Презентация по экологии 9 класс "Экологическое сознание"
презентация к уроку по экологии (9 класс) по теме

Садовская Дина Ивановна

 

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 30._ekologicheskoe_soznanie.ppt305 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическое сознание Составила: Учитель биологии и экологии МБОУ «Патракеевская ООШ» Садовская Дина Ивановна

Слайд 2

«Научно-техническая революция... посулив золотые горы и дав многое из того, чем мы ныне гордимся, породила иные, ранее неведомые проблемы. Решить их на путях, проторенных уже, не представляется возможным».

Слайд 3

Еще древние мудрецы говорили: "Познай себя и ты познаешь весь мир!" Но каждый раз, сталкиваясь с какой-то проблемой, люди начинают вначале искать ее решение во внешнем мире, пытаясь изменить его, и лишь потом, убедившись в неперспективности такого одностороннего подхода, обращают взгляд внутрь самих себя.

Слайд 4

Решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время антропоцентического (от греч. anthrхpos человек + kentron центр) общественного экологического сознания , ставящего во главу угла человека и его интересы в ущерб интересам окружающей его природы.

Слайд 5

Экологическое сознание - совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек - природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Слайд 6

Характеристика ЭС: 1) Психологическая "противопоставленность включенность". Человек мыслится как стоящий вне и над природой или же как составная часть Природы.

Слайд 7

Характеристика ЭС: 2) "Объектное субъектное" восприятие природы. Человек воспринимает природу как лишенный всякой самоценности объект воздействия или же как равноправный субъект взаимодействия.

Слайд 8

Характеристика ЭС: 3) "Прагматический непрагматический" характер взаимодействия. Взаимодействие с природой служит для удовлетворения только прагматических (пищевых, технологических и т.п.) потребностей человека, когда она воспринимается лишь как материальная ценность, или также для удовлетворения его непрагматических, духовных потребностей, когда такое взаимодействие становится самоценным .

Слайд 9

Экологическое сознание в развитии: Архаическая эпоха: «Человек часть Природы» Первобытный человек максимально зависел от природы: она постоянно "присутствовала" в каждой его мысли, в каждом его действии. Вопрос взаимоотношений с окружающей природой был вопросом физического выживания человеческого рода. Образ жизни не позволял ни встать над ней, ни игнорировать ее.

Слайд 10

В процессе развития человеческого общества, формирования сознания и появления определенной физической независимости от природы исходное психологическое единство с ней начинает разрушаться. Она все больше и больше воспринимается как нечто существующее вне человека, независимо от человека и противопоставленное человеку. Это отчуждение от природы проходило несколько этапов.

Слайд 11

Экологическое сознание в развитии: Античная эпоха: «Боги - творцы Природы» Поскольку и человек, и природа созданы богами, возникает своеобразное "равенство в отчужденности": человек и природа равны перед богами, но отчуждены друг от друга. Иными словами, складывается психологическая противопоставленность человека и природы

Слайд 12

Дополнительным фактором, увеличивающим противопоставленность человека и мира природы, стало то, что в эпоху античности началось научное осмысление природы. Природа стала объектом изучения, и хотя она при этом не лишалась "души" (например, Аристотель даже звезды считал одушевленными), но душа у нее менее "качественная", чем человеческая.

Слайд 13

Экологическое сознание в развитии: Средневековая эпоха: «Бог – Человек – Природа» Для средневекового сознания идеологическим стержнем которого было христианство, характерна жестко иерархизированная картина мира, вся поставленная под знак Бога. Противопоставленность человека и мира природы Объектное восприятие мира природы.

Слайд 14

Поставив человека на вершину пирамиды земного мира, христианство кардинально меняет характер восприятия природных объектов. Главное отличие человека, созданного "по образу и подобию" божьему, от всего природного наличие у него нематериальной божественной души

Слайд 15

Если античность, сделав природу объектом научного изучения, оставляла природным объектам "право" на душу, то христианство их этого полностью лишило. Вместе с ней природные объекты лишаются и своей самоценности: они представляют интерес только в той мере, в какой могут служить человеку и быть полезными ему.

Слайд 16

Экологическое сознание в развитии: Новое время: «Человек – царь природы» Отчуждение от природы, освященное наукой. Его исходным пунктом являлось представление о человеке-субъекте и мире-объекте, которым человек манипулирует. Полная психологическая противопоставленность человека и мира природы Объектное восприятие мира природы.

Слайд 17

Наука впитала в себя по наследству религиозное представление о богоизбранности человека, в ходе своего развития избавившись от идеи самого бога за ненадобностью. Последний шаг в формировании отчужденности от природы был сделан: она признана лишенным всякой самостоятельной ценности объектом манипуляций во имя научного знания и прогресса.

Слайд 18

Последствия: Экологический кризис

Слайд 19

Экологическое сознание в развитии: Новое экологическое сознание: Идеи единства, взаимосвязи человека и природы (учение о ноосфере В.И.Вернадского)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока экологии "Глобальные экологические проблемы"

в презентации освещены глобальные экологические проблемы...

Презентация по экологии 9 класс "Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Презентация на тему "Формирование основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.      НЕ случайно экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества...

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.

В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...

Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность

статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...

Экологическая игра как средство формирования основ экологического сознания.

Экологическая культура – одна из острейших проблем современности. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – ми...