Конспект занятия «Шахматные фигуры. Первое знакомство. Тактика игры».
план-конспект занятия (7 класс)

Сазонова Надежда Сергеевна

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе "Шахматы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Шахматные фигуры. Первое знакомство. Тактика игры».

Цель: познакомить детей с шахматными фигурами, ввести понятия «белые и черные шахматные фигуры», «ладья», «слон», «ферзь», «конь», «пешка», «король».

Задачи:

Обучающие: продолжить знакомство детей с игрой в шахматы, закрепить названия шахматных фигур и их расположение на шахматной доске.

Развивающие: развивать ориентирование на плоскости, память, внимание, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать умение быть внимательными к ответам других детей, слушать собеседника, воспитывать усидчивость, уверенность в своих силах.

Ход занятия.

Организационный момент, приветствие.

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее.

Учитель раздаёт детям шахматные доски. Дети объясняют значение понятий, изученных на прошлых занятиях.

ДИАГОНАЛЬ – это прямая цепочка полей одинакового цвета, касающихся друг друга уголками.

ВЕРТИКАЛЬ — ряд из восьми квадратов по направлению от партнера к партнеру.

ГОРИЗОНТАЛЬ — ряд из восьми квадратов по направлению перпендикулярному линии от партнера к партнеру.

ЦЕНТР – четыре клетки в середине шахматной доски.

ФЛАНГ — край доски, расположенный на вертикалях a, b, c и f, g, h.

Изучение нового материала.

На столе заранее приготовлены 12 шахматных фигур: белая и черная пешка, белая и черная ладья, белый и черный конь, белый и черный слон, белый и черный ферзь, белый и черный король. Перед показом шахматных фигур педагог объясняет, что в шахматы играют особыми шахматными фигурами. На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это БЕЛЫЕ. Другой шахматист командует армией темных фигур. Это ЧЁРНЫЕ. Детям показываются первые шахматные фигуры: белая и черная пешка. Ученики хором повторяют три раза: "Пешка!" Так же происходит знакомство с белой и черной ладьей белым и черным конем, белым и черным слоном, белым и черным ферзем, белым и черным королем. Учитель раздает каждому из ребят коробочку с шахматными фигурами, дети высыпают их на парты, в беспорядке расставляют на парте.

Закрепление пройденного материала.

Учитель по одной поднимает шахматные фигуры, просит ребят назвать их и поднять такую же.

Дидактические игры и задания.

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и дети на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана.

«Угадайка». Учитель словесно описывает какую-нибудь из фигур и предлагает ребятам определить ее.

"Запретная фигура". Все фигуры выстроены на столе учителя в один ряд, дети стоят рядом и по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "запретной", которая выбирается заранее. Вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Поиграем – угадаем". Педагог загадывает одну из фигур (или прячет ее в кулаке), а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две фигуры и спрашивает учеников, чем эти фигуры похожи? чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе учителя 6 разных фигур. Дети подходят туда по одному, называют самую высокую фигуру и отставляют ее в сторону... Вскоре все фигуры стоят по росту.

Зачёркивание. Закрась лишние буквы в каждой строке таким образом, чтобы оставшиеся буквы образовали слова, обозначающие шахматные фигуры.

КРЕСЛОНОТЫ (Слон.)

БАЛКОНДЕНЬ (Конь.)

УСПЕХШКАФ (Пешка.)

БАЛБАДЬЯ (Ладья.)

ФЕРМАКНЯЗЬ (Ферзь.)

ЛИНКОРОЛЬХА (Король.)

Творческое задание. По желанию дети рисуют в тетрадях полюбившиеся фигуры.

Подведение итогов.

Дети самостоятельно подводят итог занятия, повторяют то, что изучили.

Рефлексия.

Понравилось ли вам занятие? Что было особенно интересным? Всё ли получилось? Что показалось сложным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Геометрические фигуры"

занятие разработано для старших дошкольников...

Конспект учебно-тренировочного занятия темы «Основы техники и тактики игры» по баскетболу

Задачи:  1. Образовательные.1.1.    Совершенствование элементов  индивидуального владения мячом.1.2.    Закрепление ловли и передачи мяча....

Конспект занятия "Геометрические фигуры"

Цель: развитие познавательных процессов. Программное содержание:1.  Коррекционно-развивающие задачи:- развитие концентрации внимания;- развитие ориентировки в схеме собственного тела;- разви...

Открытое занятие на тему: "Тактическая подготовка - тактика игры в атаке"

Открытое занятие на тему: "Тактическая подготовка - тактика игры в атаке" педагога дополнительного образования МБОУ ДОУ "Детско-юношеская спортивная школа Теучежского района" ...

Конспект занятия по теме "Первая помощь.Правовые основы оказания первой помощи"

Конспект занятия кружка "Юный доктор" по теме "Первая помощь"- понятие и правовые основы рказания первой помощи....

Конспект занятия "Геометрические фигуры"

Конспект занятия "Геометрические фигуры"...

Конспект занятия. Геометрические фигуры. 3 класс

Конспект занятия. Геометрические фигуры. 3 класс...