ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПОГРАММА «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ»
рабочая программа (6 класс)

Направленность: ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ Уровень: БАЗОВЫЙ Возраст обучающихся: 6 класс Срок реализации: 1 год В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Целью курса является формирование целостного представления о родном городе и о его людях, содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация. Основные задачи курса: восприятие истории края как части истории России; формирование у школьников основной школы когнитивных, гражданских и интеллектуальных компетенций; способствовать формированию чувства гордости и уважения к истории и современности родного края и родного города, к его людям; направленность на решение задач социальной адаптации. Содержание программы курса «Родной свой край люби и знай»: Тема 1: Страницы истории Михайловского завода Тема 2: С царем, Отечеством и Верой я шел Отчизну защищать Тема 3: Михайловск в 1920-1960-е годы Тема 4: Художники сюжета, мысли, слова Тема 5: Рождество, рождество к нам пришло, к нам пришло Тема 6: Война. Блокада. Ленинград Тема 7: Остановись, прекрасное мгновенье Тема 8: Ратное дело Тема 9: Михайловские металлурги Тема 10: Михайловцы на фронте и в тылу Тема 11: Взвейтесь кострами синие ночи! Тема 12: Я в этом городе живу, я этот город знаю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_svoy_kray_lyubi_i_znay.docx46.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 г. Михайловска»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МАОУ СШ №1 г. Михайловска

(Протокол от 31.08.2023г №1)

УТВЕРЖДЕНО:

Директор  МАОУ СШ №1

г. Михайловска

__________ С.В. Щипанов

от 01.09.2023г. № 54-од.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПОГРАММА

«РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ»

(сетевое взаимодействие)

Направленность: ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ

Уровень: БАЗОВЫЙ

Возраст обучающихся: 6 класс

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Матвеева М.П.

г. Михайловск

2023 год

Пояснительная записка

Статус рабочей программы

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Программа «Родной свой край люби и знай» имеет туристско-краеведческую направленность.

Обоснование выбора программы

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств. Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России.

Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.

Общая характеристика учебного предмета

Воспитательный компонент ФГОС ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Для успешности общекультурного, личностного и познавательного, нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность, своеобразие, самобытность каждого региона.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.

Социальная значимость и новизна.

Для того чтобы привлечь детей к туристско-краеведческой деятельности, необходимо постоянное разнообразие форм ее проведения. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение, экскурсия и так далее. Дети не только получают теоретические знания от педагогов, но и самостоятельно занимаются поиском информации. Программа включает в себя и создание проектов, в которых используются знания и умения, полученные при изучении программы. Воспитанники учатся проводить исследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия и делиться своими знаниями с окружающими.

Цели и задачи курса внеурочной деятельности

Целью курса является формирование целостного представления о родном городе и о его людях, содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Основные задачи курса:

  • восприятие истории края как части истории России;
  • формирование у школьников основной школы когнитивных, гражданских и интеллектуальных компетенций;
  • способствовать формированию чувства гордости и уважения к истории и современности родного края и родного города, к его людям;
  • направленность на решение задач социальной адаптации.

Программа курса «Родной свой край люби и знай» рассчитана на детей 11-12 лет. Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Поэтому занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка.

Данная программа может быть использована для обучения детей с ОВЗ. Эта категория детей нуждается в активной адаптации в современном мире. Прививая интерес к изучению родного края, мы тем самым помогаем детям осознавать сопричастность к тому месту, где они живут, испытывать чувство гордости за труд и подвиги предшествующих поколений, уважать традиции, бережно относиться к природе и культуре родного края. При работе с детьми с ОВЗ применяется дифференцированный подход к обучению, больше времени отводится на повторение пройденного материала. В работе с этими категориями детей используются методы: наглядные, вербальные и смешанные, а также щадящий режим занятий, который предусматривает дополнительные физкультурные паузы, чаепития, игры, зрительная гимнастика в связи с быстрой утомляемостью детей данных групп.

В учебном плане образовательной организации на этапе основного общего образования  из часов внеурочной деятельности выделено в 6 классе на изучение курса «Родной свой край люби и знай» 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Для представления результатов достижений используются  такие формы, как выставка достижений обучающихся, самооценка, оценка проекта, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.

Планируемые результаты освоения программы курса «Родной свой край люби и знай»

Личностные

  • осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
  • осознавать себя гражданином России;
  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
  • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
  • уважать иное мнение.

Метапредметные

Регулятивные:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • применять способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • уметь понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Познавательные:

  • использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • владеть навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений;
  • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные:

  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий. Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

Содержание программы курса «Родной свой край люби и знай»

6 класс

Тема 1: Страницы истории Михайловского завода

Занятие проходит в экспозиции «Михайловский завод ХIХ – начало ХХ вв.», учащиеся узнают об основателе нашего города – М. П. Губине, о строительстве плотины и завода, первом выпуске продукции. Знакомятся с тем, как выплавляли железную руду, с сортами железа, выпускаемыми заводом. Узнают о времени управления заводом «Товарищества Сергинского-Уфалейских  горных заводов». Знакомятся с условиями работы на заводе и условиями жизни Михайловцев того времени.

Знакомятся с историей возникновения Михайловской писчебумажной фабрики и ее продукцией.

Тема 2: С царем, Отечеством и Верой я шел Отчизну защищать

Мероприятие познакомит учащихся с историей Первой Мировой войны, жителями Михайловска, участвовавшими в ней. Участники погрузятся  в атмосферу периода Первой Мировой войны, выполняя различные задания.

Тема 3: Михайловск в 1920-1960-е годы

Данное мероприятие знакомит учащихся с тяжелым продовольственным положением завода в 1921году и остановкой его  работы. Узнают о восстановительном периоде на заводе и его пуске, о восстановление работы Бумажной фабрики и стахановцах первой пятилетки. Узнают о  периоде «второго рождения» города и завода, времени, когда директором завода был Иван Иванович Додонов.

Тема 4: Художники сюжета, мысли, слова

Данное мероприятие знакомит учащихся с биографией и творчеством нашего земляка, писателя, журналиста, краеведа – Певцова Алексея Васильевича.

Тема 5: Рождество, рождество к нам пришло, к нам пришло

 Знакомство с традициями празднования Рождества и святок жителями Михайловска, попробуют принять участие в старинных гаданиях.

Тема 6: Война. Блокада. Ленинград

Данное мероприятие посвящено одному из трагических эпизодов истории Велико Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Учащиеся узнают о тяжелой жизни в осажденном городе, подвергшемся многочисленными артиллерийскими обстрелами, о  постоянном сокращении норм выдачи хлеба, о героизме людей, которые, несмотря на голод и лишения, продолжали жить и верить в будущее.  Знакомятся с нашей землячкой  - Фокиной-Смоленковой Анной Александровной – шофёром,  краснофлотецем-матросом,  участницей «Дороги жизни», зачитывают ее воспоминания. Так же зачитываются воспоминания Дедова Николая Федоровича, нашего земляка, солдата Ленинградского фронта. В завершении мероприятия просматривают документальный видеофильм «Блокада Ленинграда».

Тема 7: Остановись, прекрасное мгновенье

На данном мероприятии учащиеся знакомятся с творчеством местных художников:

1)        Народным художником РСФСР - Курдовым Валентином Ивановичем;

2)        Бараковских Борисом Ивановичем;

3)        Заслуженным художником Удмуртии – Пузаковым Владимиром Валентиновичем;

4)        Глазуновым Валерием Аркадьевичем;

5)        Останиным Александром Алексеевичем

Тема 8: Ратное дело

Мероприятие знакомит учащихся с историей военного дела со времен Древней Руси до сегодняшнего времени, учащиеся узнают о своих земляках-героях, прославивших себя в боях за Родину во многих исторических событиях и военных сражениях. Участвуют в викторине, проверяя свои знания об армии и войсках различных эпох, выполняют практические задания. В завершении занятия смотрят небольшой документальный видеофильм о современном оснащении армии.

Тема 9: Михайловские металлурги

Данное мероприятие знакомит учащихся с историей завода  и города в 1970-1980-х годах. Узнают о реконструкции Бумажной фабрики и выпуске пергамента и фибры, об установке уникального оборудования, единственного в Советском Союзе. Знакомятся с процессом строительства крупнейшего  в СССР фольгопрокатного комплекса и деятельностью директора завода – С. М. Якимова.

Тема 10: Михайловцы на фронте и в тылу

Мероприятие знакомит учащихся с нашими земляками, прославившими себя на полях сражений Великой Отечественной войны и о тяготах, лишениях и непосильном подвиге тружеников тыла. Учащиеся знакомятся  с такими земляками как: Коровин Кесарь Михайлович-летчик подполковник, герой Советского Союза, Ефремов Андрей Андреевич – командир авиаэскадрильи  истребителей. Слушают рассказ о жизни в тылу, режиму работы завода и его перестройке на выпуск продукции военного назначения -  биметалла и термобиметалла.  Зачитываются воспоминания передовиков производства того времени. В завершении занятия учащиеся просматривают документальный видеофильм «Нападение» - о нападении фашистской Германии

Тема 11: Взвейтесь кострами синие ночи!

Дети познакомятся с историей возникновения пионерской организации, затем участники перенесутся на  палубу корабля с Алыми парусами, на котором отправятся в удивительное путешествие по островам. На каждом острове их ждут увлекательные конкурсы, развлечения, соревнования, в которые любили играть пионеры разных лет.

Тема 12: Я в этом городе живу, я этот город знаю

Заключительное обобщающее занятие, проходит в виде викторины

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Страницы истории Михайловского завода

6

2

С царем, Отечеством и Верой я шел Отчизну защищать

2

3

Михайловск в 1920-1960-е годы

3

4

Художники сюжета, мысли, слова

2

5

Рождество, рождество к нам пришло, к нам пришло

2

6

Война. Блокада. Ленинград

2

7

Остановись, прекрасное мгновенье

3

8

Ратное дело

2

9

Михайловские металлурги

5

10

Михайловцы на фронте и в тылу

3

11

Взвейтесь кострами синие ночи!

3

12

Я в этом городе живу, я этот город знаю

1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Дата

Примечание

Страницы истории Михайловского завода- 6 ч.

1

Михайловский завод ХIХ – начало ХХ вв.. М. П. Губин - основатель нашего города

08.09

2

Время управления заводом «Товарищества Сергинского-Уфалейских  горных заводов»

15.09

3

Продукция завода того времени

22.09

4

Знакомятся с условиями работы на заводе и условиями жизни Михайловцев того времени.

29.09

5

Знакомятся с историей возникновения Михайловской писчебумажной фабрики и ее продукцией.

06.10

6

Экскурсия в музей. Знакомство с экспозицией

13.10

С царем, Отечеством и Верой я шел Отчизну защищать – 2 ч.

7

История Первой Мировой войны, жители Михайловска, участвовавшими в ней

20.10

8

Викторина периода Первой Мировой войны, различные задания

27.10

Михайловск в 1920-1960-е годы – 3 ч.

9

Тяжелое положение завода в 1921 г

10.11

10

Восстановление работы Бумажной фабрики, стахановцы первой пятилетки

17.11

11

«Второе рождение» города и завода. Время, когда директором завода был Иван Иванович Додонов

24.11

Художники сюжета, мысли, слова – 2 ч.

12-13

Певцов Алексей Васильевич – писатель, журналист, краевед. Биография и творчество нашего земляка. Экскурсия в музей

01.12

08.12

Рождество, рождество к нам пришло, к нам пришло – 2 ч.

14

Традиции празднования Рождества и святок жителями Михайловска

15.12

15

Старинные гадания. Экскурсия в музей

22.12

Война. Блокада. Ленинград – 2 ч.

16

Война. Ленинград. Наши земляки на Ленинградском фронте

29.12

17

Жизнь в осажденном городе Ленинграде. Знакомство с нашей землячкой  - Фокиной-Смоленковой Анной Александровной. Просмотр фильма «Блокада Ленинграда»

12.01

Остановись, прекрасное мгновенье – 3 ч.

18

Знакомство с творчеством местных художников: Народным художником РСФСР - Курдовым Валентином Ивановичем; Бараковских Борисом Ивановичем

19.01

19

Знакомство с творчеством местных художников: Глазуновым Валерием Аркадьевичем;

Останиным Александром Алексеевичем

26.01

20

Практическая работа: «Михайловск в наших рисунках». Конкурс рисунков

02.02

Ратное дело – 2 ч.

21

Историей военного дела со времен Древней Руси до сегодняшнего времени. Земляки-герои, прославившие себя в боях за Родину во многих исторических событиях и военных сражениях

09.02

22

Викторина об армии и войсках различных эпох. Экскурсия в музей

16.02

Михайловские металлурги – 5 ч.

23

История завода  и города в 1970-1980-х годах

01.03

24

История Бумажной фабрики, ее реконструкция

15.03

25

Процесс строительства крупнейшего  в СССР фольгопрокатного комплекса. Деятельностью директора завода – С. М. Якимова

22.03

26

Завод в наши дни

05.04

27

Экскурсия на завод

12.04

Михайловцы на фронте и в тылу – 3 ч.

28

Наши земляками, прославившие себя на полях сражений Великой Отечественной войны

19.04

29

Режим работы завода и его перестройка на выпуск продукции военного назначения

26.04

30

Жизнь в тылу. Непосильный подвиг тружеников тыла, их тяготы и лишения

03.05

Взвейтесь кострами синие ночи! - 3 ч.

31

История возникновения пионерской организации. Первые пионеры нашего города

10.05

32

Удивительное путешествие по островам на палубе корабля с Алыми парусами. Увлекательные конкурсы и развлечения, в которые любили играть пионеры разных лет

17.05

33

Увлекательные соревнования, в которые любили играть пионеры разных лет. Экскурсия в музей

24.05

Я в этом городе живу, я этот город знаю – 1 ч.

34

Заключительное обобщающее занятие, проходит в виде викторины

Материально-техническая база

Занятия проводятся на базе МАОУ СШ № 1 г. Михайловска, как в стационарных помещениях школы, так и вне стен заведения (прогулки; экскурсии; посещение музея, объектов исторического наследия и т.д.).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации программы необходимо

  • Компьютеры
  • Проектор
  • Экран
  • Карты географические, исторические.

Список литературы

Для учителя:

1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010 г.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010 г.

3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др.) - М.: Просвещение, 2010 г.

Для учащихся:

  1. Ресурсы сети интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люби и знай родной свой край

Игра-путешествие по родному краю. Материал по патриотическому воспитанию для следопытов...

Внеклассное мероприятие "Люби и знай родной свой край!"в форме игры "Умники и умницы"

Актуализация биологических и экологических знаний на основе национально-регионального компонента; развитие интереса к предмету; расширение кругозора;  любовь к родной стороне и бережное отношение...

Проект "Люби и знай родной свой край"

Проект-  знакомство с культурой родного края - Республики Марий Эл...

Проект «Родной свой край люби и знай»

Родина. Отечество...В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители......

Поле чудес "Родной свой край люби и знай"

углубление знаний о природе  нашего края. Воспитание бережного отношения к природе,  привитие любознательности....

Родной свой край люби и знай

Викторина к 65-летию Липецкой области...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Родной свой край люби и знай».

Направление воспитательной работы: гражданско-патриотическое.Актуальность: огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Обучающихся 5-6 классов и...