Рабочая программа кружка по экологии "Тропой леопарда"
рабочая программа по экологии (6 класс) по теме

Лега Галина Михайловна

 

 

Краткая аннотация программы.

 

Рабочая программа кружка по экологии  (2 часа в неделю/68ч всего) составлена  с учётом методических рекомендаций по оформлению Государственного образовательного учреждения  « Приморский институт переподготовки и повышения квалификации и развития работников образования».

Программа предназначена для учащихся 5–6 классов общеобразовательной средней школы.

 

Структурные компоненты программы.

Программа состоит из одной части, и включает в себя раздел: природа места обитания дальневосточного леопарда.

 

Цель курса. 

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры учащихся.

 

Где можно использовать программу кружка.

Во внеурочной деятельности, на факультативах, индивидуальных занятиях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_tropoy_leoparda_.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                           

                     

                                   Экологический кружок

                                 

                                  «Тропой   леопарда»

                                                       

                                   Педагог дополнительного образования

                               

                                Лега Галина Михайловна

 

 

Реквизиты.

Лега Галина Михайловна, учитель биологии в МОУ Раздольненская сош№3, имеет высшую квалификационную категорию.

Краткая аннотация программы.

Рабочая программа кружка по экологии  (2 часа в неделю/68ч всего) составлена  с учётом методических рекомендаций по оформлению Государственного образовательного учреждения  « Приморский институт переподготовки и повышения квалификации и развития работников образования».

Программа предназначена для учащихся 5–6 классов общеобразовательной средней школы.

Структурные компоненты программы.

Программа состоит из одной части, и включает в себя раздел: природа места обитания дальневосточного леопарда.

Цель курса.  

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры учащихся.

Где можно использовать программу кружка.

Во внеурочной деятельности, на факультативах, индивидуальных занятиях.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.

4


Концепция (основная идея) программы.

4


Главная цель, задачи кружка.

6


Ведущие теоретические идеи и технологии, на которых базируется данная программа.

7

Краткое пояснение логики структуры

программы и особенностей организации учебного процесса по курсу.

7

Система оценки достижений учащихся. Этапы педагогического контроля.

8


Уровни усвоения учебного материала.

8


Формы подведения итогов реализации программы.

9


Содержание программы.

9


Календарно – тематическое планирование.


10

Литература (информационная, практика внеклассная работа, справочники, Интернет-ресурсы).

11


Пояснительная записка.

Концепция (основная идея) программы.

           Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.           Цель  экологического кружка  - научить детей  любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!

        Воспитание экологической культуры у современных школьников

- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить с окружающим их миром. Основная идея заключается в том, что эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с природной и социальной окружающей средой.  В основе экологического воспитания лежит следующая система: ценности – отношение – поведение – ответственность.     Таким образом,  экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры учащихся есть не что иное, как результат воспитания. Основной акцент программы построен на тех сторонах личности, которые не получают должного развития в процессе обучения на уроке (практическое участие в созидательной деятельности экологического характера, экскурсиях, удовлетворение потребности детей 5 – 6 классов в игре, конкурсах, исследовательских работах, разработок проектов).

      Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину,  счастливого, умеющего делать счастливыми других.

      На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

        Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность. Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе, в Интернет-ресурсах.

Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (различные игры, викторины, турниры, где проявляется взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д. р.).

При защите  исследовательской работы (проекта) учащиеся знакомятся  с современными  ИКТ: учатся делать компьютерные презентации, пользуются Интернет-ресурсами.

Результаты исследовательской работы,  успешность выполнения творческой работы  -     результат  совместной деятельности ребёнка и его руководителя. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока. Как важно на первом этапе заинтересовать будущего исследователя, заставить  его поверить в свои силы, а в дальнейшем  убедить всех в одарённости ребёнка.    Дети одарены с рождения, просто не всегда мы видим этот дар, а возможно, не каждый ребёнок перед нами раскрывается.    

        В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность.

        Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно  полезной работе относится изготовление оборудования  для  проведения уроков биологии, выполнение проектов, по изучению природы родного края, проведение природоохранных акций. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых  на  занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у  учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от  интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. Часть  вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными  итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.  

Режим занятий: всего 70 часов -  часовые занятия два раза в неделю.  Занятия осуществляются как в кабинете биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же  в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов  природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния  окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их.

    Программа является комплексной, практико-ориентированной, дифференцированной, разноуровневой, рассчитанной на возраст детей от 11 до 13 лет.

           

 Главная цель кружка:

формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности. 

Задачи:

  1. Воспитание экологически грамотного человека.
  2. Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.
  3. Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».          
  4. Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.
  5. Научить учащихся пользоваться научной литературой, Интрнет-ресурсами.
  6. Научить любить природу, правильно её использовать.

Изучать растительный и животный мир родного края.

  1. Изготовление поделок из природного материала.
  2. Выполнение учебно-исследовательских работ во время экскурсий.
  3. Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на один учебный год, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками экологического кружка (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов).

Ведущие теоретические идеи и технологии,на которых базируется данная программа.

Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей, посещающих кружок. Это немаловажно, так как дети 11 – 13 лет переживают важный этап – вхождение в возраст между детством и отрочеством (младший подростковый возраст). Необходимо знать особенности младших подростков (физиологические, внутренние, биологические изменения). Для того чтобы выбрать наиболее доступные, проблемы и методы обучения, отслеживая гигиену учебного труда при организации занятий кружка. А именно: смена видов деятельности, паузы-минутки, учёт утомляемости в течение занятий и др.

Для успешного обучения необходимо знать:

  1. Психологический статус ребёнка этого возраста.
  2. Значение побудительных методов для саморазвития учащихся. Анализ через синтез – вот путь развития мышления школьников данного возраста.
  3. Ребёнку необходимо освоить новый  для него вид интеллектуальной деятельности:

- выявление отличий и сходства различных объектов;

- комбинация информации по разным признакам;

-способы постановки вопросов – однозначных  и многозначных;

- альтернативные объяснения фактов и явлений.

Всё это можно осуществить через педагогические технологии коллективного обучения, совместную проектную деятельность.

Краткое пояснение логики структуры

программы и особенностей организации учебного процесса по курсу.

Программа продолжает логическую цепь, начатую в 1-4 классах курсом «Человек и окружающий мир». От осознания себя в мире и обществе сверстников, ребёнок постоянно движется к осознанию своих связей со многими науками как предметами изучения, так с инструментами собственных исследований и реально ощущает взаимосвязанность всего в мире. Учащиеся последовательно проходят следующие стадии отношение – интерес – изучение – знание – поведение (действие). Так как основой любого занятия служат эмоции, чувства, взаимосвязи, то конечной целью программы, без сомнения является формирование «возрастного пласта» экологической культуры, который предусматривает также разнообразные знания и умения.

Система оценки достижений учащихся.

Этапы педагогического контроля.

№ п\п

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма подведения итогов

Сроки

1

Умение выполнять практические работы.

Экскурсии, проекты

В течение года

2

Навыки поведения в природе

Составление правил

Во время экскурсий

3

Умение раскрывать экологические понятия


Тестирование

По итогам изучения темы

4

Знания редких и исчезающих видов животных и растений

Викторина

В течение года

5

Знание терминов, понятий.

Самостоятельная работа

По мере необходимости

Уровни усвоения учебного материала.

                                           

Учащиеся должны иметь представление о понятиях:

  1. экология, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения.  

Учащиеся должны знать:

  1. правила поведения в природе;
  2. основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
  3. глобальные экологические проблемы;
  4. съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
  5. особенности растительного и животного мира Надеждинского района;
  6. редкие и охраняемые растения и животные родного края, занесённые в Красную Книгу;

Учащиеся должны уметь:

  1. оценивать экологическую ситуацию;
  2. ориентироваться на местности;
  3. выполнять правила поведения в природе;
  4. ухаживать за комнатными растениями;
  5. наблюдать за погодой, явлениями природы;
  6. участвовать в природоохранных акциях;
  7. изготовлять поделки из природных материалов;
  8. работать с научной литературой, Интернет-ресурсами;
  9. выполнять учебные проекты, презентации;
  10. самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Формы подведения итогов реализации программы:

  1. выставки поделок из природных материалов;
  2. фотовыставки;
  3. защита проектов;
  4. соревнования, турниры, конкурсы;
  5. демонстрация презентаций, экологических представлений;
  6. участие в районных конкурсах.

Содержание программы.

Введение (2ч)

Понятие «Экология», «Охрана природы», «Экологическая ситуация», «Экологические проблемы». Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов.  Глобальные экологические проблемы. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие  биологическую продукцию. Предмет, методы исследования науки по изучению окружающей природной среды.

 «Экология мест обитания ДВ леопарда » (66ч)

Особенности природы своей местности. Видовое разнообразие растительного и животного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Охраняемые виды растений и животных, отдельные объекты и территории. Особенности рельефа. Проведение викторин, фотовыставок, конкурсов рисунков, составление кроссвордов, организация лекторских групп, участие в  «Фестивале леопарда».

Экскурсии.

  1. Экскурсия в лес (сбор природного материала для поделок).

Календарно – тематическое планирование экологического кружка.

Темы занятий

Теория

Практика

Всего

Инструктаж по технике безопасности.

Вводное занятие, знакомство с программой кружка.

2

2

«Экология мест обитания леопарда»

Особенности природы своей местности.

Экскурсия. Сбор природного материала.


      2




3



5

История заповедника «Кедровая падь»

2

2

Дальневосточный леопард. Подготовка к

«Фестивалю леопарда» в Надеждинске.

4


4


8

Видовое разнообразие растительного и животного мира заповедника «Кедровая падь». Подготовка рефератов.

Выступления в 1-4х классах.

2


4




4


10

Охраняемые территории в ареале леопарда

2

2

Дети леопарда

2

2

ДВ леопард - современное состояние.

Где и сколько?

4

4

Подготовка и выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

4

4

Леопард и человек

2

2

Снег и огонь в жизни леопарда

Причины пожаров. Как бороться с лесными пожарами.

2


2


4

Оформление экологического альбома  «Редкие виды животных и растений Приморья».

4

4

Сохраним леопарда вместе.

Экологическая викторина в  6 кл.

Экологическая викторина в 1-4 кл.

2


2

8


12


Фотовыставка «Моя малая Родина».

1

1

Составление  кроссвордов «Животные и растения Приморья».

2

2

Экологический турнир.

2

2

Обобщающая творческая игра «Я знаток природы родного края».

2

2


Итого:



35


70

                                                 ЛИТЕРАТУРА.

Информационная.

  1. Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
  2. А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2006.
  3.  Автор: Н. Л. Галеева Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. Интегрирующий курс для общеобразовательной школы. 5 класс. Мой мир - мой дом. Методическое пособие для учителя Издательство: Тайдекс Ко, 2002г.
  4. Крикунов, Е.А.  Экология (Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин.  - М.: Дрофа, 1995.
  5. Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). -  М.: Устойчивый мир, 2000г.

Практика, внеклассная работа.

  1. Балабанова, В.В., Максимцева, Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни (Текст) -  Волгоград: Учитель, 2001.
  2. От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП  «Гриф и К», 2006.
  3. Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева.  - М.: АО МДС, 1996.
  4. Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 2005.

Литература для учащихся.

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о  животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
  2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
  3. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
  4. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи.  Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
  5. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе

Программа рассчитана на 33 учебных часа....

рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»  для 2-4 классов...


 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Замечательная программа!