Подходы к диагностике образовательных результатов в дополнительном образовании детей (на примере программ физкультурно-спортивной направленности)
статья

Федотова Елена Юрьевна

Cтатья посвящена описанию подходов к диагностике результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedotova_e.yu_._statya_v_sbornik.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Федотова Елена Юрьевна
педагог дополнительного образования

ЦВР «Академический»
г. Санкт-Петербург

Подходы к диагностике образовательных результатов в дополнительном образовании детей (на примере программ физкультурно-спортивной направленности)

Аннотация: статья посвящена описанию подходов к диагностике результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Ключевые слова: дополнительная общеразвивающая программа, физкультурно-спортивная направленность, результаты освоения, педагогическая диагностика.

Одной из ключевых задач концепции модернизации российского образования является обеспечение нового качества образования, которое во многом определяется достижением положительного образовательного результата. Однако в дополнительном образовании стандарт результата не определён, и поэтому педагоги учреждения дополнительного образования часто сталкиваются с проблемами, что именно отслеживать в образовательном процессе как результат, какие формы и методы использовать при его мониторинге. В каждой дополнительной общеразвивающей программе, реализуемой в учреждении дополнительного образования, определены ожидаемые результаты обучения, развития и воспитания ребёнка на каждый год обучения, которые являются для педагога неким критерием в выявлении реальных достижений обучающихся.

Данная статья посвящена обоснованию подхода к определению результатов освоения обучающимися комплексной дополнительной общеразвивающей программы «Росчерком по паркету». В данную программу входят последовательно взаимосвязанные между собой дополнительные общеразвивающие программы: «Спортивные надежды», «Росчерком по паркету», «Орион», «Спорт любить - красивым быть». Это единая система подготовки воспитанников студии спортивного бального танца «Орион», в которой  каждая последующая программа идет на усложнение и имеет свои образовательные задачи, практическую деятельность (содержание), планируемые результаты.

При изучении техники бального танца к обучающимся предъявляются определенные требования, направленные на развитие навыков техничного исполнения, совершенствование физических данных воспитанников и формирование у них качественно нового состояния развития личности. Все это и являкется планируемым станет результатом осуществления образовательного процесса. Очень важно, чтобы образовательная цель при этом была сформулирована в виде идеально представленного достижимого желаемого педагогического результата (в терминологии М.М. Поташника [1] – «образа желаемого будущего»). Таким образом, цель - это представление человека о том, что он должен достигнуть в итоге своей деятельности, то есть модель будущего результата.

Педагогический результат должен быть измеряемым и прогнозируемым. Этот тезис заложен в циклическую модель будущего результата. Модель представлена несколькими элементами: цель (модель будущего результата); задачи; мониторинг, диагностика, анализ.

При формулировании цели важно понимать границы и критерии ее достижения. Например, «духовное развитие», являясь значимым направлением педагогической деятельности, не может быть использовано как вариант формулировки цели программы, так как не имеет ни границ, ни критериев.

Цели могут быть:

  • общими - для всей группы обучающихся;
  • индивидуальными - для каждого отдельного воспитанника.

Задачи - это обозримая и оцениваемая часть работы, имеющая промежуточный и конечный результат, и наряду с другими задачами служащая достижению общей цели.

Показателем методической грамотности педагога является наличие задач  разного характера:

  • образовательных (что ребенок узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится и т.д.);
  • развивающих (какие способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие);
  • воспитательных (какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы).

Результативность - это степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов. Под результативностью можно понимать совокупность положительных результатов, отслеживаемых (получаемых) в процессе, по завершении или отсрочено, спустя какое-то время после деятельности. Одно из наиболее слабых мест в дополнительном образовании — описание самого результата. На первый план выступают дети, достигшие определенных высот в овладении каким-либо делом, принимавшие участие в выставках, соревнованиях и концертах — но это лишь небольшая часть наших воспитанников и часть реального продукта нашей работы. Как обучены другие? Как они усваивают материал, как овладевают знаниями, умениями, навыками? Именно эта вопросы следует задать педагогу самому себе.

Мы развиваем каждого ребенка, поэтому стоит задача отслеживать процесс их роста. Результаты педагогической деятельности должны быть дифференцированы в отношении каждого ребенка (у каждого своя база), и, прежде всего, по возрасту, способностям, исходному уровню ребёнка. Таким образом, важнее отследить не уровень, а динамику изменений, что обеспечивается несколькими видами контроля - входным, текущим, промежуточным и итоговым.

Входной контроль имеет большое значение при наборе обучающихся в коллектив, на начальном этапе его формирования. Он обязательно включает изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижений в этой области, личностных качеств ребенка. Текущий контроль проводится в течение года (чаще в январе), промежуточный – в конце учебного года, а итоговый – по итогу освоения всей программы [2].  

Ожидаемый результат - это конкретная характеристика знаний, представлений, умений, навыков учащихся. Диагностика результативности проводится по трём группам показателей: предметным, метапредметным и личностным.

Проблема описания результативности образовательного процесса заключается в выработке собственно критериев оценки и определения их качества. Критерии могут быть как объективные, так и субъективные; как прямые, так и косвенные. Индикаторы могут быть количественными и качественными. Критерии факта подразумевают цифровые показатели, фиксацию наличия определенного свойства. Критерии качества характеризуют степень развитости какой-либо характеристики, ее особенности.

Ниже представлены критерии уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы «Росчерком по паркету».

Предметные: партнёрство (баланс - равновесие, качество исполнения движений); изоляция и координация; динамика и энергетика; пространственная ориентация.

Метапредметные: работа над хореографической композицией; концентрация внимания; артистизм и харизма; творческое мышление.

Личностные: самомотивация и самореализация; рефлексия; наставничество; здоровый образ жизни.

Отдельного обсуждения заслуживает система оценки ожидаемых результатов. Как правило, в программах педагогах фигурируют уровни (высокий, средний и низкий). Но подход может быть иным. Так, в реализуемой нами программе уровни оценки подразделяются на пороговый (минимальный и достаточный набор знаний и умений по программе), стандартный (отражение сформированных компетенций, позволяющих выполнять новые задачи и совершенствовать подготовку на последующих уровнях) и эталонный (предполагающий креативное решение задач, самостоятельное использование своего потенциала знаний и совершенствование уровня развития).

Наряду с оценкой эффективности освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы по предметным, метапредметным и личностным показателям, педагог отслеживает уровень спортивных достижений учащихся. Учащийся в соответствии с набранным на соревнованиях количеством очков, переходит в следующую квалификационную категорию. Данное явление носит название «повышение класса мастерства».

В этом смысле педагогу, вовлекающему обучающихся в соревновательный процесс, важно учитывать при написании программы и непосредственно в работе критерии соревнования. В нашем случае – критерии оценки мастерства танцевально-спортивных пар. Критерии распределены на пять категорий:

  • движение под музыку (время; темп; ритмическая структура; фразирование; счёт; музыкальность);
  • позиция, баланс, координация (позиция и стойка; линии корпуса, форма и дизайн; позиция в паре; переход из позиции в позицию; баланс статический, динамический индивидуальный, в паре; координированность движения);
  • качество движения (действия общие, специфические для каждого стиля; динамика; поток энергии; вес; время; пространство);
  • партнёрство (соединение; взаимодействие без соединения; аккуратность; эффективность; постоянство);
  • хореография и презентация (хорошо сбалансированная хореография: содержание, пространство, партнёрство, уровень сложности; атмосфера; креативность (изобретательность, созидательность); выразительность; интерпретация).

В целом, отслеживание результативности - способы диагностики результатов познавательной и практической деятельности, выраженные в количественных и качественных показателях.

К образовательным задачам следует подобрать задания, позволяющие определить уровень достижения заявленной задачи. Например, автор программы заявляет о развитии выносливости, то в качестве диагностического задания предлагает прыжки на месте, а по количеству прыжков, выполняемых ребенком, судит о динамике развития выносливости. Если в программных задачах заявлено о развитии воображения (внимания, логического мышления и т.д.), то в диагностический инструментарий должны быть включены психологические тесты.

Среди многочисленных методов и форм выявления результатов образовательного процесса для программы физкультурно-спортивной направленности наиболее важными являются соревнования, открытые и итоговые занятия, анализ результатов участия детей в мероприятиях.

По итогам диагностики становится возможным планировать, определенным образом структурировать деятельность педагога и обучающихся, создавать индивидуальные маршруты для тех, кто показывает наилучшие результаты.

Список литературы:

  1. Ильина Т. В. Мониторинг образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования детей (научно-методический аспект). В 2-х частях / Т. В. Ильина. – Ярославль: ГУ ЦДЮ, 2000. – 152 с.
  2. Логинова, Л. Г. Смысл и значение оценки качества в дополнительном образовании детей /Л. Г. Логинова // Воспитание школьников. – 2016. - №5. - С. 49-56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Цвета радуги» Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.

Направленность программы  «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному п...

Публикация "Проектно-исследовательская технология как инновационный подход к организации образовательного процесса в дополнительном образовании детей"

В статье обозначена актуальность применения на занятиях объединений дополнительного образования естественнонаучной направленности исследовательского  и проектного метода, как инновационного подхо...

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ...

Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)

Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...

Матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей

Л.Н.Буйлова, Н.В.Кленова, Методика определения результатов образовательной деятельности детей....