"Летний экологический лагерь как эффективный метод развития научно-исследовательского интереса у школьников"
статья по экологии (8 класс) по теме

Гаврилова Ольга Геннадьевна

опыт организации эколого-краеведческой исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gavrilova_olga_gennadevna.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность – способ  

формирования экологической культуры школьников

      Важнейшая задача современной школы – формирование личности человека, понимающего ценность жизни и здоровья, их зависимости от состояния окружающей среды.

Воспитание экологической культуры рассматривается в настоящее время в числе приоритетных задач гражданского общества. Формирование человека экологически грамотного, неравнодушного к жизни природы, возможно лишь при условии экологизации всех сфер деятельности, что в обучении сводится к развитию экологического мышления и экологическому воспитанию.

     Главная цель экологического воспитания - формирование высокой экологической морали человека, несущего ответственность за судьбу своего и будущих поколений, живущих в одном доме - Земля. [1]

     Одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является исследовательская познавательная деятельность с экологическим содержанием, основанном на краеведческом материале. Она позволяет развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности  ребят.

Исследовательская деятельность школьников позволяет задействовать все функции процесса обучения:

образовательную: вооружить учащихся знаниями, умениями, навыками, опытом творческой деятельности

воспитательную: воспитание нравственных, умственных, экологических, трудовых норм поведения

развивающую: развитие мышления, воображения, внимания, памяти, воли и характера учащегося.

Цель организации эколого-краеведческой исследовательской работы  -

воспитание чувства патриотизма, развитие творческих способностей, формирование экологической культуры школьников.

Основные задачи исследовательской работы:

  1. развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой, источниками краеведческой информации, выполнении наблюдений и опытов;
  2. развитие у учащихся познавательной, творческой деятельности через изучение истории родного края;
  3. развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  4. формирования активной жизненной позиции учащихся;
  5. развитие умения общаться с аудиторией, выступая на часах общения, конференциях, конкурсах;
  6. формирование чувств патриотизма и уважения к своей малой Родине;
  7. получение знаний для улучшения качества жизни, развитие умений и навыков разумного поведения в окружающей среде.
  8. воспитание  уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы. [3]

      Школьный урок ограничен по времени и не дает возможности  исследовать явление  и природный объект в его родном сообществе.

      Для решения этой проблемы необходима организация внеурочной деятельности школьников. Для развертывания исследований можно использовать время каникул, время  летней полевой практики, возможности  краеведческих походов и экспедиций по изучению родного края.

       Экологическое образование и воспитание в нашей школе направлено на развитие личности каждого ученика; повышение интереса к естественным наукам; расширение и углубление знаний учащихся по экологии, биологии, химии и  проблемам охраны природы; развитие у школьников потребности принимать личное участие в охране окружающей среды и решении экологической проблемы на уровне класса, школы, поселка, района.

         Ежегодно для учащихся нашей школы организуется экологический лагерь на базе ФГУ Заповедника «Пинежский». За время пребывания в лагере ребята знакомятся с  природным комплексом охранной зоны заповедника, проводят  фенологические наблюдения, ставят эксперименты. В этом нам помогают  сотрудники заповедника.

         Многочисленные экскурсии знакомят с растительным и животным миром  Пинежья, с особенностями и уникальностью карстового комплекса, историей нашего края,  необходимостью  бережного отношения к хрупкому миру северной природы. Остаются в памяти впечатления о посещении исторических мест: Красногорского монастыря, Сиговых гор, одного из первых гидросооружений – Шлюза.  Поучительно и интересно знакомство с соленым промыслом п. Кулой. Во время экскурсий ребята делают соответствующие наблюдения, фиксируют результаты, делают заборы проб исследуемых объектов.

      Каждый из участников проводит своё небольшое исследование и оформляет работу. Направления исследований могут быть самые различные: «Брусника и клюква – источники витамина С на Севере» (2007г.), «Кулойский солеваренный завод: история и перспектива» (2008), «Сравнительный анализ природных вод» (2009), «Сосна и ель – индикаторы загрязнения окружающей среды» (2010г), «Влияние автомобильного транспорта на хвойные растения» (2011), и др. Необходимо лишь выполнение одного условия – ученикам должен быть интересен этот вопрос. 

       В последний день работы лагеря проходит учебно-исследовательская конференция, выявляются  и награждаются победители. Сотрудники заповедника вручают участникам удостоверения «Юный Эколог». Наиболее удачные работы могут быть продолжены в условиях школьной лаборатории.

      Исследовательская деятельность, реализуемая мною во внеурочной деятельности, носит ярко выраженный межпредметный характер и не замыкается на экологии. Нами проводились исследования по проблемам здорового образа жизни, рационального питания, охраны природных объектов. Расширение границ экологической культуры происходит в краеведческих исследованиях: «Вода, которую мы пьем» (2007г.), «Белая смерть? Белая жизнь!» (2008г.), «Индикаторы вокруг нас» (2010г.), «Святой Источник» (2011г.), «Содержание йода в рационе подростка» (2012г.) и др.

       Работа на тему: «Проблема очистки питьевой воды в п. Пинега»  продолжалась на протяжении 3 лет. Был изучен состав (насколько это возможно в условиях школьной химической лаборатории) водопроводной, речной и талой воды. Проведен сравнительный анализ состава воды после очистки различными фильтрами. В работу включены результаты анкетирования, местного населения. Рассмотрена перспектива строительства нового водозабора в п. Пинега. В итоге – даны рекомендации жителям посёлка о наиболее эффективных способах очистки воды. Данное исследование опубликовано в сборнике работ Областного конкурса юношеских исследовательских работ им. М.В. Ломоносова (2006г.)  

      Работа по медицине «Кристаллизация оксалата кальция» основана на исследованиях по выращиванию оксалатов в школьной лаборатории. В работе изучено влияние разных веществ, в том числе и водопроводной воды ненадлежащего качества, на рост кристаллов оксалата кальция. Ученица, проводившая данное исследование, была награждена дипломом 1 степени на областной конференции «Юность Поморья» (2010г.)                       

       Работа над темой исследования включает несколько этапов. Учащиеся определяют цель исследования, т.е. отвечают на вопрос о том, зачем оно проводится. Формулируя задачи, уточняют цель. Для решения проблемы выдвигается гипотеза - предположение о том, как проблема может быть решена.

     Основной задачей ученических исследований является обучение школьников методам самостоятельного мышления. Необходимо учить ребят не только фиксировать и анализировать отельные факты, но и находить связи между ними.

     По мере накопления материала учащиеся обрабатывают его и осмысливают, работают со справочной литературой, доступными научными источниками. На первом этапе обработки все цифровые данные сводятся в таблицу. Далее определяют среднее значение показателей, вычисляют процентные соотношения, строят графики. Таблицы помещаются в отчет.

     В конце исследования формулируются выводы. Их пишут сжато, без подробных доказательств. Основные выводы приводятся в порядке от общих к более частным, от более значимых к менее значимым.

     Заключительная стадия исследования - литературное оформление работы. На этом этапе учитель помогает ученику уточнить логику работы, обнаружить в ней неясности, определить способы изложения. При написании работы следует обратить внимание на стиль изложения, на глубину проработанности темы, на соответствие выводов и задач исследования, а так же на использование учебной и научной литературы, о чем должны говорить ссылки, сделанные в тексте. [2]

     Исследовательская деятельность – это не только самореализация творческой личности, но и возможность общения с единомышленниками – сверстниками и взрослыми.

     Некоторые работы были представлены на часах общения, предметных неделях в школе. Ребята с охотой демонстрируют результаты своих исследований и на уроках химии и биологии.

      Для пропаганды экологических знаний в нашей школе проводиться декада экологии. Каждый год предлагаются новые темы для рассмотрения: «Мир воды», «Не лес, а целый мир необыкновенный...» и др. Мною разработаны внеклассные мероприятия для учащихся 10-11 классов.  

      Своя игра «Экологический маркетинг», построена по принципу одноименной телевизионной игры.  В ход игры включены результаты исследований учащихся на темы:  «Сосна и ель – индикаторы загрязнения окружающей среды»  и «Влияние автомобильного транспорта на хвойные растения».    

       На уроке  «Чистой воды», вниманию учащихся был представлен материал исследований на тему: «Вода, которую мы пьем»

       В 2009г. школьники  участвовали в проведении экологической  акции, посвященной Всемирному  Дню мониторинга воды  (Программа Федерации водной среды (ФВС) и Международной водной ассоциации (МВА). 

         Ежегодно мои ученики принимают активное участие в конференциях и конкурсах различных уровней.

Реализуя краеведческий подход, исследуя состояние окружающей среды на примере своей местности, создаются условия для формирования активной жизненной позиции учащихся, которые позволяют человеку максимально развивать себя, определить свое будущее и быть нужным обществу.

      Определить эффективность деятельности можно по её результату:

  1. достижения вовлеченных в нее учащихся: опыт участия и победы в конференциях, конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального уровней;
  2. результаты участия в интеллектуальных соревнованиях (призеры и победители на школьном и муниципальном уровне в Молодежных биологических и химических чемпионатах; Всероссийском игровом конкурсе «Человек и природа»)
  3. рост мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла и, как результат, повышение общей успеваемости учащихся при изучении школьных дисциплин и, в конечном счете, профориентация и самореализация в области естествознания (экологии, биологии, химии и медицины);
  4. рост социальной активности учащихся (экологические акции, трудовые десанты по благоустройству школьной территории, п. Пинега и т.д.)

   

   Эколого-краеведческая работа прививает у молодёжи любовь к родному краю, развитию творческого интереса в области естественных наук, осознанному выбору профессии и продолжению научной деятельности.

1. Васильева Т. А. Об эстетическом воспитании / Т. А. Васильева, В. Горбулинская // Биология. – 2004. – № 45. – С. 21 – 23.

2. Заленская Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время.// Химия в школе.-2009.-№8.-с.55-59.

3.Савенков А.А.. Об организации учебно-исследовательской деятельности в современном образовании.// Химия в школе.-2008.-№8.-с.2-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы

Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы предназначены для педагогов-организаторов, вожатых, учителей занятых организацией летнего отдыха....

летний экологический лагерь: из опыта работы

Ежегодно  в нашей школе  работает  летний  экологический лагерь "Планета Дельта".  Участники: учащиеся  6-8 классов МБОУ "Байкало-Кударинская СОШ" Кабанского района....

Программа детского летнего экологического лагеря "Зеленая планета"

Здесь вы найдете  паспорт программы, пояснителную записку, основные программные мероприятия, план-график реализации программы и др. документацию....

Презентация "Летний экологический лагерь"

В презентация рассказывается о работе летнего экологического лагеря, основаного  в МБОУ "Рядская ООШ" Удомельского района....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Календарно-тематическое планирование Летнего экологического лагеря "Зеленый патруль"

Летний экологический лагерь провел огромную работу по озеленению пришкольного участка. Игры, образовательные и шуточные мероприятия наполнили летние деньки учеников позитивом и радостью....

Программа летнего экологического лагеря "РОДНИК" на базе МБОУ Семлевской СОШ №1

  В нашей сельской малокомплектной школе  существует ряд особых проблем по организации летней оздоровительной кампании: удалённость от районного центра (30 км), узкий круг социальных ...