Авторская программа "Экология Алтайского края"
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему

Горовая Светлана Николаевна

Предлагаемая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии. Реализация этой программы возможна за компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта.

     В настоящее время биологическое образование вынуждено  приспосабливаться к изменениям, которые переживает вся система образования в связи с его модернизацией. В самой концепции модернизации образования не предусмотрены изменения в содержании экологической направленности курса биологии. Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и в том, чтобы способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ekologiya_altayskogo_kraya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Экология

Алтайского края

Программа курса

5 класс

     ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

                                                ( 5 класс)

           Введение

Предлагаемая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии. Реализация этой программы возможна за компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта.

     В настоящее время биологическое образование вынуждено  приспосабливаться к изменениям, которые переживает вся система образования в связи с его модернизацией. В самой концепции модернизации образования не предусмотрены изменения в содержании экологической направленности курса биологии. Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и в том, чтобы способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. В последние годы на Алтае несколько повысилось внимание к вопросам экологического образования и воспитания школьников на уроках, во внеклассной работе и в ходе трудовой практики, однако этого недостаточно. Вот почему давно назрела необходимость планомерной и систематической работы школы в данном направлении. Актуальность ее связана с все более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью общества и состоянием  окружающей среды.

    Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди  множества инновационных методик «свою», по - новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт.

    Содержание данного курса позволяет познакомить учащихся с экологическими проблемами родного края, города и, в частности, своего микрорайона, а также влияние экологической обстановки края на здоровье жителей с привлечением их к практической деятельности по охране природы.

    Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения биологии, экологии и способствовать формированию чувства патриотизма,   пониманию общечеловеческих и личных ценностей и потребностей, пониманию единства общества и природы.

     Курс рассчитан на 34 часа,1 час в неделю, состоит из теоретической и практической частей. Где предусмотрены лабораторные и практические работы, формирующие умения наблюдать - это важнейший навык в биологии и экологии. При этом, опираясь на то, что учащиеся уже научились наблюдать в начальной школе (например, смену сезонных явлений).

    Предлагаемая программа, предназначенная для изучения экологии своего региона в 5 классах основной школы при условии изучения биологии и экологии по программам под редакцией И.Н.Пономаревой и др. авторов, последовательность реализации программ по экологии будет следующей.

   Класс

          Раздел биологии

Программы по экологии

       5

Природа. Введение в биологию и экологию

Экология Алтайского края

       6

Растения

Экология растений

       7

Животные

Экология животных

       8

Человек

Экология человека. Культура здоровья (валеологическая направленность)

       9

Основы общей биологии (общие закономерности)

Биосфера и человек

 

 Хочется надеяться, что поиск в решении экологических проблем, будет более успешным у тех, кто сегодня сидит за школьными партами.

ПРОГРАММА  КУРСА

Экология Алтайского края

5 класс (34, 1 ч в неделю)

Автор С.Н.Горовая

 Пояснительная записка.

 Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в учебном курсе «Окружающий мир». Такие понятия, как «экология», «окружающая среда», «экологический фактор» и другие, где объясняются взаимоотношения организмов с окружающей их средой, о важной роли экологических знаний в жизни человека.

   От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к истории зарождения и развития экологии как науки; о взаимодействии растений с абиотическими и биотическими экологическими факторами; о многообразии взаимных связей разных живых существ; о роли человека в сохранении экологического равновесия в природе и культуре здоровья.

 Тема 1. История развития экологии как науки. (3 ч.)

    Что изучает экология. Основные этапы эволюционного пути человека. Взаимоотношения общества и природы жителей Алтая и их воздействие на природу.

 Экскурсия. Исторический отдел музея им. Бианки.

Тема 2. Абиотические и биотические факторы, влияющие на жизнь      

              растений. (10ч.)

    Особенности взаимодействия растений с окружающей средой. Свет в жизни растений. Тепло в жизни растений. Вода в жизни растений. Воздух в жизни растений. Почва в жизни растений. Животные и растения. Влияния растений друг на друга. Сезонные изменения  растений. Изменение растений в течение жизни. Жизненные формы растений своей местности. Редкие и охраняемые растения г. Бийска. Охраняемые территории.

Экскурсия. Среда обитания растительных организмов (лес, парк, луг.) Приспособления растений к сезонам года.

Практическая работа. Охраняемые территории Алтайского края и охраняемые растения г. Бийска.

Опыт. Влияние света на рост и развитие растений. Влияние воды и тепла на прорастание растений. Влияние почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков.

Лабораторная работа. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями своей местности. (По гербарным экземплярам или рисункам выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.) Способы распространения и защитные приспособления растений. (Гербарные экземпляры, коллекция плодов и семян.)

Тема 3. Условия существования животных. (10ч.)

Животные, обитающие в Алтайском крае. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Среды обитания животных. Взаимоотношения между животными. Свет как экологический фактор для животных. Приспособление животных к различным условиям влажности. Значение тепла для жизнедеятельности животных. Сезонные изменения в жизни животных. Охрана животных. Животные и человек. Редкие и охраняемые животные Алтайского края. Красная книга.

Экскурсия. Условия обитания животных. Экскурсия в краевеведческий музей им.Бианки г.Бийска.

Практическая работа. Фенологические наблюдения зимой и весной. (Учащиеся описывают изменения в поведении и внешнем облике животных.)

Тема 4. Экологическая обстановка микрорайона шк.№7

              г. Бийска.(3ч.)  

      Экологическое состояние г. Бийска. Виды и главные источники загрязнения окружающей среды г. Бийска. Пути решения экологических проблем.

Экологический мониторинг микрорайона школы. Изучение особенностей городской окружающей среды в микрорайоне (наблюдение за транспортом, городскими отходами, растительности и животного мира.)

Тема 5. Экология и здоровье человека. (8ч.)

Влияние экологических факторов на здоровье населения микрорайона школы Характеристика социальных условий проживания жителей микрорайона. Характеристика заболеваемости. Проблемы здоровьесбережения в школе.

Проектная деятельность. Состояние здоровья учащихся школы.

Мониторинг по оценке состояния здоровья детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»

Краткая аннотация к методической разработке урока-презентации проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»  Данный урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обуча...

Край, в котором я живу. (интеллектуальная игра к 75-летию Алтайского края)

2012 год – год 75-летия Алтайского края.Юбилей края не только праздник, но и возможность еще раз убедиться, что Алтай – необычное место, больше узнать о его истории, о его красоте и богатстве, о...

Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"

Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"

Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

Математические диктанты по курсу Алгебра 7 класс (под редакцией Теляковского С. А.) из опыта работы Поляковой Л. Е., учителя математики Алтайской средней школы Калманского района Алтайского края

В данной работе рассматриваются типы математических диктантов, методика их применения на уроках математики. Приведена разработка урока по теме "Построение графика квадратичной функции. Алгебра 9 класс...

Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края

Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края...