программа "Уроки милосердия"
методическая разработка (5, 6 класс)

Носенкова Маргарита Вячеславна

Программа "Уроки милосердия" рассчитана на занятия внеурочной деятельностью в 5 или 6 классах. Программа является дополнением к урокам ОДНКНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_miloserdiya.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Васильевская ООШ» Сафоновского района Смоленской области

Рабочая  программа

«Уроки милосердия»

Составитель:

Носенкова Маргарита Вячеславна

учитель русского языка

2021 г.


Пояснительная записка.

    В соответствии с требованиями ФГОС,  духовно – нравственное воспитание является фундаментальным ядром образовательной программы

школы. В содержание данной программы должны быть включены учебные

предметы, программы внеурочной деятельности, базирующиеся на нравственных ценностях традиционных религиозных культур.

 Введение учебного курса «Уроки милосердия» в 5-6 классах гармонично дополняет содержание образовательной области ФГОС « Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Культура России исторически формировалась под воздействием православия,

и все её сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна

из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь ядром

традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными  культурами не только русского, но и многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено.

 Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность без включения в

деятельность. Только через личный опыт человек может постигать суть

человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил.

   В ходе изучения курса следует привлекать обучающихся к совершению дел милосердия и благотворительности, так как только в этом случае усвоенные знания будут являться руководством в жизни.

Актуальность программы в том, что она способствует развитию у учащихся нравственных, культурных, духовных и общечеловеческих ценностей.

Цели:

  • формирование на основе знакомства с православной культурой высоких ценностных отношений к духовному историческому и культурному наследию;
  • воспитания доброты, открытости, трудолюбия, милосердия, сострадания, патриотизма, благородства.

Задачи:

  • сформировать понятия: совесть, душа, нравственность, благодарность, семья, Родина, имя, праздники, радость, внимание, прощение.
  • сформировать нравственное отношение к действительности, способность духовно-нравственного осмысления окружающего мира.
  • вызвать интерес к полученным знаниям и желание практической их реализации.
  • развить самодеятельность и инициативу.
  • формировать творческие способности.
  • способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений.
  • научить оценивать поведение человека с духовно-нравственных позиций.
  • воспитать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких;

        

        

          Условия реализации программы:

     Данная программа рассчитана на 1 год обучения и предусмотрена для учащихся 5 и 6 классов

Программа состоит из трех основных разделов:

  • Милосердие в семье;
  • Милосердие к ближним;
  • Доброе отношение к природе.

Данная программа рассчитана на 34часа в год (1 час в неделю)

Название раздела

Тема занятия

Дата:

Блок 1. Милосердие в семье

1. «Тайна твоего имени»

07.09.

2. Отличие «дня Именин» от дня рождения. Имя

    и его символика.

14.09.

3. Родословие моей семьи.

    Составление родословного древа.

21.09.

4. Подготовка и проведение праздник для наших    

    бабушек «День пожилого человека»

  28.09. – 02.10.

5. Семейные традиции.

05.10.

6. Как дарить подарки.

12.10.

7. Проект: «Тряпичная кукла».

19.10.

8. Подготовка и проведение праздника «Мы за      

    чаем не скучаем».

26.10.

9. Добрые и некрасивые слова.

09.11.

10. Приготовление подарков для мам.

16.11.

11. Подготовка и проведение мероприятия «Вся  

      семья вместе и душа на месте».

  23.11. -

30.11.

Блок 2. Милосердие к ближним

12. Милосердие к слабым, больным.

07.12.

13. Понятие «каменное сердце».

14.12.

14. Православные традиции праздника Рождества    

      Христова.

21.12.

15. Проект: «Рождественская мастерская».

28.12.

16. Духовное значение праздника в жизни народа.  

     Святки. Православные традиции проведения  

     Святок.

18.01.

17. «Спешите делать добро»

25.01.

18. Милосердие к слабым, больным.

01.02.

19. Красота истинная и ложная.

      Беседа, просмотр видеофильма

08.02.

20. Знакомство с житиями особо почитаемыми на  

      Руси православных святых.

15.02.

21. Милосердие к старым одиноким людям.

22.02.

Блок 3. Доброе отношение к природе

22. Наши пернатые друзья. Проект: «Украсим  

      гнездо».

01.03. –

     15.03.

23. Наши пернатые друзья.

22.03.

24. Праздник «Благовещение»

05.04.

25. Бережное отношение к растениям.

12.04.

26. Счастлив  человек, который и животных  

      милует.

19.04.

27.Чтение стихов о природе.

26.04.

28.Конкурс рисунков «Зеркало природы».

03.05.

29.Чтение рассказов о природе.

10.05.

30. Уборка  территории  

17.05.

31. Проектная работа «Гербарий»

24.05.

Ожидаемые результаты.

В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

 – предметные результаты:

приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 –  метапредметные результаты:

получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Особое  значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде.

 – личностные результаты:

для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

      Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения.  Духовно-нравственное развитие младших школьников достигает относительной полноты.

      Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Список использованной литературы для педагога:

1.Алешина, М.В гости к батюшке Амвросию : притчи старца Амвросия

  Оптинского  в  пересказе  для  детей  /  Марина  Алешина  ;  Православ.    

 приход  

  храма Св. Духа сошествия, г. Москва ; худ. : Юрий и Ирина Юрасовы.  –  М.:  

  Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2011. – 20 с.

2.Балашов,  Б.,  протоиерей.  Десять  заповедей.  Пособие  для  детей  и

   взрослых по изучению основ православной веры; худ: В.А. Макаров. –  Клин:  

   Изд-во «Христианская жизнь», 2010. – 144 с.

3.Безмездный  целитель  XX  века:  житие  свт.  Луки  Крым.  (Войно-

   Ясенецкого)  /  Православ.  приход  храма  Св.  Духа  сошествия,  г.  Москва;

   пересказ  свящ.  Георгия  Ханова;  худ.  Михаил  Горняк.  –  М.,  2009  (Тип.  «  

    Дет. кн.»). – 24 с. : ил.

4.Быть  кому-то  нужным  /  Т.Д.  Жданова  [и  др.];  худ.  З.Н.  Ярина.  –

   Рязань: Зёрна-Слово, 2010. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Странноприимный дом – памятник благотворительности и милосердия»

Творческая работа учащихся на тему "Мы открываем Москву".История Странноприимного дома - НИИ им.  Н.В. Склифосовского....

Классный час " Нужно ли нам сейчас милосердие?"

В этом  конспекте подобран материал о милосердных людях, продуманы вопросы, приглашающие детей к обсуждению этого вахного вопроса....

Родительское собрание "Что такое милосердие?"

Разработка  родительского собрания на тему "Воспитание милосердия в детях через личный пример родителей"...

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в путешествиях В.Я.Ерошенко"

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в произведениях В.Я.Ерошенко" представляет собой синтез научно-исследовательского компонента с обучающими видами деятельности. ...

«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»

Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....

Классный час "Поговорим о милосердии"

Классный час направлен на обучение учащихся  пониманию смысла человеческого существования и ценности существования других людей. Формирование представлений о милосердии....

Родительское собрание "Наполним милосердием сердца"

В материале данного родительского собрания рассмотрено понятие " милосердие", воспитание положительных моральных качеств подростков....