Методическая разработка историко-краеведческой игры "Непреодолимый рубеж"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Методическая разработка игры "Непреодолимый рубеж" представляет из себя маршрутный лист с заданиями для прохождения игры и карту местности.

Данная игра проходила в сентябре 2023 года на Пулковских высотах, где в 1941-1942 годах проходили  героические события обороны Ленинграда. В ней приняли участие команды из школ Московского района Санкт-Петербурга с 5 по 11 класс. В ходе мероприятия школьники побывали в тех местах, где их героические предки держали оборону города. Задания игры не требовали от участников конкретных знаних событий тех лет, а были сформулированы таким образом, чтоб юные краеведы самостоятельно получили информацию, исследуя местность, знакомясь со зданиями и памятниками, установленными на Пулковских высотах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района

Маршрутный лист

Образовательного краеведческого путешествия «Непреодолимый рубеж»

 для учащихся Московского района, посвященный 82 годовщине со дня начала Ленинградской Блокады

14 сентября 2023 года

Команда ______________ школа __________класс ______________

Друзья, 8 сентября наш город с грустью, бесконечной печалью и гордостью вспоминал те грозные дни, когда 82 года назад сомкнулось кольцо вражеской блокады вокруг Ленинграда. Непреодолимым рубежом для фашистов стало место, где вы сегодня совершите образовательное путешествие. Главное- смотреть во все глаза, думать, сравнивать…

Правила нашего путешествия:

-передвигаться по маршруту можно только всей командой, не задерживаясь в каждом пункте. Время для прохождения всего маршрута-90 минут. Если вы превысите его, то будете оштрафованы.

- в пунктах маршрута, обозначенных на карте № 1, 3, 7 вы получите задания у дежурных, выполните их, сдадите ответы дежурным, получите оценку за их выполнение в маршрутный лист и только после этого пойдете дальше. Задания в пунктах № 2, 4, 5, 6 выполните самостоятельно прямо в маршрутном листе (они будут оценены после окончания игры). Завершающим испытанием станет  дешифровка таинственного письма, которое команды получат на финише.  

-пользоваться помощью взрослых при выполнении заданий запрещается, за этим будут следить дежурные. При нарушении этого правила вы будете оштрафованы.

Пункт 1. Главный вход на территорию Пулковской Обсерватории.

Получите задание у дежурных. Время на выполнение 5 минут.

БАЛЛЫ _______________ ПОДПИСЬ дежурного ______________

Пункт №2.

Вам необходимо обнаружить памятник орудийному расчету.

«Орудийный расчет» -это группа бойцов, которые обслуживают артиллерийское орудие.


… Еще в начале сентября 1941 года развернулись жестокие бои за Пулковские высоты. Немецко-фашистское командование бросало в бой все новые и новые силы, стремясь любой ценой ворваться в город, который был уже виден невооруженным глазом. 22 сентября 1941 года с утра начался очередной штурм высот с воздуха. Полтора часа вражеская авиация бомбила расположение наших частей. Бомбежка с воздуха сопровождалась огневыми налетами вражеской артиллерии. После артиллерийской и авиационной подготовки гитлеровцы пошли в атаку, но атака была отбита с тяжелыми потерями для противника. В течение всего дня атаки следовали одна за другой, но врагу не удалось сломить сопротивления наших воинов. Борьба за Пулковские высоты длилась несколько дней, но наступление фашистов провалилось.
В одном бою на ближних подступах к Ленинграду орудийный расчет вел яростный бой с численно превосходящими силами противника. Им удалось убить много противников, прежде чем все бойцы этого расчёта героически погибли..

Прочтите слова, написанные на мемориальной табличке. Используя ее, вставьте в текст пропущенное.

__ сентября ___ года здесь погибли бойцы орудийного расчета ___армии.

Их имена _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пункт №3. Получите задание у дежурных. Время на выполнение 5 минут. 

БАЛЛЫ _______________ ПОДПИСЬ дежурного ______________

Пункт №4. От предыдущего пункта проследуйте в сторону города по меридианной дорожке и остановитесь на верхней ступени лестницы. Теперь пройдите примерно 20-25 метров на восток (для этого вспомните направление меридиана)

В ходе военных действий 1941-1944 годов на территории Пулковских высот был уничтожен парк Обсерватории, растительности не осталось вовсе. Сотрудники Обсерватории после войны высаживали деревья, воссоздавая парк заново. Вам предстоит найти своеобразные солнечные часы-деревья, высаженные астрономами. Опишите, как они выглядят. ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Пункт №5.

Спуститесь вниз, к подножью Пулковской горы по ее северному склону. Здесь находится мемориальное кладбище.

Задание 1. Как оно называется? ___________________________________________________________________

Задание 2. Кто здесь похоронен? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Подойдите к памятнику «Склоненная мать». Опишите его ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Что написано на плите этого памятника? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. Какие чувства у вас вызвал этот памятник? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Пункт №6.

Сейчас вы покините территорию Пулковской Обсерватории и вдоль Пулковского шоссе проследуете вдоль ограды парка Обсерватории в сторону Главного входа в Пулковскую Обсерваторию. Вам предстоит обнаружить памятник архитектуры начала 19 века.

Что это за объект? ___________________________________________________________________

Какие цифры вы обнаружили на его фронтоне?_________________________________________________________

Что они означают? ___________________________________________________________________

Архитектор этого сооружения создал в Санкт-Петербурге знаменитый собор на Невском проспекте, который был построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Назовите его фамилию. ___________________________________________________________________

Во время оборонительных боев это сооружение использовалось в качестве перевязочного пункта. Назовите причины, которые позволили использовать его в этом качестве (не менее трех) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пункт №7. Сейчас вам предстоит длительный переход. Сначала вы вдоль шоссе должны дойти до главного входа в Пулковскую Обсерваторию, затем по подземному переходу перейти на противоположную сторону Пулковского шоссе. Далее проследуйте к памятнику «Пулковский рубеж»

Получите задание у дежурных. Время на выполнение 7 минут.

БАЛЛЫ _______________ ПОДПИСЬ дежурного ______________

После проверки дежурными ваших ответов и получения оценки в маршрутный лист следуйте к Финишу (зданию школы №353) для завершающего испытания.



Предварительный просмотр:

Ключ для проверки заданий пункта №1 За каждый правильный ответ 1 балл.

Сегодняшнее наше путешествие будет проходить в историческом районе Пулково. Вот что сообщает Википедия о происхождении названия.

 «Происхождение названия (зафиксирован также вариант «Пулкола») точно неизвестно; по разным версиям, оно может быть связано с вепсским «пулк» — «пуля», с финскими словами «pulkka» — «лопарские сани» или «puolukka» — «брусника», с финским же именем Паули (Павел)[1].»

Задание 1. Что еще в нашем городе носит название, связанное с этим топонимом? Перечислите как можно больше объектов: аэропорт Пулково, Пулковский меридиан, Пулковская обсерватория, Пулковское шоссе, жилищные комплексы Пулковский посад, и Пулковский, памятник Пулковский рубеж, музей 353 школы Пулковский рубеж, универсам Пулковский, Пулковские высоты, аутлет Пулково, клуб «Пулковец»___________________________________________________________________

Задание 2. Перед вами история Пулковской обсерватории в 3 картинках.

Напишите соответствующие годы рядом с каждой картинкой. Подсказка: изучите пространство вокруг себя (😊- не далее, чем на 20 метров)

Пулковские высоты в годы Великой Отечественной Войны ...    ________1941-1945______________________________

________1953-2023__________________________

19 августа ____________1839-1941________________________________________



Предварительный просмотр:

Ключ для проверки заданий в пункте №3

Вы стоите перед главным зданием Пулковской обсерватории. Оно было восстановлено после Великой Отечественной войны из руин.

Задание 1.  Сравните два реализованных проекта главного здания Обсерватории: тот, что вы видите перед собою и тот, исторический, который был разрушен во время Великой Отечественной войны (взгляните на выданное вам изображение). Найдите черты сходства и черты отличия.

19 августа

 

Сходства: 1. Общая планировка здания 2. Высотность

3. Открытое пространство перед зданием 4. Отсутствие рядом других зданий_______________________________________________________________________________________________________________________________

Отличия: 1. Изменилась форма башен в которых находятся телескопы__2. Отсутствует ограда перед зданием 3. Изменен цвет здания 4. Появилось большее количество растительности вокруг здания____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Найдите на здании мемориальную доску, связанную с Великой Отечественной войной. О чем она говорит? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Прямо через центр главного здания Обсерватории в сторону Петербурга можно провести воображаемую линию, идущую с юга на север. Она примерно совпадает по направлению с трассой дороги, которая видна внизу.

 Как мы называем эту линию? ___________________________________________________________________

Как называется трасса? ___________________________________________________________________

Задание 4. 

Поэт Вера Инбер в стихотворении «Восстановление», созданном в ноябре 1943 года писала:

«Ещё артиллерийскими громами
Чревато небо Пулковских высот.
Ещё в зловещей этой панораме
Нет места для космических красот.
Ещё воронками глубоких ран
Дымится Пулковский меридиан

Но час придет. Не будет ни окопов,

Ни пушечных, ни пулеметных гнезд.

Мы вновь нацелим жерла телескопов

По золотым ориентирам звезд.

Опять прославим солнца торжество,

Лучистую энергию его.»

За какое время до снятия Блокады Ленинграда было написано это стихотворение?_________________________________________________

Сколько лет оставалось до послевоенного восстановления Пулковской Обсерватории (даты официального открытия)?_________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Задания в пункте №7

Задание 1. Внимательно осмотрите памятник и ответьте на вопросы:

  1. Перепишите дословно надпись, которая выбита на гранитной доске справа от памятника

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие цифры вы видите на танках? Первым напишите номер того танка, который расположен южнее. ____________________________________________________________
  2. Может быть, вы знаете как назывались эти танки? (это самые известные танки Великой Отечественной войны) ____________________________________________________________
  3. Назовите занятия людей, изображенных на лицевой стороне памятника __________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Придумайте название для лицевой стороны памятника __________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Кроме людей на мозаике изображены и разнообразные предметы. Найдите среди них тот, который на ваш взгляд связан со школой. _____________________________________________________________
  6. Обойдите памятник. Вы стоите перед тыльной его стороной. Рассмотрите изображения на мозаиках этой стороны. Придумайте название для тыльной стороны памятника. _____________________________________________________________Заметили ли вы, что на этой стороне среди изображений нет ни одной женщины? И все же один объект, носящий женское имя здесь есть. Что это?  _____________________________________________________________

Задание  2.Как вы думаете, почему никак нельзя было отдать врагу Пулковские высоты с военно-стратегической точки зрения ( осмотритесь вокруг, вам поможет ответить на этот вопрос окружающий рельеф) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа историко-краеведческого кружка "Поиск"

Представлена программа кружка....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Образовательный квест дистанционное краеведческое ориентирование «ОГНЕННЫЕ РУБЕЖИ»

Информационная эпоха предполагает новые способы обработки и передачи информации. Информационно – компьютерные технологии и Интернет стали неотъемлемой частью современной жизни. Подростки, как ни...

Методическая разработка "Использование историко-краеведческого материала на уроках информатики".

На первый взгляд история и краеведение мало вписываются в такую точную науку как информатика. Но только на первый взгляд. Я считаю, что элементы историко-краеведческого материала на уроках информатики...

Методическая разработка "Историко-краеведческий квест "Традиции Летнего сада. Прошлое и настоящее"

Главная цель историко-краеведческого квеста "Традиции Летнего сада. Прошлое и настоящее" - формировать у учащихся познавательный интерес к изучению исторического и культурного наследия ...

Методическая разработка историко-краеведческой игры "Непреодолимый рубеж"

Методическая разработка игры "Непреодолимый рубеж" представляет из себя маршрутный лист с заданиями для прохождения игры и карту местности.Данная игра проходила в сентябре 2023 года на Пулко...