Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс
рабочая программа по экологии по теме

В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.

Программа «Изучаем родной край», составлена как дополнение к предмету “Окружающий мир” и рассчитана на 33 занятия в год (1 час в неделю). Она изучается параллельно курсу “Окружающий мир” и разработана с учетом программ и учебников по данному предмету (автор Н.Ф.Виноградова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnoy_kray.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

 "Изучаем родной край"

Пояснительная записка

Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.

Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.

Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.

Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.

В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.

Программа «Изучаем родной край», составлена как дополнение к предмету “Окружающий мир” и рассчитана на 33 занятия в год (1 час в неделю). Она изучается параллельно курсу “Окружающий мир” и разработана с учетом программ и учебников по данному предмету (автор Н.Ф.Виноградова).

Цель: Формирование целостного представления о природном и социальном окружении.

Задачи обучения:

  1. Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.
  2. Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.

Учебно-тематический план

Программа кружка « Изучаем  родной край» (1 класс) 33 часа.

Раздел плана, темы 

Кол-во часов

Содержание занятия

I.

Красота природы.

Природа своей местности.

3

1. Деревья, кустарники, травы своей местности.

2. Травы вдоль дорог: подорожник, крапива, одуванчик, полынь.

3. Экскурсия «Живая природа родного края».

Что растет на нашей грядке.

3

1. Овощная викторина «Витамины с грядки».

2. Плодовые  и ягодные культуры. 3.Экскурсия в школьный огород.

Животный мир Верховажского района.

3

1. Животный мир наших лесов.

2. Перелетные птицы.

3. Экскурсия «Кто живет рядом с тобой?»

II.

Красота и симметрия.

Край, в котором мы живем.

3

1. Флаг и герб нашего района, области (типы симметрии).

2. Достопримечательности нашего края.   Экскурсия в школьный музей.

3. Конкурс рисунков «Мой родной край»

Искусство народа населяющего наш край (национальный орнамент).

4

1. Орнаменты народов русского севера.

2. Вологодские и верховажские орнаменты.

3. Русские узоры. Рушники и кокошники. Двусторонняя симметрия в русском узоре.

4. Экскурсия в сельский музей Терменгского поселения.

III.

Красота рукотворная.

Народная музыка.

3

1. Гимн нашей области. Песни о нашем крае.

2. Песни народов нашего города (Русские народные, татарские, чувашские).

3. Семейный праздник «Поющая семья».

Произведения Верховажских  писателей и поэтов.

3

1. Поэты Верховажского района: Фомин В.Н. Брагина Н.Г.  Петракова М.Ю.  Истомин С.Н.

2. Читаем стихи о родном крае.

3. Я пробую сочинять. Мои первые строки о родном крае.

В гостях у народных умельцев.

2

1. Экскурсия в сельский краеведческий музей.

2. Чудесные превращения  веточки ивы. Посещение структурного подразделения ДДТ кружок по ивоплетению.  Бределева Т.В.

IV.

Красота человека.

Самобытность слова.

3

1. Печатные издания нашего края.

2. Культура речи «Как мы говорим?»

3. Этимология слова. Откуда к нам пришли слова.

Население нашего района.

3

1. Народности нашего края их особенности: язык, культура, праздники, обычаи.

2. Игры народов нашего края.

3. Семейные посиделки «У самовара». Презентация национальных блюд.

Национальный костюм.

2

1. Национальная одежда, украшения

2. «Откроем бабушкин сундук» - викторина.

V.

Итоговое занятие

1

Игра «Что? Где? Когда?»  Выбирается команда знатоков из желающих ребят, остальные  составляют вопросы  по изученным темам

Содержание программы кружка « Изучаем  родной край»

33 часа.

1 тема:  Красота природы – 9 часов

Природа своей местности. Деревья, кустарники, травы своей местности.  Травы вдоль дорог: подорожник, крапива, одуванчик, полынь.  Экскурсия «Живая природа родного края».

Что растет на нашей грядке. Овощная викторина «Витамины с грядки».  Плодовые  и ягодные культуры. Экскурсия в школьный огород.

Животный мир Верховажского района.  Животный мир наших лесов. Перелетные птицы. Экскурсия «Кто живет рядом с тобой?»

2 тема: Красота и симметрия – 7 часов

Край, в котором мы живем. Флаг и герб нашего района, области (типы симметрии). Достопримечательности нашего края.   Экскурсия в школьный музей. Конкурс рисунков «Мой родной край»

Искусство народа населяющего наш край (национальный орнамент). Орнаменты народов русского севера. Вологодские и верховажские орнаменты.  Русские узоры. Рушники и кокошники. Двусторонняя симметрия в русском узоре. Экскурсия в сельский музей Терменгского поселения.

3 тема: Красота рукотворная – 8 часов

Народная музыка. Гимн нашей области. Песни о нашем крае.  Песни народов нашего города (Русские народные, татарские, чувашские).  Семейный праздник «Поющая семья».

Произведения Верховажских  писателей и поэтов. . Поэты Верховажского района: Фомин В.Н. Брагина Н.Г.  Петракова М.Ю.  Истомин С.Н.  Читаем стихи о родном крае.  Я пробую сочинять. Мои первые строки о родном крае.

В гостях у народных умельцев. Экскурсия в сельский краеведческий музей.  Чудесные превращения  веточки ивы. Посещение структурного подразделения ДДТ кружок по ивоплетению.  Бределева Т.В.

4 тема: Красота человека – 8 часов

Самобытность слова. Печатные издания нашего края.  Культура речи «Как мы говорим?» Этимология слова. Откуда к нам пришли слова.

Население нашего района. Народности нашего края их особенности: язык, культура, праздники, обычаи.  Игры народов нашего края.  Семейные посиделки «У самовара». Презентация национальных блюд.

Национальный костюм. Национальная одежда, украшения народов русского севера. «Откроем бабушкин сундук» - викторина

5 тема: Итоговое занятие – 1 час

Игра «Что? Где? Когда?»  Выбирается команда знатоков из желающих ребят, остальные  составляют вопросы  по изученным темам

Ожидаемые результаты

По окончании изучения курса обучающиеся должны:

знать

  1. пространственное расположение Вологодской области и своего населенного пункта;
  2. основные географические  и природные объекты родного края;
  3. символику своей области,  района.

определять

  1. месторасположение  Вологодской области на карте России;

уметь

  1. вести наблюдения, поиск, сбор и описание объектов своей местности;
  2. вести элементы исследовательской деятельности по изучению родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе

Программа рассчитана на 33 учебных часа....

Рабочая программа кружка "Глиняная игрушка" в 1 классе.

Рабочая программа "Глиняная игрушка" разработана для 1 класса в связи с введением Нового стандарта в образовании. Программа расчитана на 1 час учебного времени в неделю. Цель программы - развитие...

Рабочая программа кружка по алгебре для 9 класса

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету....

Рабочая программа кружка по английскому языку 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе  ФГОС...

Рабочая программа кружка "Любители математики" 10-11 класс

Объединение дополнительного образования, рассчитанное на 144 ч (4,5 ч в неделю) дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математич...

рабочая программа кружка по математике для 6 класса

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и мет...