Методическая разработка «Элементы ритмической гимнастики в работе педагога»
методическая разработка

Федотова Елена Юрьевна

Мастер-класс посвящен упражнениям, способствующим укреплению мышечного корсета всех участников образовательного процесса. Представленные упражнения используются в работе с обучающимися 7-18 лет, их родителями, могут быть применены для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedotova_opisanie_opyta_2.docx606.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы с детьми и молодёжью

Калининского района Санкт-Петербурга «Академический» 

Методическая разработка

Мастер-класс на тему «Элементы ритмической гимнастики в работе педагога»

Автор:

Федотова Елена Юрьевна,

педагог дополнительного образования

ЦВР «Академический»,

Санкт-Петербург

 

Санкт-Петербург

2023

Описание представляемого материала

Мастер-класс на тему «Элементы ритмической гимнастики в работе педагога»

Номинация

Мастерская инновационного методического опыта обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Краткое описание сути работы и доступных результатов

Мастер-класс посвящен упражнениям, способствующим укреплению мышечного корсета всех участников образовательного процесса. Представленные упражнения используются в работе с обучающимися 7-18 лет, их родителями, могут быть применены для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у педагогов.

Цель и задачи

Цель – знакомство с элементами музыкально-ритмического воспитания в формате выполнения участниками упражнений на различные группы мышц.

Задачи:

  1. Дать общее представление о понятии «ритмическая гимнастика».
  2. Предложить для выполнения упражнения, способствующие развитию координации и гибкости, укрепление мышц, улучшение осанки, баланса, профилактике болей в спине.
  3. Обсудить с участниками положительные стороны использования элементов ритмической гимнастики с детьми и подростками с ОВЗ.

Целевая группа

Обучающиеся 5-9 классов (нейротипичные и с нарушениями слуха, ЗПР, ТНР).

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ.

Обоснование актуальности опыта

Концепция здоровьесозидания является одной из основополагающих в современном образовании, что предполагает создание в образовательных организациях среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Немаловажен и тот факт, что задача сохранения здоровья актуальна и для педагогов. Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализацией соответствующего воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами педагоги открыто говорят о том, что они не могут быть примером введения здорового образа жизни для своих воспитанников. При этом чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на обучающихся.

Содержание мастер-класс является примером использования здоровьесберегающих технологий в работе педагога с детьми, причем вне зависимости от того, идет ли речь о школе или дополнительном образовании.

Обоснование выбранного формата представленного опыта

Мастер-класс является наиболее удачный форматом предъявления материала, связанного со здоровьесбережением и здоровьесозиданием, поскольку позволяет «здесь и сейчас» отработать приемы работы, апробировать на участниках упражнения различной направленности.

Описание механизма реализации представляемого опыта

Представляемый опыт в ЦВР «Академический» и на мероприятиях организаций-партнеров используется в качестве динамических пауз, физкультминуток, как материал для проведения родительских собраний по темам, связанных со здоровьем обучающихся.

Описание представленных методик, приемов, форм

На мастер-классе используются комбинированные формы работы с участниками: мини-лекция, практикум, основанный на элементах ритмической гимнастики.

Материалы и оборудование: лента для фитнеса, мяч, колонка, аудиозаписи.

См. развернутый план мастер-класса под таблицей.

Результаты (количественные и качественные)

Проведение количественного-качественного анализа не входит в задачу ведущего мастер-класса. Тем не менее, в конце мастер-класса участникам задается ряд вопросов:

  1. Как Вы оцениваете уровень проведенного мастер-класса?
  2. Была ли информация, полученная на мастер-классе, новой?
  3. Будете ли использовать полученные знания и умения в дальнейшем?

По нашему опыту, процент удовлетворенности составляет от 88 до 97%, новизну информации отмечают не менее 60% опрошенных, готовность использовать знания и умения в дальнейшем демонстрируют не менее 80% участников опроса.

Сведения об экспертах (при наличии)

-

Аргументация (почему данный опыт, практика претендует на победу, в чем преимущества, уникальность, новизна)

Можно привести ряд аргументов:

  1. Описываемый материал могут применять как сами обучающиеся, так и педагоги.
  2. Упражнения несложные, предусмотрены варианты упрощения или, наоборот, усложнения.
  3. Как правило, для динамических пауз и физкультминуток не используются элементы ритмической гимнастики, хотя она обладает прекрасным здоровьесберегающим потенциалом.
  4. Упражнения подходят для многих категорий детей и подростков с ОВЗ: нарушения слуха, ТНР, ЗПР.
  5. Материал может быть адаптирован для детей дошкольного возраста.
  6. Материал представляется педагогом-хореографом, который, в отличие от инструкторов по физической культуре, учителей физкультуры подходит к материалу в том числе с позиции пластики движения.

Фото (1-2 штуки) и другие материалы, иллюстрирующие представленный опыт)

C:\Users\Настя\Downloads\fVKq7lWAusY.jpg наклон вперед.jpg

Время, необходимое для представления опыта 

10-20 минут в зависимости от количества участников, организационных обстоятельств.

Список литературы

  1. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. – М., Лань, 2011. – 156 с.
  2. Бриске Э. Ритмика и танец. - Челябинск: ЧГИК, 2009. – 225 с.
  3. Васильева Т.И. Балетная осанка - основа хореографического воспитания детей. - М.: Просвещение, 1993. – 150 с.
  4. Горшкова Е. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце. – М.: Гном и Д, 2012. – 120 с.

Краткое содержание мастер-класса:

Вводная часть: мини-лекция

Ритмическая гимнастика – система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Метод заключается в развитии чувства ритма — то есть развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях.

Ритмическая гимнастика только придает грацию и красоту движениям, но также обладает рядом уникальных преимуществ для людей с ограниченными возможностями. Этот вид физической активности не только способствует укреплению тела, но и влияет на психоэмоциональное состояние, что делает его особенно эффективным для тех, кто сталкивается с физическими ограничениями.

Физические преимущества:

  • Развитие координации и гибкости

Ритмическая гимнастика требует точности движений и контроля над своим телом. Даже базовые упражнения способствуют улучшению координации и гибкости, что может быть особенно полезным для детей и подростков с ОВЗ.

  • Укрепление мышц

Занятия ритмопластикой активирует различные группы мышц, что способствует укреплению тела в целом. Это особенно важно для тех, кто может сталкиваться с ограничениями в подвижности или слабостью мышц.

  • Улучшение осанки

Гимнастика способствует правильному развитию мышц и улучшению осанки. Для людей с ограниченными возможностями, часто сталкивающимися с проблемами осанки, это может быть ключевым преимуществом. Поскольку работа педагогов также несет риски в плане развития заболеваний опорно-двигательной сферы, упражнения из арсенала ритмической гимнастики обладают мощным профилактическим потенциалом.

  • Психологические эффекты

К ним можно отнести повышение самооценки (улучшается уверенность в себе; даже достижения в маленьких движениях могут оказать положительное воздействие на психологическое состояние), развитие дисциплины и самодисциплины (тренировки требуют систематичности и терпения), снятие стресса и тревоги (занятия физической активностью способствуют выработке эндорфинов, что помогает снизить уровень стресса и тревоги).

  • Социальные эффекты

К ним относят большой потенциал для инклюзивного обучения (групповые занятия ритмической гимнастикой предоставляют возможность взаимодействия с другими людьми), создание атмосферы взаимопомощи и поддержки..

Основная часть: упражнения (под музыку)

  1. Упражнения на растяжку и гибкость

Растяжка спины, шеи, плеч, груди и бедер помогает снизить напряжение в мышцах, улучшает подвижность и осанку.

  • «Прогибание корпуса в стороны»

Это упражнение направлено на улучшение гибкости боковых мышц тела, растяжение бокового торса и улучшение общей подвижности.

1. «Начальная позиция»: Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Руки свободно висят вдоль тела.

2. «Движение»: Поднимите правую руку вверх, согнув ее в локте, и начните медленно наклоняться влево, стараясь вытянуть бок. Опустите левую руку вниз, параллельно правой. Старайтесь сохранять прямую линию от рук до боковой части тела.

3. «Растяжение»: Почувствуйте растяжение в боковых мышцах и боковом торсе. Удерживайте эту позицию 20-30 секунд.

4. «Дыхание»: Дышите ровно и глубоко, стараясь расслабиться в позе.

5. «Возврат в начальную позицию»: Медленно вернитесь в вертикальное положение и повторите упражнение на другую сторону.

  • «Изгибание торса сидя»

1. Начальное положение: Сядьте на стул с прямой спиной, ноги вытянуты вперед. Поднимите руки вверх, вытягивая позвоночник.

2. Выполнение упражнения:

   - Вдохните и медленно начните наклонять торс вперед.

   - Постарайтесь сохранить прямую спину в течение всего движения.

   - Дойдя до предела растяжения, задержитесь на несколько секунд, почувствуйте растяжение в области спины, бедер и задней части ног.

   - Выпустите вдох, медленно вернитесь в вертикальное положение.

3. Повторение:

 - Повторите упражнение 8-10 раз, постепенно увеличивая амплитуду движения.

   - Дышите ровно и глубоко, стараясь расслабиться во время выполнения упражнения.

  1. Упражнения для силы корпуса. 

«Планка», мостик, подъемы корпуса, упражнения на мышцы пресса помогают укрепить мышцы спины и корпуса, что поддерживает правильную осанку (на мастер-классе 07.12.2023 предполагается только выбор упражнений из положения стоя и сидя).

Комплекс упражнений для мышц рук

  • Упражнение «Поезд едет»

Исходное положение: ноги слегка расставлены, руки свободно опущены.

Выполнение: сгибание и разгибание рук в локтях (делаем круговые движения, как будто крутим колеса паровоза при движении).

  • Упражнение «Птички»:

Исходное положение: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.

Выполнение: развести руки в стороны и помахать ими, чередуя широкие махи («как орел») и маленькие («как воробушек») опустить руки.

  • Упражнения с резиновыми лентами:

   - Используйте резиновые ленты для выполнения упражнений на растяжку и укрепление рук.

   - Например, дети могут тянуть ленты в стороны, создавая сопротивление для мышц.

  • Упражнения с мячом:

   Исходное положение: сидя на стуле.

   -        Предлагается ловить и бросать мяч.

Комплекс упражнений для мышц ног

  • Ходьба и прыжки

Ходьба на носках, на пятках, на наружных сводах стопы.

Прыжки приставными шагами без особых усилий.

  • Упражнение «Мячик»

Произвольные подскоки на месте, чередуемые с ходьбой.

  • Упражнение «С горки на горку»

Полуприседания, чередуемые с ходьбой - будто поезд едет с горки на горку.

  • Упражнение «Струнка»:

Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.

Выполнение: подняться на носки, вытянуться вверх (как струнка), вернуться в исходную позицию

  1. Упражнения на баланс и координацию. 

Это могут быть упражнения на одной ноге, работа с босу-мячом (на мастер-классе не используется) или упражнения, направленные на улучшение равновесия, что способствует укреплению мышц, поддерживающих осанку.

  • Статическое упражнение на одной ноге: Стоя на одной ноге, поднимите другую, чтобы поддерживать равновесие. Это упражнение можно усложнить, закрыв глаза или выполняя различные движения рук.
  • «Птица на ветке». Встаньте на одну ногу, поднимите вторую и слегка согните ее в колене. Руки вытяните в стороны, словно крылья, и начните медленно наклонять тело вперед, удерживая баланс. Важно фиксировать взгляд на одной точке, чтобы не потерять равновесие. Это упражнение поможет не только улучшить баланс, но и развить силу и гибкость. Наслаждайтесь плавными движениями, словно птица, летящая на ветру!
  • Конечно, вот еще одно интересное упражнение на баланс с акцентом на управлении силой корпуса «Корабль на волнах»

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Поднимите левую руку вверх, вытянув ее в сторону, словно мачта корабля. Поднимите правую ногу, согнув ее в колене, и положите подошву на внутреннюю сторону левой ноги, как будто вы стоите на борту корабля. Сосредоточьте взгляд на фиксированной точке перед собой, чтобы поддерживать равновесие. Начните медленно наклонять тело вперед, углубляя наклон с учетом силы корпуса. Важно контролировать движение тела, используя мышцы корпуса, чтобы поддерживать стабильность, как если бы ты плыл на волнах. Постепенно увеличивайте сложность, углубляя наклон и удерживая его на определенном уровне. Поменяйте стороны, повторив упражнение на другой ноге и руке.

  1. Танцевальная ритмическая практика
  • «Стирка» 2/4

Имитация стирки на стиральной доске.

Исходная позиция ноги на ширине плеч.

4 вертикальных движения около правой ноги.

4 вертикальных движения около левой ноги.

 Ноги делают «пружинку».

8 «полосканий» руками.

4 «отжимания» руками около правой ноги.

4  «отжимания» руками около левой ноги.

2 раза встряхнуть белье, повесить,

2 раза вытереть лоб рукой.

  • Медленный вальс ¾

Изучаем ритмический рисунок

  1. Хлопок руками на «раз», пауза на счет 2,3

Исходная позиция ноги вместе.

  1. Шаг с правой ноги на «раз», стоим на месте 2,3

Шаг с левой ноги «раз», стоим на месте 2,3

  1. Изучаем квадрат

Исходная позиция ноги вместе.

Шаг вперед с правой ноги - «раз».

Шаг в сторону с левой ноги - «2».

Приставляем правую ногу к левой ноге - «3».

Шаг назад с левой ноги - «раз».

Шаг с правой ноги в сторону - «2».

Приставляем левую ногу к правой ноге - «3».

  • Самба 2/4

Выполняем упражнение пружина.

 «раз» – согнуть колени.

«и» - выпрямить.

«2» - согнуть колени.

«и» -  выпрямить.

Шаг с правой ноги на «раз», присесть на звук «и».

Шаг с левой ноги «раз», присесть на звук «и».

Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия

Комбинация этих упражнений и внимательности к осанке в повседневной жизни может значительно помочь в укреплении и поддержании правильной осанки.

Следите за своей осанкой в повседневных действиях, например, при сидении за компьютером или поднимании тяжестей. Сознательное поддержание правильной осанки помогает укрепить мышцы спины.

Ритмическая гимнастика представляет собой мощный ресурс для улучшения физического и психологического благополучия людей с ограниченными возможностями, а также всех имеющих склонность к заболеваниям опорно-двигательного аппарата.

Рефлексия:

  • Какое упражнение показалось самым сложным?
  • Какое упражнение показалось самым сложным?
  • Какой упражнение в большей степени запомнилось?
  • Для каких категорий детей и подростков предложенные упражнения наиболее подходят?

Опрос участников:

  1. Как Вы оцениваете уровень проведенного мастер-класса?
  2. Была ли информация, полученная на мастер-классе, новой?
  3. Будете ли использовать полученные знания и умения в дальнейшем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физической культуре с элементами ритмической гимнастики

Проводя уроки физической культуры в старших классах, приходиться сталкиваться с отсутствием заинтересованности в исполнении физических упражнений у девушек старшеклассниц. Одна из возможностей заинтер...

Методическая разработка по теме «Гимнастика с элементами акробатики и аэробики» Раздел учебной программы: «Гимнастика»

Цель:  Развитие гибкости и   координации движения.Задачи:1. Совершенствование строевой подготовки2. Совершенствование технике длинного кувырка вперёд, стойке на голове (юноши), стойка н...

Методическая разработка «Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий

Методическая разработка«Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий...

Методическая разработка «Форма самоанализа занятия в работе педагога дополнительного образования»

В методической разработке рассмотрены методики самоанализа занятия педагога дополнительного образования, вопросники и схемы самоанализа учебного занятия, приведен один из вариантов формы сам...

Методическая разработка "Использование методики "Дом" в работе педагога-психолога

Цель: помочь родителям выявить степень удовлетворения базовых потребностей ребёнка в семье.Задачи:  - психолого-педагогическое просвещение родителей,  - знакомство с понятием ...

«Лёгкая атлетика. Совершенствование скоростно-силовых способностей с использованием элементов ритмической гимнастики».

Презентация на мастер-класс для членов педагогического сообщества - «Лёгкая атлетика. Совершенствование скоростно-силовых способностей с использованием элементов ритмической гимнастики&raqu...