Занятие по экологии "Воздух,воздух ты могуч..."
план-конспект занятия по экологии на тему

Сатканова Азалия Муртазаевна

Занятие для младших школьников,по формированию экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozdukh.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

  • Познакомить детей с основными свойствами воздуха.
  • Рассказать о некоторых традициях и обычаях, связанных с воздухом, воздушными стихиями.
  • Обратить внимание детей на значение воздуха в нашей жизни.
  • Объяснить, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.
  • Развивать речь, внимание, любознательность.
  • Развивать экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к природе.
  • Опытническим путём закрепить знания детей о воздухе и его свойствах.

Развивающая среда : картины с изображением леса, заводов; сосуды с водой, стаканчики с водой и соломинками на каждого ребёнка; свистульки, бутылки, различные духовые инструменты,

Ход занятия

  1. Сообщение и темы и цели занятия.(2 мин.)
  2. Вступительное слово воспитателя: «Воздух и его значение».

         Показ слайдов «Загрязнение воздуха в Астраханской

         Области» (8 мин.)                                      

  1. Сюрпризный момент- появление Незнайки.(1-2 мин.)
  2. Опыты «Воздух и его свойства».(6-7 мин.)
  3. Появление Бога воздушных стихий и ветра – Стрибога.(6 мин.)

А) Разминка  с элементами народного творчества, исполнение народной заклички «Весенний Стрибог»      

    Б)История создания духовых музыкальных инсрументов.                          

     6. Подведение итогов занятия.(2 мин.)

В: Здравствуйте ребята. Прежде, чем начать наше сегодняшнее занятие, я хочу прочитать вам стихотворение, и тогда  вы поймете, о чем мы будем говорить.

Воздух

Он прозрачный невидимка,              Летом он бывает теплым,

Легкий и бесцветный газ.                  Веет холодом зимой,

Невесомою косынкой,                        Когда иней красит стекла

Он окутывает нас.                               И лежит на них каймой,

Он в лесу густой, душистый,              Мы его не замечаем,

Как целительный настой,                   Мы о нем не говорим.

Пахнет свежестью смолистой,           Просто мы его вдыхаем -

Пахнет дубом и сосной.                      Ведь он нам необходим.

   И так сразу стало ясно, что мы будем говорить о ВОЗДУХЕ. Вы все прекрасно знаете, что есть воздух, но, наверное, никто не задумывался о его роли в жизни человека, о том какой он, этот воздух, и какими свойствами обладает.

Цель нашего занятия: узнать о значении воздуха в жизни всего живого на Земле, познакомиться с некоторыми традициями и обычаями древних народов, связанных с воздухом, изучить основные свойства и особенности воздуха.

  В первых строчках стихотворения было сказано, что воздух мы называем – невидимкой. А почему мы не видим воздух?  (Выслушивает ответы детей.) Воздух – прозрачный, значит через него все видно.

А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате. (Стекла в окне, стенки аквариума, стенки графина, стакана). Ребята, посмотрите на этих рыбок, они живут в воде. И если их лишить воды, то они погибнут. Также и мы с вами, не можем без воздуха. Вот давайте с вами попробуем задержать дыхание на какое-то время. Что происходит? Мы начинаем задыхаться, возникает необходимость вдохнуть.

Давайте вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Что мы с вами вдыхаем и выдыхаем? ( Ответы детей).

А какой воздух необходим нам? (Ответы детей).

Всем существам на Земле необходим чистый воздух, т.е. с большим количеством кислорода. А сейчас, в современном мире, воздух сильно загрязняется. Трубы заводов выпускают в воздух целые реки вредных газов, из выхлопных труб автомобилей тоже вырываются струи различных газов.

Только на территории Астраханской области, т.е. места  где мы с вами проживаем, находится огромное количество заводов, загрязняющих окружающую среду, воздух.(демонстрация слайдов с фотографиями заводов  Астраханской области).

В это время появляется Незнайка.(звучит отрывок песни из М/ф «Незнайка».)

   Н: Привет, малыши! Что это вы тут собрались? Почему меня – знаменитого НЕЗНАЙКУ – не позвали? Я ведь столько всего знаю, даже представить трудно.

   В: Ну, здравствуй Незнайка, проходи к нам, будешь дорогим гостем, а заодно поговоришь с нами о ВОЗДУХЕ.

   Н: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух, а вы ребята?

   В: Погоди Незнайка! Мы тоже воздух не видели, но знаем, что он всегда вокруг нас.

   Н: А я вам не верю! Вы мне докажите, что этот самый воздух вот сейчас есть в этой комнате.

  В: (Обращается к детям): Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все таки есть. Давайте пройдем в нашу лабораторию и с помощью опытов докажем Незнайке, что воздух есть.

ОПЫТЫ

  В: Берет в руки стакан. Ребята как вы считаете этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли что нибудь в нем?  (Показывает стакан ребятам, выслушивает ответы.)

  Н: Ну, что вы пристали к нам со своим стаканом! Каждому ясно, что в нем ничего нет. Давайте туда что- нибудь положим или нальем.                                                                                                         В: Говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас посмотрим и проверим. (На столе каждого ребенка банка с водой и стаканчики. В: предлагает повторить это действие.)  

Опыт 1.

  В: Переворачивает стакан вверх дном и медленно отпускает его в банку с водой (стакан надо держать очень прямо). Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает это с ребятами. Делаем вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2.

  В: Предлагает снова отпустить стакан в банку с водой, но теперь держать его не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? (Дети отвечают.) Видим пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, а его место заняла вода. А почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет? (Потому что воздух – прозрачный, невидимый.) Воспитатель спрашивает Незнайку, убедился ли тот в существовании воздуха?

  Н: Эка невидаль, воздух! Я может и раньше знал что он есть, просто хотел вас подразнить. Я вот тоже вспомнил, как можно воздух увидеть. Теперь я буду всем руководить.           ( Берем стакан с водой и опускаем в него соломинку.)   Давайте дуйте в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды! А я ещё придумал! Я так люблю пускать мыльные пузыри, они такие разноцветные и летают!

  В: Мне кажется все ребята любят пускать мыльные пузыри. А что находится у них внутри, как ты думаешь Незнайка?

  Н: Каждому ясно – мыло!

  В: Ребята, неужели вы тоже так думаете? А что было бы, если внутри пузырей было мыло? ( Выслушивает ответы детей).

  Н: Ребята теперь я убедился, что воздух везде вокруг нас.

  В: Ребята вам удалось увидеть и поймать воздух – невидимку. Предлагаю еще и услышать его. Как можно это сделать?

Опыт 3

  В: Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте сбоку в горлышко. Что слышите? (Звук). А где используется такое явление, в каких предметах? (музыкальные инструменты, свистки, свистульки).

(Раздается звук дующего ветра.) Появляется Стрибог.

  С : Здравствуйте ребята! Ветерок принес мне весть, что вы говорите о воздухе. Не смог я устоять, решил послушать вас, да немного рассказать о себе.

  В: Проходите уважаемый старец, присаживайтесь. Расскажите деткам нашим немного о себе.

  С: Я Бог Стрибог, Бог воздушных стихий и ветра. Во времена, когда на Древней Руси существовало язычество, т.е. вера в культы великих богов, которых было несколько, одним из таких богов был Я. Люди преклонялись передо мной, приносили дары. Просили о дождевых тучах, о скором приходе тепла и весны. Давайте ребятки споем одну из песен-закличек, которую пели во время прихода весны. Она так и называется «Весенний Стрибог»

Весна, весна красная!

Приди, Весна, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Весна красна!

На чём пришла,

На чём приехала?

На сошочке, на бороночке?

На поле расстилали новый холст, клали на него круглый пирог, обращались на восток со словами: «Вот тебе, матушка Весна

  Воспитатель показывает детям свистки и свистульки в народном стиле. Откуда берется свист? Чем отличается свистки и свистульки? (Свистульки делаются как игрушки, украшаются и разрисовываются). В стародавние времена дети делали свистульки сами или под руководством взрослого, знающего технологию лепки и росписи таких игрушек. Свистульки делали из глины и расписывали. А потом дети выходили на улицу и хвастались друг перед другом, у кого самая громкая, голосистая и расписная.

Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожжит и получается звук, в отличие от свиста, музыкальный.

Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются, и царит вечное безмолвие.

ВЫВОД: Когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают там, где есть воздух. Некоторые музыкальные инструменты играют только тогда, когда в них вдувают воздух. Поэтому они называются – духовые (саксофон, дудка, труба, волынка, флейта, губная гармошка и т.д.)

  В: Итак,ребята давайте подведём итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня? Какую роль играет воздух в жизни людей? Как относились к воздуху и его стихиям в древние времена? (Ответы детей )

Сегодня на нашем занятии, мы убедились, что без воздуха не проживёт ни одно существо на Земле, он необходим каждому. И хоть мы его не видим, воздух окружает нас повсюду. Необходимо бережно относиться к воздуху, не загрязнять его.

Ведь даже в стародавние времена, люди преклонялись перед воздушными стихиями, связывали с ними много традиций и обрядов. Благодаря воздуху мы слышим друг друга, общаемся. Без воздуха, жизнь на Земле не возможна!                                                                  

   

   САМОАНАЛИЗ экологического  занятия :»Воздух, воздух ты могуч…»    

Мое занятие относится к обобщающе - развивающему типу. Т. к. выбранным направлением является экологическое воспитание детей, то поставленная цель занятия соответствует возрасту и уровню развития воспитанников.

Мною применялись такие способы обучения, как беседа, направленная на обобщение и усвоение нового материала. Для активизации деятельности детей, была создана проблемная ситуация , в виде сказочного персонажа Незнайки, и в течении всего занятия, совместно с детьми, эта ситуация разрешалась.

Использовался сюрпризный момент, персонаж из культуры народов Древней Руси, Бог воздушных стихий – Стрибог. Сюрпризный момент привел воспитанников в восторг, поднял их эмоциональное состояние.

Опираясь на то, что основным направлением деятельности нашего Центра является «Воспитание на традициях народной культуры», я включила в занятие элемент народного творчества, песню – закличку, обращенную к богу Стрибогу.

Также применялось практическое сотрудничество с воспитанниками, в виде проведения опытов. Данный способ, использую на своих занятиях постоянно.

Для усвоения нового материала использовалась наглядность (выставка рисунков, плакаты, пословицы) и демонстрация слайдов об экологии Астраханской области.

Применялся индивидуальный подход к каждому воспитаннику, учитывая коммуникативные и интеллектуальные возможности детей.

Старалась на протяжении всего занятия поддерживать благоприятную психологическую атмосферу.

В результате подведения итога, мною было выявлено, что дети оценили значение воздуха в жизни всего живого на Земле, закрепили знания о нем и приобрели опыт экологической культуры и бережного отношения к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН

Данный урок проводится либо в конце первой четверти, либо после изучения темы "Карты", "Горные породы", "Координаты"....

Вечер-конкурс по русскому языку "О, великий, могучий..".

Внеклассное мероприятие по русскому языку для среднего класса....

Презентация. "О, великий, могучий...".

Готовая презентация к внеклассному меропритию по русскому языку для среднео звена....

"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН

Данный урок включает обобщение по теме :"Карта, полезные ископаемые, путешественники....

внекласнное мероприятие по русскому языку "Великий могучий русский язык"

разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 класса. игровые задания, ребусы, загадки...

План - конспект урока "Могучее царство Фредерика Шопена"

Представлен план - конспект урока о творчестве польского композитора Ф. Шопена, проникновение в поэтический музыкальный язык, содержание произведений этого гениального польского композитора.Какие «веч...

Внеклассное мероприятие "О великий и могучий русский язык!"

Цель :                    развивать интерес  к урокам русского    языка,  воспитать уважение к родному языку, ...