Проектно – исследовательская деятельность учащихся в экологическом воспитании
статья по экологии по теме

 

         Задача современного учителя соединить воедино  два понятия  "Экология" и "Воспитание" в учебно - воспитательном процессе, в учебном занятии и во внеурочной деятельности, так как школа сегодня  ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно – исследовательская деятельность учащихся в экологическом воспитании

Учитель биологии и экологии:

Зайцева Людмила Станиславовна

         Экология (от греческого olkos – дом, жилище, местопребывание и logos – слово, учение) – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

  Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки её к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением.

        Задача современного учителя соединить воедино эти два понятия в учебно - воспитательном процессе, в учебном занятии и во внеурочной деятельности, так как школа сегодня  ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка.

          В ходе проектно - исследовательской деятельности на уроках  и во внеурочной деятельности осуществляется систематизация и расширение представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание у них любви к своей Родине. Идёт формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. При этом обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся познавательных процессов: сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти, внимания; а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Главным в этой работе является предоставление ведущей роли самостоятельной активности учащихся, поиск новых путей в обучении, связанных с возможностью применения учащимися личного опыта при овладении новыми знаниями, которые способствуют переводу познавательной деятельности учащихся на более высокий уровень – исследовательский. Поэтому основным методом работы на уроках и во внеурочной деятельности  стал исследовательский метод как один из методов развития способностей учащихся и их умения самостоятельно организовывать процесс получения знаний.

        Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства.

Формирование начальных основ экологической культуры у  школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

              В работе своей школы мы используем следующие формы работы по экологическому воспитанию:

- походы

-экскурсии

-урочная деятельность

- проектно-исследовательская работа

- внеурочная работа

- кружки

- опытническая деятельность пришкольного участка

Огромную роль играет проектно-исследовательская деятельность. Учебное исследование  школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы:

1. Актуализация проблемы.

Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2. Определение сферы исследования.

Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

3. Выбор темы исследования.

 Цель: обозначить границы исследования.

4. Выработка гипотезы.

Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

5. Выявление и систематизация подходов к решению.

 Цель: выбрать методы исследования.

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

Цель: зафиксировать полученные знания.

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

9. Подготовка отчета.

Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10. Доклад.

Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11. Обсуждение итогов завершенной работы.

 

                Проектно – исследовательская  деятельность в школе охватывает все ступени.

                В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время.

           В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

          Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их  исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.

            Темы, которые мы используем в своей работе носят экологическую направленность. Я всегда помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования.

     При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие интеллектуальных способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с тремя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Третий – нравственное воспитание, в данном случае экологическое. Все  эти результаты хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников, получают право на участие в  научно-практических конференциях.

   

     Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....

Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)

Тьюторское сопровождение проектно-исследовательскойдеятельности  учащихся по физике (внеурочная деятельность)...

Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Программируем в среде Scratch"

В данной статье представлен опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности....

Проектно - исследовательская работа – как способ экологического воспитания школьников

В статье автор делится своим опытом ведения проектно – исследовательской работы со школьниками, методах привлечения внимания людей к охране ландшафтов родного края....

Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа  педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...