Программа внеурочной познавательной деятельности экологической направленности "Эко-рост" в условиях реализации образовательным учреждением ФГОС ООО
методическая разработка по экологии (5 класс) по теме

Коренюгина Лариса Владимировна

Программа адресована учителям естественно-научных и общественно-научных областей (биологии, географии) воспитателям  летних детских оздоровительных площадок,  лагерей. Идея программы заключается в следующем: организация внеурочной деятельности  в форме кружка для обучающихся 5 классов увлекающихся изучением природы, исследовательской и проектной деятельность с выявлением проблем экологии и путей их решения, готовых вести активную пропаганду норм и правил экологической этики. Отличительной особенностью программы внеурочной деятельности является то,  что при определении содержания программы были учтены основные требованиями ФГОС ООО к организации внеурочной деятельности и реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей родного края - Южного Урала.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_eko-rost.zip240.04 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта Программы внеурочной познавательной деятельности экологической направленности  «Эко-рост»

№ п/п

Структура ИК

Сущностные характеристики программы

1.

Тема

Программа внеурочной познавательной деятельности экологической направленности  «Эко-рост»

Развитие экологического мышления и формирования экологической культуры обучающихся в период школьного обучения

2.

Адресация программы внеурочной познавательной деятельности экологической направленности  «Эко-рост» (далее ВД «Эко-рост»)

Программа адресована учителям естественно-научных и общественно-научных областей (биологии, географии) воспитателям  летних детских оздоровительных площадок,  лагерей с целью дополнения и восполнения недостающей экологической составляющей предметного содержания урочной деятельности и удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся

3.

Составитель Программы ВД  «Эко-рост»

Коренюгина Лариса Владимировна учитель географии биологии МОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза М.Г. Русанова  с. Варны

4.

Участники программы ВД  «Эко-рост»

Активные участники проекта:

  • Учитель - презентует программу

 внеурочной познавательной деятельности экологической направленности  «Эко-рост» на общешкольном родительском собрании для родителей пятиклассников; непосредственно реализует программу внеурочной познавательной деятельности (форма занятия – кружок), координирует работу всех участников проекта; организует  исследовательскую, практическую  деятельность; совместно с учащимися определяет темы исследовательских проектов; расширяет границы взаимодействия со школьным сообществом, родителями, общественностью;

  • Обучающиеся –  участвуют  в реализации учебных проектов, связанных с

жизненной практикой, направленных на достижение конкретных улучшений состояния окружающей среды через организацию разнообразных форм деятельности:

 экскурсии, экологические акции и праздники, конкурсы, выставки творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками;

  • Родители обучающихся – осуществляют  разнообразные формы поддержки,

такие как: участие в реализации исследовательской и проектной деятельности детей, организация экскурсий, условий для участия в конкурсах разных уровней (муниципальных, зональных, областных); оказание моральной поддержки во время подготовки и проведения экологических конкурсов, защиты проектов; участие в афишировании результатов деятельности обучающихся.

  • Школьный психолог, социальный педагог

ведут диагностику эффективности деятельности по трем  направления.  Первое направление – диагностика развития личности школьника, второе направление - диагностика детского коллектива как условий развития личности школьника. Третье направление - диагностика позиции учителя, как одно из важнейших  условий развития личности ученика.

 Пассивные участники проекта:

  • МОУ СОШ Варненского муниципального района –
  • осуществляют обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками, участие в муниципальных соревнованиях в рамках областного конкурса юных экологов «Тропинка»; 
  • Отдел экологии администрации Варненского муниципального района –

информирует об экологической обстановке на территории района;

  • ГБОУ ДОД «Областной Центр дополнительного образования детей» -

/ocdod@mail.ru/- организует областной  конкурс юных экологов  «Тропинка». Цель конкурса: развития у обучающихся познавательного интереса к природе и привлечения внимания  к актуальным экологическим проблемам своего региона;

  • "Планета детей" - Челябинская региональная  общественная детская экологическая организация –

организует комплекс мероприятий по формированию и развитию экологической культуры подрастающего поколения, в том числе осуществляют обмен

опытом  по организации экологических троп  на территории Челябинской области

5.

Возраст обучающихся

Обучающиеся 5 класса (11-12 лет)

6.

Особенности программы ВД «Эко-рост»

  • По времени в ООП ОУ -  вариативный компонент;
  • По виду и направлению внеурочной

деятельности - познавательная деятельности экологической направленности;

  • По форме занятий с обучающимися - кружок;
  • По продолжительности – 34 ч., 1 ч. в неделю;
  • По форме и характеру деятельности -  

  практико-ориентированный характер учебного сотрудничества со сверстниками и учителем (работа в  группе, работа в паре);

  • По содержанию –   содержание  программы разработано  с учетом

национальных, региональных и этнокультурных особенностей родного края.  Реализация НРЭО  осуществляется в четырех направлениях: природно-климатические особенности родного края, национально-культурные и исторические

особенности края, ценностно-смысловая взаимосвязь поколений и символика края

7.

Цель программы ВД «Эко-рост»

Формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося

8.

Задачи программы ВД «Эко-рост»

  • расширять горизонты экологические знаний

умений, навыков;

  • формировать исследовательские

компетенции  в ходе выполнения простых практических работ по оценке состояния окружающей среды;

  • повышать   интерес  к изучению и

сохранению природы родного края;

  • расширять  границы взаимодействия со

школьным сообществом, родителями, общественностью

9.

Условия реализации программы ВД «Эко-рост»

           Учебный кабинет с лабораторным оборудованием (биологии, географии), наличием справочных информационных ресурсов по предметной области «Естествознание» и «Экология». Техническими средствами обучения: компьютер с выходом в Интернет, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, мультимедийный проектор, проекционный экран; мини-лаборатории; набор для оценки качества окружающей среды «ЭКО-ЗНАЙКА», школьная метеостанция            

10.

Ожидаемые продуктивные результаты

реализации программы ВД «Эко-рост»

В деятельности учителя:

  • методические разработки цикла

занятий по теме «Естественные и искусственные экосистемы   Южного Урала»; здания, вопросы по теме «Экоситемы Челябинской области»; краткий справочник «Экосистемы Челябинской области»; экологические игры;

  • дидактический материал:

блокнот «Географические основы экологии»,  Челябинской области»;

  • система оценки уровня результатов

освоения программы ВД «Эко-рост».

В деятельности обучающихся:

  • исследовательские проекты;
  • изготовление наглядных пособий;
  • экологические акции, конкурсы.

В деятельности социально- психологической службы школы:

  • разработки методологического

инструментария мониторинга развития личности ученика;

  • разработки методологического

инструментария мониторинга эффективности Программы «Эко-рост»  в воспитании и социализации обучающихся

11.

Перспективы развития программы ВД «Эко -рост»

  • Работа над проектами образовательных

программ внеурочной деятельности экологической направленности «Эко-рост» для 6-9классов, с учётом предпрофильной подготовки в 8-9 классах, осуществляемой образовательным учреждением;

  • расширять  границы совместной деятельности

с предприятиями и организациями (ЖКХ, лесное хозяйство, метеостанция), общественными организациями (Отдел по делам молодёжи администрации Варненского муниципального района)

Система оценки достижения планируемых результатов

  • стартовая диагностика;
  • текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов: промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно -      познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
  • защиты итогового индивидуального проекта.

Планируемые результаты:

  • личностные результаты - сформированность основ экологической культуры, понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека; готовность участвовать в пропаганде идей экологического просвещения населения;
  • метапредметные результаты - сформированность  экологического мышления, умений придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
  • предметные результаты – сформированность представлений взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения в урочное и во внеурочное время по физике

« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».В.А. Сухомлинский...

Программа "Развитие проектной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО"

Программа составлена как инновационная деятельность в условиях реализации ФГОС НОО, оформлена в соответствии со всеми требованиями. Расчитана на 3  года (2-4 классы)....

Рабочая программа "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"

Рабочая программа "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"...

Презентация программы "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"

Презентация программы "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями" ...

Конспекты занятий к программе "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"

Конспекты занятий к программе "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"...

Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС  ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ....

Выступление на семинаре школы-интерната «Преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности программ начального общего и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» (29. 03. 2018)

О результатах диагностические работы по русскому языку и читательской грамотности с  целью исследования готовности и адаптации учащихся 5-ых классов к обучению в основной школе....