Тематическая консультация для учащихся 5-8 классов «Влияние – это хорошо или плохо?»
классный час (6 класс)

Данная тематическая консультация посвящена формированию у подростков умения противостоять негативному влиянию социально-приемлемыми способами.  На занятии обучающиеся познакомятся с видами влияния, обсудят, всегда ли оно носит негативный характер, будут использованы наглядные примеры, с помощью которого каждый подросток сможет оценить свое поведение в процессе влияния на него.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бойчук Т.С.

ГБУ ДО ППМСЦ «Развитие»

Центрального района Санкт-Петербурга

Тематическая консультация «Влияние – это хорошо или плохо?»

Аннотация

Данная тематическая консультация посвящена формированию у подростков умения противостоять негативному влиянию социально-приемлемыми способами. На занятии обучающиеся познакомятся с видами влияния, обсудят, всегда ли оно носит негативный характер, будут использованы наглядные примеры, с помощью которого каждый подросток сможет оценить свое поведение в процессе влияния на него.

Возможно применение данной тематической консультации социальными педагогами в рамках занятий с обучающимися 6-8 класса ГБОУ СОШ с целью профилактики асоциального, противоправного и зависимого поведения.

Одной из отличительных особенностей подросткового возраста является интенсивное расширение пространства социального функционирования подростка, круга его знакомств и контактов, информационного поля. Как правило, этот возраст сопровождается ослаблением домашнего контроля, увеличением объема свободного времени, что, в свою очередь, способствует вхождению подростка в различные компании, субкультурные объединения. И каждый раз подросток сталкивается с необходимостью адаптироваться в то или иное социокультурное пространство. К сожалению, часто данный процесс не всегда является благоприятным для социализации подростка и сопровождается негативным воздействием, манипулированием, скрытым управлением. И ребенок не всегда готов к встрече с такими явлениями, к противостоянию их стихийному, а иногда и целенаправленному воздействию на его сознание и поведение, оставаясь перед ними беззащитным.

Актуальной задачей представляется подготовка подрастающего поколения к противостоянию негативным социальным влияниям, развития у подростков навыков к такому противостоянию, что является одним из условий их успешной и позитивной социальной адаптации. В этом плане особое значение приобретает воспитательно-профилактическая работа с подростком, направленная на усиление его субъектности, критичности и избирательности во взаимодействии с социумом, развитие способности морально-психологического противостояния его негативным влияниям.

Цель: профилактика зависимого, асоциального и противоправного поведения, формирование уверенного и ответственного поведения у детей и подростков.

Задачи:

- познакомить обучающихся с понятием – влияние, научить распознавать и осознавать механизмы влияния;

- сформировать навык уверенного и ответственного поведения;

- научить противостоять негативному влиянию социально-приемлемыми способами.

Адресат: обучающиеся 6- 8 классов.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска.

План-конспект занятия:

Содержание

Приветствие, знакомство с обучающимися класса.

Ведущие озвучивают классу тему занятия.

Ведущий просит обучающихся класса подумать и озвучить свои ответы на вопрос «Что влияет на нас?».

Обучающиеся приходят к выводу, что многое влияет на человека, но человек, как существо социальное, больше всего подвержен влиянию социума - людей ближнего и дальнего окружения.

Ведущий просит обучающихся класса подумать и озвучить, что они понимают под понятием «Влияние»

Ведущий задает обучающимся классу вопрос «От чего может зависеть сила влияния человека на нас?»

Обучающиеся класса озвучивают свои ответы (пол, возраст, социальный статус, умственные способности, привлекательность, количество субъектов)

Ведущий просит несколько человек из класса для демонстрации задания «Разожми кулак».

Подростки наглядно видят, как люди по-разному реагируют на процесс влияние со стороны других людей; какие методы воздействия на собеседника используют те люди, которые пытаются повлиять на других.

На доске, в подготовленной таблице, резюмируются наблюдения обучающихся о трех типах ответных реакций на влияние:

неуверенное,

уверенное

и агрессивное поведение.

Обучающимися с помощью ведущего отмечаются внешние поведенческие признаки каждого типа поведения:

особенности речи, тон голоса, осанка, выражение лица, позы, жесты и т.д.

Ведущий демонстрирует на доске портреты уверенного, неуверенного и агрессивного человека.

Ведущий знакомит обучающиеся с видами влияния:

скрытое и открытое.

Обсуждают опасность скрытого влияния для человека.

Ведущий знакомит обучающихся с формами влияния:

Положительное и отрицательное.

Обучающиеся приходят к выводу, что не всякое влияние носит негативный характер.

Ведущий в итоговой таблице дает примеры того, как можно социально допустимыми методами противостоять влиянию – подростки формулируют способы сами, затем проверяют свои ответы по таблице.

Ведущий подводят итог занятия.

Отвечают на вопросы обучающихся.

Прощание ведущих с классом.

Методы и приемы работы, применяемые в ходе занятия:

  • ситуативные (рассмотрение реальных ситуаций);
  • дискуссионные (обсуждение реальных проблем, обмен идеями, мнениями);
  • рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий);
  • игровые (моделирование реальных ситуаций).

В работе с обучающимися используются следующие технологии: упражнения парные и групповые, дискуссии, кейс-технологии, наблюдение за поведением других участников, обратная связь.

Заключение

В ходе тематической консультации подросткам были предложен насыщенный информационный блок; было проведено задание, которое наглядно продемонстрировало типы поведения человека в процессе влияния-манипулирования. Обучающиеся, с помощью ведущего пришли к выведению социально-приемлемых способов отказа, новые образцы поведения также были подкреплены практической отработкой. Обучающиеся отметили, что новое поведение отличалось независимостью, уверенностью, самостоятельностью принимаемых решений.

Список использованной литературы:

  1. Кутногорская, А.А. Воспитание успешно, если оно системно/ А.А. Кутногорская // Классный руководитель. - 2004. - №2.
  2. Мудрик, А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка / А.В. Мудрик. - М.: Знание, 1979.
  3. Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А.А. Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
  4. Сиялова, А.А. Повышение социально-психологической грамотности подростков/ А.А. Сиялова // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование для учащихся 5-х классов (3 часа в неделю)

Тематическое планирование разработано на основе примерной программы по физической культуре под редакцией А.П.Матвеева для основной (общей школы).Так как в школе отсутствует материальная база по зимним...

Тематическое планирование для учащихся 6-х классов (3 часа в неделю

Тематическое планирование разработано на основе примерной программы по физической культуре для основной (общей) школы под рукаводством А.П.Матвеева. Большее количество часов уделяется спортивным играм...

Календарно-тематическое планирование для учащихся 8-х классов (3 часа)

Тематическое планирование составлено на основе примерной программы для учащихся основной школы под редакцией А.П.Матвеева. В планировании отражены основные разделы программы с учетом местных условий. ...

Сценарий тематического вечера для учащихся 9-11 классов «Войны священные страницы навеки в памяти людской»

Целью мероприятия является  углубление знаний учащихся о важнейших событиях  Великой Отечественной войны; - на примерах героизма советских людей формировать чувства патриотизма, гордости за...

Учебно-тематический план для учащихся 4-го класса по предмету " Адаптивная физическая культура"

В данной программе описано распределение коррекционно - образовательной работы на год по обучению детей с диагнозом: тяжёлая умственная отсталость в области "Физическая культура" 4 класс...

Календарно-тематическое планирование для учащихся 5-10 классов

Календарно-тематическое планирование для учащихся 5-10 классов...

Тематическое мероприятие для учащихся 5-х классов "Берегите Землю!"

Данное мероприятие воспитывает у учащихся чувство ответственного отношения к природе, сохранения растительного и животного мира на Земле....