Элективный курс «Фитоиндикационные методы и их роль в определении экологического состояния воздушной среды»
методическая разработка по экологии (10 класс)

Данный элективный курс был опубликован в сборнике  - Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 3. – М.: Дрофа, 2006. – 157 с. (Элективные курсы) с. 56 – 61 в соавторстве с Н.Д. Андреевой.

 

Элективный курс   «Фитоиндикационные методы и их роль в определении экологического состояния воздушной среды» разработан на основе исследовательского проекта, включающего экспериментальную работу учащихся по методикам биологического контроля состояния воздушной среды.

Фитоиндикация, выявляющая ответные реакции экосистемы на процессы загрязнения окружающей среды, широко используется при оценке городской среды.

Растения, произрастающие в городских условиях, более чутко и быстро реагируют на техногенное воздействие, что и определяет обоснованность использования фитоиндикационных методов исследования состояния окружающей среды, позволяющих своевременно выявить зоны высокой экологической напряженности.

  В ходе проекта практико-преобразовательная и природоохранная деятельность учащихся тесно совмещена с исследовательской работой, включающей элементы методологического анализа.

Элективный курс, предназначенный для учащихся 10-х классов, нацелен на поддержку курса профильного обучения биологии. Курс ориентирует учащихся на выбор профессии типа «человек – природа», связанные с исследовательской и природоохранной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon electiv_toropova.doc_1.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

школа № 309

Центрального района

 Согласовано                                                                            Допущено        

Директор НМЦ                                                           Председатель президиума РЭС                    

________________ С.П. Морозова                                _________________В.Е. Фрадкин                                                                М.П.

“____”___________200_г.                                                        

 Председатель секции по______________ РЭС

                                                                                   ____________________

М.П.                                                                                                          

                                                             Протокол №____от «___»_______200_г.

                                                                                УТВЕРЖДЕНО

                                                                                на педсовете школы                                                                                         № 309

                                                                                протокол № 7

                                                                                от 12 апреля 2005г.

                                                             Директор____________ В.М. Шаповалова                                                                                

                                                                           М.П.

Программа элективного курса

«Фитоиндикационные методы и их роль в определении экологического состояния воздушной среды»

(учебный курс для учащихся 10 классов

 с ориентацией на естественнонаучный  профиль, 36 часов)

Автор-составитель

                  Торопова Е.В.

                                

                        

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Элективный курс   «Фитоиндикационные методы и их роль в определении экологического состояния воздушной среды» разработан на основе исследовательского проекта, включающего экспериментальную работу учащихся по методикам биологического контроля состояния воздушной среды.

Фитоиндикация, выявляющая ответные реакции экосистемы на процессы загрязнения окружающей среды, широко используется при оценке городской среды.

Растения, произрастающие в городских условиях, более чутко и быстро реагируют на техногенное воздействие, что и определяет обоснованность использования фитоиндикационных методов исследования состояния окружающей среды, позволяющих своевременно выявить зоны высокой экологической напряженности.

        В ходе проекта практико-преобразовательная и природоохранная деятельность учащихся тесно совмещена с исследовательской работой, включающей элементы методологического анализа.

Элективный курс, предназначенный для учащихся 10-х классов, нацелен на поддержку курса профильного обучения биологии. Курс ориентирует учащихся на выбор профессии типа «человек – природа», связанные с исследовательской и природоохранной деятельностью.

Оборудование

        Цветная фотография ребенка с ярко выраженными аллергическими проявлениями на лице, вызванными неблагоприятным экологическим состоянием воздушной среды города. Фрагмент видео- или аудиозаписи работающего автомобиля. Гербарные экземпляры растений, на которых зафиксированы следы воздействия поллютантов различной природы воздушной среды города. Инструктивные карточки с записью фитоиндикационных методик и этапов выполнения исследований. Фото- и видеоматериалы, подготовленные учащимися в ходе проектной деятельности. Кодоскоп и набор кодопленок к нему. Компьютерное обеспечение. Фломастеры и другие канцелярские принадлежности.

Цель курса

 Обеспечение условий для понимания и осознанного решения учащимися  исследовательской проблемы проекта, связанной с антропогенным загрязнением воздушной среды.

Задачи курса

  1. Осознание учащимися сущности данного исследовательского проекта как средства получения достоверной научной информации о состоянии окружающей среды за счет:
  1. овладения знаниями о современном состоянии определенных научных проблем, связанных с антропогенным воздействием на окружающую среду;
  2. овладения корректными методиками исследования, их сравнительным анализом;
  3. формирования умений фиксации и грамотной  интерпретации экспериментальных данных.
  1. Развитие исследовательских умений, присущих проектной деятельности:
  1. формулирование цели исследовательского проекта;
  2. выдвижение гипотез;
  3. планирование и организацию своей деятельности;
  4. публичное представление и защиту исследовательской работы;
  5. рефлексивный анализ своей роли в проекте.
  1. Формирование ответственного отношения к природе, к себе, к другому человеку, члену коллектива, к научному и культурному наследию общества.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  1. современное экологическое состояние атмосферы;
  2. источники загрязнения воздушной среды;
  3. поллютанты атмосферного воздуха воздействующие на человека и растения;
  4. биоиндикационные свойства некоторых растений;
  5. различные фитоиндикационные методики, применяемые для оценки загрязнения воздушной среды;
  6. сущностный смысл некоторых методологических понятий, например, «надежность методики», «достоверность результатов» и др.
  7. возможные причины получения недостоверных показателей исследования.

Учащиеся должны уметь:

  1. выявлять зависимость между проявлениями заболеваний человека и растений;
  2. осуществлять исследование на основе:
  1. осознания проблемной ситуации;
  2. самостоятельного составления плана действий по исследовательскому проекту и выполнения его;
  3.  самостоятельного применения методик фитоиндикации: «Оценка качества среды с помощью флуктуирующей асимметрии» и «Определение степени загрязнения воздушной среды по некрозным пятнам на листьях»;
  4. камеральной обработки и грамотного представления результатов исследования;
  5. формулирования выводов;
  1. сравнивать результаты исследований, полученных в ходе применения разных фитоиндикационных методик, и делать выводы о причинах их отклонения друг от друга;
  2. выполнять мини-проекты (фотосессию, видеоролики, мультимедийные презентации, web-страницу (сайт));
  3. работать в группе.

Формы контроля достижений учащихся и оценивание

1.Средства оценивания: табличное, рейтинговое.

2.Способ оценивания: взаимным оцениванием учащихся.


Учебно-тематический план (35 часов)

Темы

Кол-во часов

 Методы и формы обучения

Формы подведения итогов по каждой теме

1.

Вводное занятие. Заболевания и гибель зеленых насаждений города из-за усиления техногенного воздействия на атмосферу

1

Мотивация на основе применения стимульного символического материала. «Мозговой штурм»

Набор гипотетических ответов учащихся на проблемный вопрос  учителя

2.

Воздушная среда и биоиндикационные методы определения ее состояния. Растения как биоиндикаторы

2

Беседа, проблемная дискуссия. Работа в малых группах

Самостоятельное формулирование темы и цели эколого-методологического проекта

3.

Методы фитоиндикации

1

Объяснение

Тестирование

Территория городского парка как объект исследования атмосферы.

Отчеты (исследовательские и творческие) как предполагаемые продукты проектной деятельности

3

Беседа. Групповое обсуждение этапов проектной деятельности. Фронтальная работа

План работ по проекту.

Определение критериев оценки докладов учащихся     

4.

Морфологические изменения листьев; нарушение процессов метаболизма у растений; отмирание тканей листьев растений

5

Индивидуальные консультации. Индивидуальная работа учащихся с источниками информации.

Конспекты;  рабочие материалы с анализом авторских концепций относительно биоиндикационных методик определения загрязнения воздушной среды города, границ их применимости и т.д.

Разметка исследуемой территории

1

Практическая работа учащихся с применением группового способа организации деятельности учащихся (работа в малых группах)

Топографическая карта исследуемого объекта

Практическая работа «Оценка качества среды с помощью флуктуирующей асимметрии» (сбор и первичный анализ исследуемого материала)

4

Индивидуальная и групповая исследовательская деятельность учащихся

Коллекции тест-объектов (с учетом правил охраны природы). Первичные отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала

Практическая работа «Определение степени загрязнения воздушной среды по некрозным пятнам на листьях» (сбор и первичный анализ исследуемого материала)

4

Индивидуальная и групповая исследовательская деятельность учащихся.

Коллекции тест-объектов (с учетом правил охраны природы). Первичные отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала

Камеральная и теоретическая обработка результатов

3

Индивидуальная и групповая исследовательская деятельность учащихся. Индивидуальные беседы с учащимися. Рабочий семинар

Произведение количественного анализа собранного материала, подготовка отчета, сообщения.

Самоанализ промежуточных результатов исследовательской деятельности

Создание фотосессии, видеороликов, мультимедийных презентаций

3

Индивидуальная и групповая творческая деятельность учащихся, консультации

Мультимедийные  презентации, видеоролики и др.

5.

Презентация творческих мини-проектов

2

Индивидуальные и групповые отчеты учащихся

Самоанализ продуктов творческой деятельности

Конференция

2

Круглый стол.

Доклады учащихся

Исследовательские материалы учащихся.

Критериальная оценка докладов.

Экспертный ответ на проблемный вопрос проекта

6. 

Вероятные причины неидентичности результатов исследования одного объекта с помощью разных методов  

1

Вторичная мотивация. Проблемная беседа

Набор гипотетических ответов учащихся на проблемный вопрос на второй проблемный вопрос учителя

Надежность методики, достоверность полученных результатов как  методологические понятия

1

Объяснение. Решение и обсуждение  проблемных задач

Решение и обсуждение  проблемных задач, раскрывающих смысл методологических понятий «надежность», «достоверность»

Рефлексивный анализ собственных действий в ходе исследования

2

Беседа, самоанализ деятельности, анкетирование

Анкета, самооценивание

Содержание курса, методические рекомендации, деятельность учащихся

Разделы курса. Основные дидактические единицы каждого раздела

Вре-

мя

(ч.)

Методы и методические приемы

Способы организации деятельности

Виды деятельности учащихся

1.

Мотивация

Усиление антропогенного действия поллютантов на воздушную среду города.

Рост различных заболеваний людей.

Заболевания и гибель зеленых насаждений города из-за усиления техногенного воздействия на атмосферу.

Осознание проблемной ситуации:

заболевания человека и растений связанные с загрязнением.

Растения – «маяки» неблагоприятного состояния воздушной среды.

Растения-индикаторы.

Биоиндикация.

Методы исследования окружающей среды.  

1

Мотивация на основе интерпретации стимульного символического материала.

Беседа о взаимосвязи заболеваний у человека и растений в условиях насыщенности воздуха загрязнителями антропогенной природы.

Запись формулировок гипотез на доске.

Фронтальная работа с учащимися.

Осознание проблемной ситуации. Гипотетические ответы учащихся на следующий проблемный вопрос учителя:

«Какую информацию сообщают растения человеку, если их листья: 1) покрыты некрозными пятнами; 2) ассиметричны?»

2.

Целеполагание

на основе ознакомления с биоиндикационными возможностями некоторых растений и инициирования идеи определения экологического состояния воздушной среды с помощью различных методов фитоиндикации.  

2

Беседа, проблемная дискуссия; подведение учащихся к формулированию темы и цели проекта.

Работа в малых группах.

Самостоятельное формулирование темы проекта: «Воздушная среда и биоиндикационные методы определения ее состояния» и цели проекта: «Произвести одновременное исследование степени антропогенного загрязнения воздушной среды в определенных точках города с помощью различных биоиндикационных методов».

3.

Планирование этапов проектной деятельности, включающей:

поиск информации о применении биоиндикационных (фитоиндикационных) методик;

подготовку отчетов (исследовательских и творческих) по проекту.

4

Беседа, обсуждение возможных вариантов реализации исследовательской деятельности.

Групповое обсуждение этапов проектной деятельности. Фронтальная работа.

Самостоятельное составление плана работ по проекту:

- поиск и работа с различными источниками информации (в том числе использование Internet), содержащие актуальную информацию о состоянии воздушной среды урбанизированной территории;

- овладение фитоинди- кационными методиками;

- практическая работа с фитоиндикаторами в намеченном квадрате исследования;

- написание исследовательских работ;

- подготовка творческих мини-проектов;

- представление результатов исследования и творческой деятельности.

Определение критериев оценки докладов по исследовательским работам.     

4.

Деятельность как система конкретных действий и операций.

Выполнение намеченных действий в ходе осуществления исследовательской деятельности и  всестороннего анализа таких научных фактов и понятий, как:

- ненаправленные нарушения гомеостаза;

- флуктуирующая асимметрия как следствие несовершенства онтогенетических процессов;

- оценка флуктуирующей асимметрии как генетически недетерминированной (онтогенетическая причина степени симметричности листьев);

- нарушение процессов метаболизма;

- разрушение пигментов;

- отмирание тканей;

- некроз верхушечный, краевой, межжилковый, пятнистый.

20

Практический метод, включающий: работу в природе; камеральную обработку материала.

 Самостоятельная работа учащихся с источниками информации.

Индивидуальные консультации; рабочие семинары; индивидуальная исследовательская и творческая деятельность учащихся.

Самостоятельное выполнение намеченного плана работ:

- подбор и необходимой научной информации и ее первичная обработка;

- выполнение практической части исследования по методике оценки качества среды с помощью флуктуирующей асимметрии и методике определения степени загрязнения воздушной среды по некрозным пятнам на листьях;

- камеральная и теоретическая обработка результатов и их оформление;

- реализация творческих мини-проектов: фотосессия, создание видеороликов, мультимедийных презентаций, web-страницы (сайта);

- подготовка к презентации и/или представлению мини-проекта;

- нанесение на карту выбранного района исследования состояния воздушной среды значков, указывающих на ее загрязнение.    

5.

Защита проекта

Презентация, обобщение,  защита исследовательских работ.

Ответ на проблемный вопрос проекта:

«Патологические изменения морфо-физиологических характеристик листьев растений-индикаторов могут сообщить человеку о высокой степени загрязнения воздушной среды в местах их произрастания»   

4

Доклады учащихся. Презентация творческих мини-проектов.

Взаимооценивание докладов учащихся.

Круглый стол, представление продуктов творческой деятельности учащихся.

Презентация учащимися продуктов своей исследовательской и творческой деятельности.

Взаимооценивание.

Формулирование ответа на проблемный вопрос проекта:

«Какую информацию сообщают растения человеку, если их листья: 1) покрыты некрозными пятнами; 2) ассиметричны?»

6.

Вторичная мотивация, обсуждение и получение итогового вывода по проекту

через соотнесение показателей загрязнения воздушной среды, полученных с помощью различных методик и обнаружение явления некоторого расхождения результатов.

Второй проблемный вопрос о причинах расхождения результатов исследования.

Сущностный смысл методологических понятий надежность методики и достоверность полученных результатов.  

2

Проблемная беседа на основе полученных результатов исследований учащихся. Объяснение.

Решение проблемных задач.

Фронтальная работа с учащимися.

Формулировка второго проблемного вопроса: «Результаты, полученные в ходе исследования с помощью двух методов фитоиндикации, не совпали. Почему это могло произойти?»

Ознакомление с методологическими понятиями «надежность методики» и «достоверность результатов».

Решение проблемных задач, раскрывающих смысл перечисленных методологических понятий.

Итоговый вывод по проекту: «Получение неадекватного результата в ходе исследования возможно, если нарушены требования методики или осуществлен выход за границы ее применения».

7.

Рефлексия

2

Беседа, самостоятельный анализ своей деятельности и оценивание своего участия в проекте.

Анкетирование.

Фронтальная работа с учащимися.

Анализ собственных действий в ходе исследования, самооценивание.


Информационное обеспечение образовательной программы

Рекомендуемая литература для учителя и учащихся (основная)

  1. Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию – экспериментально (практикум по экологической оценке состояния окружающей среды).-СПб., 1993. – 64с.
  2. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем: Пер. С нем./ Под ред. Р. Шуберта.-М.: Мир, 1988. – 350с.
  3. Информационно-исследовательский сборник по программе «Школьная инициатива» (Экология. Безопасность. Жизнь).-СПб., 2001.
  4. Практикум по экологии: Учебно-методическое пособие / Н.Д. Андреева, Н.Н. Наумова, Г.Д. Сидельникова, В.П. Соломин. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 50с.

Рекомендуемая литература для учителя и учащихся (дополнительная)

  1. 1.Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие/Под ред. С.В. Алексеева.-М.: АО МДС, 1996. – 192с.
  2. Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 1998 году/под ред.А.С. Баева, Н.Д. Сорокина.- СПб., 1999. – 543с.
  3. Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2003 году/под ред. Д.А. Голубева, Н.Д. Сорокина.-СПб., 2004. – 436с.

Интернет-ресурсы

  1. www.gov.spb.ru 
  2. http://kspu.kaluga.ru/biomon/
  3. http://mnepu.sura.ru/El_utebnik/ecomonitoriny/Sourse/bioindicatia.htm

Видео и аудиопродукции

Фрагмент видео- или аудиозаписи работающего автомобиля (видеокассета «Глобальная экология» № 3)

 

Аннотация

Элективный курс   «Фитоиндикационные методы и их роль в определении экологического состояния воздушной среды» предполагает экспериментальную работу учащихся по методикам биологического контроля состояния воздушной среды.

Включение в элективный курс элементов практической деятельности способствует профессиональной ориентации школьников. Только в деятельности учащиеся развиваются, познают себя и окружающий мир, обретают жизненный опыт и нравственные ценности.

        В ходе проекта практико-преобразовательная и природоохранная деятельность учащихся тесно совмещена с исследовательской работой, включающей элементы методологического анализа.

Курс ориентирует учащихся на выбор профессии типа «человек – природа», которые связаны с исследовательской и природоохранной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре \'\'Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования\'\'

Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в...

Презентация к докладу "Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования"

Презентация к докладу наглядно показывает роль элективных курсов по иностранным языкам в определении индивидуальной траектории развития личности в рамках шкодьного образования....

Программа элективного курса «Исследовательский практикум по разделу «Тепловые явления» с экологической направленностью» 8 класс

На занятиях используется компьютерный измерительный блок " L - Микро" для проведения экспериментальных работ.Данный элективный курс рассчитан на 17 часов...

Программа элективного курса по химии: " Простые и комбинированные задачи с экологическим содержанием "

Материал содержит программу и тематическое планирование элективного курса (по выбору) для углубления знаний и подготовки к аттестации....

Бинарный урок "Влияние ветра и температуры на состояние воздушной среды"

Интегрированный ( бинарный ) урок по географии и математике для 6 класса.Цель урока: Научить учащихся применять математические методы обработки наблюдений за природой в конкретной ситуации....