Рабочая программа по экологии 8 класс
рабочая программа по экологии (8 класс) на тему

Богатырева Наталья Владимировна

Рабочая программа по экологии 8 класс автор И.М. Швец

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_ekologiya.docx42.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Силинская основная общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УР

Потапова Г.А. ___________

«____» ____________ 2012 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ Силинской  ООШ

Самылина С.В. ___________

«___» _____________ 2012г.                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по «Экологии»  для 8 класса

на  2012-2013 учебный год

 

                          Разработала:

Богатырева Н.В., учитель биологии

с.Силино

2012 г.

Пояснительная  записка

Одним из главных компонентов содержания образования в наше время становится экология как система научных и учебных дисциплин об окружающем мире и устойчивом развитии человеческой цивилизации. В современный период биологические аспекты экологии всё больше дополняются социальными, отражающими закономерности взаимодействия общества с природой, человека и биосферы. По мере расширения круга изучаемых проблем окружающей среды экология превращается в интегральную науку, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье людей – основное право человека и главную цель развития цивилизации. Немаловажное значение для формирования у подрастающего поколения экологических и природоохранных понятий, экологического сознания имеет данная рабочая программа. Программа адресована обучающимся   8 классов общеобразовательной школы.  

Истинный интерес к учебному предмету возникает у ученика тогда, когда приходит глубокое понимание изучаемого и формируется устойчивая потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков в конкретной области. По окончанию  реализации программы Обучающиеся будут иметь представление о физических и биологических компонентах окружающей среды; смогут оценить социально-экономическую обстановку и проблемы развития общества; усвоят экологические и этические нормы, ценности, профессиональные навыки.

         Рабочая программа составлена на основе  8 класс. Экология человека. Культура здоровья (34 ч. , 1 час в неделю) Автор: И.М. Швец. С использованием учебника  «Экология  человека» авторы учебника: М.З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина.

Формы контроля.

Тестирование.

Взаимосвязь человека с окружающей средой. Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гендерные роли. Классификация  ландшафтов. Типы природно-антропогенных ландшафтов. Ландшафты Саратовской области..

Устный зачёт.

Факторы, влияющие на развитие нервной системы. Факторы риска внутриутробного развития.

Устный опрос. На каждом уроке после нового материала проводится устный опрос в течение всего учебного года.

Содержание программы

Введение (1ч)

Цели и задачи курса. Предмет и современное понимание науки экологии человека. Историческая справка о становлении науки и предмета.

Дифференциация вида человека (4ч.)

Типы внутривидовой дифференциации. Особенности внутривидовой дифференциации человека, обусловленные биопсихосоциальной природой человека. Основные направления изучения человека по Н.Ф. Реймерсу. Характеристика основных адаптивных типов человека. Антропологические типы. Хозяйственно-культурные типы. Представления Л.Н. Гумилева об этносах.

Основные понятия. Внутривидовая дифференциация человека: по социальной направленности (нации, народности, этносы); по биологической направленности (расы, антропологические типы, адаптивные типы)

Человек и окружающая среда (4 ч.)

Показатель гармоничности взаимоотношений человека и окружающей среды – здоровье природы и человека. Резервы здоровья человека. Особенности восприятия человеком окружающей среды.

Основные абиотические экологические факторы. Реакции человека на их изменения. Климат 9температура, влажность, освещенность) и здоровье человека.

Основные понятия. Адаптационный потенциал человека, природные ритмы, ритмические изменения в организме человека, слабые экологические связи, сильные экологические связи.

Вода и здоровье человека (2 ч.)

Основные химические загрязнители и их влияние на индивидуальное здоровье. Вода как совокупность физических факторов, влияющих на  здоровье человека. Основные понятия. Вода как экологический фактор; физиологические, экологические и санитарно-гигиенические потребности человека.

Лабораторная работа. Сравнительный анализ проб воды из разных источников водоснабжения .(Определяют цвет, прозрачность, запах, наличие механических примесей и рН воды, взятой из разных источников водоснабжения: водопровода, колодца, артезианских скважин.)

Почва и здоровье человека (2ч.)

Неоднородность строения земной коры и ее проявление в медико-экологических явлениях. Влияние литосферы на здоровье людей через проявления вулканизма, радиоактивности, сейсмической активности. Антропогенные нарушения литосферы. Геопатогенные зоны. Плодородие почвы, роль почвы в круговороте веществ в природе, сохранение биогеоценозов. Влияние ландшафта на экономическую и экологическую деятельность человека. Влияние  хозяйственной деятельности человека на изменение ландшафта.

Основные понятия. Геохимические характеристики ландшафта, почвенные микроэлементы, биологически дискомфортные территории.

Воздух и здоровье человека (3 ч.)

Основные воздушные факторы, влияющие на индивидуальное здоровье. Химические воздушные загрязнители. Шум и здоровье человека. Вибрации, ультразвук и здоровье человека.

Радиация как экологический фактор. Радиация и здоровье человека.

Основные понятия. Основные факторы физического и химического загрязнения воздуха, шум, вибрация, радиация.

Лабораторная работа. Измерение шумового и радиоактивного фона в школе. (С помощью шумометра и радиометра определяют шумовой и радиационный фон соответственно в разное время и в разных местах образовательного учреждения и прилегающей к нему территории)

Биотические факторы и их влияние на человека (7 ч.)

Биотические факторы и их влияние на человека. Взаимодействие с растениями. Роль и воздействие растений на жизнедеятельность человека. Значение растений в снабжении человека питательными веществами, энергией, кислородом.

Лекарственные растения. Растительность и ионизация воздуха. Растения и санитарно-гигиеническое состояние воздуха (противошумовой, противопылевой факторы и т.д.). Эстетическое, психофизическое и санитарно-гигиеническое значение растений для человека.

Взаимодействие с животными. Роль и воздействие животных на жизнедеятельность человека. Значение животных в снабжении человека питательными веществами, энергией. Животные – хранители и переносчики инфекционных заболеваний. Ядовитые животные и их значение во взаимоотношениях с человеком. Эстетическое, психофизическое и санитарно-гигиеническое значение животных для человека.

Взаимодействие с микроорганизмами. Человек как среда обитания микроорганизмов. Бактериально-вирусное сообщество с человеком. Трофическая, ферментативная, иммунорегулирующая роль микроорганизмов в жизнедеятельноти человека. Нейтральное, симбиотическое, паразитическое взаимодействие микроорганизмов и человека.

Взаимодействие человека с человеком. Многообразие отношений между людьми. Подражание, общение и взаимопонимание. Природа конфликтов. Совместная деятельность. Деловые и личные отношения. Антипатии и симпатии.

Основные понятия. Взаимодействие животных и человека, взаимодействие микроорганизмов и человека, трофическая роль, иммунорегулирующая роль, болезнетворная роль.

Лабораторные работы. Приготовление травяного лекарственного настоя и фиточая. 9Вырабатывается умение правильно приготовить лекарственный настой и фиточай. Используются аптечные заготовки сырья – шиповник, календула и прочие.) Определение запыленности воздуха с помощью домашних растений. (с помощью снятия пыли лентой-скотчем с листьев комнатных растений определяют степень запыленности различных помещений образовательного учреждения).

Практическое занятие. Игра «Напиши «биографию» любого школьного  предмета, учащиеся определяют значение данного предмета для построения отношений людей друг с другом.)

Человек и социальные факторы. (4 ч.)

Социализация человека. Социальная роль. Эгоизм, альтруизм, коллективизм. Антиобщественные поступки. Вредные привычки. Информационно-потребностная теория поведения человека П.К. Симонова. Здоровый образ жизни.. Проблемы социального здоровья.

Основные понятия. Социальные роли человека, антиобщественные поступки, вредные привычки, здоровый образ жизни.

Человек и культура. (2 ч)

     Восприятие и преобразование человеком окружающего мира. Преобразованный материальный мир как мера познания человеком          природного мира. Материальная и духовная культура человека.

Основные понятия. Познание окружающего мира, преобразование окружающего мира, материальная культура человека, духовная культуру человека.

 Реакции человека на факторы окружающей среды (2 ч.)

Нормы реакции. Стресс. Биоритмы.

Основные понятия. Нормы реакции, стресс-реакции, биоритмы, эндогенные часы, гипоталамус, гипофиз.

Практическая работа. Определение индивидуальных биоритмов. (Определяются ритмы работоспособности в течение дня, рабочей недели для каждого учащегося.)

Требования к уровню подготовки учащихся

Различать научную и паранаучную информацию о влиянии различных экологических факторов на человека и его здоровье.

Описывать влияние экологических факторов на здоровье человека.

Описывать влияние социальных факторов на здоровье человека.

Перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.

Прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды на бытовом уровне.

Объяснять значение и место взаимоотношений человека и природы в материальной и духовной культуре человека.

Сравнивать проблемы здоровья людей разных профессий и социальных групп в зависимости от их общекультурных позиций, ценностных установок и ориентаций.

Уметь организовывать диалог и находить компромиссы по вопросам оптимизации собственных отношений со средой.

Проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.

Перечень учебно-методического обучения

Список (основной и дополнительной) литературы

               

Учебно – тематическое планирование курса  «Экология человека»  (1 полугодие)

Всего – 17 часов

Перечень разделов, тем

Кол-во ча-сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид конт-роля

Обору-

дование

Дом.

зад.

Дата

про-ведения

план

Дата

про-веде

ния

факт

Введение ( 1 час)

1

Что изучает экология человека

1

Урок ознаком-ления  с новым материа-лом

Экология человека: биологическая, социальная, прикладная. Экологические факторы.

Знать, что изучает экология человека.

Беседа.

П. 1

Стр.

3-8

Глава 1. Окружающая среда и здоровье человека. ( 4 часа)

2

Здоровье  и образ жизни.

Л/р №1. «Оценка состояния физического здоровья»

1

КУ

Лабораторная работа №1.

Природная и социальная среда. Здоровье. Образ жизни.

Оценка состояния своего физического здоровья.

Знать, какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека.

 Научиться объективно оценивать состояние своего здоровья.

Лабора-торная работа.

Секундамер.

Рабочая тетрадь

П.2

Стр.

9-12

3

История развития  представлений о здоровом образе жизни и развитие взаимоотношений человека с природой.

1

КУ

Здоровый образ жизни на разных этапах человеческого общества.

Этапы развития природы и человека.

Знать, как изменялись взгляды на здоровый образ жизни.

П.3,4

Стр.

15-21

Подготови-ть про-ект на тему: Влия-ние капиталист-ичес-кого производства на природу и здоровье человека.

4

Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях.

1

КУ

Антропология. Этнография. Расы человека.

Знать, что изучают науки антропология и этнография.

Устный опрос.

П. 5

Стр.

23-25

5

Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды.

1

КУ

Лекция.

Тест.

Биометеорология. Экстремальные факторы.

Знать, что является экстремальными факторами, от чего зависит возникновение перегрузок.

Тестирование по главе 1.

П. 6,7

Стр.

28-31

Глава 2. Влияние факторов среды на системы органов. (12 часов)

6

Вредные привычки (болезненные, па-губные пристрастия)

1

КУ

Вредные привычки. Эйфория. Употребление алкоголя и наркогенных веществ.

Знать, что такое вредные привычки и пагубные пристрастия.

Знать, в чем опасность употребления наркотических веществ.

Фрон-тальный опрос.

Презен-тация.

П. 8

Стр. 32-36

7

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы.

Л/р №2 Воздействие двигательной активности на организм человека.

1

КУ

Л\Р №2

Опорно-двигательная система. Роль питания в развитии костей и скелетной мускулатуры. Гиподинамия. Активный образ жизни.

Знать, Факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной системы. Выучить комплекс упражнений для коррекции осанки.

Уметь, оценить подготовленность организма к занятиям физической культурой.

Выпол-нение лаб. работы.

Таблица с физическими упражнениями.

Секундомер, скамья.

П.

9, 10

Стр.

36-44

Выу-чить комп-лекс упражнений для кор-рек-ции осан-ки.

8

Иммунитет и здоровье.

Л\р. №3. «Оценка состояния противоинфек-ционного иммунитета

1

КУ

Лекция

Лаб. работа

Измененные клетки. Аллергия. Аллерген. СПИД.

Знать, что такое измененные клетки организма, какую роль выполняют клетки иммунной системы.

Уметь оценить состояние своего иммунитета.

Опрос.

Лаб. раб.

Презентация.

Рабочая тетрадь.

П.12

Стр.

51-56

9

Условия полноценного развития системы кровообращения.

1

КУ

Ударный объем. Частота сердечных сокращений. Юношеская гипертония.

Знать, что такое ударный объем, от чего зависит частота сердцебиений.

Устный опрос.

П.13

Стр.

57-60

10

Профилактика нарушений деятельности сердечно- сосудистой системы.

1

КУ

Гипертония. Гиподинамия.

Знать, как связаны гиподинамия и деятельность сердечно- сосудистой системы.

Опрос.

П. 14

Стр.

61-64

11

Правильное дыхание.

Лабораторная работа № 4. «Влияние холода на частоту дыхательных движений.»

1

КУ

Лекция.

Л.\р.

Носовое дыхание. Правильное дыхание. Канцерогены.

Знать, как влияет двигательная активность на дыхание.

Объяснить влияние холода на частоту дыхательных движений.

Лаб. работа

Рабочая тетрадь.

Емкостьводный термо-метр.

секундомер

П.15

Стр.

66-69

12

Пища. Питательные вещества. Чужеродные примеси пищи.

Практическая работа №1

1

КУ

Лекция.

Практи-ческая работа

Природные пищевые компоненты. Вредные вещества.

Знать, о роли белков, жиров, углеводов в организме.

Знать, какой вред наносят организму нитраты и нитриты и т.д.

Научиться использовать информацию о продуктах питания.

Практи-ческая работа.

Рабочая тетрадь.

Упаков-ки от продук-тов.

П.

16,17

Стр.

69-78

13

Факторы, влияющие на развитие и работу нервной системы. Лабораторная работа № 5 «Развитие утомления»

1

КУ

Лекция

Лабораторная работа

Утомление. Переутомление.

Знать причины возникновения утомления и переутомления.

Лабора-торная работа

Рабочая тетрадь.

Карточ-ки с примерами.

П.24

Стр.

93-95

14

Стресс. Чувствительность к внешним воздействиям.

1

КУ

Стресс. Стадии стресса. Темпераменты. Стрессоустойчивость.

Знать, в чем причины возникновения стресса.

Анкети-рование

П.

25, 26

Стр.

103-109

15

Биоритмы. Гигиенический режим сна.

1

КУ

Биоритмы. Биологические часы. Значение фаз сна. Гигиена сна.

Знать общие правила гигиены сна.

Знать, что такое биоритмы.

Беседа

П.

27,28

Стр.

111-118

16

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

1

КУ

Щитовидная железа. Эпифиз.

Знать, какова функция щитовидной железы в подростковом возрасте и как влияет эпифиз на организм человека.

Фрон-тальный опрос.

Презен-тация.

П.29

Стр.

120-121

17

Повторение и обобщение материала.

Контроль знаний.

1

КУ

Тестирование

                     Учебно – тематическое планирование курса  «Введение в ландшафтную экологию»  (2 полугодие)

Всего – 17 часов

Глава 1. Основные понятия ландшафтной экологии. (5 часов)

1

Географическая оболочка и ландшафт

1

Урок ознаком-ления  с новым материа-лом

Ландшафт. Ландшафтная сфера. Геосистемы.

Знать, что изучает ландшафтная экология.

Беседа.

П.1.1

2

Классификация геосистем

1

КУ

Уровни геосистем. Иерархичность природных геосистем.

Знать, какие признаки позволяют разделить территорию  на геосистемы.

Устный опрос.

П.1.2

3

Компоненты ландшафта.

1

КУ

 Компоненты географической оболочки.

Знать, группы компонентов ландшафта.

Устный опрос.

П.1.3

4

Структура ландшафта.

1

КУ

Составные части ландшафта.

Знать, что такое структура ландшафта., какие бывают структуры.

Устный опрос

Презентация.

П.1.4

5

Функционирова-ние ландшафта.

1

КУ

Большой круговорот. Малый круговорот.

Знать, что называется большим и малым круговоротом. Какие компоненты в них участвуют.

Тест.

П.1.5

Глава 2. Природно – антропогенный ландшафт. ( 8 часов)

6

Антропогенное воздействие на ландшафт

1

УОНМ

Природно-антропогенные ландшафты. Концепция устойчивого развития.

Знать, в чем отличие антропогенных ландшафтов от природных.

Знать глобальные антропогенные факторы, влияющие на изменение облика нашей планеты.

Опрос.

Презен-тация.

П.2.1

7

Понятие об антропогенной нагрузке и устойчивости ландшафта.

1

КУ

Социально-экономические функции ландшафта. Антропогенная нагрузка.

Знать, в чем отличие природного и антропогенного загрязнения.

Тест

Презентация.

П.2.2

8

Классификация природно- антропогенных ландшафтов.

1

КУ

Восемь классов природно-антропогенных ландшафтов.

Знать классификацию  природно-антропогенных ландшафтов.

Опрос

Презен-тация

П.2.3

9

Урбанизирован-ные территории.

1

КУ

Структура городского ландшафта.

Знать из чего складывается структура городских ландшафтов. Уметь перечислить функциональные зоны города.

Тест.

Рис. и карты в учеб-нике

П.2.4

10

Культурный ландшафт.

1

Лекция.

Воспитательная функция культурного ландшафта.

Знать, в чем особенности культурного ландшафта.

Опрос.

П.2.5

11

Ландшафтный мониторинг.

1

КУ

Локальный, региональный и глобальный мониторинг.

Знать, что такое мониторинг. Уметь привести примеры  локального, регионального и глобального мониторингов.

Беседа.

Рис. и карты в учеб-нике

П.2.6

Подготовка к семинару на тему: Охра-на ланд-шафта

12

Охрана ландшафта.

1

Семинар

Охраняемые природные территории. Структура биосферного заповедника.

Знать, какие охраняемые природные территории расположены в Саратовской области.

Рефера-ты.

Справочное издание «Особо охраняемые природ-ные территории Саратовской обл.»

П.2.7

13

Влияние ландшафтов на здоровье человека.

1

КУ

Компоненты природного ландшафта и их влияние на здоровье человека.

Уметь привести пример компонентов природного ландшафта и знать, как они влияют на здоровье человека.

Теку-щий опрос.

П.2.8

Глава 3. Региональная ландшафтная экология. (4 часа)

14

Ландшафтное районирование Саратовской области. Состояние ландшафтов.

1

КУ

Лекция.

практика

Факторы и процессы, определяющие региональные особенности ландшафтов Саратовской области. Основные неблагоприятные ландшафтные процессы природных зон саратовской области.

Знать, в каких природных зонах располагается территория Саратовской области.

 Определить по карте, в каких природных зонах области и в каких подзонах памятников природы больше всего.

Фрон-тальный опрос.

Прак-тика.

Карта Саратовской области.

П.3.1

15

Проблемы природопользова-ния Саратовской области.

1

КУ

Лекция.

Практика.

Виды природопользования в Саратовской области.Влияние на ландшафты транспортной сети, объектов промышленности и сельскохозяйственной деятельности.

Знать какие  виды природопользования осуществляются в Саратовской области.

Уметь определить по карте процент скважин, который будет подвергнут затоплению при катастрофическом положении уровня Волгоградского водохранилища.

Опрос.

Практи-ка.

Карта Саратовской области.

П.3.2

16

Урбанизирован-ные территории Саратовской области.

1

КУ

Факторы, определяющие условия проживания в городе.

Знать основные природно-ландшафтные особенности городов Саратова и Балаково.

Беседа.

П.3.3

17

Обобщающий урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 6-8 класс

составлена на основе   авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...