Образовательная программа дополнительного образования детей "Мир вокруг нас" творческого объединения "Родничок"
рабочая программа по экологии по теме

Макаров Игорь Геннадьевич

Образовательная программа "Мир вокруг нас" имеет эколого-биологическую направленность и предусматривает организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранительной деятельности своего района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr.kopiya.doc384 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Сернурский районный Дом детского творчества».

МОУ «Мустаевская средняя (полная) общеобразовательная школа

им.Шабдара Осыпа».

                                                                                                                   

                                                                                                                   

                                                                                                           Утверждаю:

Директор МОУ ДОТ

«Сернурский районный ДДТ»

____________Г.И.Рябцева

                                                                                                      Программа утверждена   на педагогическом совете  

МОУ ДОД «Сернурский ДДТ».

Протокол №_____ от_____________ 2010 г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей                                                         «Мир вокруг нас»

творческого объединения «Родничок»

Программа

эколого-биологической

направленности,

рассчитана на 2 года

обучения для детей 11-15 лет.

Автор-составитель:

Макаров Игорь Геннадьевич,

педагог-совместитель

дополнительного образования.

Сернур 2010

I.Пояснительная записка.

   Эта программа направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района, своей республики.

   Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы свей местности.

  Новизна этой программы заключается в том, что деятельность обучающихся ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.

   Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.   Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе, поэтому в основу программы кружка положен экскурсионно-практический принцип.

   В связи с тем, что произошло сокращение часов, отведенных школьной программой на изучение биологии, актуальное значение имеет проведение занятий эколого-биологического кружка, т.к. школьникам среднего возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой.

   Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных обучающимися на уроках.

   В работе кружка рассчитано использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, встречи с интересными людьми.   Программа рассчитана на детей 11-15 лет.

   Направленность работы кружка учебно-познавательная (1-й год обучения) и исследовательская (2-й год обучения).

Цель программы:

  Формирование у обучающихся  экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамики и путях рационального использования; стимулирование творческой активности ребенка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для самореализации обучающихся   в процессе природоохранной и исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- расширить и углубить знания обучающихся дополняющих школьную программу по биологии и экологии, географии;

- сформировать умения и навыки  работы с определителями растений и животных;

- научить обучающихся пользоваться методиками по описанию природных объектов;

- привлечь обучающихся к пропаганде бережного отношения окружающей среды.

Развивающие:

- развивать стремление оздоровлять окружающую среду, внося посильный вклад в улучшение экологических условий жизни человека;

- сформировать понимание многосторонней ценности природы для общества и человека;

- способствовать формированию профессионального самоопределения личности;

- развивать коммуникативные качества обучающихся;

- сформировать навыки работы с научной литературой, оформления исследовательских проектов;

- обучать тактике диалога, предметного обсуждения и защиты своей работы во время публичных выступлений;

- развивать ораторские способности обучающихся.

Воспитательные:

- привить нормы экологической этики нахождения в природной среде;

- содействовать развитию потребности общения с природой;

- побуждать к осознанному предпочтению природосберегающим технологиям в выборе методов исследования;

- активизация деятельности обучающихся по улучшению природной и преобразованной среды;

- воспитание патриотических и эстетических чувств.

Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, состоит из отдельных взаимосвязанных этапов. Программа рассчитана на 2 года обучения по 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа с 10 минутным перерывом. Количество воспитанников в группе по годам обучения до 15 человек. Прием в кружок идет по записи в журнале.

Основные направления содержания деятельности.

  Образовательный процесс имеет развивающий характер, направленный на реализацию интересов и способностей детей, на создании ситуации успеха и обеспечение комфортности обучения. Учебные занятия носят характер живого общения, заинтересованного поиска решения проблем с помощью разумного сочетания самостоятельной деятельности, дозированной помощи и работы под руководством педагога. Сочетание разных методов обучения и видов учебной деятельности выводит ребенка за рамки привычного образовательного процесса, расширяет кругозор и дает возможность для духовного роста и продуктивного общения с членами кружка. Игровая деятельность позволяет детям непринужденно погрузиться в ситуацию и проявить себя в новой роли, самому обозначить проблему и попытаться найти решение.

  Природе может научить только сама природа. Поэтому основной акцент в обучении ставиться на непосредственное общение с природой на экскурсиях и во время полевых исследований. В естественной среде за небольшой промежуток времени дети приобретают знания и навыки эквивалентные целому учебному году, т.к. усвоение новых знаний происходит не умозрительно, а целостно, на основе проживания в природе, ощущение «многоцветия» жизни. Со временем, приобретая знания и навыки исследовательской работы, дети берутся за самостоятельную исследовательскую деятельность. Объектами исследования являются: родники реки Оно и река Сердяжка.

  Самостоятельная работа над исследованиями и социальными проектами приучает ребенка мыслить системно, планировать свои действия и предвидеть результат, дает возможность применять полученные знания для создания нового, личностно значимого продукта. Этот продукт юный исследователь выносит на обсуждение, участвуя в конференциях и конкурсах различного уровня, приобретает опыт конкурсной борьбы, учится с достоинством принимать поражения, делать из них конструктивные выводы. Психологическая закалка и приобретенные знания позволяют трезво оценить свои силы и выпускники кружка не боятся ставить высокие цели и выбирать учебные заведения, соответствующие их устремлениям.

  Обучение ведется поэтапно и дифференцированно, с учетом уровня подготовки обучающегося. На первых порах приоритетным в обучении является создание ситуаций, пробуждающих фантазию и креативное мышление, побуждающих к действию. Это достигается на занятиях по подготовке к различного рода выставкам, связанных с экологической тематикой: поделки из отходов, работа с природным материалом. Обучение приобретает основы декаративно-прикладного творчества: аппликация из кожи, бересты, фитодизайн и др.

  Большое внимание в учебном плане уделяется также развитию у детей просветительских качеств, воспитанию толерантности к любому проявлению жизни. Ребенок должен делиться своими знаниями, духовными «наработками», открытиями с теми, кто готов их слушать и учиться у них. Поэтому каждый член кружка разрабатывает беседы, экологические игры, экскурсии, ориентированные на младших школьников. Проводя просветительскую работу среди малышей, кружковцы еще и учатся владеть аудиторией.

  Эколого-биологический кружок является личностно-ориентированным, Модульным и проблемным обучением. Основополагающими методиками обучения являются методические пособия Афанасьева Т.В., Гладкова Н.А., Доспехова Б.А., Нога Г.С. и других авторов. Новые информационные технологии. В данных материалах изложены методики по проведению опытов и наблюдений за животным и растительным миром, почвами.  

   За основу разработки данной программы  взяты «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы».   Составители программ: Г.Ф.Бидюкова, К.Н.Благосклонов, Т.А.Вершинина.   Москва «Просвещение» 1997 год.

Ожидаемые результаты и формы отслеживания образовательного процесса:

К концу первого года обучения дети должны знать:

- основы экологической этики и правила выживания в природе;

- определение основных экологических понятий (факторы среды, среды жизни, средообразующая деятельность, интродуцирование);

- животных водной и наземной среды;

- о типах взаимодействия организмов;

- современные проблемы охраны природы;

- о рациональном использовании и охране водных ресурсов;

- о современном состоянии, использовании и охране растительности и животных;

- об охраняемых территориях и объектах своей местности;

- редкие и охраняемые виды растений и животных;

- влияние окружающей среды на рост и развитие растений, жизнедеятельность животных

- основные методы и стандартные методики исследования;

К концу первого года обучения дети должны уметь:

- проводить фенологические наблюдения;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

- определять уровень загрязнения воздуха и воды;

- с помощью определителей определять растения и животных;

- производить геоботаническое описание участков;

- проводить паспортизацию родников;

- работать с научной и методической литературой;

- вести записи в полевом дневнике, бланках геоботанического описания;

- составлять и оформлять гербарий;

- ориентироваться на местности в любую погоду и время суток;

- иметь навыки выживания в дикой природе.

К концу второго года дети должны знать:

о влиянии основных экологических факторов (абиотический фактор, биоритмы, биоценоз, экологические группы, морфологические приспособления, антропогенный фактор, эдификаторы) на живые организмы;

- разнообразие почв по механическому составу;

- о приспособлении организмов к условиям водного режима;

- о преобразующей роли живых организмов;

- проводить простейшие исследования в полевых условиях;

- систематическую и биотопическую принадлежность растений и животных родного края.

К концу второго года дети должны уметь

- выполнять математическую и статистическую обработку полученных результатов;

- проводить анализ почвы

- проводить  наблюдения и учет заселенности искусственных и естественных гнездовий

- проводить маршрутный и стационарный учет животных по следам жизнедеятельности;

- определять птиц по внешнему виду и по голосам;

- проводить комплексное исследование реки доступными методами;

- оформлять рефераты исследовательских работ, тезисы выступлений, стендовый материал и электронные презентации.

Формы отслеживания образовательного процесса

Ожидаемые результаты

Критерии оценки (баллы)

Способы проверки

правила поведения в природе

тест

определение основных экологических понятий (факторы среды, среды жизни, средообразующая деятельность, интродуцирование

тест

типы взаимодействия организмов

тест

современные проблемы охраны природы

тест

рациональное использовании и охрана водных ресурсов

тест

современном состоянии, использовании и охране растительности и животных

тест

охраняемые территории и объекты своей местности

тест

влияние окружающей среды на рост и развитие растений, жизнедеятельность животных.

тест

с помощью определителей определять растения и животных

зачет

геоботаническое описание участков.

контрольное задание

животные и растения водной и наземной среды

контрольное задание

паспортизация родника

презентация

исследование реки

презентация

Оценка полученных знаний и контроль.

  Оценка полученных знаний и умений осуществляется по следующим критериям:

- личностный рост и приобретение определенных навыков;

- выполнение программной деятельности;

- творческий подход к деятельности;

- участие в жизни коллектива;

- регулярное посещение занятий кружка;

- степень самостоятельности выполнения работы;

- выступление с исследовательскими проектами на районных конференциях, экологических слетах.

  Контроль полученных знаний и умений осуществляется через участие в экологических акциях, экспедициях, слетах, лагерях, оформление альбомов, стенгазет, выставок, самостоятельных разработках экологических игровых программ, экскурсий, публикаций на природоохранную тему.

  На каждого члена кружка заведен портфолио, в котором расписывается и отслеживается индивидуальный образовательный маршрут, фиксируются достижения.

II.Учебно-тематический план.                                                                        Первый год обучения.

«Флора и фауна малой родины».

Наименование темы

(раздела, блока)

Общее

количество

часов

     В том числе                      


теория

практика

1.

2.

3.


4.

5.

 6.

 7.


8.

 9.

10.

11.

12.

Вводное занятие

Осень в природе.

Среды жизни на Земле и экологические факторы.

Животные водной и наземной среды.

Лес как среда обитания животных.

Природа зимой.

Растительный и животный мир культурных ландшафтов.

Животные обитатели луга.

Весна в природе.

Обитатели пресных водоемов.

Отчетная конференция.

Итоговое занятие.

2

14


10

12

18

12

12


18

20

22

2

2

1

4


4

4

6

4

4


8

8

8

2

2

1

10


6

8             12

8

8


10

12

14

-

-

Итого:

144

55

89

Месяц

Раздел

Тема занятия

Количество

часов

Термины,

понятия

Формы и

методы

Сентябрь




Сентябрь




Сентябрь


Сентябрь


Сентябрь



Сентябрь




1.Вводное занятие.







2.Осень в природе.

1.Ознакомление с планом работы. Организационные вопросы.


2.П.Р. «Знакомство с кабинетом. Экскурсия на пришкольный участок и парк».

1.Фенологические наблюдения.

2.Растения и животные осенью.

3.П.Р. «Сбор материала для составления коллекций».

4.П.Р. «Изготовление наглядных пособий: определителя деревьев и кустарников по листьям».

1




1




2


2



2


2












Фенология, сезонные изменения.

Рассказ, экскурсия.







Беседа.


Рассказ, беседа.

Практическая работа.



Практическая работа.


Октябрь




Октябрь



Октябрь


Октябрь

Октябрь


Октябрь




Октябрь



Октябрь




Октябрь













3.Среды жизни на Земле и экологические факторы.









4.Живот-ные водной и наземной среды.

5.П.Р. «Изготовление таблиц осенней окраски листьев, коллекции  семян».

6.П.Р. «Определение и нанесение на карту родников».

7.Экскурсия в природу.


1.Среды жизни.

2.Экологические факторы.

3.П.Р. «Составление геоботанических описаний участков леса и луга».

4.П.Р. «Составление геоботанических описаний берега водоема».

5.Экскурсия «Растительное сообщество».



1.Влияние факторов внешней среды на жизнь земноводных.


2




2



2


2

2


2




2



2




2













Среды жизни; экологические факторы; прямое и косвенное воздействие экологических факторов; средообразовательная деятельность; геоботаническое описание; тип растительности.

Видовой состав; миграция; цепь питания; симбиоз; паразитизм.

Практическая работа.



Практическая работа.


Экскурсия.


Беседа.

Рассказ.


Практическая работа.



Практическая работа.


Экскурсия.




Беседа.


Ноябрь




Ноябрь




Ноябрь



Ноябрь



Ноябрь


Ноябрь


Ноябрь





Ноябрь


Ноябрь





















5.Лес как среда обитания животных.

2.Птицы водоемов и водные млекопитающие. Связь с водной средой.

3.П.Р. «Выявление видового состава и определение животных по определителям».

4.П.Р. «Наблюдения в природе за животными».

5.П.Р. «Составление списка водной фауны своей местности».

6.Экскурсия на водоем.


1.Растения и животные леса.

2.Взаимоотношения растений и животных леса. Влияние сезонных изменений на поведение животных.

3.Роль животных в жизни леса.

4.П.Р. «Выявление видового состава животных местного леса; определение животных с помощью определителей».

2




2




2



2



2


2


2





2


4





Специализация животных; кормовые ресурсы; покровительственная окраска; спячка; очаг массового распространения.

Семинар.




Практическая работа.



Практическая работа.


Практическая работа.


Экскурсия.


Конференция.

Лекция.





Учебная игра.

Практическая работа.




Декабрь


Декабрь


Декабрь


Декабрь





Декабрь


Декабрь


Декабрь


Декабрь













6.Природа зимой.

5.П.Р. «Изучение жизни птиц».

6.П.Р. «Изучение жизни рыжего муравья».

7.П.Р. «Инвентаризация муравейников».

8.П.Р. «Выявление очагов массового распространения насекомых-вредителей леса».


1.Сезонные явления в зимнее время.

2.Растения и животные зимой.

3.П.Р. «Наблюдения за птицами зимой».

4.П.Р. «Оформление альбома «Наши зимние птицы».

2


2


2


2





2


2


2


2


Анабиоз.


Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.




Беседа.


Дискуссия.


Практическая работа.

Практическая работа.

Январь






Январь


Январь


Январь


Январь





Январь



Январь









7.Растительный и животный мир культурных ландшафтов.

5.П.Р. «Сбор материала о птицах по литературным источникам. Написание рассказов о собственных наблюдениях за птицами».

6.Экскурсия «Зимующие птицы».

1.Растительность культурных ландшафтов.

2.Животный мир культурных ландшафтов.

3.П.Р. «Видовой учет фауны поля, огорода, сада, парка и определение животных по определителю».

4.П.Р. «Проведение фенологических наблюдений».

5.П.Р. «Составление списка животных, живущих в культурном ландшафте».

2






2


2


6


2





2



4









Культурный ландшафт; сорная растительность; интродуцированных; насекомые-вредители; суточная активность; годовой цикл.

Практическая работа.





Экскурсия.


Беседа.


Викторина.


Практическая работа.




Практическая работа.


Практическая работа.

Февраль


Февраль



Февраль



Февраль


Февраль



Февраль




Февраль





Февраль

     


8.Животные обитатели луга.

6.Экскурсия «Культурные ландшафты».

1.Характеристика растительного сообщества луга.

2.Луга как естественная среда обитания животных.

3.Особенности луговой фауны.

4.Влияние хозяйственной деятельности человека на фауну луга.

5.П.Р. «Выявление видового состава фауны и определение по определителям».

6.П.Р. «Выявление связей насекомых-опылителей с определенными видами растений».

7.П.Р. «Наблюдения за посещениями цветков насекомыми в различное время суток и при различных погодных условиях».

2



2



2


2


4



4




2






Почвенно-климатические условия; пойменные, низинные, суходольные луга; насекомые-опылители.

Экскурсия.


Лекция.



Беседа.



Лекция.


Суд.



Практическая работа.



Практическая работа.




Практическая работа.



Март


Март



Март



Март



Март






9.Весна в природе.

2.Признаки наступления весны.

2.Изменения поведения животных с наступлением весны.

3.П.Р. «Наблюдения за признаками наступления весны у растений».

4.П.Р. «Наблюдения за признаками наступления весны у животных».

5.Экскурсия «Весенние явления».

2


2


2


2


4



2


   

Культурный ландшафт; сорная растительность; интродуцированных; насекомые-вредители; суточная активность; годовой цикл.

Беседа


Беседа.



Практическая работа.


Практическая работа.


Экскурсия.


Апрель


Апрель


Апрель


Апрель

Апрель




Апрель




Апрель




10.Обитатели пресных водоемов.

6.Экскурсия «Культурные ландшафты».

1.Характеристика водоема.

2.Береговая растительность.

3.Животные водоемов.

4.Приспособление животных к условиям водной среды. Влияние факторов.

5.П.Р. «Сбор и описание водных и прибрежных растений для их определения».

6.П.Р. «Составление списка позвоночных и беспозвоночных местных водоемов».

2


2


2


2

2




4




2

Рельеф дна; прибрежные, глубоководные, пелагические области.

Экскурсия.


Лекция.


Лекция.


Учебная игра.




Практическая работа.



Практическая работа.



Май


Май

7.П.Р. «Паспортизация родников».

8.Экскурсия «Водоемы своей местности».

6


2

Практическая работа.

Экскурсия.

Конференция, презентация.

Выпускной ринг

Май



Май

11.Отчетная конференция.

12.Итоговое занятие.

1.Отчетная конференция.


2.Задания на летний период.

2



2

III. Содержание программы

«Флора и фауна малой родины».

Первый год обучения.

1.Вводное занятие.

   Ознакомление кружковцев с планом работы в кружке. Организационные вопросы.

Практическая работа. Знакомство с традиционной выставкой работ, кабинетом и пособиями, экскурсия на пришкольный участок и парк.

2.Осень в природе.

   Значение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Сезонные явления в природе осенью. Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у одного дерева, но в разных частях кроны.

   Наиболее распространенные животные лесов, парков, лугов, водоемов. Подготовка животных к зиме. Охраняемые виды растений и животных.

   Практические работы. Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений для определения видов деревьев и кустарников, для составления коллекций. Ведение записей в «Календаре природы» по наблюдениям за состоянием растений и животных.

   Изготовление наглядных пособий: определителя деревьев и кустарников по листьям, таблицы осенней окраски листьев деревьев и кустарников, коллекции семян, познавательных игр.

   Определение и нанесение на карту родников.

   Экскурсия в природу. Занятия по результатам экскурсии. Задания для проведения наблюдений.

 3.Среды жизни на Земле и экологические факторы.

   Вода, суша, почва и организм как среды жизни. Воздействие среды на организм. Экологические факторы. Понятие о прямом и косвенном воздействии экологических факторов. Средообразующая деятельность живых организмов. Совокупность действия экологического фактора.

   Практические работы. Овладение методикой геоботанических описаний. Составление геоботанических описаний участков леса, луга, берега водоема. Определение типов растительности.

   Экскурсия в природу по теме «Растительные сообщества».                                           4.Животные водной и наземной среды.

   Хвостатые и бесхвостые земноводные. Температура и влажность - основные факторы внешней среды, обуславливающие жизнедеятельность этой группы животных. Значение бесхвостых земноводных (травяной и озерной лягушек и жабы).

   Птицы местного водоема, их видовой состав; сроки сезонной миграции; биология и охрана.

   Водные млекопитающие: бобр, выдра, ондатра, нутрия, их биология. Связь с водной средой. Охрана. Животные «Красной книги».

   Взаимосвязь живых организмов водоема: места обитания, образ жизни, цепи питания, симбиоз, паразитизм, размножение, забота о потомстве.

   Практические работы. Тематика и методика опытов и наблюдений за животными в природе. Выявление видового состава и определение животных по определителям. Наблюдения в природе за животными. Выявление редких видов животных своей местности. Составление списка водной фауны местности.

   Экскурсия на водоем.

 5.Лес как среда обитания животных.

   Основные породы деревьев, образующих леса. Разнообразие видов животных, обитающих в лесах. Особенности и специализация животных, жизнь которых на протяжении долгого исторического времени связана с лесом. Кормовые ресурсы леса: растительные и древесные корма.

   Взаимоотношения: связи по питанию; покровительственная окраска, симбиоз, паразитизм.

   Годовая и суточная активность животных, изменения в поведении животных, связанных с сезонными изменениями в природе, с погодными условиями. Миграции, спячка.

   Роль животных в жизни леса: опыление деревьев, кустарников и травянистых растений, распространение семян, использование урожая семян и плодов животными и распределение семян в почве, влияние фауны на почву. Фауна как причина смены пород деревьев; влияние животных на молодняк леса, его состав, на прирост древесины, санитарное состояние леса, долговечность деревьев.

   Практические работы. Выявление видового состава животных местного леса; определение животных с помощью определителей. Изучение жизни птиц, их привлечение и охрана. Изучение жизни рыжего муравья. Инвентаризация муравейников. Выявление очагов массового распространения насекомых-вредителей леса.

6.Природа зимой.

   Сезонные явления в зимнее время; значение снегового покрова для растений и животных.

   Распознавание деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Жизнь животных зимой, их следы на снегу. Охрана природы зимой.

   Практические работы. Наблюдение за птицами в природе; изготовление простейших кормушек. Подкормка зимующих птиц и ведение наблюдений за птицами. Оформление альбома «Наши зимующие птицы»; сбор материала о птицах по литературным источникам; написание рассказов о собственных наблюдениях за птицами; зарисовка птиц.

   Экскурсия. Зимующие птицы. Распознавание их по внешнему виду.

    7.Растительный и животный мир культурных ландшафтов.

   Флора. Растительность культурных ландшафтов. Преобладание растений, интродуцированных в процессе труда человека из других мест земного шара;

особенности культурных растений. Сопутствующая им сорная растительность и ее роль в распространении насекомых-вредителей и сохранении биоценологических связей.

   Фауна. Мышевидные грызуны. Биологические особенности; образ жизни. Естественные враги и защита от них. Покровительственная окраска.

   Годичный цикл насекомых. Суточная активность. Насекомые-вредители. Полезные насекомые.

   Птицы-обитатели поля. Их биология, образ жизни.  Миграции.

   Хищные птицы, привлекаемые грызунами; их охрана.

   Млекопитающие, живущие в поле, на огороде. Их роль в природе и хозяйстве. Годовой цикл. Охрана.

   Насекомые-вредители. Их биология, меры борьбы.  

   Полезные насекомые, распространенные в данной местности.

   Птицы, гнездящиеся в дуплах, открыто на деревьях, кустарниках, на земле. Охрана и привлечение птиц, полезных насекомых и земноводных для борьбы с насекомыми-вредителями.

     Практические работы. Видовой учет фауны поля, огорода, сада, парка и определение животных по определителям. Знакомство с их внешним видом и приспособлениями к жизни среди культурных растений. Проведение фенологических наблюдений. Составление списка животных, живущих в культурном ландшафте. Сравнение видового и количественного состава животных, живущих в культурном ландшафте, с животными, живущими в степи, на лугу, в лесу. Учет насекомых - естественных врагов насекомых-вредителей.

   Экскурсия на поле, огород, в сад, парк.

8.Животные обитатели луга.

   Характеристика растительного сообщества луга. Зависимость травянистого покрова от почвенно-климатических условий. Пойменные, низинные, суходольные луга.

   Развитие растительности в течении сезона и изменение состава растений с возрастом луга. Обилие цветущих растений. Луга как естественная среда обитания животных.

   Особенности луговой фауны; преобладание насекомых, влияние на видовой состав фауны вблизи водоема, леса, поля, сада, огорода. Животные - постоянные обитатели луга.

   Покровительственная окраска. Насекомые-опылители растений луга. Приспособления растений к опылению насекомыми.

   Влияние хозяйственной деятельности человека на фауну луга. Редкие и исчезающие животные луга. Животные «Красной книги» луга.

   Практические работы. Выявление видового состава фауны и определение по определителям. Наблюдения за насекомыми, посещающими цветки растений разной формы, разной окраски венчика, за насекомыми-опылителями; выявление связи насекомых-опылителей с определенными видами растений; наблюдения за посещением цветков насекомыми в разное время суток и при разных погодных условиях. Выявление видового состава животных местного луга. Составление календаря цветения растений луга и посещения их насекомыми. Выявление редких видов животных местного луга.

   9.Весна в природе.

   Признаки наступления весны; изменение внешнего вида растений; изменение поведения животных с наступлением весны, появление насекомых.

   Практические работы. Наблюдения за распусканием листьев, цветением деревьев и кустарников, появлением раннецветущих травянистых растений, бабочек, комаров, мух, муравьев, майских жуков. Ведение записей в  «Календаре природы».

   Экскурсия «Весенние явления».

10.Обитатели пресных вод.

     Характеристика водоема: примерная площадь, характер берегов, рельеф дна, глубина, источник водоснабжения, зависимость уровня воды от впадающих вод и атмосферных осадков, влияние на уровень воды древесно-кустарниковой растительности, окружающей водоем. Степень загрязнения водоема, прозрачность воды. Температурные режимы. Физические свойства и химический состав воды. Условное деление водоема на области: прибрежную, глубоководную, пелагическую. Органический мир водоема.

     Флора. Береговая растительность; растения прибрежной области, произрастающие вдоль береговой линии и частично погруженные в воду; растения с листьями, плавающими на поверхности воды, и выносящие цветки из воды; растения с погруженными в воду листьями и цветками, вынесенными над водой; целиком погруженные растения. Глубоководная и пелагическая растительность. Степень зарастания водоема растительностью.  «Цветение» воды. Значение растений в органической жизни водоема.

      Фауна. Многообразие животных, населяющих пресные воды: простейшие, кишечнополостные, губки,. черви, моллюски, ракообразные, пауки, водные жуки, клопы; личинки насекомых: мух, комаров, ручейников, стрекоз, веснянок, водных жуков, клопов. Места обитания. Развитие в одной среде. Прибрежная, глубоководная, пелагическая фауна.      Приспособление животных к условиям жизни в водной среде. Влияние факторов водной среды на жизнь рыб: прозрачность воды и проникновение света, химический состав и газовый обмен.

       Практические работы. Сбор и описание водных и прибрежных растений для их определения. Составление списка позвоночных и беспозвоночных местных водоемов. Выявление редких видов рыб.

       Паспортизация родников.

       Экскурсия на водоем.

11.Отчетная конференция.

12.Итоговое занятие.   Задания на летний период. Обсуждение заданий.

II.Учебно-тематический план.

Второй год обучения.














Наименование темы

(раздела, блока)




Общее количество часов


             

В том числе






теория

практика

1.

2.

 3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Вводное занятие.

Почва и ее роль в жизни растений и животных.

Осень в природе.

Абиотические факторы среды.

Биотические факторы среды.

Антропогенные факторы.

Зима в природе.

Весна в природе.

Благоустройство родников.

Исследование реки Она.

Отчетная конференция.

Итоговое занятие.

2

     14

14

16

12

14

10

14

24

20

2

2

2

6

         6

8

4

4

4

6

-

2

2

2

-

         8

8

8

8

10

6

8

24

18

-

-

Итого:

144

48

96

«Факторы среды. Человек, вода, водоем».

Сентябрь



Сентябрь


Сентябрь




Сентябрь

Сентябрь


Сентябрь



Сентябрь




Сентябрь

1.Вводное занятие.


2.Почва и ее роль в жизни растений и животных.

1.План работы кружка. Организационные вопросы.

1.Разнообразие почв.

2.Роль живых организмов и климатических условий в образовании почв.

3.Охрана почв.

4.П.Р. «Сбор образцов местных почв».

5.П.Р. «Определение состава почв. Анализ почв».

6.П.Р. «Изготовление коллекций почв, схем почвенных разрезов».

7.Экскурсия на почвенные обнажения, в лес, на луг.

2



2


2




2

2


2



2




2





Анализ почвы, почвенный разрез

Беседа



Лекция


Беседа




Беседа

Практическая работа

Практическая работа


Практическая работа



Экскурсия

Октябрь


Октябрь



Октябрь


Октябрь






Октябрь



Октябрь









3.Осень в природе.












4.Абиотические факторы среды.

1.Сезонные изменения осенью.

2П.Р. «Наблюдения за изменениями в жизни растений».

3.П.Р. «Наблюдения за животными».

4.П.Р. «Сбор семян и плодов для изготовления учебно-наглядных пособий, подкормка зимующих птиц»,

1.Свет как абиотический фактор.


2.П.Р. «Влияние освещенности на распределение животных и их образ жизни».





6


2



2


4






4



2









Экологические факторы, средообразующая деятельность.

Абиотический фактор, биоритмы, периодичность и интенсивность освещения, биоценоз, морфологическое приспособление, экологические группы, температурный фактор.

Беседа, семинар.

Практическая работа


Практическая работа

Практическая работа





Лекция



Практическая работа






Ноябрь


  Ноябрь







Ноябрь


  Ноябрь



Ноябрь



Ноябрь


Ноябрь



Ноябрь



Ноябрь























5.Биотические факторы среды.








3.Вода как абиотический фактор.

4.П.Р. «Определение экологических групп растений. Выявление приспособленности насекомых к условиям водного режима».

5.Экскурсия в природу.

6.Температура как экологический фактор.

7.П.Р. «Проведение фенологических на

блюдений».

8.Экскурсия в природу.

1.Преобразующая роль животных организмов.

2.Воздействие растений и животных друг на друга.

3.П.Р. «Описание видового состава лесных сообществ. Выявление роли подростка».

2


2







1





2


2

1


2



2



4




Природно-территориальный комплекс, биотические факторы, эдификаторы, микрофлора.

Беседа


Практическая работа






Экскурсия


Беседа



Практическая работа


Экскурсия


Лекция



Беседа



Практическая работа



Декабрь




Декабрь





Декабрь




Декабрь






Декабрь








6.Антропогенные факторы.






4.П.Р. «Составление таблиц ярусности взрослых древесных пород на самосев».

1.Влияние деятельности человека на абиотический и биотический фактор среды.

2.Приспособление организмов в связи с деятельностью человека.

3.П.Р. «Наблюдение и сбор материалов по влиянию сельского хозяйства на изменение окружающей среды».

4.П.Р. «Влияние фактора вытаптывания и фактора беспокойства на распределение, рост и размножение растений и животных».

4




2





2




2






2






Антропогенные факторы, вытаптывание.

Практическая работа



Беседа





Семинар




Практическая работа





Практическая работа





Январь





Январь






Январь


Январь




Январь



Январь




Январь



Январь



Январь














7.Зима в природе.


















8.Весна в природе.


5.П.Р. «Наблюдение и учет заселенности искусственных и естественных гнезд».

6.Экскурсия в природу: положительные и отрицательные воздействия антропогенных факторов».

1.Сезонные изменения зимой.

2.Значение снежного покрова для растительного и животного мира.

3.П.Р. «Жизнь водных обитателей зимой».

4.П.Р. «Наблюдение за подснежным развитием травянистых растений».

5.П.Р. «Наблюдение за птицами в природе».

6.Экскурсия в природу «Зимние явления».

1.Признаки весны.

2.Значение солнечного света и тепла в жизни природы.

4





2






2


2




2



1




2



1



2

2


Признаки зимы, зимующие птицы.

Признаки весны, раннецветущие травянистые растения, перелетные птицы, охрана птиц.

Практическая работа




Экскурсия






Беседа


Беседа




Практическая работа


Практическая работа



Практическая работа


Экскурсия



Лекция

Беседа


Февраль




Февраль




Февраль



Февраль



















3.Связь сроков появления перелетных птиц с весенними явлениями.

4.П.Р. «Наблюдения за птицами. Развешивание гнездовий».                         5.П.Р. «Составление календаря прилета птиц».

6.П.Р. «Изготовление наглядных пособий о жизни птиц».

2




4




2



2




Беседа




Практическая работа



Практическая работа


Практическая работа



 Март - Апрель

9.Благоустройство родников.

1.Благоустройство родников.

  24

Практическая работа

Май


Май


Май


Май

10.Исследование реки Она.






1.Вода и водоем в жизни человека.

2.Методика исследования рек.

3.П.Р. «Исследование реки Она».

4.Создание проекта.







1


1


12


6

Виды вод, водные ресурсы, гидрологические объекты, степень использования водоемов.

Беседа


Лекция


Практическая работа

   Проект






Май

11.Отчетная конференция.







1.Отчетная конференция.




2

Конференция

   Май

12.Итоговое занятие.

1.Итоговое занятие.

2

Устный журнал, презентация

III. Содержание программы.

«Факторы среды. Человек, вода, водоем».

Второй год обучения

Тема 1. Вводное занятие.

   Ознакомление с планом работы кружка на год. Организационные вопросы.                    Тема 2. Почва и ее роль в жизни растений и животных.

   Разнообразие почв по механическому составу: песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые. Роль растений, животных, микроорганизмов и климатических условий в образовании почв. Образование плодородного слоя почвы, в лесу, на лугу. Почвы в природе и на сельскохозяйственных угодьях. Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Охрана почв в нашей стране.

   Практические работы. Образование перегноя в природе (в лесу, на лугу). Сбор образцов местных пород. Определение состава почв. Простейший анализ почвы. Изготовление коллекции почв, схем почвенных разрезов.

   Экскурсия на почвенные обнажения, в лес, на луг.

   

Тема 3. Осень в природе.

   Связь сезонных изменений в природе с изменением высоты полуденного солнца, уменьшение высоты полуденного солнца, сокращение продолжительности дня, похолодание. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений (отмирание надземных частей, образование зимующих почек, растения, зимующие с зелеными листьями).

   Практические работы. Определение погоды по растениям, по  поведению животных; наблюдения за изменениями в жизни растений (последовательность изменения окраски листьев, начало и окончание листопада у различных деревьев и кустарников, влияние погодных условий на опадание листьев), за животными (подготовка насекомых к зиме, изменение образа их жизни, линька, спячка). Ведение записей в «Календаре природы». Сбор семян и плодов дикорастущих трав, деревьев и кустарников для изготовления учебно-наглядных пособий; подкормка зимующих птиц. 

   

4.Абиотические факторы среды.

   Свет как абиотический фактор.                                                                                           Свет - основной источник в живой природе. Влияние солнечного спектра, продолжительности, периодичности, интенсивности, освещенности на рост и развитие организмов. Роль хлорофиллоносных растений. Приспособления к поглощению световой энергии у растений и животных. Светолюбивые, теневые, теневыносливые виды. Активность животных, ведущих дневной, ночной, сумеречный образ жизни. Миграция, отлеты, перелеты. Сезонные явления. Понятия о биоритмах.

   Практические работы. Определение высоты деревьев на пробных площадках. Проведение наблюдений по суточной активности зимующих птиц. Составление графиков активности. Выявление влияния освещенности, ее интенсивности и периодичности на распределение животных и их образ жизни (по следам жизнедеятельности), суточную и сезонную активность в различных биоценозах.

Вода как абиотический фактор.

   Вода в составе живых организмов. Характер осадков и влияние их продолжительности на организмы. Приспособление организмов к условиям водного режима (влажности): морфологическое, физическое и поведенческое.

   Практические работы с гербарием и определителем по определению экологических групп растений. Разбор коллекции насекомых и выявление приспособления их к условиям водного режима. Определение следов жизнедеятельности животных на снегу. Выявление влияния снежного покрова на активность распределения и поведения животных в различных биоценозах.

   Экскурсия для измерения снежного покрова в различных биоценозах, выяснения жизнеспособности организмов под снеговым покровом до 15 см.

Температура как абиотический фактор.

   Влияние оптимальных температур, сезонных и суточных колебаний на рост и развитие организмов, их распространение и поведение. Морфологическая, физиологическая, поведенческая приспособленность организмов к температурному фактору и его колебаниям. Миграция и перелеты. Классификация растений по морфологическому и физиологическому приспособлениям к низким температурам: эпифиты, деревья, кустарники, кустарнички, полукустарнички, травянистые, полукарлики. Жизненные формы растений. Взаимосвязь между температурой и влажностью.

   Практические работы. Проведение фенонаблюдений над деревьями и кустарниками и определение их в зимнем состоянии. Выявление роли суточных колебаний на распределение, активность и поведение животных в различных биоценозах.

   Экскурсия в природу: снег как экологический фактор.

 

   5.Биотические факторы среды.

   Преобразующая роль животных организмов. Влияние живой природы на организм природно-территориального комплекса и на абиотические условия окружающей среды. Прямое и косвенное влияние биотических факторов. Влияние растительных организмов. Понятие эдификаторов. Фотосинтезирующая деятельность зеленых растений. Физическое, механическое и химическое воздействия растений друг на друга, на животных, почву, деятельность почвенной фауны и флоры, климат. Влияние животных на состав почвы и плодородие, на распространение и плодовитость растений, на рост, развитие и распространение других животных. Влияние микрофауны и микрофлоры на жизнедеятельность организмов. Приспособление живых организмов к совместному общежитию. Изменение среды под воздействием живых организмов, взаимное влияние биологических систем друг на друга.

   Практические работы. Описание видового состава различных лесных сообществ. Выявление роли подлеска. Составление таблицы ярусности различных участков леса и луга. Выявление влияния взрослых древесных пород на самосев.

   6.Антропогенные факторы среды.

   Влияние деятельности человека на абиотические и биотические факторы среды. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Охрана редких растений, животных и мест их обитания. Сознательные и случайные воздействия человека. Реакция, приспособление организмов в связи с деятельностью человека; влияние человека - мощный экологический фактор.

   Практические работы. Провести наблюдения и сбор материалов по влиянию сельского хозяйства на изменение окружающей среды. Выявление влияния фактора вытаптывания и фактора беспокойства на распределение, рост и размножение растений и животных. Составление цепи последствий антропогенного фактора. Наблюдение и учет заселенности искусственных и естественных гнездований. Сравнение заселенности гнездований по типам леса. Составление памятки о поведении в природе.

   Экскурсия в природу: положительное и отрицательное действия антропогенных факторов.

   7.Зима в природе.

   Связь сезонных явлений в природе с изменением высоты солнца. Признаки зимы: изменение полуденной высоты солнца, замерзание водоемов, метели, снегопад; значение снежного покрова для растений, жизнь травянистых растений леса под снегом, жизнь наземных животных и обитателей водоемов зимой. Вопросы охраны природы. Зимующие птицы, их польза и привлечение (устройство кормушек и систематическая подкормка).                              

   Практические работы. Жизнь водных обитателей зимой, появление следов животных на снегу, изменения в жизни растений. Ведение записей в «Календаре природы». Определение деревьев и кустарников по силуэту, коре, веткам, почкам. Наблюдения за подснежным развитием травянистых растений, распознавание следов животных на снегу, зарисовка их, определение.

   Наблюдение птиц в природе (внешний вид, поведение, время пробуждения, голоса птиц, взаимоотношения пернатых, поедание корма в кормушке, время кормления, вид поедаемого корма, время появления на кормушке разных птиц). Определение птиц по внешнему виду.

   Экскурсия в природу с целью изучения зимних явлений, для знакомства с зимующими птицами.

8.Весна в природе.

   Изменение наклона солнечных лучей весной. Признаки весны: увеличение полуденной высоты солнца, продолжительности дня, потепление. Значение солнечного тепла и света в жизни природы. Раннецветущие травянистые растения, распускание почек и цветение деревьев и кустарников.

   Связь сроков появления перелетных птиц с изменениями температуры воздуха, вскрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными явлениями в природе. Значение птиц в сельском и лесном хозяйстве. Охрана птиц.

   Практические работы. Наблюдения за прилетом птиц, заселение гнездовий, развеска гнездовий. Составление календаря прилета птиц по своим наблюдениям. Изготовление наглядных пособий: альбома о жизни птиц с использованием записей наблюдений, рисунков и материалов, собранных из литературы.

 9.Благоустройство родников.

10.Исследование реки Она.

     Методика исследования рек. Создание проекта.

      Практическая работа. Исследование реки Она.

   

11Конференция.                                                                                                                  12.Итоговое занятие.

     Задания на летний период. Обсуждение заданий.

   

   

Основные термины и понятия.

Анабиоз – временное состояние организма, при котором видимые признаки

                  жизни отсутствуют;

Биоритмы – последовательность колебания интенсивности биологических

                       процесссов организма, дающая возможность приспособиться к

                       изменениям окружающей среды;

Биоценоз – совокупность всех живых организмов населяющих однородный

                     участок суши или водоема;

Бентос –     обитатели дна водоема;

Гидробионты – организмы, обитающие в воде;

Микрофлора – совокупность микроорганизмов в сообществе;

Паразитизм –  форма межвидовых отношений, при которых один вид

                           использует ресурсы другого вида, ничего не давая взамен;

Перифитон – растения и животные, прикрепившиеся к стеблям и листьям

                        высших водных растений;

Популяция  - совокупность особей одного вида, имеющих общий генофонд  

                         и  населяющих определенное пространство с относительно

                         однородными  условиями обитания;

Растительность – совокупность растительных сообществ планеты или ее

                                отдельных   частей;

Симбиоз – совместное взаимовыгодное существование двух систематически

                    разных  организмов;

Спячка  -  период резкого снижения обмена веществ, позволяющего

                   организму пережить неблагоприятные условия;                                                                                                                                     

Среды жизни – тела и явления, в которых организм находится в прямых или

                            косвенных   взаимоотношениях;

Фенология –  наука о сезонных явлениях природы;

Флора – список видов растений, обитающих на данной территории;

Эдификаторы – средообразователи -  виды, создающие биологическую

                              среду в экосистеме;

Экологические факторы – условия среды, на которые реагирует организм

Экологические группы – совокупность организмов, морфологически и

                                             физиологически приспособленных к определенным

                                              условиям среды.

План воспитательной работы.

Мероприятия

Место

проведения

Сроки

Участники

Задачи

Ответственные

1

Экологический сбор-огонек.

Школа

Сентябрь

Обучающиеся

Организация кружка.

Руководитель кружка

2.

Разведка экологических бед.

Д.Мустаево

Сентябрь

Члены кружка

Привитие любви к родной природе

Руководитель кружка

3.

Встречи со специалистами, интересными людьми: лесниками, охотниками.

Школа

В течении года

Обучающиеся школы

Привитие любви к родной природе

Руководитель кружка

4.

  Беседы с родителями, выпуск стенгазет, листовок.

Школа, деревня

В течении года

Обучающиеся школы

Пропаганда и разъяснение идей охраны природы, развитие коммуникативных качеств

Классные руководители

5.

Осенний бал. Конкурс стихов о природе.  Композиция «Природа и искусство».

Школа

Ноябрь

Обучающиеся школы

Формирование эстетических качеств

Классные руководители. руководитель кружка

6.

Выставка «Новогодний букет»

Школа

Декабрь

Обучающиеся школы

Формирование эстетических качеств

Классные руководители

7.

 КТД «Подарок друзьям». Программа «Милосердие».

Школа

В течениигода

Обучающиеся школы

Воспитание уважения к ближнему, природе

Классные руководители

8.

 Конкурсы рисунков и плакатов «Защитим лес», «Птичий мир», «Зеленая планета».

Школа

В течении года

Обучающиеся школы

Воспитание чувства прекрасног в природе

Учитель И.З.О.

9.



Классные часы на экологическую тематику.

Школа



В течении года

Обучающиеся школы

Пропаганда и разъяснение идей охраны природы

Классные руководители

10










  Защита и улучшение природной среды: участие в экологических акциях «Любимой речке чистые берега», «Чистый родник», «Чистый поселок», «Зеленая аптека». Операция «Чистый лес».

Школа, деревня Мустаево, река Сердяжка, Оно.










Май


Май


Июнь, июль

Май

Обучающиеся школы







Пропаганда и разъяснение идей охраны природы. участие в экологических акциях.




Классные руководители, руководитель кружка





11




Турнир знатоков житейских премудростей.


Школа




Январь



Члены кружка



Формирование знаний народных примет, лекарственных растений.

Руководитель кружка


12


Участие в районном конкурсе «Летопись добрых дел».

ДДТ


Февраль

Члены кружка

Отчет о проделанной работе

Руководитель кружка

13






Участие в районной экологической конференции «Человек. Природа. Творчество».


ДДТ






Февраль





Члены кружка





Развитие интереса к исследовательской деятельности, выявление экологических проблем

Руководитель кружка





14



Участие в районной акции «Чистый поселок».


ДДТ



Март



Члены кружка


Участие в экологической акции.


Руководитель кружка




Участие в районном конкурсе социальных проектов.

ДДТ



Апрель


Члены кружка


Создание социально значимого проекта

Руководитель кружка

16




17





18

Участие в районных Вавиловских чтении

ях.


Экологический месячник.




Экологический школьный митинг



ДДТ




Школа





Школа

Апрель



Май





Май

Члены кружка



Члены кружка




Члены кружка

Формирование интереса к сельскому хозяйству

Пропаганда и разъяснение идей охраны природы


Пропоганда охраны природы..





Руководитель кружка


Руководитель кружка



Руководитель кружка

 IV. Методическое обеспечение программы.

Мною разработаны  памятки, инструкции, технологические карты к занятиям по гидрологии и фенологии, работе с научной и дополнительной литературой, тестовые материалы, необходимые для успешной реализации программы.

Формы и методы проведения занятий:

При проведении занятий используются следующие формы:

беседы, практикумы, творческие мастерские, экскурсии, экспедиции, создание и проведение игровых программ экологического содержания, шефская работа над младшими школьниками.

Применяются методы обучения:

• метод дискуссии, позволяющий обучающимся свободно высказываться, внимательно слушать мнения выступающих;

• метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и добывать новые знания в процессе коллективного размышления;

• поисковый метод, предполагающий получение новых знаний обучающимися путем наблюдений, сбора данных в природе с последующей математической обработкой и анализом;

• игровой метод, стимулирующий рост мотивации к получению новых знаний, обобщению и закреплению полученных умений и навыков;

• проектный метод, включающий в себя самостоятельную деятельность обучающихся в освоении технологии социального проектирования и исследовательской деятельности;

.• метод психологических тренингов, развивающих умение выступать, навыки продуктивного диалога, оппонирование, культуру речи, неконфликтного взаимодействия;

.•  метод коллективных творческих дел в осуществлении практической природоохранной деятельности, развивающий навыки продуктивного взаимодействия, способствующий воспитанию коллективизма и толерантности, ответственности и чувства причастности к делам и проблемам своего социума.  

Кадровое обеспечение:

1.Руководитель объединения «Родничок» эколого-биологического кружка  ДДТ при Мустаевской средней (полной) общеобразовательной школе им. Ш. Осыпа  Макаров Игорь Геннадьевич.

2.Чеснокова Л.П. – методист районного ДДТ. Оказывает методическую помощь при составлении программ, подготовке к конкурсам и конференциям.

3.Толстухин В.С. – учитель технологии. Оказывает помощь в изготовлении кормушек и искусственных гнездовий, в обустройстве родников.

4.Пряникова И.Н. – завуч по учебно-воспитательной работе. Оказывает помощь в организации и проведении общешкольных мероприятий.

Научно-методическое обеспечение:

Поддерживаются связи с учителями-предметниками школы: географии, ИКН, технологии.

Связь с методическим объединением при ДДТ п. Сернур и методическим объединением учителей биологии и экологии района.

Участие в семинарах, конференциях и конкурсах методических материалов.

Материально-техническое обеспечение:

В школе для занятий имеются:

- дидактические и методические материалы, определители, энциклопедии, муляжи, влажные препараты, таблицы, микроскопы, бинокли;

- химическая лаборатория с необходимым для проведения занятий оборудованием;

- имеются необходимые Т.С.О., электронные технологии.

- компьютеры, сканер, принтеры, которые используются для подготовки к конференциям и конкурсам, для оформления исследовательских проектов и презентаций;

- Для творческих занятий с природным материалом и изделий из бытовых отходов используются канцтовары и различные материалы, в приобретении которых привлекаются средства родителей и спонсорская помощь.

V.Список литературы.

Список литературы, используемый педагогом:

1.Афанасьева Т.В. и др. Почвы. М., Мысль, 1987.

2.Гладков Н.А., Рустамов А.К. Животные культурных ландшафтов. М., Мысль, 1975.

3.Доспехов Б.А., Гордиенко Г.Г. Методика опытной работы в школе. М., 1975.

4.Жизнь животных. М., Просвещение, 1968-1971, т. 1-6.

5.Иванов А.И. Каталог птиц. Л., Наука, 1976.

6. Колбовский Е.Ю. Изучаем малые реки. Экскурсии в природу. Ярославль. Академия развития. 2004.

7. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1991.

8. Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора: Определитель. Пособие для учителей. М., Просвещение, 2002. 

Список  литературы для детей и родителей:

1.Акимушкин И.И. Мир животных. М., Молодая гвардия, 1971-1975, кн. 1-5.

2.Александров Б.А. В стране зеленой. М., Просвещение, 1989.

3.Араджи Ц.И. Загадки пресной воды. М., Знание, 1973.                                                              4. Балбышев И.Н. Родная природа. Л., Лениздат, 1975.

5. Водяницкий В.А. Записи натуралиста. М., Наука, 1986.

6.Дмитртев Ю.П. Путешествие на всю жизнь. Рассказы о животных. М., Молодая гвардия, 1998.                                                                                            

7.Прокофьев О.Н. Удивительное рядом. М., Просвещение, 1996.

8.Запартович Б.Б., Криворученко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе.  М., Педагогика, 1976.

9.Хлатин С.А. Я иду по лесу. М., Лесная промышленность, 1989.

10.Энциклопедический словарь юного натуралиста. М., Педагогика, 1981.

Приложение

Мониторинг образовательного уровня воспитанников.

Подготовительный уровень

Начальный уровень

Уровень освоения

Уровень усовершенствования

I

II

III

IV

1.«Мотивация к знаниям» (анкетирование)

Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный.

Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса.

Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно Устойчивая мотивация. Ведущий мотив: добиться высоких результатов.

Четко выраженные потребности. Стремление изучить предмет глубоко, как будущую профессию.

 

I

II

III

IV

2.«Творческая активность» (наблюдение)

Интерес к творчеству и инициативу не проявляет. Отказывается от поручений и заданий. Производит операции по данному плану. Нет навыков самостоятельного решения проблем.

Социализация в коллективе. Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний. Добросовестно выполняет поручения, задания. Проблемы решает, но при помощи педагога.

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.

Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко и быстро увлекается творческим делом. Оригинальное мышление, богатое воображение. Способен к рождению новых идей.

I

II

III

IV

3.«Достижения» (результаты работы)

Пассивное участие в делах творческого объединения.

Пассивное участие в делах творческого объединения, учреждения.

Результаты на уровне учреждения, города (района).

Значительные

Результаты на уровне города (района), республики, России.

I

II

III

IV

Результаты мониторинга образовательного уровня воспитанника.

Ф.И. обучающегося.

Творческое объединение: экологический кружок «Родничок».

Сроки

уровни

Выводы

мотивации к знаниям

творческой активности

достижений

октябрь

январь

май

Общие выводы:

Карта отслеживания индивидуального маршрута.

Дата

Вид деятельности

Результат

Примечание

Карта достижений.

Дата

Где участвовали

Результат

Примечание

Анкета.

Ф.И.О.

Дата рождения.

Адрес.

Т.:

Родители.

Кл. руководитель.

Т.:

Место учебы.

Любимые предметы.

Любимые занятия в свободное время.

В каких кружках занимались ранее?

В каких кружках занимаетесь сейчас?

Есть ли у Вас какие-либо успехи, в каком виде деятельности?

Чему хотели бы научиться в жизни?

Что Вы ожидаете от занятий в экологическом кружке?

Кем бы Вы хотели бы стать? Если еще не выбрали будущую профессию, то в какой отрасли хотелось бы Вам работать?

Как Вы предпочитаете работать: самостоятельно, в группе или вдвоем?

Есть ли у Вас кумир (человек, который для Вас является жизненным примером)?

Эффективность и результаты.

Участие обучающегося в районных мероприятиях

Дата

Наименование мероприятия

Ф.И. участника

Результат

Основание

 

Участие обучающегося в республиканских мероприятиях

Дата

Наименование мероприятия

Ф.И. участника

Результат

Основание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...

Рабочая программа дополнительного образования "Музыка вокруг нас"

Рабочая программа дополнительного образования "Музыка вокруг нас"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Физика вокруг нас»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования«Физика вокруг нас»с использованием комплекта учебного оборудования по физике в рамках создания и функционирования центра образования естественн...