 МБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Веселовский центр творчества

Методическая разработка

Экскурсия

«Как растения и животные готовятся к зиме»

                                                                                                 

                                                                                             

                                                                                             Рыбалко Нина Антоновна –

                                                                                                педагог дополнительного

                                                                        образования

п.Веселый

2022 год

 Экскурсия в осенний лес 

 «Как растения и животные готовятся к зиме»

Цель: создать условия для познавательной и практической деятельности обучающихся.

Задачи:

 Образовательные: - познакомить детей с разнообразием деревьев в лесу, учить различать лиственные деревья и хвойные;

- расширить представления детей о диких животных, обитающих в лесах; о том, чем они питаются и как готовятся к зимней спячке;

 Развивающие: - развивать у детей умение выделять приметы осени,

-развивать логическое мышление, воображение, память.

Воспитательные: формировать умение у ребят видеть красоту природы,

воспитывать любовь к природе; закрепить правила поведения в лесу.

 Оборудование и материалы: выставка  рисунков ,раскрасок  на тему: « Осень -золотая» экран, презентация, магнитная доска, картинки и таблица с изображением осени, натуральные образцы плодов и семян лиственных , хвойных деревьев, кустарников ; ручная лупа, набор открыток «Перелетные птицы».

Ход занятия.

1.Организационный момент. Приветствие.

2.Звучит  музыка. Мелодия.

Основная часть.

Вводная беседа. Слайд№1

Педагог: Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают…

Какое это время года?

Дети: Осень.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в  осенний лес, но прежде , чем отправиться в лес , давайте повторим правила поведения в природе.

Слайд№2.Задание№1 

Дети перечисляют правила поведения в природе.

Дети:1.Нельзя разорять муравейники потому, что муравьи – санитары леса.

2.В лесу нужно ходить по тропинкам.

3. Не стоит подходить близко к гнездам птиц.

4. Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

5. Нельзя разводить  костер,  потому что ,от огня погибают многие растения и насекомые

6.Нельзя ломать ветки деревьев.

7.Нельзя после себя  оставлять мусор в лесу.

 Педагог: Ребята! -Лес -это дом, в котором растут деревья, кустарники ,травы, грибы. В лесу обитают животные: птицы, насекомые.

Слайд№3.

Педагог: Посмотрите на экран и ответьте на вопросы:

1.Какое время года вы видите на картине?

2.Назовите по порядку осенние месяцы.

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Педагог:- А какой сейчас месяц?

Дети :-Октябрь. Правильно. 

 Слайд№4

Фронтальное наблюдение.

Педагог:1. В какие цвета раскрасила осень деревья и кустарники?

Дети :-В  лесу все деревья разукрашены в разные цвета: красный у клена, желтый у дуба, оранжевый у березы.

Педагог: Какие изменения у растений вы еще заметили?

Дети: -листья на земле лежат.

Педагог: -Верно. С большинства  деревьев опала листва. В лесу неприветливо, очень, сыро и пасмурно. Осенью  листья березы, дуба, рябины, и всех других лиственных деревьев меняют окраску и опадают. Такое явление природы называется –листопад.

 Слайд№5

Юные исследователи.

1. Рассматривание листьев разных деревьев через лупу (обратить внимание, что поверхность листа у всех разная: у березы — шершавая, у клена — гладкая и т.д.).

Педагог: – Почему желтеют листья и опадают?

Дети: Осенью много воды, но дерево не может ее взять .Осенью- земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут, поэтому листья желтеют и опадают.

Педагог: Ребята, отгадайте загадку : зимой и летом одним цветом. О каком дереве эта загадка?

Дети: ель, сосна.
Педагог: -Правильно. У хвойных деревьев- ели и сосны -листья-хвоинки (иголки) остаются на зиму зелеными?

Задание№2. Слайд№6

Педагог: Осень-пора сбора урожая. У дуба, плод -желудь; клена ,семя-крылатка; ели и сосны –шишки.

Поисковые задания.
1. Выберите самое красивое дерево для вас.
2. Найдите самое красное (желтое) дерево.
3. Найдите деревья, на которых: плоды-ягоды, плоды-желуди, плод-шишка.

Игра «Угадай и назови» (угадай на ощупь, какой плод лежит у тебя в ладошке)
Слайд№7 (музыка)

Подвижные игры. Физ-минутка. 
Педагог: Ветер тихо клен качает (дети повторяют движения за педагогом)

Влево, вправо наклоняет,

Раз поклон, два наклон,

Зашумел листвою клен.
2. Игра «Осенний листопад»(собрать несколько листочков ,и всем вместе по команде подкинуть листья вверх).
Педагог: Осень- самая замечательная и красивая пора. Осень бывает такой разной: то теплой, как летом, когда летают паутинки, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно.

Задание№3. «Кто и куда спешит осенью спрятаться».(ответьте на вопросы)

Педагог: Ребята почему нужно беречь лес?

Педагог: Деревья, это основа леса они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильем и убежищем для зверей и птиц.

Педагог: Ребята -С наступлением холодов меньше становится корма для животных. Поэтому одни животные запасают пищу в прок (кто это),

Белка, запасает до пяти кг. корма на зиму(грибы, шишки, каштаны, орехи), другие готовят зимние убежища и впадают в спячку(а это кто),назовите. В берлоге засыпает медведь, в норе барсук, засыпает и еж под пнем в глубокой ямке. В дуплах деревьев прячутся бабочки. Муравьи ушли в свои подземные убежища и закрыли  наглухо входы и выходы муравейника.

Рассказ с вопросами.

Педагог: Почему птицы осенью улетают в теплые края?

Дети: птицам не хватает корма, и очень холодно.

Педагог: Верно. Улетают из наших мест осенью те птицы, которые не могут  зимой  прокормиться. Большая часть семян падает на землю и оказывается под снегом . А многие птицы питаются  семенами деревьев и кустарников. Другие птицы питаются насекомыми. Но с наступлением холодов ,насекомые исчезают: одни погибают, другие прячутся. Недостаток корма зимой заставляет птиц осенью отправляться в теплые края.

Педагог: первыми на юг улетают : ласточки, соловьи, стрижи, жаворонки, потому, что  эти птицы насекомоядные. Затем улетают птицы, которые находят корм на земле, потому, что исчезают червячки – это скворцы, грачи, журавли. Последними, улетают водоплавающие птицы потому, что вода на водоемах замерзает. Это гуси, утки, лебеди.

Задание№4. «Отгадай, что за птица?» Работа по карточкам. Зимующие птицы.

Педагог:  воробей, голубь, ворона, синичка-это зимующие птицы, они никуда не улетают и  вынуждены сами себе находить зимой корм. Скажите, как  человек может помочь зимующим птицам зимой?

Дети: смастерить кормушки и несколько раз в неделю наполнять их кормом.

Педагог: как вы думаете, что на обед любят есть: синица, воробей, голубь?

Синичка любит на обед несоленое сало и семечки, воробьи  пшено и крошки хлеба, голуби зерна пшеницы.

Педагог: Ребята ,наша экскурсия подошла к концу. Вы сегодня узнали о том, какие деревья, кустарники растут в лесу, что деревья –это главные жители леса, они выделяют кислород, которым   дышат все живые организмы: человек, животные, птицы, насекомые.

Педагог: Заботливая белка хочет с вами поделиться и для этого она вам под деревом  оставила корзинку с лесными дарами.(орехи, шишки, желуди, фундук).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

Методическая разработка подготовки к соревнованиям "К стартам готов"

В работе раскрывается методика обучения  учащихся начальной школы легкоатлетическим видам для подготовки к соревнованиям «К стартам готов»...

Кружковое занятие по оригами на тему: «Как дикие животные готовятся к зиме».

Цель занятия: Расширить знания детей о диких животных родного края, учить проявлять заботу к ним; обучать детей такому виду творчества как  оригами.Задачи:Образовательные:пополнить имеющийс...

Беседа: "Как дикие животные готовятся к зиме "

Формирование у обучающихся элементарных представлений о жизни диких животных в зимнем лесу. В ходе  беседы выяснить, что они знают по данной теме....

Конспект логопедической непосредственно-образовательной деятельности: «Дикие животные готовятся к зиме»

Конспект логопедической непосредственно-образовательной деятельности: «Дикие животные готовятся к зиме»...

Проект "Как животные готовятся к зиме"

Совместный проект учителя -логопеда и воспитателей компенсирующей группы для детей 5-6 лет с ТНР Проект краткосрочный(14 дней)Актуальность проекта обоснованная имеющимися у детей группы интересом...