рабочая программа по экологии 10 класс, 34 часа
календарно-тематическое планирование по экологии (10 класс) по теме

Бондаренко Зинаида Федоровна

Рабочая программа составлена по учебнику Экология 10-11 класс под редакцией Н.М.Черновой, В.М. Галушина, В.М.Константинова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

час

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Наглядные

пособия и технические

средства

Домашнее задание

Дата

план

Дата

факт

Приме

чание

                                                                         ВВЕДЕНИЕ (2часа)

1

Предмет экологии. Ее разделы.

1

УОНМ

Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества.

Знать: что изучает экология; уровни экологического познания, их своеобразие и значение; методы исследования экологии, связь экологии с другими науками. Уметь: давать определения «экология», знать классификацию экологии как науки, формулировать задачи экологии.

беседа

таблицы, слайды

«Методы

 и уровни развития

жизни»

Схема:

«Иерархия

природных

систем» (по

А.Горелову)

Стр.4-9

Презентация ученых эколо-гов

6.09

2

История развития экологии как науки.

Значение экологического

образования в настоящее

время.

1

КУ

Труды античных философов. Взгляды учёных Нового времени.

Концепция биоценоза. Популя-ционная экология. Превращение экологии в комплексную науку.

Экологическое образование.

Экология как

теоретическая основа

деятельности человека

в природе.

 Роль экологии в жизни

современного общества.

Знать: краткую историю экологии и осознавать значение экологического образования. Знать основоположников экологии. Уметь: характеризовать основные экологические проблемы.

тестирование

Портреты ученых Презентации учащихся об ученых

 Лекция

13.09

                                                                                                ТЕМА №1. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (10 часов)  

1

Потенциальные возможности размножения организмов.

1

УОНМ

Геометрическая прогрессия

размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничения их

ресурсами и факторами

среды.

 Практическое значение

потенциала

размножения

организмов.

Знать: понятие

«потенциальная

возможность размножения

организмов»;

о зависимости видов от окружающей среды. Уметь: сопоставлять способности организмов к беспредельному росту численности и условий окружающей среды, которые сдерживают эти возможности

Решение экологических задач

схемы роста

численности

 видов ;

 кривые

выживаемости

различных организмов (акулы, рыбы-луны); Раздаточный материал: плоды с семена

ми растений ; Это интерес

но! (из Книги рекордов Гиннеса); Таблицы «Плодовитость рыб»«Скорость возможного заселения организмами всей поверхности планеты».

§ .1,

задание 1 письменно

20.09

2

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

1

КУ

Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое разнообразие видов. Закон

ограничивающих» фактора. Мера воздействия на организмы в практической деятельности человека

Знать: общие законы зависимости организмов от факторов среды; о значении всех обсуждаемых законов для жизни и хозяйственной деятельности человека. Уметь: объяснять механизм действия закона оптимума и использовать его для развития представлений об экологическом разнообразии видов;

Работа в группах. Решение задач стр. 21

таблицы по

охране природы,

графики,слайды;

Комнатные

 растения,

гербарные

или живые

экземпляры

растений

светолюбивых и теневыносли-

вых,теплолюби-

 вых и холодо-

стойких, и животных.

  §2,

Эссе, вопрос 1, стр22

27.09

3

Основные пути приспособления организмов к среде.

1

КУ

Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза в практике.

Давать определение понятиям: глубокий анабиоз, скрытая жизнь.Знать: об основных путях приспособления организмов к среде.

Уметь: раскрывать физиолого-физические основы адаптации; показывать многообразие путей приспособления к среде.

Составление опорного конспекта. Проблемный вопрос :  «Реален ли с биологичес-кой точки зрения

анабиоз у человека?»

таблицы «Приспособ ления организмов к среде» (спячка, миграции, и.т.д.)

 §.3,

4.10

4

Основные среды жизни.

1

КУ

  Условия обитания организмов. Основные среды жизни. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва. Живые организмы как среда жизни.

Знать: основные среды

жизни. Уметь: доказывать, что условия среды обитания«диктуют» наличие определенных

экологических

приспособлений у

 организмов, ее населяющих.

Работа в группах

Заполнить таблицу «Среды жизни»

таблицы «Основные среды жизни»

Аквариум с рыбками, слайды с изображением животных, населяющих различные среды обитания.

 §.4

5

        

Пути воздействия организмов на среду обитания

1

КУ

Л/р №1

«Почвен-

ные обита-

те ли и их

средооб-

разующая

деятельность»

Газовый и водный обмен, Пищевая

активность. Рост, Роющая деятельность. Фильтрация, Другие формы активности. Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности.

Знать: пути воздействия организмов на среду

обитания.

 Уметь: показывать изменения организмами среды обитания в результате обмена веществ и разных проявлений

жизнедеятельности, а также связь биосферных процессов и жизни отдельных особей.

 Работа в парах. Отчет по Л/р

Рисунки, фото кротовин, сурчиных нор, бобровых хаток.

§5

6

Приспособительные формы организмов.

1

КУ.

Л/р №2

«Жизненные

формы

животных.»

Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия.

Знать: приспособительные формы организмов. Уметь: объяснять что такое морфологические адаптации; конвергенция.

Отчет  по Л/р

фото, рисунков, слайдов. Жизненные формы растений и животных, карта природных зон.

 § .6, вопросы

7

Приспособительные ритмы жизни.

1

КУ

Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов.

Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.

Знать: о приспособительных ритмах жизни.

Уметь: объяснять отличия приспособительных ритмов, имеющих экологический характер (настройка на ритмику внешней среды), от множества других биологических ритмов, поддерживающих жизнь организма (дыхание, сердцебиение, работа желез внутренней секреции и т.д.). Характеризовать на примере приспособительных ритмов понятие сигнального фактора (фотопериода).

 Тест,

Индивидуальная работа по карточкам

Таблица   многообразие  приспособлений

У растений и животных

  § 7

8

Решение задач и упражнений по теме «Организм и среда»

1

УПЗУ

Геометрическая прогрессия

 размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничения их ресурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов.

Знать: материал по теме «Организм и среда» Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать.

Решение задач

Слайды с задачами

 «Организм и среда»

Подготовить 10 вопросов викторины по  . § 5-7

9

Обобщение по теме «Организм и среда»

1

УО

         

 Геометрическая прогрессия

 размножения. Закон экологического оптимума. Закон ограничивающего фактора. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Основные среды жизни. Жизненные формы видов,. их приспособительное значение. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов.

Знать: материал по теме «Организм и среда»

Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать.

Работа в группах: Составить кроссворд по теме

таблицы «Приспособ -ления организмов к среде»

 «Основные среды жизни»

 фото, рисунки, слайды

Стр 51-52

прочитать

10

Урок контроля и коррекции по теме «Организм и среда»

1

КЗ

Геометрическая прогрессия

 размножения. Закон экологического оптимума. Закон ограничивающего фактора. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Основные среды жизни. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов.

Знать: материал по теме «Организм и среда»

 Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать.

Административная  Контрольная  работа

Тесты, решение экологических задач по  вариантам

Не задано

ТЕМА №2. СООБЩЕСТВА И ПОПУЛЯЦИИ (12 часов)

1

Типы взаимодействия организмов.

1

УОНМ

Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность биотических отношений.

 Экологические цепные реакции в природе. Прямое и косвенное воздействие человека на живую природу через изменение биотических связей.

Знать: типы взаимодействия

 организмов.

Уметь: характеризовать

 биотические связи (прямые,

 косвенные, односторонние,

двусторонние).

Ролевая игра

«Биотические связи»

Фото, слайды, таблицы «Типы взаимодействия организмов»

§  .8,

Письм. задания  на стр 65

2

Законы и следствия пищевых отношений.

1

КУ

Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественные связи хищника и жертвы. Роль хищников в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищника от численности жертв. Экологические правила рыболов

ства и промысла. Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов.

Знать: законы и следствия пищевых отношений

Уметь: характеризовать разнообразие пищевых отношений в природе..

Работа в группах:

Заполнить таблицу  пищевых связей.

Экологический диктант

Таблицы, рисунки, фото, слайды«Типы пищевых отношений»;

 Таблица

 «Зависимость

численности

хищника от

численности

жертв»

§ . 9 подготовить презентацию о Г.Ф.

Гаузе

3

Законы конкурентных отношений в природе.

1

КУ

Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества. Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная

практика. » Роль конкурентных отношений при интродукции новых видов. Конкурентные

отношения и

экологическая инженерия.

Знать: законы

конкурентных отношений в

природе.

Уметь: объяснять понятие

 конкуренция и ее роль в природе.

 

 Работа в парах Составить кроссворд

по теме «Законы конкурентных отношений в природе.»

Таблица

«Виды

конкуренции»

§  10.

4

Популяции.

1

КУ

Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые отношения. Формы совместной жизни. Отношения в популяциях и практическая деятельность человека.

Знать: что такое популяция, ее динамику роста численности.

Уметь: характеризовать популяцию, не просто как сумму особей на определенной территории, а как закономерно организованную систему, члены которой вступают между собой в разнообразные отношения.

Фронтальный опрос

Таблица «Популяции»

 §.11,,задания стр.85

5

Демографическая структура популяций.

1

КУ

Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с их возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популяций. Прогноз численности и устойчивости популяций по возрастной структуре. Использование демографических показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промысле. Поддержание

оптимальной структуры природных популяций.

Знать: демографическую структуру популяции. Уметь: объяснять, что знание демографических характеристик любой популяции позволяет прогнозировать изменение ее численности.

Решение экологичес-ких задач. Индивидуаль-ная работа

Возрастные пирамиды различных видов организмов

 §.12

Эссе по вопро-

сам на стр.91

6

Рост численности и плотность популяций.

1

КУ

Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамике численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамике численности популяций. Немедленная и запаздывающая регуляция. Типы динамики численности разных видов. Задачи поддержания регуляторных возможностей в природе

 

Знать: как регулируется численность в природе. Уметь: давать понятие о факторах- регуляторах численности; показывать, что результат их действия возрастает с повышением плотности популяции (внутривидовые отношения). Уметь  отличать двустороннее

взаимодействие от одностороннего.

 

Графики разных

типов

популяционной

 динамики.

Коллекции

 насекомых

вредителей

 сельского и

лесного хозяйства.

Рисунки с

изображением

полевки

обыкновенной,

и летучей мыши

 

  § 13

7

 Численность популяций и ее регуляция в природе

1

УПЗУ

Фронтальный опрос

Пар 14,Задание на стр.98 письменно №2

8

Промежуточный контроль знаний «Сообщества и популяции»

1

УПКЗ

Контрольная работа

Не задано

9

Практическая работа «Вычисление плотности и роста популяции»

1

Урок закрепления знаний

 Применять на практике полученные знания.

 Уметь делать выводы и обобщать.

Решать задачи (плотность и рост популяции).

Построение графиков и схем

Графики разных

Типовпопуля-ционной

 динамики.

Коллекции

 насекомых

вредителей

 сельского и

лесного хозяйства.

 

Офор-мить отчёт

10

Биоценоз и его устойчивость

1

КУ

Видовой состав биоценозов.

 Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши видов  Особенность распределения видов в пространстве и их активность во времени. Условия устойчивости природных  сообществ. Последствия нарушения структуры

природных биоценозов. Принципы конструирования

искусственных

сообществ.

 

Знать: структуру биоценоза и факторы его устойчивости. Уметь: характеризовать виды-доминанты; объяснять то, что виды-доминанты формируют тот или иной тип сообщества; объяснять значение видового разнообразия

Самостоятельная работа. . Сравнительная характеристика видовой структуры биоценозов

Ответить на вопросы с 114    

Схема ярусного расположения растений в смешанном и еловом лесах; таблицы «Биоценоз Дубравы», «Биоценоз пруда».

 §.15

11

Сообщества и популяции.

1

Урок повторения и закрепления знаний.

Популяции. Численность популяции. Регуляция численности. Внутривидовая конкуренция.

Уметь работать с дополнительной литературой.

Письменный опрос, анализ

ответов, синквейн

Таблица «Сообщества смешанного леса»

Подготовится к семинару, повт. §8-15

12

Сообщества и популяции.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Популяции. Численность популяции. Регуляция численности. Внутривидовая конкуренция.

Уметь: Защищать и презентовать свои проекты.

Семинар по теме «Сообщества и популяции».

Решить задачи

С.114

                                                                                                           

                                                                                             ТЕМА №3. ЭКОСИСТЕМЫ (10 часов)

1

        

Законы организации экосистем.

1

 Урок изучения и закрепления новых знаний.

   Вещество и энергия. Поток вещества и энергии. Биологи-ческий круговорот веществ. Экосистема. Компоненты экосистемы: биогенные вещества, продуценты, консументы, реду-центы.

Давать определение понятиям: экосистема, поток вещества и энергии, биогенные вещества, продуценты, консументы, редуценты, биологический круго-ворот веществ.

Знать: законы организации экосистем; что экосистема является природной единицей, обеспечивающей биологический круговорот: понятия поток вещества и энергии.

Уметь: объяснять значение круговорота веществ, как необходимого условия для поддержания жизни.

беседа

ДЕМ: аквариума

как искусственной

экосистемы.

 Модели-схемы с изображением

 продуцентов,

 консументов,

редуцентов.

Таблица

 «Основные

компоненты

экосистемы»

§ . 16, №3

2

         

 Законы биологической продуктивности.

1

КУ

 Решение

задач

Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Пути увеличения биологической продуктивности Земли

Давать определение понятиям: цепи питания, сеть питания, трофические уровни, биологи-ческая продукция, биомасса, бел-ковое голодание.

Знать: законы биологической продуктивности.

Уметь: показывать разницу между понятием «сети питания» и «цепи питания», объяснять причины быстрой потери энергии в цепях питания и связывать это явление с практическими вопросами жизни.

Модели-схемы

пищевых цепей

 выедания и

разложения;

пирамиды

продукции и

потока энергии в экосистемах;

диаграммы

соотношения

продукции и

биомассы

различных

организмов в

океане.

 Таблица

«Трофические

 уровни и

экологическая

пирамида»

 §.17,задания 1,2 стр.128

3

        

Агроценозы и агроэкосистемы.        

         

1

КУ

Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологические особенности агроценозов. Их продуктивность. Пути управления продуктивностью агросообществ и поддержания круговорота веществ в агроэкосистемах. Экологические способы повышения их устойчивости и биологического разнообразия.

Давать определение понятиям: агроценозы, агроэкосистемы, биологические методы борьбы.

Знать:  особенности

агроценозов и

агроэкосистем.

Уметь: характеризовать

агроценозы как сообщества, создаваемые человеком; показать их функционирование по природным законам, несмотря на специфику агроценоза.

Опрос, выполнить задание №1 стр 136

Таблицы с изображением биоценозов водоема, дубравы;

агроценозы

пшеничного поля, сада, огорода

  § 18,

задания № 2,3 стр 136

4

Промежуточный контроль знаний по теме «Экосистемы»

1

УПКЗ

Знать: законы организации экосистем, законы биологической продуктивности, материал об агроценозах и агроэкосистемах.

Уметь: характеризовать агроценозы как сообщества.

 Опрос, Тестирование. Решение экологических задач

Повт. Автотрофы, гетеротрофы, регуляторные связи

5

Саморазвитие экосистем.

1

Л/Р №3

Смена

простейших в

сенном настое

 (саморазвитие

 сооб-ществ)

Причины саморазвития экосистем. Этапы формирования экосистемы на обнаженных участках земной поверхности. Самозарастание водоемов. Смена видов и изменение, продуктивности. Неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ.

Давать определение понятию: сукцессия.

 Знать: как формируются устойчивые экосистемы в природе.

Уметь: характеризовать пожары, которые являются естественной причиной нарушения экосистем; давать представления о низовых и верховых пожарах, их последствиях; указывать общие закономерности саморазвития биоценозов.

Работа в парах

 Микроскопы, сенной настой

§19, №1

6

        

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем.

1

КУ

Биологическое разнообразие видов и их функций в природе. Взаимозаменяемость видов со сходными функциями. Принцип надежности в функционировании биологических систем. Взаимная

дополняемость видов в биоценозах. Взаимная регуляция численности и распределения в пространстве. Снижение устойчивости экосистем при уменьшении видового разнообразия в природных и антропогенных условиях.

Знать: что такое биологическое разнообразие, каковы причины его уменьшения.

Уметь: характеризовать условия, поддерживающие или снижающие биоразнообразие.

Опрос, тестирование

Схемы яростности

лесов

тропического и

умеренного

 климатов;

Таблица

«Основные

 факторы,

 угрожающие

позвоночным

животным»

§20

7

        

Биосфера как глобальная экосистема.

1

Лекция

В.И.Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связывание и запасание космической энергии. Глобальные круговороты веществ. Устойчивость жизни на Земле в геологической истории Условия стабильности и продуктивности биосферы. Распределение биологической продукции на земном шаре. Роль человеческого общества в использовании ресурсов и

преобразовании

биосферы.

Знать: понятие биосферы, как общепланетарной оболочки.

Уметь: характеризовать роль живого вещества в преобразовании Земли; Выделять глобальные экологические ситуации и показывать необходимость экологических знаний для их решения.

Давать определение понятиям: биосфера, биокосные тела, живое вещество.

Составление опорного

конспекта

Схемы

 круговоротов веществ в биосфере (азота, кислорода, углерода, фосфора, воды).

§21, №6, подготовить сообщения по экологисеским проблемам

8

        

 Экология как научная основа природопользования.

1

КУ

Экологическая наука на службе человека. Практическая значимость экологии. Экологическое образование.

Знать: особенности и причины сложности экологизации производств. Уметь: подводить итоги изучения курса «Основы экологии», подчеркивать практическую значимость знания общих экологических законов в различных областях человеческой деятельности.

Дискуссия по теме

Слайды о

рациональном

природопользо-вании

.

§22, №8

9

Обобщающий по теме «Экосистемы»

1

УОЗ

Экология –многогранная и универсальная наука, затрагивающая все формы взаимоотношений человека с природой.

Знать: материал темы«Экосистемы»

Уметь: обобщать,

анализировать.

Опрос, решение задач

Подготовиться к итоговому конт-ролю по Гл. III

10

Урок контроля и коррекции по теме «Экосистемы».

1

КЗ

Знать: материал темы «Экосистемы»

Уметь: обобщать,

анализировать.

Тестированиесинквейн,эссе

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...

Рабочая программа по экологии «Биосфера и человечество» 9 класс (34 часа)

Рабочая программапо экологии«Биосфера и человечество»9 класс(34 часа)...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...

Рабочая программа по экологии 5(6) класса "Экология растений" учебник Былова А.М.Шорина Н.И. 1 час в неделю

Программа  разработана на основе  учебника А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. Д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. &nda...